Особенности методики проведения занятий с пожилыми людьми
Возраст человека определяется тремя параметрами:
— паспортным возрастом, характеризуемым сроками фактически прожитой жизни, от момента рождения до какого-либо дня;
— биологическим возрастом, который отличается от паспортного и определяется биологическим состоянием, уровнем здоровья, физическими кондициями, внешним видом индивида
и т.д.;
— социальным возрастом, который является
наиболее сложной категорией и связан с ощуще
нием себя в постоянно изменяющихся обществен
ных ситуациях, социально молодым является тот,
кто живо реагирует на процессы, происходящие в
обществе, и постоянно стремится к самоутвержде
нию и созданию социальных ценностей.
Поэтому проблема сохранения своего социального статуса в старшем возрасте появляется у людей, которые на протяжении всей своей жизни имели ту или иную категорию ценностей (духовных, интеллектуальных, материальных), определявших их образ жизни и ту систему ценностных ориентации, которую они пытаются сохранить достаточно длительное время.
Для того чтобы правильно разобраться и оценить состояние человека старшего возраста, необходимо проанализировать особенности его биологического и психического развития.
Физиологические особенности старения
Старение - это длительный биологический процесс снижения функциональных возможностей организма. Старость — это одна из стадий онтогенеза.
С возрастом замедляются приспособительные возможности функциональных систем организма к изменяющимся условиям жизнедеятельности, что приводит к возникновению ряда заболеваний, причинами которых являются наследственные факторы, гиподинамия, адиномия, социально-бытовые условия, травмы, вредные привычки и др.
Изменения в состоянии нервной системы связаны с изменением баланса процессов возбуждения и торможения, силой их протекания, затруднением образования новых двигательных стереотипов, уменьшением вариативности двигательных навыков.
С возрастом ослабевает сократительная функция миокарда, снижается эластичность кровеносных сосудов, утолщается их оболочка, уменьшается просвет, следовательно, ухудшается снабжение кровью сердца и других органов и систем, появляются признаки возрастной гипертонии. В связи с этим противопоказаны чрезмерные физические нагрузки, резкое охлаждение, сильное эмоциональное возбуждение. Восстановительные процессы после физической нагрузки протекают значительно медленнее. Частота сердечных сокращений в покое снижается до 50-55 ударов в минуту. Показатели артериального давления в норме в 50-60 лет равны - 140/90, в 60-70 лет - 150/90 мм рт.ст.
В старшем возрасте ухудшается эластичность легочной ткани, ослабевают дыхательные мышцы, снижается подвижность грудной клетки, уменьшается легочная вентиляция.
Что касается опорно-двигательного аппарата, то можно говорить о снижении эластичность связок, сужении суставных полостей. Появления различных образований вокруг суставов, разрыхле-
Составление программ
ПИНИЙ
ния костной ткани, деформации позвоночного столба (кифосколиозы).
Обменные процессы в организме с возрастом протекают менее интенсивно, замедляется протекание окислительных реакций, ухудшается пищеварение, что объясняется ослаблением перистальтики желудочно-кишечного тракта, возникают проблемы с "лишним весом", изменяется теплоре-гуляция организма, увеличивается продолжительность процессов восстановления.
Что касается физических и двигательных кондиций лиц старшего возраста, то отмечается снижение общей работоспособности, быстроты и точности двигательных действий, отмечается диско-ординация движений, снижение амплитуды движений, вызванное изменениями, происходящими в суставах. Двигательные навыки формируются достаточно медленно.
Каким образом человек может противостоять процессам увядания? Значение использования средств физической культуры и спорта, оздоровительных сил природы в укреплении здоровья, поддержании работоспособности известно и доказано давно. Необходимо лишь выбрать адекватный для человека режим двигательной активности.
При составлении индивидуальных программ оздоровительной тренировки для поддержания творческого и физического долголетия следует придерживаться следующих социокультурных и психолого-педагогических условий:
—подбор упражнений и режимы их выполнения должны обеспечить замедление процессов возрастной инволюции, сохранять здоровье и физические кондиции;
—подбор упражнений и техника их выполнения должны удовлетворять разнообразию жизненных ситуаций и потребностей людей старшего поколения с учетом направленности использования средств физической культуры;
Особенности
Занятий
С отягощениями
- специальные двигательные режимы и участие в них людей пожилого возраста должны сопровождаться формированием образованности в сфере физической культуры, повышением социальной компетентности, развитием творчества и самоорганизацией деятельности, способствующей развитию взаимопонимания и контактов между людьми;
- специальные двигательные режимы во всех без исключения случаях должны удовлетворять нравственно-этическим и эмоциональным потребностям пожилого человека, а оценка их эффективности должна носить личностно-ориентированный гуманистический характер;
- занятия по индивидуальным оздоровительным программам должны сопровождаться самопознанием своих психических, нейродинамиче-ских, энергетических и двигательных способностей и усвоения их значимости для адаптации к процессам социальной, профессиональной деятельности и среды окружения.
Для людей старшего поколения достаточно привлекательными являются оздоровительные занятия силовой направленности, так как именно они создают предпосылки к появлению уверенности в своих действиях, определяют повышенный интерес к процессу самих занятий, способствуют достаточно быстрому наращиванию и восстановлению мышечной массы.
Остановимся на некоторых методических приемах развития силовых способностей у людей старшего поколения. Известно, что силовые упражнения с большими отягощениями используются чрезвычайно редко, особенно для людей старшего поколения, не имеющих достаточного уровня физической подготовленности. Упражнения с большими отягощениями способствуют задержке дыхания, вызывают эффект натуживания, приводящий к гипоксическому состоянию, что