Скольжение лицом вперед
Некоторые упражнения на силу можно применять в динамике, что позволяет тренировать мышцы в разных режимах. Например, отжимание со сведением-разведением рук, сведение-разведение ног в полуприседе для тренировки мышц бедра и т.п.
Степ-аэробика
Степ-аэробика - оздоровительная аэробика использованием специальной степ-платформы . регулируемой высотой. Платформа изготовлена из особого материала и позволяет выполнять шаги, подскоки на и через нее в различных направлени-
ях. В партерной части занятия платформу удобно использовать для развития силы. В основе движений лежат базовые шаги аэробики, что не исключает и танцевальной стилизации упражнений.
В 1952 году американскими физиологами спорта был разработан специальный тест для определения физической работоспособности человека. Тестирование заключалось в том, что испытуемый выполнял так называемые "восхождения" на ступеньку определенной высоты в течение нескольких минут. При этом у него периодически измерялся пульс, а в конце тестирования по специальным формулам вычислялся показатель физической работоспособности. Восхождение заключалось в выполнении шага на ступеньку, приставлении ноги и выполнении следующего шага вниз и так далее. Частота восхождений регулировалась по метроному. В зависимости от высоты ступеньки по разным формулам и вычислялась физическая работоспособность.
Этот тест для определения физической работоспособности получил название гарвардского степ-теста, по названию университета, где он был разработан. Изобретение было взято на вооружение физиологами спорта во всем мире. Тест и по сей день используется для определения физической работоспособности с той лишь разницей, что в настоящее время вместо ступеньки используют велоэргометр (велосипед-тренажер) или тредбан (бегущая дорожка).
Гарвардский степ-тест, вне всякого сомнения, имеет прямое отношение к степ-аэробике, которая, появившись в конце 80-х годов, мгновенно завоевала огромную популярность во всем мире.
Аэробика на степ-платформе доступна практически всем. Работа, выполняемая ногами, не сложна, а движения естественны, как при ходьбе по лестнице. Для изменения интенсивности тренировки достаточно лишь изменить высоту плат-
формы. Таким образом, в одной группе могут од
новременно заниматься люди с разным уровнем
подготовки и физическая нагрузка для каждого
будет индивидуальна.
Степ-платформаСтеп-платформа выполнена из плотного по-
лиэтиленового каркаса, который выдерживает на
грузку около 600 кг. Конструкция изделия такова,
что работать на ней совершенно безопасно: она не
может сдвинуться, перевернуться, ее поверхность
исключает скольжение ноги. Платформа — это
сборная конструкция, которая легко регулируется
по высоте, которая может составлять 15, 20 и 25
см. Можно также изменять угол ее наклона с це
лью максимально эффективного приспособления
к занятиям силовой тренировкой.
ПравилаЗаниматься степ-аэробикой, как впрочем и
степ-любой оздоровительной аэробикой, следует в
тренировкикроссовках, желательно в рекомендуемых моделях
кроссовок, которые достаточно легки и хорошо амортизируют. Необходимо соблюдать правила работы на степ-платформе, которые обеспечивают травмобезопасность занятий. Правила касаются: 1) высоты платформы; 2) осанки; 3) техники выполнения шага вверх и шага вниз; 4) движений рук; 5) музыки и некоторых других моментов. К примеру, нельзя работать спиной к платформе, ногу на платформу следует ставить точно в центр на всю подошву и следить, чтобы пятка не свисала, высота платформы должна быть такова, чтобы угол сгибания в колене был не меньше 90°. Также не следует спрыгивать с платформы и спускаться с нее спиной.
При работе необходимо следить за сохранением правильной осанки, при опускании с платформы ногу следует ставить на всю подошву. Также не следует спрыгивать с платформы и спускаться к ней спиной. Темп музыкального сопровождения при занятиях степ-аэробикой составляет 120-130 музыкальных акцентов в минуту.
Содержание занятий
Основное содержание занятий степ-аэробикой — это те же базовые шаги, бег и прыжки, которые составляют основу классической аэробики.
Вначале разучиваются движения ногами, а затем добавляются движения руками. При этом необходимо обращать внимание занимающихся на то, что нельзя терять степ-платформу из поля зрения. Многие "базовые" шаги имеют схожую структуру и название. Выполняются шаги вверх-вниз (1), через платформу, в различных направлениях,
с поворотами и без, с прыжками на платформу и на ней, а также добавляются шаги на полу. Шаги на платформу можно выполнять спереди, сбоку, с конца, из угла в угол и из конца в конец (2). Можно также выполнять движения на самой платформе. Наиболее физически сложные упражнения — это прыжки на платформу и через нее (3). Шаги
соединяются в комбинации, которые выполняются сначала в одну сторону, а затем, после выполнения движения для смены ведущей ноги, вся комбинация повторяется в другую сторону. Можно выполнять движения на самой платформе, переступать через нее или же часть движений выполнять на полу. Наиболее физически сложные упражнения — это прыжки на платформу и через нее. К примеру, можно использовать в тренировках две и более степ-платформы, расположенные рядом. Переходя с одной платформы на другую в различных направлениях, можно создать дополнительное количество комбинаций перемещений.
Очень эффективно и разнообразно использование степ-платформы в силовой тренировке. Все
силовые упражнения можно усложнись (облег
чить) или просто разнооб)разить, испольсзуя высоту
платформы. Таким образом, каждый занимаю
щийся может выбрать се©е наиболее подходящую
степень нагрузки. Аналогично возможнго исполь
зование платформы для усиления эффекта упраж
нений стретчинга.
Структура урока Организационная структура занятий} степ-аэ-
робикой мало чем отличаются от обычного класса аэробики. Инструктор раюполагается пезред группой, каждый занимающимся работает на своей платформе. В подготовительную час;ть урока включаются уже известньие базовые шагш и упражнения стретчинга. В основной (собствешно аэробной) части занятия разучжвается комбинация более сложных шагов и перемещений с исшользова-нием перечисленных мето.дов. В силовой i части занятия выполняются упражшения на силу' всех мышечных групп с использованием степ-платформы. Упражнения стретчинга выполняются в заключительной части урока.
Фитбол-аэробика
Фитбол-аэробика — аэробика прешмущест-венно партерного характера с использюванием специальных резиновых мячей большопо размера. Сидя на мяче или опираясь на него различными частями тела, а такоке опираясь гмячом о стенку, можно бесконечно) менять исходптые положения и выполнять большое количество упражнений, оказывающих изолированное ■ воздействие на различные группы мышц . Эта а:эробика забавна, вносит разнообразие в занятия ш благотворно воздействует (что доказано медищински-ми исследованиями) на состояние спишы и позвоночника.
Когда-то, еще в 1909 году, в Швейцарии врачи стали использовать мяч для лечения людей с заболеваниями позвоночника. Была проведена большая исследовательская работа, и с тех пор лечебная гимнастика с использованием мяча имеет место во многих клиниках мира.
В США в 1992 году Майк и Стефания Моррис предприняли попытку использования мяча в системе оздоровительных занятий. Проведенные учеными исследования позволили разработать программу и методику занятий.
Содержание занятий
В различных странах оздоровительные программы с использованием гимнастических мячей большого диаметра отличаются друг от друга не только названиями (Swiss-Ball, Resist-a-Ball, Bodyball и, наконец, Fitball), но и собственно методиками. FIT-BALL является наиболее полной программой для оздоровительных тренировок, охватывающей все возможные аспекты использования мячей, находящейся в полном соответствии с принятой во всем мире системой оздоровительных тренировок.
Первый международный семинар по фитбол-тренировкам состоялся в Италии в январе 1996 года. На нем были представлены 9 стран в том числе и Россия. Летом 1996 года в Италии проводилась 1-я Международная Конвенция по фитбол-трени-ровкам, в которой участвовали 13 государств Европы и Азии, на которой была утверждена международная программа FITBALL-INTERNATIONAL, согласно этой программе страны-участницы организуют совместные международные семинары, кэмпы, а также регулярно встречаются и обмениваются опытом и материалами.
В целом схема построения фитбол-трениров-ки не отличается от классической схемы построения урока оздоровительной аэробикой.
Продолжительность и интенсивность варьируются в зависимости от контингента занимающихся и задач, поставленных преподавателем.
Уникальная возможность проведения аэробной части урока в положении сидя, позволяет существенно расширить контингент занимающихся. Проведенные в США, Европе и России исследования подтверждают несомненное положительное воздействие таких тренировок на позвоночник, сердечно-сосудистую систему, вестибулярный аппарат. Отрицание же пользы аэробных занятий на мяче для общего контингента занимающихся свидетельствует лишь о недостаточной осведомлен-
ности в методике построения урока и технике выполнения упражнений.
Одной из отличительных черт фитбол-урока являются упражнения на развитие вестибулярного аппарата, что широко применяется на Западе не только в оздоровительных занятиях, но и при подготовке профессиональных спортсменов, таких, как велосипедистов, парашютистов, воднолыжников и др.
Для занятий фитболом требуется особое музыкальное сопровождение, в котором темп музыки зависит от степени упругости мяча и варьируется для разных уровней подготовленности занимающихся.
Тераробика
Тераробика — новое направление оздоровительной аэробики - завоевала популярность в клубах Европы и США не более трех лет назад. Тераробика представляет собой низкоударную высокоинтенсивную кардиотренировку. Существенное увеличение нагрузки достигается посредством использования специального комплекта амортизаторов, фиксирующихся одновременно на руках и ногах занимающихся и образующих единую взаимосвязанную систему.
Программа тераробики обещает быть успешной в силу следующих обстоятельств.
1. Занятия с терасетами (так называют комплекты для занятий тераробикой) оказывают комплексное воздействие на организм занимающихся, и в связи с этим решается сразу несколько задач:
—увеличивается интенсивность урока при сохранении его низкоударности;
—улучшаются условия для развития силы без значительного прироста мышечной массы;
- оптимизируется режим для развития аэробных возможностей мышц и тренировки кардио-респираторных функций;
- создаются более благоприятные для снижения количества жира в организме.
2. Такая тренировка доступна широкому контингенту занимающихся из-за отсутствия координационно сложных движений и высокоударной нагрузки. Тем не менее движения под музыку всегда создают благоприятный эмоциональный фон, а возможность разнообразить хореографию делает занятия тераробикой белее привлекательными.
3. Оборудование для занятий тераробикой обладает следующими достоинствами : оно недорого, компактно, просто, надежно, и вместе с тем труда можно менять вышедшие из строя части.
4. Существенным достоинством тераробики
можно считать индивидуальный подход, учитыва
ющий физические кондиции занимающегося (же
сткость амортизатора) или его ростовые особенно
сти (длина ленты).
4.5. Танцевальная аэробика
Аэробика танцевальной направленности — оздоровительная аэробика, аэробная часть занятий которой представляет собой танцевальные движения на основе базовых шагов. В зависимости от используемого стиля танца различают следующие виды аэробики танцевальной направленности: фанк-аэробика, также именуемая кардиофанк (современный танец в стиле "фанк"), сити-джем-аэробика (негритянский стиль "сити-джем"), хип-хоп-аэробика (современный танец в стиле "хип-хоп"), латин-аэробика, также именуемая салса-аэ-робика (на основе латиноамериканских танцев), афро-джаз-аэробика (аэробика с элементами аф-
"ь
риканских танцев), джаз-аэробика (аэробика на основе джазового танца).
Непременным условием и ярко выраженной чертой аэробики танцевального направления является использование соответствующей музыки. Танцевальная аэробика очень привлекательна и эмоциональна, но необходимо отметить, что при освоении комплексов имеются трудности координационного характера. Развитие этого направления в аэробике очень перспективно.
Памп-аэробика
Памп-аэробика — оздоровительная аэробика ярко выраженной атлетической направленности с использованием штанги, что не мешает, однако, развивать и выносливость. Применяются специальные штанги различного веса в виде гимнастических палок, а также обычные штанги для тяжелой атлетики. Такие занятия рекомендуются для подготовленных занимающихся, не имеющих отклонений в состоянии здоровья. Большой популярностью пользуются занятия такой аэробикой среди мужчин.
Занятия памп-аэробикой часто проводятся с использованием другого оборудования, к примеру, степ-платформы или слайда. Поскольку занятия имеют силовую направленность, то большое значение имеет правильная методика применения упражнений стретчинга в заключительной части, что позволяет избежать сильных мышечных болей.
Аква-аэробика
Аква-аэробика - аэробика в воде, часто с использованием специально для этого разработан-
Боевые
ных различных предметов. Упражнения имеют свою специфику. Водная среда в большей степени облегчает, но иногда и усложняет выполнение упражнений, занятия несут явно выраженный оздоровительный и лечебный эффект.
Занятия аква-аэробикой проводятся как в мелком, так и в глубоком бассейне, в зависимости от этого используется различное оборудование: пояса, жилеты, гантели, манжеты, планки, перчатки, ласты, весла. Форма проведения урока обычная: инструктор (на суше), занимающиеся располагаются фронтальным способом перед ним в воде. Занятия проводятся под музыкальное сопровождение. Методика проведения занятия и способы выполнения упражнений специфичны и обусловлены внешними условиями (вода).