Физиологические основы здорового образа жизни

В течение всего учебного года Вы изучали наш предмет. Во время чтения лекций (мною) и на практических занятиях (преподавателями кафедры) мы регулярно возвращались к проблеме здоровья, о которой я Вам говорил на самой первой лекции, когда мы пытались дать определение нормы физиологических функций. Теперь уже, обладая определенной суммой знаний, Вы сами можете составить собственное понятие, характеризующее здоровье. Однако согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «Здоровье – это полное телесное (физическое), духовное и социальное благополучие». Давайте попробуем рассмотреть отдельные положения этого определения.

«Полное телесное (физическое) благополучие» – реально ли это в жизни? Многие из Вас могут сказать, что я физически здоров. Так ли это? Конечно, в молодые годы, когда Вам 18-20 лет, такое заключение сделать легко. Но присмотритесь к окружающим и Вы найдете, что один носит очки, у другого какие-то проблемы с ногой или рукой и т.д. И таких очень много, а если основательно проверить всех, то таких окажется большинство. На основании чего мы судим о физическом здоровье? Как правило, изучив пульс, давление, температуру, определив рост, вес и т.п. Если пойти в психиатрическую клинику и попытаться измерить все эти показатели, то можно получить их норму у большинства там находящихся. Разве мы считаем их здоровыми? Значит, определение таких показателей не является критерием оценки здоровья. Нужно еще и психическое здоровье.

«Полное психическое благополучие» – это единство сознания и подсознания. Мы так далеки порой от этого единства, что очень трудно решить порой кто же психически здоров, а кто болен. По статистике, например, каждый 4-ый в Европе психически нездоров. А сколько людей проходит мимо такой официальной статистики!

«Полное социальное благополучие» – по-видимому, это трудно достижимое явление для большинства людей. Всегда человека окружают какие-то социальные проблемы.

«Полное духовное благополучие» – оценка этого показателя поставит нас еще в более трудное положение. Духовное здоровье – это принцип природного добра ко всему и ко всем. А многие ли из нас могут сказать о своем природном добре к окружающему миру, к окружающим нас людям, даже и близким. Мы на каждом шагу видим безразличие к бедам других, безжалостность, бездушие, жестокость, насилие, садизм и другие проявления, свидетельствующие о низком (нижайшем!) духовном уровне многих людей.

Что же мы получили в итоге этого анализа? Да, как это не прискорбно, достаточно печальная картина у нас с Вами получилась. Получается, что отвечающего всем этим требованиям человека «днем с огнем не отыскать». Как же быть, что делать, чтобы приблизиться как-то к понятию здорового человека? Для этого надо максимально свести свою жизнь к тому, что называется здоровый образ жизни. От каких же факторов он зависит?

Если мы примем все здоровье за 100%, то вклад в него различных факторов будет приблизительно следующий. Окружающая нас внешняя среда влияет на наше здоровье и ее вклад в него составляет приблизительно 20%. Различные социальные факторы также на 20% определяют наше здоровье. Остальные 60% (а по некоторым источникам и все 80%) – это образ жизни.

О социальном факторе я уже практически сказал и лишь добавлю к этому несколько слов о роли медицины в сохранении и поддержании здоровья. По данным большинства исследователей роль медицины в сохранении здоровья очень скромна и на ее долю приходится около 6-8%. Она выполняет скорее функции поддержания организма на определенном уровне, относительно близком к состоянию здоровья. И можно с уверенностью сказать, что никакие суперсовременные диагностические машины, никакая сверхлабораторная служба, никакие суперэффективнейшие лекарственные препараты, суперсовременные клиники и суперзаурядные врачи (и сколько бы мы их не готовили) проблему здоровья не решат и не решают. Число больных, несмотря на все эти супер -, растет и растет. И, самое главное, будет расти и дальше. Запомните, чем больше лекарственных препаратов и чем больше аптек (а это видно сейчас невооруженным глазом!), тем больше больных.

О влияниях внешней среды, я думаю Вам многое известно, в частности, об экологическом факторе можно говорить много и приводить разные примеры. Но самое главное в этой проблеме – это полнейшая экологическая безграмотность людей. Вспомните, когда Вы едете вдоль дороги, где привязаны животные. Вот и решается проблема питания. В этом и заключена «экологическая грамотность» людей. А бесконтрольная химическая обработка овощей и фруктов при их выращивании! Я уже не говорю про Чернобыль. Конечно, все это влияет на наше здоровье. Но ведь все это результат деятельности человека. Значит, мы что-то делаем не так.

И, наконец, главный фактор, от которого зависит наше здоровье – это образ жизни современного человека. Он не случайно составляет 60-80% нашего здоровья. Что же мы имеем в виду, когда говорим о здоровом образе жизни? Он включает в себя много составляющих. Все они тесно взаимосвязаны друг с другом. Среди них наибольшее значение имеют следующие: мысли, движение, воздух, вода, питание, вредные привычки и активная психическая деятельность. Эти факторы могут быть рассмотрены в любой последовательности, но я считаю, что мысличеловека – это один из главнейших и важнейших элементов здорового образа жизни. Известная Вам поговорка «В здоровом теле - здоровый дух» неверна. Все наоборот: «Здоровый дух – здоровое тело». Я Вам раньше говорил об этом, когда мы изучали с Вами физиологию высшей нервной деятельности. Мысли могут сделать человека больным, они же могут его и вылечить. Второй, очень важный фактор здоровья - это движение. Еще Аристотель когда-то писал: «Ничто так не истощает и не разрушает организм человека, как продолжительное физическое бездействие». И с этим, особенно в настоящее время, надо полностью согласиться. Почему особенно в настоящее время? Дело заключается в том, что в настоящее время двигательная активность людей чрезвычайно слаба, большинство не выполняет элементарнейших норм физической активности, на какую рассчитан организм, для какой предназначены наши органы. А ведь мир так устроен (а мы есть частичка этого мира), что все находится в движении, причем, в гармоническом. Если эта гармония нарушается, то возникает «хаос». Это и есть болезнь, если свести его к организму человека. Запомните, от физического бездействия сильный орган вырождается, бессильный – гибнет при перенапряжении. В течение всего курса лекций я пытался на многочисленных примерах при изучении каждого раздела физиологии показать Вам преимущества в деятельности того или иного органа (системы) у тренированных к физическим нагрузкам людей, в сравнении с не тренироваными. Сегодня приведу пример такого преимущества на основании тех научных исследований, которые мы провели у нас на кафедре. Эти исследования, в свое время, работая у нас на кафедре, выполняли известные Вам сотрудники нашей академии - профессор Еремина Е.Л., профессор Грицай Н.Н., профессор Лобань Г.А., профессор Силенко Ю.И., доцент Моргун З.К., доцент Сидорова А.И., доцент Муляр Л.А., доцент Сорокина С.И.. Мы исследовали более 100 показателей, характеризующих работу различных систем организма, у большой группы людей (более 700), часть из которых была контрольной, а часть занималась оздоровительным бегом. Нашими исследованиями было установлено, что у людей занимающихся оздоровительным бегом (в возрасте от 20 до 75 лет, разного пола, разных профессиональных групп) выше в крови количество форменных элементов крови, ниже показатели свертываемости крови, выше уровень простациклина в сосудистой стенке, ниже кровяное давление и т.д. Я мог бы перечислить десятки показателей, которые у этих людей были значительно ближе к норме, чем у людей, не выполняющих никаких нагрузок. Известны данные литературы, что у людей, погибших в результате несчастных случаев (катастрофы), но ранее регулярно занимающихся таким видом тренировки, практически отсутствуют склеротические поражения сосудов.

Можно было бы прочитать отдельную лекцию на основании этого материала. Но в последние годы появились новые интересные данные, которые заставили меня несколько пересмотреть, вернее уточнить, эту мою позицию относительно движения – как фактора здорового образа жизни. Дело заключается в том, что мы и ранее обращали внимание на тот факт, что у разных людей (с позиции их эмоциональной характеристики, типологических особенностей) влияние оздоровительного бега неодинаково по скорости эффекта и зависит от величины нагрузки (расстояния, пробегаемого за тренировку и скорости бега, частоты бега в неделю). В настоящее время показано, что физическая активность людей должна быть в соотвествии с их генетическими особенностями, которые можно оценить по группам крови. Я разделяю такую позицию и считаю, что это надо обязательно взять на вооружение всем кто занимается физическими упражнениями. В чем же заключаются эти особенности. Лицам с I группой крови показаны интенсивные виды нагрузок – это бег, плавание, быстрая ходьба с частотой 4 раза в неделю. А вот лицам II группы крови нужно сочетание средней интенсивности ходьбы и бега с успокаивающими нагрузками (типа медитативных упражнений). Такое сочетание у них должно быть с частотой 3-4 раза в неделю. Лицам III группы рекомендуются интенсивные нагрузки (бег, ходьба – 3 раза в неделю) и расслабляющие (гимнастика 1 – 2 раза в неделю). Людям с IV группой крови необходимы нагрузки близкие к людям со II группой. Им надо избегать игр, в которых есть элеменет соперничества. Такое уточнение, связанное с группами крови, я считаю, делает нагрузки у людей более адекватными и их профилактический (лечебный) эффект от этого только должен расти.

Существенным фактором здорового образа жизни является постановкаправильного дыхания, а также воздух, которым мы дышим. О правильном дыхании - я уже говорил ранее. Напомню лишь, что мы теперь с Вами дышим только носом, с задержкой на вдохе и особенно на выдохе, и тренируемся, чтобы частота дыхания, наконец-то, у нас стала «здоровой» – а это, как Вы помните, 6-8 дыхательных движений в минуту. Кстати, физические тренировки автоматически Вас к этому приведут. Теперь о воздухе, которым мы дышим. Надо дышать воздухом с максимальным количеством отрицательных ионов. А это воздух – горный, около водоемов, в конце - концов, на улице (особенно в парках, лесу). В помещении, самом идеальном с точки зрения обывателя месте пребывания, масса положительных аэроионов, которые и делают нас больными.

Вода – важнейший фактор здорового образа жизни. Наш организм нуждается постоянно в ней, но какую воду мы пьем? Естественно надо стремиться к потреблению самой чистой воды – родниковой, очищенной.

Следующий фактор – это питание. Этот фактор неразрывно связан с движением. Тот, кто регулярно тренируется, проблем питания не испытывает. Такой человек никогда не съест и не выпьет лишнего. О проблеме питания я Вам достаточно подробно говорил на одной из предыдущих лекций и думаю, что к этому мало, что можно добавить. Запомните, самый главный подход к проблеме питания – это ограниченность потребления пищи. Если мы научимся себя ограничивать в еде и питье, мы снимем с себя массу проблем и будем во сто крат здоровее того человека, который не может быть сдержанным. Большинство из нас потребляет больше, чем расходует. Не случайно каждый второй практически имеет лишний вес. А лишний вес – это уже болезнь.

Следующая группа факторов – это вредные привычки. Как легко их заработать и как трудно с ними бороться, всем и каждому. На некоторых лекциях я приводил Вам отдельные примеры развития привычки к табаку, алкоголю, наркотикам, лекарствам. Все это разновидности наркомании. Не буду повторяться. Знаю, как сложна эта проблема. Что можно сказать по этому поводу на последней лекции? Хотите быть примером для своих близких, для пациентов ограничьте себя от всего этого. Расстаньтесь с сигаретой, рюмкой, наркотиком, лекарством. Только здоровый человек может вылечить больного.Больной врач никогда не может помочь больному, по-настоящему.

Еще один фактор здоровья – это активная психическая деятельность. Что имеется в виду под этим? Здесь два важных аспекта: радость труда и сексуальное здоровье. Радость труда – это интерес к труду. Есть психологический оптимум, который сводится к тому, что занятость трудом соответствует физиологическим, интеллектуальным, социальным и другим факторам. Удовлетворены ли Вы своим трудом? Много ли людей сегодня «радуются», выполняя свою работу? Процент таких людей очень незначителен, к сожалению. А ведь основное время в жизни мы проводим на работе. Если она не приносит радости, то это никак не добавляет нам здоровья. Все как раз наоборот.

Сексуальное здоровье –это комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных факторов. Сегодня мы часто говорим о сексуальном взрыве. А что это такое? В средние века церковь проповедовала аскетизм (воздержание, в том числе и половое). Интим оценивался как блуд. Много было невежества в интиме, а естественно, что невежество может породить только невежество. Поэтому оно осталось и сегодня. Наконец, произошло то, что сделало большой разрыв между гражданской и половой зрелостью. Если гражданская зрелость наступает в 18-20 лет (у девушек) и 22-23 года (у юношей), то половая зрелость наступает значительно раньше (в 12-14 лет у девочек и 15-16 лет у мальчиков). Разрыв одного от другого составляет 5-7 лет и более. В этот период (ранний половой) есть только две составляющие сексуального здоровья – соматическая и эмоциональная. Поэтому раннее начало половой жизни вызывает деградацию, как умственную, так и физическую (увядание, импотенция).

Ко всем перечисленным факторам здорового образа жизни можно добавить еще массу мелких факторов, но в целом это не меняет положения. Ясно только одно, что здоровье человека, в основном, находится в его руках. Если хочешь увидеть виновника твоих бед и болезней, то посмотри в зеркало и там ты увидишь его во всей красе!

Итак, прощаясь с Вами, я бы хотел Вам пожелать следующее.

1. Перестаньте «ныть», «жаловаться», «искать виновных» – в этом всегда есть доля иждевенчества и главная причина Ваших проблем.

2. Перестаньте уклоняться от физических нагрузок, не делайте занятий физической культурой компанией. Начав заниматься физическими упражнениями (любыми)– продолжайте всю жизнь в соотвествии со своими генетическими возможностями.

3. Не забывайте, что есть нужно, чтобы жить, а не жить, чтобы есть. Помните, каждые 2,5 см окружности талии по отношении к груди стоят Вам двух лет жизни.

4. Немедленно бросайте курить, принимать наркотики и лекарства и добивайтесь этого от других.

5. Не пугайтесь риска, жизненных трудностей, смело идите им навстречу и научитесь преодолевать их. Помните, что жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на мелочи. Ничто так не ценится дорого, как вежливость и правдивость. Улыбка, умная шутка, правдивое слово помогут Вам и Вашим близким больше, чем весь арсенал аптеки.

6. Берите с собой в дорогу жизни знания, любовь к труду, ибо время сладкого ничего неделания проходят, а мир – не зал, для праздношатающихся, а великая мастерская! Творите в ней!

Счастливого Вам пути!

Содержание

Лекция 1.(Вступительная) Физиология как наука. Методы физиологических исследований. Разделы физиологии. Физиология возбудимых тканей………………..

Лекция 2.Физиология мышечной ткани: особенности работы скелетной, гладкой и сердечной мышцы………………..

Лекция 3.Физиология нервной ткани (рецепторы, нервные волокна, синапсы)………….

Лекция 4.Роль разных уровней ЦНС в регуляции двигательных актов……………

Лекция 5.Физиология автономной нервной системы и ее роль в регуляции физиологических функций………..

Лекция 6.Гуморальная регуляция физиологических функций. Взаимоотношение нервных и гуморальных механизмов регуляции физиологических функций в организме………..

Лекция 7.Физиология сенсорных систем (анализаторы и их значение для взаимоотношения организма с окружающей внешней и внутренней средой)…………

Лекция 8.Интегративная деятельность организма и физиологические основы поведения ( высшая форма нервной деятельности, врожденные и приобретенные формы поведения, память, мышление и речь)………….

Лекция 9.Особенности высшей нервной деятельности человека (эмоции, мотивации, типы высшей нервной деятельности)……..

Лекция 10.Бодрствование, сон, сновидения и гипноз…………….

Лекция 11.Система кровообращения. Физиология сердца (фазы сердечной деятельности, тоны сердца, электрокардиография)……………

Лекция 12.Физиология сосудов (особенности кровотока в сосудах, кровяное давление, пульс, капиллярный и венозный кровоток, лимфоток)……….

Лекция 13.Регуляция кровообращения (центр сердечно-сосудистой регуляции, рефлекторная и гуморальная регуляция кровообращения, особенности регуляции кровообращения в отдельных органах)………….

Лекция 14.Физиология крови (функции крови, физико – химические свойства крови, эритроциты, эритропоез)……….

Лекция 15.Защитные функции крови, связанные с лейкоцитами. Группы крови……….

Лекция 16.Физиология тромбоцитов. Понятие о гемостазе (сосудисто-тромбоцитарный и коагуляционный гемостаз)…………

Лекция 17.Антикоагулянты и фибринолиз………….

Лекция 18.Регуляция сосудисто-тромбоцитарного гемостаза, свертывания крови и фибринолиза…..

Лекция 19.Физиология дыхания. Внешнее дыхание. Переход и перенос газов…….

Лекция 20.Регуляция дыхания……..

Лекция 21.Питание современного человека (новые подходы к проблеме).Нетрадиционные системы питания. Системы голодания и их значение для здоровья. Современное питание в детском возрасте………

Лекция 22.Пищеварение, его типы и функции. Пищеварение в полости рта ……

Лекция 23.Пищеварение в желудке……….

Лекция 24.Пищеварение в кишечнике. Всасывание в пищеварительном тракте …….

Лекция 25.Состояние голода, аппетита и насыщения. Обмен веществ, энергии и терморегуляция ….

Лекция 26.Выделение (роль отдельных органв и систем). Физиология почек……

Лекция 27.(Заключительная). Физиологические основы здорового образа жизни…….

Наши рекомендации