Методы клинического исследования
Экспериментально-клиническое обоснование методов диагностики и лечения.
Задачи патофизиологии на современном этапе:
1) Разработка новых актуальных теорий
2) Создание моделей патологических процессов
Патофизиология как учебная дисциплина включает:
1) общую нозологию (этиология и патогенез, роль реактивности и резистентности, конституции, наследственности в патологии);
2) типовые патологические процессы (воспаление, опухолевый рост, лихорадка и др.);
3) частную патологию, рассматривающую типовые формы нарушений функций органов и систем, а также принципы профилактики и лечения заболеваний.
4) клиническую патофизиологию
Специфика патофизиологии, как учебной дисциплины:
1) Фундаментальность – теория медицины. Исследование существенных механизмов реализации патологических процессов на разных уровнях биологических объектов.
2) Интегративность – взаимодействие различных механизмов от клеточного до системного уровня. Формирование мышления врача
3) Эксперементальность – проверка теоретических гипотез путем создания адекватных моделей болезни. Доказательная медицина.
Основная тенденция развития патологии — переход от феноменологического подхода к молекулярно-генетическому, а также все более тесная связь с клиническими и другими медико-биологическими науками.
Роль эксперимента в развитии патофизиологии и медицины.
Основным методом патологии остается моделирование болезней человека и их отдельных проявлений на разных биологических объектах. (Метод эксперемента)
--Воспроизведение патологических изменений достигается следующими методами:
1)воздействие физических факторов внешней среды (высотная болезнь в условия гипобарии, лучевая болезнь при облучении животных -лучами);
2)воздействие химических факторов (экспериментальный рак при введении канцерогенных веществ и др.);
3)воздействие биологических факторов (модели инфекционных болезней);
4)количественные и качественные изменения питания (авитаминозы, атеросклероз);
5)оперативные вмешательства: удаление органа или его части, денервация, перевязка сосудов;
Молекулярно-генетические методы.
7)зоосоциальные методы для моделирования проявлений психических патологий (агрессивность, депрессия и др.);
8)сравнительно-эволюционный (сравнительно-патологический) метод — изучение особенностей развития идентичных патологических процессов у животных, стоящих на разных ступенях развития. Этот метод широко используется при изучении опухолевого роста, лихорадки, гипоксии;
методы клинического исследования
Сущность моделирования как главного метода патологии заключается в том, чтобы в процессе исследования модели, воспроизводящей болезнь или ее отдельные компоненты, получить необходимые знания о моделируемых болезнях. Необходимость проведения того или иного эксперимента или клинического наблюдения вытекает, как указывал С. П. Боткин, из практического опыта, так как определяется потребностями лечебного процесса.
Эксперимент в патофизиологии - целенаправленная деятельность исследователя, предпринимаемая в целях научного познания, открытия объективных закономерностей развития болезни при воздействии повреждающих факторов на организм экспериментального животного или процесс.
Экспериментальное воспроизведение болезни человека у животных позволяет решить несколько практических задач. Это позволяет выявить причинную значимость разных факторов в возникновении болезни, а также установить основные закономерности развития патологии и обосновать методы профилактики и лечения заболеваний.
2. Здоровье и болезнь – основные понятия нозологии. Переходные состояния организма между здоровьем и болезнью (предболезнь).
Состояния организма
1) Здоровье
2) Преморбидное состояние (предболезнь)
3) Болезнь
Здоровье — это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние хорошего общего физического, умственного и социального самочувствия. Способность организма полностью адаптироваться к условиям окружающей среды.
Болезнь – нарушение жизнедеятельности организма, вызванное патогенным действием факторов внешней среды и характеризуется снижением работоспособности, недостаточностью приспособляемости вследствие одновременного развития не только патологических, но и адаптационных и компенсаторных реакций, направленных на восстановление функций и структур организма.
Большой вклад в разработку теоретических проблем нозологии сделали отечественные ученные и врачи – С.П. Боткин, И.И. Мечников, И.П. Павлов, П.К. Анохин.
Периоды болезни.
1. Латентный (скрытый, доклинический) период характеризуется отсутствием какой-либо симптоматики, характерной для данного заболевания. Однако при специальном исследовании можно выявить маркеры: увеличение титра антител, свидетельствующее о реакции иммунной системы, появление в крови специфических для злокачественных опухолей белков и др. Этот период может длиться от нескольких секунд (острое отравление сильнодействующим ядом) до нескольких лет (например, при проказе).
2. Продромальный период (от греч. prodromas — предвестник) характеризуется появлением симптомов, которые не являются специфичными для болезни (головная боль, повышенная утомляемость, вариабельность пульса, незначительное повышение температуры тела, снижение трудоспособности и др.). В механизме неспецифических изменений в организме в этом периоде имеют значение активация симпатико-адреналовой системы, механизмов доиммунной защиты, интоксикация. В этом периоде включаются защитные, компенсаторные и приспособительные реакции.
3) Период разгара характеризуется появлением специфических (патогномоничных) признаков, типичных для данного заболевания.
4) Исходы болезни могут быть разными: выздоровление (полное и неполное), переход в хроническую форму и дальнейшее течение заболевания с ремиссиями и рецидивами, а также смерть. Ремиссия — это временное облегчение состояния больного вплоть до полного исчезновения симптомов заболевания. Рецидив — возврат болезни, т. е. повторение заболевания после или во время выздоровления.
Изменение свойств организма при различных состояниях.
Предболезнь — это латентный, скрытый период болезни или стадия функциональной готовности организма к развитию определенного заболевания.
Предболезнь – это состояние накопления дезадаптационных изменений в организме. Предболезнь является промежуточным состоянием между здоровьем и болезнью. На этой стадии происходит мобилизация защитных сил организма, направленных на компенсацию возможных нарушений, срыв адаптационных и компенсаторных реакций, развиваются иммунодефицитные состояния, а также могут развиться устойчивые нарушения метаболизма.
!!!Пограничные между здоровьем и болезнью состояния являются сложной проблемой, как в научно-теоретическом так и в клиническом плане. Сохранение гомеостаза при отсутствии клинических проявлений не признается клиницистами за начало болезни. Однако именно на этой начальной стадии патогенеза необходимо вмешательство врача для поддержания адаптационных возможностей организма, т.к. характеристика адаптации неудовлетворительная. Только на данной стадии болезни возможно восстановление физиологических взаимодействий, т.е. развитие патологического процесса еще имеет обратимый характер.
3. Болезнь как диалектическое единство повреждения и адаптивных реакций организма.
Организм человека в условиях постоянно действующих повреждающих факторов внешней среды следует рассматривать как динамическую систему, которая непрерывно приспосабливается к условиям окружающей среды путем изменения напряженности регуляторных систем. При развитии болезни происходят диалектические взаимодействия двух признаков – повреждения и защиты, адаптации.
1. Повреждение - изучает раздел патофизиологии «этиология» - это наука о причинах и условиях развития болезни.
2. Защита и адаптация – это патогенез.
-По мнению И. П. Павлова, всякая болезнь возникает как следствие чрезвычайных раздражителей, но в необычных условиях и в необычных количественных отношениях, под влиянием которых проявляется комплекс функциональных и структурных нарушений. Он вызывает нарушение равновесия, и формируется реакция — физиологическая мера защиты.
Основными компонентами болезни являются:
1. повреждение, нарушающее жизнедеятельность в целом;
2. комплекс защитных, компенсаторных реакций, без которых жизнь организма в условиях повреждения становится невозможной;
3. изменение реактивности организма и уменьшение адаптации к действию патогенных факторов внешней и внутренней среды. (+в этом вопросе нужно говорить то что написано в 4 и 5 вопросах)
4. Этиология. Роль причин и условий в возникновении болезней, их диалектическая взаимосвязь. Понятие о внешних и внутренних причинах и факторах риска.
Общая этиология — это учение о причинах и условиях возникновения болезней. Этот термин ввел в медицину еще древнеримский врач Гален.
Причина болезни (патологического процесса) — патогенный фактор, без которого она не может возникнуть ни при каких условиях.
Наиболее очевидна эта закономерность при таких заболеваниях (патологических процессах), как инфекционные, лучевая болезнь, горная болезнь, травматический шок, определенные формы неврозов.
!!!Некоторые «абсолютно» патогенные факторы могут вызвать болезнь даже без учета условий (возбудители особо опасных инфекций, экстремальные травмирующие воздействия).
!!!Большинство же заболеваний возникает под влиянием относительно патогенных факторов, а для проявления их повреждающих эффектов требуются определенные условия.
По происхождению выделяют:
Экзогенные (внешние) факторы:
1) физические (радиация, высокая и низкая температура, механическое воздействие);
2) химические (лекарства, органические и неорганические соединения);