Восприятие человеком пространства, движения и времени
Из всех видов восприятия, имеющихся у человека, главную роль в его жизни играют зрительное и слуховое восприятие. Выделяется такой вид зрительного восприятия, как восприятие пространства. Отдельно рассматриваются восприятие движения и времени, в которых принимают участие разные органы чувств.
Что понимается под восприятием пространства, движения и времени.Пространство — это то, что окружает человека. Предметы, расположенные в пространстве, имеют форму, величину, место расположения. Они также характеризуются расстоянием от человека и собственными параметрами: шириной, высотой и глубиной. Восприятие и оценка всего этого с помощью органа зрения называется восприятием человеком пространства.
Предметы и явления, располагающиеся в пространстве, не являются статичными, они постоянно изменяются, движутся. Кроме того, меняются и сами условия их восприятия. Для того чтобы ориентироваться в пространстве и в перемещающихся в нем предметах, человек помимо самого пространства должен также воспринимать и оценивать разнообразные происходящие в нем движения. Соответственно, говорят также о зрительном восприятии человеком движения, к которому относят восприятие и оценку направления, скорости, ускорения или замедления движения, его траектории.
Наконец, сами предметы, находящиеся в пространстве, происходящие в нем процессы и движение предметов протекают во времени. Для человека поэтому важно уметь воспринимать и правильно оценивать время. Соответственно, к восприятию времени относится оценка количества времени, прошедшего начиная с какого-то определенного момента, ускорения или замедления хода времени.
Рассмотрим известные психофизиологические механизмы восприятия человеком пространства, времени и движения.
Каким образом человек воспринимает величину, форму, глубину, удаленность, место расположения предметов в пространстве. Впринципе есть два разных способа восприятия и оценки всех указанных выше пространственных характеристик окружающих нас предметов и явлений. Один из способов восприятия и оценки пространства используется тогда, когда образ воспринимаемого предмета или явления полностью размещается на поверхности сетчатки глаза. Другой способ восприятия и оценки пространственных характеристик применяется в том случае, если воспринимаемый объект или явление достаточно велики и их образ не помещается полностью на поверхности сетчатки глаза.
Рассмотрим оба способа восприятия пространства применительно к указанным выше характеристикам. Восприятие и оценка малых по величине предметов, образ которых полностью размещается на сетчатке, происходит на основе оценки количества зрительных элементов, палочек и колбочек, которые охватываются изображением данного предмета на сетчатке глаза: чем больше палочек и колбочек покрывает собой изображение, тем большим по величине кажется образ и соответствующий ему предмет.
Если данный предмет слишком велик и для его полного восприятия требуется движение глаз по поверхности или по контуру предмета, то оценка его размера производится на основе количества работы, выполненной мышцами, управляющими глазом во время соответствующего движения. Чем больше по величине рассматриваемый и оцениваемый объект, тем больший объем работы должны будут выполнить мышцы, управляющие движениями глаз, для того, чтобы этот объект был воспринят и оценен. Мозг человека в состоянии автоматически, самостоятельно оценить количество выполненной работы и сделать вывод о том, каков воспринимаемый предмет по величине.
Форма предмета, если он также сравнительно мал и полностью помещается на сетчатке, оценивается по конфигурации палочек и колбочек, которые находятся на границе образа этого предмета на сетчатке глаза. Такие палочки и колбочки реагируют нервными импульсами по-другому, чем не-засвеченные (находящиеся вне изображения предмета на сетчатке) или засвеченные (полностью помещающиеся внутри изображения на сетчатке) палочки и колбочки.
Соответствующая конфигурация зрительных элементов, находящихся на границе изображения предмета, однозначно повторяется в определенной конфигурации реагирующих на них нервных клеток коры головного мозга и является основанием для вывода о форме воспринимаемого предмета.
Если предмет слишком велик и для его полного восприятия по форме требуется как бы обежать данный предмет взором по его контуру, то вывод о форме предмета делается на основании сочетания сокращений и расслаблений глазных мышц, которые управляют движением глаз в то время, когда глаза обегают предмет по его контуру.
Глубина пространства или протяженность в глубину предметов в пространстве зрительно оценивается несколько иначе. Известно, что, чем дальше от нас удален какой-либо предмет, тем меньше он нам кажется, и наоборот: чем ближе к нам располагается предмет, тем большим он кажется в нашем восприятии. Это связано с уже описанным выше механизмом восприятия величины тех предметов, которые относительно малы.
Данный факт используется при восприятии и оценке протяженности в глубину тех предметов, образ которых полностью размещается на сетчатке. Чем протяженнее воспринимаемый предмет в глубину, тем большей будет разница в величине наиболее близко и наиболее далеко расположенных от нас частей предметов. Например, если мы воспринимаем протяженный в глубину цилиндрический предмет, то его круглая часть, расположенная ближе к нам, будет казаться больше, чем круглая часть, расположенная дальше от нас, на противоположном конце предмета. На разнице в воспринимаемой величине наиболее близко и наиболее далеко располагающихся от нас частей предмета, которые, как нам известно, в действительности имеют одинаковые размеры, основано восприятие плоскостных изображений как объемных, то есть представленных в трехмерном пространстве. Этот же механизм восприятия глубины работает и в данном случае: чем больше разница между изображением на сетчатке глаза близко и далеко расположенных круглых концов цилиндра, тем длиннее он будет нам казаться.
Если же воспринимаемый и имеющий глубину объект слишком длинный, то для того, чтобы полностью оценить его длину (или в данном случае глубину), мы вынуждены будем сначала зафиксировать свой взор на ближайшем конце объекта, а затем перевести его и зафиксировать на наиболее отдаленном его конце. Глаз при таком перемещении вынужден будет выполнить определенный объем работы, и по ее количеству можно будет определить протяженность соответствующего объекта в глубину.
При этом при фиксации взора на ближайшей и на максимально удаленной точках воспринимаемого объекта будет изменяться угол, образуемый зрительными осями1.
1Зрительной осью называется воображаемая линия, проходящая перпендикулярно плоскости, которую мы можем мысленно провести параллельно сетчатке глаза, если допустить, что она является не вогнутой полусферой, а плоской. Когда человек смотрит в бесконечную даль, то его зрительные оси идут параллельно. Если человек фиксирует взор на близко расположенном от глаз предмете, то зрительные оси как бы сходятся и образуют угол. Чем ближе к глазам расположен рассматриваемый предмет, тем больше угол между зрительными осями, и наоборот: чем дальше располагается от глаз предмет, тем меньше угол, образуемый зрительными осями.
Мозг человека в состоянии автоматически оценивать угол между зрительными осями и на этой основе делать вывод об удаленности воспринимаемого объекта. С помощью описанного механизма обычно воспринимается протяженность в глубину или расстояние до объектов, которые находятся не слишком близко и не слишком далеко от человека.
Место расположения предметов в пространстве может оцениваться так. Если воспринимаемый предмет по размеру сравнительно мал и его изображение полностью помещается на сетчатке глаза, то место расположения предмета в пространстве оценивается по месту расположения изображения данного предмета на поверхности сетчатки глаза. Такой способ оценки места расположения предметов используется в случае, если взор человека является фиксированным в какой-либо точке пространства и человек как бы боковым зрением видит остальную часть пространства и располагающиеся там предметы.
Если человек своим взором не в состоянии охватить все оцениваемое им пространство, если тот предмет, расположение которого в пространстве ему необходимо оценить, выходит за пределы зрительного поля, то человек поворачивает голову, глаза для того, чтобы сначала найти глазами нужный предмет и затем зафиксировать взор на нем. В этом случае оценка места расположения предмета производится по углу и направлению поворота головы или глаза в сторону искомого предмета относительно первоначального расположения глаза или головы.
Каковы механизмы восприятия человеком направления, скорости и траектории движения.Направление движения, если движущийся объект и его траектория полностью помещаются на сетчатке глаза, если во время движения объекта глаз неподвижен, определяется по направлению перемещения изображения данного объекта на сетчатке глаза.
Если глаз следит за движущимся объектом, то направление его перемещения определяется по конфигурации сокращающихся и расслабляющихся в это время мышц глаза, которые осуществляют следящие за объектом движения глаза.
Если в это время человеку вслед за движением приходится еще и поворачивать голову, то оценка направления движения производится дополнительно также по сокращениям и расслаблениям мышц, управляющих движениями головы.
Скорость движения, его ускорение или замедление также оцениваются с помощью описанных выше механизмов, но при этом берутся в расчет скорость, с которой перемещается объект по сетчатке, либо скорость, ускорение или замедление процессов сокращения или расслабления соответствующих групп мышц.
Траектория движения оценивается или по траектории перемещения движущегося объекта по поверхности сетчатки глаза, или по последовательности сокращений и расслаблений мышц, с помощью которых осуществляются следующие движения глаз или движения головы человека.
Что означает словосочетание «восприятие времени». Каким образом человек воспринимает и оценивает время.Дело в том, что о механизмах восприятия человеком времени известно гораздо меньше, чем о механизмах восприятия пространства и движения. Тем не менее и здесь есть немало известного и любопытного.
Для того чтобы стал возможен субъективный отсчет времени, необходимо, чтобы существовал какой-то эталон наподобие часов, которыми мы пользуемся для определения хода реального времени в быту. Если у нас имеются часы, то оценка времени проблемы не представляет. Но даже когда с нами нет часов, мы чувствуем ход времени и можем, например, оценить, много или мало времени прошло, начиная с какого-то момента, сравнить между собой разные отрезки времени с точки зрения их длительности, почувствовать ускорение или замедление хода реального времени.
Предполагается, что это происходит благодаря существованию и действию в организме человека так называемых биологических часов. Под ними понимаются строго ритмические, точно выверенные во времени биологические процессы, сравнивая с которыми оцениваемые нами параметры хода реального времени мы можем судить о времени и тех его параметрах, о которых шла речь выше.
На роль биологических часов могут претендовать многие обменные процессы, происходящие в организме, например, ритмические сокращения сердечной мышцы (их частота или пульс), ритмика дыхания, ритмические движения человека при ходьбе и многое другое. Установлено, что если каким-то образом оказать влияние на биологические часы, ускорив или замедлив их ход, то соответствующим образом изменится и оценка времени человеком; он невольно будет недооценивать или, напротив, переоценивать его реальные параметры.