Понятие о чувствах и эмоциях

Вербина Г.Г.

В31Психология эмоций: учеб. пособие / Г.Г. Вербина; Чуваш, ун-т. - Чебоксары, 2008. - 308 с.

Приведены теоретические и методологические аспекты изучения эмоциональной сферы человека. Рассмотрены теории возникновения эмоций, различия между эмоциями и чувствами, функции эмоций, ди­агностика эмоциональных состояний и управление эмоциями.

Для студентов-психологов П-Ш курсов факультета управления и психологии, психофизиологов, педагогов, профессионалов в области психологии и смежных наук.

Утверждено Редакционно-издательским советом университета Отв. редактор д-р филос. наук, профессор Э.З. Феизов

ББКЮ935.21 © Вербина Г.Г., 2008

Содержание.

Введение

Глава 1. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ

1.1. Понятие о чувствах и эмоциях. Различие этих понятий

1.2. Классификация и свойства эмоций

1.3. Чувства

1.4. Эмоция как реакция на ситуацию и событие

1.5. Эмоциональный тон ощущений

1.6. Эмоциональный тон впечатлений

1.7. Физиологические основы чувств и эмоций

1.8. Аффект и связанные с ним физиологические и поведенческие изменения

1.9. Эмоции как организующий фактор сознания

1.10. Ощущение, эмоция, сознание

Вопросы для самопроверки

Глава 2. ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ

2.1. Эволюционная теория эмоций Ч. Дарвина

2.2. В. Вундт. Измерение эмоций

2.3. Психофизическая концепция сущности и происхождения эмоций У. Джемса и К. Ланге

2.4. Таламическая теория эмоций Кеннона – Барда

2.5. Активационная теория Линдсея – Хебба

2.6. Информационная теория эмоций П.В. Симонова

2.7. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера

2.8. Когнитивно-физиологическая теория эмоций С. Шехтера

2.9. Теория дифференциальных эмоций К.Э. Изарда

2.10. Фундаментальные эмоции (по К. Изарду)

2.11. Эмоции и эмоциональная система (К. Изард)

2.12. Сосудистая теория выражения эмоций И. Уэйнбаума и ее модификация

2.13. Биологическая теория эмоций П.К. Анохина

2.14. Познавательная теория эмоций М. Арнольд – Р. Лазаруса

Вопросы для самопроверки

Глава 3. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ

3.1. Компоненты эмоционального реагирования

3.2. Экспрессивный компонент эмоционального реагирования

3.3. Изучение экспрессивного компонента эмоции

3.4. Эмоциональное реагирование как психофизиологическое состояние

3.5. Эмоциональные ситуации

3.6. Экспрессия чувств, ее значение. Сигнальная и регулятивная функция чувств

3.7. Эмоции как производные биологических процессов и сочетание эмоций как личностные черты

3.9. Понятие о настроении

3.10. Расстройства настроения (качества настроения)

3.11. Некоторые комплексы аффектов

3.12. Понятие о вегетативной буре, ее внешние и внутренние проявления

3.13. Выражение эмоций и ощущения прикосновения

3.14. Эмоциональные типы людей

Вопросы для самопроверки

Глава 4. РОЛЬ ЭМОЦИЙ В УПРАВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ПОВЕДЕНИЕМ

4.1. Выражение эмоций (проявление эмоций)

4.2. Лицо как источник испытываемых в эмоиях чувств

4.3. Эмоциональные свойства человека

4.4. Выражение эмоций и физиологическое возбуждение

4.5. Физиогномика

4.6. Социальное и психологическое значение мимики

4.7. Лицевая мимика

4.8. Роль коры головного мозга (КГМ), подкорковых структур и высшей нервной системы (ВНС) в возникновении и проявлении чувств

4.9. Межполушарная асимметрия и эмоции

4.10. Модальности аффективного тона ощущений. Исследование на нейрофизиологическом уровне

4.11. Эмоции как основная мотивационная система

4.12. Шесть систем организации личности (по К. Изарду)

Вопросы для самопроверки

Глава 5. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ. ФОРМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВОСПРИИМЧИВОСТИ

5.1. Эмоциональное резонирование

5.2. Критерии способностей к эмоциональному резонированию

5.3. Патология и эмоции

5.4. Эмоциональный интеллект: понятие и способы диагностики

Вопросы для самопроверки

Глава 6. СТРЕСС

6.1. Понятие об эмоциональном стрессе

6.2. Физиологические механизмы стресса

6.3. Динамика появления стрессовых состояний: конструктивный и деструктивный стресс

6.4. Динамика стресса во времени

6.5. Фрустрация. Фрустационные теории

6.6. Концепции психической саморегуляции

6.7. Профилактика и управление стрессом

Вопросы для самопроверки

Глава 7. УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ

7.1. Способы восстановления эмоционального равновесия

7.2. Социально-психологический тренинг (СПТ)

7.3. Рациональная психотерапия как вид социально-психологической коррекции

7.4. Метод символдрамы

7.5. Саногенное мышление – управление психическим состоянием воздействием на мыслительную сферу

7.6. Идеал – метод Ч. Тойча

7.7. Арт-терапия

7.8. Устранение отрицательных эмоций

7.9. Значение желательных эмоций и способы их намеренного вызова

7.10. Методы устранения нежелательных эмоциональных состояний

Вопросы для самопроверки

Глава 8. ОСНОВНЫЕ ПОЗИЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ»

Вопросы для самопроверки

Глава 9. ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

9.1. Методы изучения эмоционального переживания (феноменология эмоций)

9.2. Измерение физиологических реакций, связанных с эмоциями

9.3. Методики изучения эмоциональных состояний

Заключение

Список рекомендуемой литературы

Приложение

1. Избавление от нежелательных эмоций. Вызывание желаемых эмоций

2. Избавление от нежелательных эмоций. Диссоциация

Введение

Психология сравнительно недавно обратилась к серьезному исследованию проблемы эмоций. Странно, что эта столь актуальная тема более века, то есть фактически весь срок существования психологии, оставалась вне основного русла ее развития. Наиболее проницательные исследователи человеческой природы еще до появления каких-либо научных данных понимали всю важность эмоций для человеческого самосознания и социальных отношений. Однако до восьмидесятых годов XX века психология фактически игнорировала эмоции.

В настоящее время проблема эмоций очень актуальна, так как эмоции воздействуют на тело и разум человека, они влияют практически на все аспекты его существования. Эмоции определяют степень активности мышления и двигательную активность. От них во многом зависит наше отношение к людям, событиям, выдвигаемым жизнью задачам, оценка собственных действий и поступков. Эмоции влияют на функции органов и тканей организма, а следовательно, сказываются на нашем здоровье. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состоянии других людей, лучше настраиваться на совместную деятельность и общение.

Актуальность проблемы эмоций заключается в том, что эмоции, переживаемые человеком, оказывают непосредственное влияние на качество выполняемой им деятельности – его работы, учебы, игры. Проблема эмоций велика и многогранна, далеко не все связанные с ней вопросы на сегодня решены. Изучением проблемы эмоций занимались такие ученые, как К.Е. Изард, Э. Клапаред, У. Джемс, К. Ланге, П.В. Симонов, П.К. Анохин, У. Кеннон, Д.О. Хебб и др.

Существенный вклад в изучение эмоций внес К.Е. Изард. Он рассмотрел эту проблему с позиции психологии дифференциальных эмоций. В рамках этого подхода он охарактеризовал свойства и функции каждой отдельно взятой эмоции, а также особенности отношений между различными эмоциями и их взаимодействие. Он полагал не менее важным рассмотреть взаимоотношения, которые связывают эмоции и когнитивные процессы и поведение.

Американский психолог У. Джемс и датский ученый К. Ланге почти в одно и то же время предложили теорию, объясняющую функционирование и происхождение эмоций их телесной связью с органическими процессами.

Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов предложил У. Кеннон. Он одним из первых отметил тот факт, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, весьма похожи друг на друга и по разнообразию недостаточны для того, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека.

Немаловажная роль в изучении эмоций принадлежит также отечественному физиологу П.В. Симонову. Он разработал потребностно-информационную теорию эмоций. Согласно этой теории, «эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта».

Результатом глубокой теоретической мысли является биологическая теория эмоций П.К. Анохина. Эта теория рассматривает эмоции как продукт эволюции, как приспособительный фактор.

Слово «эмоции» происходит от латинского emovere, что значит «волновать, возбуждать». Со временем значение этого слова несколько изменилось, и сейчас можно сказать, что эмоции – это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания отношения явлений и ситуаций к потребностям. Адекватное понимание эмоции возможно только при учете, как внешней ситуации, так и внутреннего потребностного состояния организма. Одна и та же ситуация может спровоцировать абсолютно различные эмоции.

Тема человеческих эмоций остается одной из самых загадочных областей психологии. Трудность научного исследования эмоций связана с высоким уровнем субъективности их проявлений.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ

Понятие о чувствах и эмоциях.

К эмоциональной сфере традиционно относят не только эмоции как таковые, но и настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

О связи эмоциональных переживаний с процессами жизнедеятельности организма было известно уже давно. Аристотель полагал, что познавательные процессы реализуются только «душой», а эмоциональные – совместно «душой» и «телом». В XVII в. Декарт (1950) постулировал, что страсть, возникающая в душе, имеет своего «телесного двойника».

Под эмоциональными явлениями в современной психологии понимаются субъективные переживания человеком, его отношения к предметам, явлениям, событиям, другим людям.

Эмоции тесно связаны с потребностями. При удовлетворении потребностей человек испытывает положительные эмоции и наоборот, при невозможности получить желаемое – отрицательные.

Существует множество классификаций эмоций. Наиболее очевидно разделение эмоций на положительные и отрицательные. Выделяют стенические и астенические эмоции (от греческого «стенос» ? сила). Стенические эмоции повышают активность, вызывая прилив энергии и подъем, в то время как астенические эмоции действуют противоположным образом. По потребностям различают низшие эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей, ? так называемые общие ощущения (голод, жажда и т.д.) и высшие эмоции (чувства), социально обусловленные, связанные с общественными отношениями.

По силе и длительности проявлений выделяют несколько видов эмоций: аффекты, страсти, собственно эмоции, настроения, чувства и стресс (Крылов). По Р.С. Немову, к классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Различают несколько основных функций эмоций: приспособительную, сигнальную, оценочную, регуляторную и коммуникативную. Эмоции отражают значимость и оценку человеком различных ситуаций, поэтому одинаковые раздражители могут вызывать самые непохожие реакции у разных людей.

Эмоции проявляются в так называемых выразительных движениях (мимике – выразительные движения лица, пантомимике – выразительные движения всего тела и «вокальной мимике» ? выражение эмоций в интонации и тембре голоса).

Именно в эмоциональных проявлениях выражается глубина внутренней жизни человека. Личность во многом формируется под воздействием прожитых переживаний. Эмоциональные реакции в свою очередь обусловлены индивидуальными особенностями эмоциональной сферы человека.

Мимические и пантомимические выразительные движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д. Мимика, жесты, поза, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком» человеческих чувств, средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций.

Влияние эмоций на человека.У человека, переживающего эмоцию, можно зафиксировать изменение электрической активности мышц лица. Некоторые изменения наблюдаются при этом и в электрической активности мозга, в функционировании кровеносной и дыхательной систем. Пульс разгневанного или испуганного человека может на 40‑60 ударов в минуту превышать нормальный. Столь резкие изменения соматических показателей при переживании человеком сильной эмоции указывают на то, что в этом процессе задействованы практически все нейрофизиологические и соматические системы организма. Эти изменения сказываются на восприятии, мышлении, поведении индивида и в крайних случаях могут приводить к соматическим и психическим нарушениям. Эмоция активизирует вегетативную нервную систему, которая воздействует на эндокринную и нервно-гуморальную системы.

Разум и тело требуют действия. Какой бы ни была эмоция, переживаемая человеком, – мощной или едва выраженной – она всегда вызывает физиологические изменения в его организме, и эти изменения порой столь серьезны, что их невозможно игнорировать.

(Соматические реакции на умеренную эмоцию не столь интенсивны, как бурная реакция на яркое эмоциональное переживание.) То, что мы называем «настроением», обычно формируется под воздействием именно таких эмоций. Последние исследования в области нейрофизиологии показывают, что эмоции и настроение влияют на иммунную систему, снижают сопротивляемость болезням. (Если в течение долгого времени человек испытывает злость, тревогу или депрессию – даже если эти эмоции слабо выражены, – то у человека больше шансов заболеть ОРЗ, гриппом или подхватить кишечную инфекцию.)

Эмоции воздействуют на тело и разум человека, они влияют практически на все аспекты его существования.

Эмоции и развитие личности. При рассмотрении вопроса о взаимодействии эмоции и развития личности нужно учитывать 2 фактора:

1) влияние наследственности на эмоциональный склад личности. Генетические предпосылки играют важную роль в формировании эмоциональности, в установлении величины порогов переживания той или иной эмоции;

2) индивидуальный опыт и обучение в той части, которая относится к эмоциональной сфере, т.е. навыки выражения
эмоции.

Можно сказать, что эмоциональные черты индивида в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта, особенно опыта, приобретенного в младенчестве и раннем детстве. Ребенок, предрасположенный к вспыльчивости, пугливый или улыбчивый ребенок встречают разный прием в мире сверстников и взрослых.

От эмоций, которые чаще всего испытывает человек, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития, эмоциональность сказывается даже на интеллектуальном развитии.

Эмоции и секс. Сексуальное влечение практически всегда сопровождается той или иной эмоцией. В сочетании с гневом, презрением оно перерождается в садизм или сексуальное насилие. Сочетание сексуального влечения с чувством вины может дать мазохизм либо импотенцию. В любви и супружестве сексуальное влечение вызывает у партнеров радостное возбуждение, острое переживание чувственного удовольствия и оставляет после себя самые яркие впечатления.

Эмоции супружества и родительское чувство. Особенности эмоционального склада человека, его эмоциональная отзывчивость во многом определяют способ ухаживания и выбор партнера для совместной жизни. Человек, выбирая партнера, стремится к тому, чтобы эмоциональные переживания и экспрессия потенциального спутника жизни не шли в разрез с его переживаниями и способами выражения эмоций, с другой стороны, предпочтение зачастую отдается человеку со сходным эмоциональным профилем, с теми же способами эмоциональной экспрессии. Эмоции во многом определяют родительские чувства и установки. Любопытство ребенка, его радость, отвращение или страх вызывают у родителей эмоциональный отклик в соответствии с присущими им индивидуальными порогами этих эмоций.

Наиболее общими и фундаментальными принципами человеческого поведения является то, что эмоции заряжают энергией и организуют мышление, деятельность. Интенсивная эмоция вызывает у человека прилив энергии. Конкретная эмоция побуждает человека к конкретным действиям.

Глава 1 ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ

Наши рекомендации