Биологический возраст и показатели зрелости
Известно, что в любой группе детей одинакового паспортного (хроно- логического) возраста есть такие, которые кажутся намного взрослее, и на- оборот. Хронологический возраст не дает возможности оценить различия ме- жду детьми в отношении достигнутой ими стадии зрелости. Для оценки раз- личий в темпах созревания детей существуют различные критерии «биологи- ческого возраста». Биологический возраст можно определить как степень соответствия (несоответствия) морфофункционального статуса данного индивида некоему среднему уровню развития. Биологический возраст дает оценку индивидуального возрастного статуса. Такая оценка может производиться с использованием практически любых систем организма, поскольку все они характеризуются определенными изменениями на протяжении всего постнатального онтогенеза. Существуют четкие критерии оценки биологического возраста, которые и позволяют производить его сопоставление на самых различных уровнях. К системам оценки биологического возраста относятся так называемые: костный возраст, зубной возраст, половое развитие, общее морфофункциональное развитие, физиологическая зрелость, психическое и умственное развитие и некоторые другие. Вкратце охарактеризуем их. Костный возраст, или скелетная зрелость служит показателем биологического возраста для всех периодов онтогенеза. Существует взаимосвязь между половым созреванием и оссификацией скелета. Так, при раннем половом развитии созревание скелета ускоряется, а при позднем задерживается. Зубной возраст, или зубная зрелость обычно определяются путем под- счета числа прорезавшихся зубов и сопоставления его с существующими стандартами. Молочные зубы прорезываются у детей с 6 месяцев до 2-х лет, постоянные зубы – в среднем от 6 до 13 лет (за исключением третьих моля- ров). Следовательно, зубная зрелость может использоваться в качестве показателя биологического возраста только до 13-14 лет. Сроки прорезывания зубов зависят от общего уровня развития организма. Обнаружена связь между сроками прорезывания зубов и физическим развитием, половым созреванием, а также оссификацией скелета. Уровень полового созревания, или половое развитие. Определяется по времени последовательности появления, а также степени развития вторичных половых признаков; может служить надежным критерием правильной оценки их развития, но все эти показатели могут быть использованы только в период полового созревания (от 7-8 до 16-17 лет) при унифицированной оценке. Индивидуальная изменчивость в наступлении периода полового созревания исключительно велика. Половой диформизм отражается на динамике многих физиологических и биохимических показателей. Например, у девочек ростовой скачок систолического давления крови начинается раньше, чем у мальчиков. Физиологический возраст. В качестве критериев биологического возраста могут использоваться возрастные изменения физиологических и био- химических показателей. Однако информативность этих критериев намного ниже. Часть из них непосредственно связана с изменениями физических параметров ребенка. Например, частота сердечных сокращений с возрастом уменьшается: от 100 ударов в минуту у 2-летнего ребенка до 65-70 ударов у взрослого. Эта закономерность совпадает с общебиологическим явлением – более частным сердцебиением при меньших размерах тела. Та же зависимость существует для частоты дыхания: 40-45 в минуту у новорожденного и в среднем 12-16 – у взрослого. Некоторые физиологические функции «созревают» раньше других. Например, в раннем детстве желчь менее концентрирована, а содержание белков в сыворотке крови понижено, однако вскоре по этим показателям происходит достижение взрослого статуса. Концентрационная способность почечных гломерул достигает взрослых значений примерно в 2-3 года, в то время как кровяное давление продолжает подниматься не только в течение всего периода роста, но и на протяжении жизни: систолическое давление 5-летнего ребенка составляет примерно 80-85 мм ртутного столба, у 18-летнего юноши – 120 мм. Скорость основного обмена выше все- го у новорожденного, а за период от 6 до 20 лет она быстро снижается и про- должает снижаться на протяжении всей жизни. Психическое и умственное развитие. Несмотря на то, что мозг новорожденного ребенка достаточно велик по объему, степень его функциональной зрелости существенно отстает от его размеров. Новорожденный ребенок имеет ограниченный репертуар целенаправленной деятельности: он может кричать, сосать, глотать, чихать, двигать глазами, испражняться и мочиться. У него хорошо развиты обонятельная и вкусовая чувствительность, но он не ощущает боли. Он обладает очень сильным хватательным рефлексом, который утрачивается через пару месяцев. Девочки опережают мальчиков на протяжении моторного и сенсорного развития: они первыми начинают ползать и ходить, у них раньше развивается координация движений и устанавливается контроль мочеиспускательного рефлекса и дефекации. Развитие психологического самосознания включает такие элементы, как осознание себя и других, понимание своего места в обществе. У мальчиков этот процесс протекает, как правило, более напряженно, чем у девочек. С другой стороны, у мальчиков ниже способность к концентрации внимания.