Физиологические основы совершенствования двигательных

Навыков.

В процессе тренировки происходит постоянное сличение созданной модели навыка и реальных результатов его выполнения (Бернштейн Н.А., 1966; Анохин П.К., 1975; Прибрам К., 1975, и др.). По мере роста спортивного мастерства совершенствуется сама модель требуемого дейст­вия, уточняются моторные команды, а также улучшается анализ сенсорной информации о движении.

10.4.1. Обратные связи.

Особое значение в отработке моторных программ имеют обрат­ные связи. Информация, поступающая в нервные центры по ходу движе­ния, служит для сравнения полученного результата с имеющимся этало­ном. При их несовпадении в мозговых аппаратах сравнения (лобных долях, подкорковом хвостатом ядре) возникают импульсы рассогласования и в программу вносятся поправки -сенсорные коррекции. При кратковременных движениях (прыжках, бросках, метаниях, ударах) рабо­чие фазы настолько малы (сотые и тысячные доли секунды), что сенсорные коррекции по ходу движения вносить невозможно. В этих случаях вся про­грамма действия должна быть готова до начала двигательного акта, а по­правки могут вноситься лишь при его повторениях.

В системе обратных связей различают "внутренний контур" регуля­ции движений, передающий информацию от двигательного аппарата и внутренних органов (в первую очередь - от рецепторов мышц, сухожилий

и суставных сумок), и "внешний контур", несущий сигналы от экстерорецепторов (главным образом, зрительных и слуховых). При первых попыт­ках выполнения движений, благодаря множественному и неопределенному характеру мышечной афферентации, основную роль в системе обратных связей играют сигналы "внешнего контура" - зрительный и слуховой кон­троль. Поэтому на начальных этапах освоения двигательных навыков так важно использовать зрительные ориентиры и звуковые сигналы для облег­чения процесса обучения. По мере освоения навыка "внутренний контур" регуляции движений приобретает все большее значение, обеспечивая ав­томатизацию навыка, а роль "внешнего контура" снижается.

10.4.2. Дополнительная информация.

Процесс обучения навыку ускоряется при разного рода дополнитель­ной информации об успешности выполнения упражнения - указания тренера, компьютерный анализ движения в трехмерном пространстве, про­смотр кинокадров, видеофильмов, записей ЭМГ и др.

Особенно ценной для обучаемого является срочная информация, по­ступающая непосредственно в периоде выполнения упражнения или при повторных попытках (Фарфель B.C., 1960). С помощью дополнительной срочной информации можно сообщать спортсмену такие параметры дви­жений, которые им не осознаются и, следовательно, не могут произвольно контролироваться. Например, можно снижать колебания общего центра масс при выполнении сложных равновесий, визуально наблюдая их на эк­ране монитора; контролировать по звуколидеру точность поддержания темпа и степень повышения скорости движения; по изменению мелодии песни замечать ошибки в порядке сокращения мышц и т. п. Тем самым повышается возможность совершенствования спортивной техники.

Для усиления мышечных ощущений при освоении сложных упражне­ний используют различные тренажеры. Особенное влияние на сознатель­ное построение моторных программ имеют тренажеры, управляющие суставными углами (Евсеев С. П., 1991), так как импульсы от рецепторов суставных сумок поступают непосредственно в кору больших полушарий и хорошо осознаются.

Особое значение в процессе моторного научения имеет речевая регуляция движений (словесные указания педагога, внутренняя речь обучаемого). С помощью речи формируются в коре избирательные взаимосвязи, лежащие в основе моторных программ. В высших отделах мозга человека обнаружены специальные "командные" нейроны, которые реагируют на словесные приказы и запускают нужные действия. Самопри­казы и вызываемые ими процессы самоорганизации и самомобилизации обеспечивают усиление рабочей доминанты и налаживание моторных и ве­гетативных компонентов навыка. Этому способствуют и проприоцептивные импульсы от собственных органов речи при произнесении вслух сло­весных команд (например, подсчет: "Раз, два!" -облегчает регуляцию тем­па движений).

Наряду с совершенствованием навыков моторных действий у спортсме­нов происходит формирование навыков тактического мышления - спе­циализированной формы умственной деятельности. Повторяя определен­ные тактические комбинации спортсмены автоматизируют мыслительные операции. Это позволяет многие решения принимать почти мгновенно, как бы интуитивно, а осознавать их уже после выполнения (например, в боксе, фехтовании).

10.4.3. Надежность и нарушения двигательных навыков.

В экстремальных условиях мышечной работы, при развитии утом­ления надежность навыка поддерживается путем мобилизации функ­циональных резервов мозга - дополнительным вовлечением нервных цен­тров, включением в систему управления движениями другого полушария. Особенно при этом важно усиление в этой системе роли лобных ассоциа­тивных областей, что указывает на произвольное преодоление утомления. Такая мобилизация резервов мозга в начальной стадии утомления полезна, так как способствует адаптации нервной системы к нагрузке и сохране­нию навыка. При глубоком утомлении система управления движениями разрушается и навык теряется.

При действии различных сбивающих факторов, сопровождающих со­ревновательную деятельность спортсмена (внешних помех, эмоционально­го стресса, резких изменениях гомеостаза и др.), происходят нарушения двигательных навыков и потеря их автоматизации, т.е. дезавтоматизация. Эти явления больше выражены у менее подготовленных спортсме­нов, недостаточно упрочивших демонстрируемые навыки, у юных спорт­сменов, у лиц, обладающих нестабильностью нервных процессов и повы­шенной возбудимостью, при низком уровне общей и специальной работо­способности. Так, недостаточная адаптация к "рваному" режиму и высоко­му темпу двигательной деятельности в ситуационных видах спорта нару­шает навыки точностных движений (бросков и передач мяча, шайбы, уда­ров в боксе и пр.). Недостаточное освоение переключений от интенсивной лыжной гонки к стабильной позе и тонкой регуляции нажима спускового крючка, требующих смены одной доминирующей группы нервных центров на другую, снижает меткость стрельбы у биатлонистов.

Снижение функционального состояния организма спортсмена при заболеваниях, кислородном голодании, алкогольном отравлении и пр. понижает устойчивость рабочей доминанты и обнаруживается на­рушением навыковых действий.

При перерывах в тренировке могут сохраняться основные черты навы­ка, последовательность его фаз, но теряется способность эффективного выполнения тонких его элементов. В наибольшей степени утрачиваются самые сложные элементы навыка, а также вегетативные его компоненты.

11. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТРЕНИРОВАННОСТИ.

Спортивная тренировка представляет собой специализированный педа­гогический процесс, направленный на повышение общей физической под­готовленности и специальной работоспособности.

Наши рекомендации