Психофизиология эмоций. По определению, эмоции — особый класс психических процес­сов и состояний

По определению, эмоции — особый класс психических процес­сов и состояний, связанных с потребностями и мотивами, отража­ющих в форме непосредственных субъективных переживаний (удо­влетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на ин­дивида явлений и ситуаций. Сопровождая практически любые про­явления жизненной активности человека, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической дея­тельности и поведения, направленных на удовлетворение потреб­ностей.

По критерию длительности эмоциональных явлений выделя­ют, во-первых, эмоциональный фон (или эмоциональное со­стояние), во-вторых, эмоциональное реагирование. Указанные два класса эмоциональных явлений подчиняются разным закономер-

133

Психофизиология эмоций. По определению, эмоции — особый класс психических процес­сов и состояний - student2.ru Психофизиология эмоций. По определению, эмоции — особый класс психических процес­сов и состояний - student2.ru Психофизиология эмоций. По определению, эмоции — особый класс психических процес­сов и состояний - student2.ru Психофизиология эмоций. По определению, эмоции — особый класс психических процес­сов и состояний - student2.ru Психофизиология эмоций. По определению, эмоции — особый класс психических процес­сов и состояний - student2.ru Психофизиология эмоций. По определению, эмоции — особый класс психических процес­сов и состояний - student2.ru носгям. Эмоциональные состояния в большей степени отражают общее глобальное отношение человека к окружающей ситуации, к себе самому и связаны с его личностными характеристиками. Эмо­циональное реагирование — это кратковременный эмоциональ­ный ответ на то или иное воздействие, имеющий ситуационный ха­рактер. Наиболее существенными характеристиками эмоций явля­ются их знак и интенсивность. Положительные и отрицательные эмоции всегда характеризуются определенной интенсивностью.

-.;., 4.3.1. Морфофункциональный субстрат эмоций

■'■*'. ■ .*'--■

Возникновение и протекание эмоций тесно связано с деятельно­стью модулирующих систем мозга, причем решающую роль играет лимбическая система.

Лимбическая система — комплекс функционально связанных ме­жду собой филогенетически древних глубинных структур голов­ного мозга, участвующих в регуляции вегетативно-висцеральных функ­ций и поведенческих реакций организма. Термин «лимбическая си­стема» ввел в 1952 г. П. Мак Лин. Однако еще ранее в 1937 г. Дж. Па-пец предположил наличие «анатомического» эмоционального коль­ца. В него входили: гиппокамп — свод — мамиллярные тела — перед­нее ядро таламуса — поясная извилина — гиппокамп. Папец считал, что любая афферентация, поступающая в таламус, разделяется на три потока: движения, мысли и чувства. Поток «чувств» циркулирует по анатомическому «эмоциональному кольцу», создавая таким обра­зом физиологическую основу эмоциональных переживаний.

Круг Папеца лег в основу лимбической системы. В своих основ­ных частях она сходна у всех млекопитающих. К лимбической си­стеме, кроме кольца Папеца, принято относить: некоторые ядра ги­поталамуса, миндалевидное тело или миндалину (клеточное скоп­ление, величиной с орех), обонятельную луковицу, тракт и бугорок, неспецифические ядра таламуса и ретикулярную формацию сред­него мозга. В совокупности эти морфологические структуры об­разуют единую гипоталамо-лимбико-ретикуляруню систему. Цен­тральной частью лимбической системы является гиппокамп. Кро­ме того, существует точка зрения, что передняя лобная область является неокортикальным продолжением лимбической системы.

134

Нервные сигналы, поступающие от всех органов чувств, напра­вляясь по нервным путям ствола мозга в кору, проходят через од­ну или несколько лимбических структур — миндалину, гигаюкамп или часть гипоталамуса. Сигналы, исходящие от коры, тоже прохо­дят через эти структуры. Различные отделы лимбической систе­мы по-разному ответственны за формирование эмоций. Их возник­новение зависит в большей степени от активности миндалевидного комплекса и поясной извилины. Однако лимбическая система при­нимает участие в запуске преимущественно тех эмоциональных ре­акций, которые уже апробированы в ходе жизненного опыта.

Существуют убедительные данные в пользу того, что ряд фун­даментальных человеческих эмоций имеет эволюционную осно­ву. Эти эмоции оказываются наследственно закрепленными в лим­бической системе.

Ретикулярная формация.Важную роль в обеспечении эмо­ций играет ретикулярная формация ствола мозга. Как известно, во­локна от нейронов ретикулярной формации идут в различные об­ласти коры больших полушарий. Большинство этих нейронов счи­таются «неспецифическими», т.е. в отличие от нейронов первич­ных сенсорных зон, зрительных или слуховых, реагирующих толь­ко на один вид раздражителей, нейроны ретикулярной формации могут отвечать на многие виды стимулов. Эти нейроны передают сигналы от всех органов чувств (глаз, кожи, мышц, внутренних ор­ганов и т.д.) к структурам лимбической системы и коре больших по­лушарий.

Некоторые участки ретикулярной формации обладают более оп­ределенными функциями. Так, например, особый отдел ретику­лярной формации, называемый голубым пятном (это плотное ско­пление нейронов, отростки которых образуют широко ветвящиеся сети с одним выходом, использующие в качестве медиатора норад-реналин) имеет отношение к пробуждению эмоций. От голубого пятна к таламусу, гипоталамусу и многим областям коры идут нер­вные пути, по которым пробудившаяся эмоциональная реакция может широко распространяться по всем структурам мозга. По не­которым данным недостаток норадреналина в мозгу приводит к де­прессии. Положительный эффект электрошоковой терапии, в боль­шинстве случаев устраняющей депрессию у пациента, связан с уси-

135

Психофизиология эмоций. По определению, эмоции — особый класс психических процес­сов и состояний - student2.ru лением синтеза и ростом концентрации норадреналина в мозге. Ре­зультаты исследования мозга больных, покончивших с собой в со­стоянии депрессии, показали, что он обеднен нор адреналином и се-ротонином. Возможно, что норадреналин играет роль в возникно­вении реакций, субъективно воспринимаемых как удовольствие. Во всяком случае, дефицит норадреналина проявляется в появлении депрессивных состояний, связанных с тоской, а недостаток адрена­лина связывается с депрессиями тревоги.

Другой отдел ретикулярной формации, называемый черной суб­станцией, представляет собой скопление нейронов, также обра­зующих широко ветвящиеся сети с одним выходом, но выделяющих другой медиатор — дофамин, который способствует возникнове­нию приятных ощущений. Не исключено, что он участвует в воз­никновении особого психического состояния — эйфории.

Лобные долииз всех отделов коры больших полушарий мозга в наибольшей степени ответственны за возникновение и осознание эмоциональных переживаний. К лобным долям идут прямые ней­ронные пути от таламуса, лимбической системы, ретикулярной фор­мации.

Ранения людей в области лобных долей мозга показывают, что чаще всего у них наблюдаются изменения настроения от эйфории до депрессии, а также своеобразная утрата ориентировки, выража­ющаяся в неспособности строить планы. Иногда изменения психи­ки напоминают депрессию: больной проявляет апатию, утрату ини­циативы, эмоциональную заторможенность, равнодушие к сексу. Иногда же изменения сходны с психопатическим поведением: ут­рачивается восприимчивость к социальным сигналам, появляется несдержанность в поведении и речи.

Межполушарная асимметрия и эмоции.Есть немало фактов, говорящих о том, что в обеспечение эмоциональной сферы чело­века левое и правое полушария головного мозга вносят разный вклад. Более эмоциогенным является правое полушарие. Так, у здо­ровых людей обнаружено преимущество левой половины зритель­ного поля (т.е. правого полушария) при оценке выражения лица, а также левого уха (тоже правого полушария) -—■ при оценке эмо­ционального тона голоса и других звуковых проявлений человече­ских чувств (смеха, плача), при восприятии музыкальных фрагмен-

136

тов. Помимо этого выявлено также более интенсивное выражение эмоций (мимические проявления) на левой половине лица. Суще­ствует также мнение, что левая половина лица в большей степени отражает отрицательные, правая — положительные эмоции. По некоторым данным эти различия проявляются уже у младенцев, в частности в асимметрии мимики при вкусовом восприятии слад­кого и горького.

Из клиники известно, что эмоциональные нарушения при пораже­нии правого полушария выражены сильнее, при этом отмечается из­бирательное ухудшение способности оценивать и идентифицировать эмоциональную экспрессию в мимике. При левосторонних пораже­ниях у больных часто возникают приступы тревоги, беспокойства и страха, усиливается интенсивность отрицательных эмоциональных переживаний. Больным с поражениями правого полушария более свойственны состояния благодушия, веселости, а также безразличия к окружающим. Им трудно оценить настроения и выявить эмоцио­нальные компоненты речи других людей. Клинические наблюдения за больными с патологическим навязчивым смехом или плачем по­казывают, что патологический смех часто связан с правосторонни­ми поражениями, а патологический плач — с левосторонними.

Функция восприятия эмоций по выражению лица у больных с по­врежденным правым полушарием страдает больше, чем у людей с поврежденным левым полушарием. При этом знак эмоций не име­ет значения, однако, когнитивная оценка значимости эмоциональ­ных слов оказывается у таких больных адекватной. Иными слова­ми у них страдает только восприятие эмоций. Право- и левосто­ронние поражения по-разному влияют и на временные аспекты эмо­циональных явлений: с поражением правого полушария чаще связа­ны внезапные аффективные изменения, а с поражением левого — долговременные эмоциональные переживания.

По некоторым представлениям левое полушарие ответственно за восприятие и экспрессию положительных эмоций, а правое — отрицательных. Депрессивные переживания, возникающие при по­ражении левого полушария, рассматриваются как результат рас-тормаживания правого, а эйфория, нередко сопровождающая пора­жение правого полушария, -— как результат растормаживания ле­вого.

137

Психофизиология эмоций. По определению, эмоции — особый класс психических процес­сов и состояний - student2.ru Существуют и другие подходы к описанию специфики межполу-шарного взаимодействия в обеспечении эмоций. Например, выска-зывается предположение, что тенденция правого полушария к син­тезу и объединению множества сигналов в глобальный образ иг­рает решающую роль в выработке и стимулировании эмоциональ­ного переживания. В то же время преимущество левого полушария в анализе отдельных упорядоченных во времени и четко опреде­ленных деталей используется для видоизменения и ослабления эмо­циональных реакций. Таким образом, когнитивные и эмоциональ­ные функции обоих полушарий тесно связаны и вкогнитивной сфе­ре, и в регуляции эмоций.

По другим представлениям каждое из полушарий обладает соб­ственным эмоциональным «видением» мира. При этом правое по­лушарие, которое рассматривается как источник бессознательной мотивации, в отличие от левого воспринимает окружающий мир в неприятном, угрожающем свете, но именно левое полушарие доми­нирует в организации целостного эмоционального переживания на сознательном уровне. Таким образом, корковая регуляция эмоций

осуществляется в норме при взаимодействии полушарий.

*■

>;;'-~ 43.2. Теории эмоций

Проблемы происхождения и функционального значения эмоций вповедении человека и животных представляют предмет постоян­ных исследований и дискуссий. В настоящее время существует не­сколько биологических теорий эмоций.

Биологическая теория Дарвина.Одним из первых, кто выде­лил регуляторную роль эмоций в поведении млекопитающих, был вы­дающийся естествоиспытатель Ч.Дарвин. Проведенный им анализ эмоциональных выразительных движений животных дал основания рассматривать эти движения как своеобразное проявление инстин­ктивных действий, исполняющих роль биологически значимых сиг­налов для представителей не только своего, но и других видов жи­вотных. Эти эмоциональные сигналы (страх, угроза, радость) и со­провождающие их мимические и пантомимические движения имеют адаптивное значение. Многие из них проявляются с момента рож­дения и определяются как врожденные эмоциональные реакции.

138

Каждому из нас знакомы мимика и пантомимика, сопровожда­ющая эмоциональные переживания. По выражению лица человека и напряжению его тела довольно точно можно определить, что онпереживает: страх, гнев, радость или другие чувства.

Итак, Дарвин первым обратил внимание на особую роль в про­явлении эмоций, которую играет мышечная система организма и в первую очередь те ее отделы, которые участвуют в организации спе­цифических для большинства эмоций движений тела и выражений лица. Кроме того, он указал на значение обратной связи в регуля­ции эмоций, подчеркивая, что усиление эмоций связано с свобод­ным внешним их выражением. Напротив, подавление всех внеш­них признаков эмоций ослабляет силу эмоционального пережива­ния.

Однако, кроме внешних проявлений эмоций, при эмоциональ­ном возбуждении наблюдаются изменения частоты сердечного рит­ма, дыхания, мышечного напряжения и т.д. Все это свидетельст­вует о том, что эмоциональные переживания тесно связаны с ве­гетативными сдвигами в организме. Именно эти наблюдения дали основания для первой широко известной теории эмоций — теории Джеймса — Ланге.

Теория Джеймса — Ланге— одна из первых теорий, пытавшихся связать эмоции и вегетативные сдвиги в организме человека, сопро­вождающие эмоциональные переживания. Она предполагает, что после восприятия события, вызвавшего эмоцию, человек пережи­вает эту эмоцию как ощущение физиологических изменений в собст­венном организме, т.е. физические ощущения и есть сама эмоция. Как утверждал Джеймс:«мы грустим, потому что плачем, сердимся, потому что наносим удар, боимся, потому что дрожим».

Теория неоднократно подвергались критике. В первую очередь отмечалось, что ошибочно само исходное положение, в соответ­ствии с которым каждой эмоции соответствует свой собственный набор физиологических изменений. Экспериментально было пока­зано, что одни и те же физиологические сдвиги могут сопровож­дать разные эмоциональные переживания. Эти сдвиги имеют слиш­ком неспецифический характер и потому сами по себе не могут оп­ределять качественное своеобразие и специфику эмоциональных переживаний. Кроме того, вегетативные изменения в организме

139

Психофизиология эмоций. По определению, эмоции — особый класс психических процес­сов и состояний - student2.ru Психофизиология эмоций. По определению, эмоции — особый класс психических процес­сов и состояний - student2.ru Психофизиология эмоций. По определению, эмоции — особый класс психических процес­сов и состояний - student2.ru человека обладают определенной инертностью, т.е. могут проте кать медленнее и не успевать следовать за той гаммой чувств, который человек способен иногда переживать почти одномомент­но (например, страх и гнев или страх и радость).

Таламическая теория Кеннона— Барда.Эта теория в качест­ве центрального звена, ответственного за переживание эмоций, вы­делила одно из образований глубоких структур мозга — тала-мус (зрительный бугор). Согласно этой теории при восприятии со­бытий, вызывающих эмоции, нервные импульсы сначала поступа­ют в таламус, где потоки импульсации делятся: часть из них по­ступает в кору больших полушарий, где возникает субъективное переживание эмоции (страха, радости и др.). Другая часть посту­пает в гипоталамус, который, как уже неоднократно говорилось, отвечает за вегетативные изменения в организме. Таким образом, эта теория выделила как самостоятельное звено субъективное пе­реживание эмоции и соотнесла его с деятельностью коры больших полушарий.

Активационная теория Линдсли.Центральную роль в обеспе­чении эмоций в этой теории играет активирующая ретикулярная формация ствола мозга. Активация, возникающая в результате возбуждения нейронов ретикулярной формации, выполняет глав­ную эмоциогенную функцию. Согласно этой теории эмоциогенный стимул возбуждает нейроны ствола мозга, которые посылают им­пульсы к таламусу, гипоталамусу и коре. Таким образом, выражен­ная эмоциональная реакция возникает при диффузной активации коры с одновременным включением гипоталамических центров промежуточного мозга. Основное условие появления эмоциональ­ных реакций — наличие активирующих влияний из ретикулярной формации при ослаблении коркового контроля за лимбической си­стемой. Предполагаемый активирующий механизм преобразует эти импульсы в поведение, сопровождающееся эмоциональным воз­буждением. Эта теория, разумеется, не объясняет всех механизмов физиологического обеспечения эмоций, но она позволяет связать понятия активации и эмоционального возбуждения с некоторыми характерными изменениями в биоэлектрической активности мозга.

Биологическая теория П.К.Анохина,как и теория Дарвина, подчеркивает эволюционный приспособительный характер эмоций,

140

\

их регуляторную функцию в обеспечении поведения и адаптации организма к окружающей среде. Согласно этой теории в поведении живых существ условно можно выделить две основные стадии, ко­торые, чередуясь, составляют основу жизнедеятельности: ста­дию формирования потребностей и стадию их удовлетворения. Ка­ждая из стадий сопровождается своими эмоциональными пережи­ваниями: первая, в основном, негативной окраской, вторая, напро­тив, позитивной. Действительно, удовлетворение потребности, как правило, связано с чувством удовольствия. Неудовлетворенная по­требность всегда является источником дискомфорта. Таким обра­зом, с биологической точки зрения эмоциональные ощущения за­крепились как своеобразный инструмент, удерживающий процесс адаптации организма к среде в оптимальных границах и предупре­ждающий разрушительный характер недостатка или избытка ка­ких-либо факторов для его жизни.

Итак, суть теории П.К.Анохина состоит в следующем: положи­тельное эмоциональное состояние (например, удовлетворение ка­кой-либо потребности) возникает лишь в том случае, если обрат­ная информация от результатов выполненного действия точно сов­падает с ожидаемым результатом, т.е. акцептором действия. Таким образом, положительная эмоция, связанная с удовлетворением по­требности, закрепляет правильность любого поведенческого акта в том случае, если его результат достигает цели, т.е. приносит поль­зу, обеспечивая приспособление. Напротив, несовпадение получае­мого результата с ожиданиями немедленно ведет к беспокойству (т.е. к отрицательной эмоции) и к дальнейшему поиску, который мо­жет обеспечить достижение требуемого результата, и, следователь­но, к полноценной эмоции удовлетворения. С точки зрения Анохи­на, во всех эмоциях, начиная от грубых низших и заканчивая вы­сшими социально обусловленными, используется одна и та же фи­зиологическая архитектура функциональной системы.

Информационная теория эмоций П.В.Симоновавводит в круг анализируемых явлений понятие информации. Эмоции тесно свя­заны с информацией, которую мы получаем из окружающего мира. Обычно эмоции возникают из-за неожиданного события, к кото­рому человек не был готов. В то же время эмоция не возникает, ес­ли мы встречаем ситуацию с достаточным запасом нужных сведе-

141

Психофизиология эмоций. По определению, эмоции — особый класс психических процес­сов и состояний - student2.ru Психофизиология эмоций. По определению, эмоции — особый класс психических процес­сов и состояний - student2.ru Психофизиология эмоций. По определению, эмоции — особый класс психических процес­сов и состояний - student2.ru Психофизиология эмоций. По определению, эмоции — особый класс психических процес­сов и состояний - student2.ru ний. Отрицательные эмоции возникают чаще всего из-за непри­ятной информации и особенно при недостаточной информации, по­ложительные — при получении достаточной информации, особен­но когда она оказалась лучше ожидаемой.

С точки зрения автора этой теории П.В. Симонова, эмоция — это отражение мозгом человека и животных какой-то актуальной потребности (ее качества и величины), а также вероятности (воз­можности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. В самом общем виде правило возникновения эмоций можно предста­вить в виде структурной формулы:

Э= f(n, (Ин —Ис)...),

где Э — эмоция, ее степень, качество и знак; П — сила и каче­ство актуальной потребности; (Ин — Ис) ~ оценка вероятно­сти (возможности) удовлетворения потребности на основе врож­денного и онтогенетического опыта; Ин — информация о средст­вах, прогностически необходимых для удовлетворения потребно­сти; Ис — информация о средствах, которыми располагает субъ­ект в данный момент.

Из «формулы эмоций» видно, что небольшая вероятность удов­летворения потребности ведет к возникновению отрицательных эмоций. Напротив, возрастание вероятности достижения цели, т.е. удовлетворения потребности по сравнению с ранее имевшимся про­гнозом, приводит к возникновению положительных эмоций.

Эта теория на первый план выдвигает оценочную функцию эмо­ций, которая всегда представляет собой результат взаимодействия двух факторов: спроса (потребности) и предложения (возможно­сти удовлетворения этой потребности).

Теория дифференциальных эмоций.Центральным положени­ем этой теории является представление о существовании некото­рого числа базисных эмоций, каждая из которых обладает прису­щими только ей мотивационньши и феноменологическими свой­ствами. Базисные эмоции (радость, страх, гнев и др.) ведут к раз­личным внутренним переживаниям и различным внешним проявле­ниям и могут взаимодействовать друг с другом, ослабляя или уси­ливая одна другую.

142

V

\

Каждая эмоция включает три взаимосвязанных компонента: 1) нейронную активность мозга и периферической нервной систе­мы (неврологический компонент); 2) деятельность поперечно-по­лосатой мускулатуры, обеспечивающей мимическую и пантоми­мическую выразительность и обратную связь в системе «тело/ли­цо-мозг» (выразительный компонент); 3) субъективное эмоцио­нальное переживание (субъективный компонент). Каждый из ком­понентов обладает определенной автономностью и может суще­ствовать независимо от других (Изард, 1980).

К сожалению, теория дифференциальных эмоций не дает удов­летворительного объяснения тому, как актуализируется та или иная эмоция, каковы внешние и внутренние условия ее пробужде­ния. Кроме того, недостатком этой теории является нечеткость в определении собственно базисных эмоций. Их число колеблется от четырех до десяти. Для выделения базисных эмоций используются эволюционные и кросскультурные данные. Наличие сходных эмо­ций у человекообразных обезьян и людей, а также у людей, выро­сших в разных культурах, свидетельствует в пользу существова­ния ряда базисных эмоций. Однако способность эмоциональных процессов вступать во взаимодействие и образовывать сложные комплексы эмоционального реагирования затрудняет четкое вы­деление фундаментальных базисных эмоций.

Нейрокультурная теория эмоцийбыла разработана П.Экма-ном в 70-е годы XX века. Как и в теории дифференциальных эмо­ций, ее исходными положениями является представление о шести основных (базисных) эмоциях. Согласно этой теории экспрессив­ные проявления основных эмоций (гнева, страха, печали, удивле­ния, отвращения, счастья,) универсальны и практически не чувст­вительны к воздействию факторов среды. Другими словами, все люди практически одинаково используют мышцы лица при пере­живании основных эмоций. Каждая из них связана с генетически детерминированной программой движения лицевых мышц.

Тем не менее принятые в обществе нормы социального контроля определяют правила проявления эмоций. Например, японцы обыч­но маскируют свои отрицательные эмоциональные переживания, ис­кусно демонстрируя позитивное отношение к событиям. О механиз­ме социального контроля проявления эмоций свидетельствуют так

143

Психофизиология эмоций. По определению, эмоции — особый класс психических процес­сов и состояний - student2.ru /

называемые кратковременные выражения лица. Они фиксируются во время специальной киносъемки и отражают реальное отношение человека к ситуации, чередуясь с социально нормативными выра­жениями лица. Длительность таких подлинных экспрессивных реак­ций составляет 300 — 500 мс. Таким образом, в ситуация социально­го контроля люди способны контролировать выражения лица в со­ответствии с принятыми нормами и традициями воспитания.

Из всего вышеизложенного следует, что единой общепринятой физиологической теории эмоций не существует. Каждая из тео­рий позволяет понять лишь некоторые стороны психофизиологи­ческих механизмов функционирования эмоционально-потребност-ной сферы человека, выводя на первый план проблемы: адаптации к среде (теории Дарвина, Анохина), мозгового обеспечения и фи­зиологических показателей эмоциональных переживаний (талами-ческая и активационная теории, теория Экмана), вегетативных и гомеостатических компонентов эмоций (теория Джеймса — Лан-ге), влияния информированности на эмоциональное переживания (теория Симонова), специфики базисных эмоций (теория диффе­ренциальных эмоций).

Многообразие не согласованных друг с другом подходов ослож­
няет воссоздание целостной картины и свидетельствует о том, что
появление единой логически непротиворечивой теории эмоций, ви­
димо, дело отдаленного будущего. >-■ -'**

. 4.3.3. Методы изучения и диагностики эмоций

Изучение физиологических механизмов эмоций — многосто­ронний процесс, который включает эксперименты на животных, связанные с раздражением и разрушением отдельных участков мозга, изучение особенностей эмоционального реагирования у па­циентов с различными поражениями мозга, а также лаборатор­ные исследования здоровых людей при переживании ими искусст­венно создаваемых эмоциогенных ситуаций.

Электрическая стимуляция мозга.Стимуляция разных отде­лов мозга через вживленные электроды нередко вызывает эмоци­ональные переживания у пациентов, а также своеобразные изме­нения поведения у животных.

144

При стимуляции различных отделов гипоталамуса укошки мо­жет быть получена, например, реакция «бегства», когда животное отчаянно ищет убежища. Стимуляция образований среднего мозга ведет к активации с положительной или отрицательной эмоцио­нальной окраской или к состоянию успокоения. Раздражение пе­редней и нижней поверхности височной доли вызывает чувство страха; переднего и заднего отделов гипоталамуса — тревоги и яро­сти; перегородки — наслаждения; миндалевидного тела — стра­ха, ярости и гнева, а в некоторых случаях и удовольствия.

Широкую известность приобрели опыты Д.Олдса, в которых крысам вживляли электроды в разные области гипоталамуса. Кры­сы, обнаружив связь между нажатием педали и получением сти­муляции, в некоторых случаях продолжали стимулировать свой мозг с поразительным упорством. Они могли нажимать на педаль по не­сколько тысяч раз в час в течение десяти часов, доходя до полного изнеможения. Участки гипоталамуса, которые крысы стремились раздражать, получили название «центров удовольствия». По анало­гии с этим были выявлены участки мозга, раздражения которых жи­вотные всеми силами старались избегать.

У крысы 35% клеточного пространства мозга связано с поло­жительной эмоциогенной системой, 5 % с отрицательной и 60% с отсутствием побуждения к повторению или избеганию стимуляции. Принципиальная организация эмоциогенных систем мозга оказа­лась весьма сходной у представителей разных отрядов млекопита­ющих.

Электростимуляцию проводили также у некоторых больных во время операций на головном мозге. Некоторые из таких операций проходят без общего наркоза, поскольку манипуляции с мозговой тканью не вызывают боли. Во время подобной операции с больным вступали в контакт и выясняли, что он испытывает при раздраже­нии тех или иных точек. Больные нередко сообщали о приятных ощущениях, возникавших при раздражении участков мозга, кото­рые примерно соответствуют расположению «центров удовольст­вия» у животных. Точно также были выявлены участки, раздраже­ние которых вызывало неприятные ощущения.

Разрушение мозга.Частично влияние повреждения разных от­делов мозга было проанализировано выше, когда рассматривалась

145

Психофизиология эмоций. По определению, эмоции — особый класс психических процес­сов и состояний - student2.ru Психофизиология эмоций. По определению, эмоции — особый класс психических процес­сов и состояний - student2.ru Психофизиология эмоций. По определению, эмоции — особый класс психических процес­сов и состояний - student2.ru Психофизиология эмоций. По определению, эмоции — особый класс психических процес­сов и состояний - student2.ru Психофизиология эмоций. По определению, эмоции — особый класс психических процес­сов и состояний - student2.ru проблема морфофизиологического субстрата эмоций. Клиника оча­говых поражений мозга дает немало сведений о том, как влияют на протекание эмоциональных переживаний человека поврежде­ние лобных долей мозга, левого и правого полушария.

Наряду с этим имеется большой массив экспериментальных ис­следований на животных, в которых проводилось целенаправлен­ное разрушение или удаление отдельных эмоциогенных зон с це­лью выявления эффектов этого вмешательства. Хорошо известны эксперименты на обезьянах с разрушением миндалевидного ядра, в результате чего ранее доминирующий в группе самец занимал са­мое низкое положение в стадной иерархии.

Диагностика эмоциональных переживаний.Физиологические проявления эмоциональных переживаний здорового человека ши­роко исследуются в лабораторных условиях. При этом, как пра­вило, используется метод психологического моделирования, т.е. либо создаются условия, непосредственно вызывающие у инди­вида эмоциональное напряжение (например, критические замеча­ния в адрес его деятельности в условиях эксперимента), либо ис­пытуемому предъявляют внешние стимулы, заведомо провоциру­ющие возникновение тех или иных эмоций (например, фотогра­фии, вызывающие отвращение). При изучении физиологических коррелятов эмоциональных переживаний обычно сравниваются данные, полученные в состоянии покоя и при эмоциональном на­пряжении.

Изучение мимики лица.По выражению лица человека неред­ко можно определить, какие чувства он переживает. Особенности мимики при переживании эмоций получили название лицевой экс­прессии. В работах П.Экмана была разработана особая техника идентификации эмоций по выражению лица. Существует атлас фо­тоэталонов лицевой экспрессии для шести базисных эмоций: гнева, страха, печали, отвращения, удивления, радости. Кроме этого, бы­ла детально изучена анатомия лицевых мышц, было выделено 24 варианта реакций отдельных мышц и 20 вариантов, отражающих работу групп мышц. Проводилось прямое сопоставление силы пе­реживания с активностью мышц лица. Оказалось, например, что переживание счастья связано с активностью большой скуловой мышцы. Чем сильнее активность этой мышцы, тем выше уровень

146

субъективной оценки переживаемого «счастья» при просмотре при­ятного фильма. По активности большой скуловой мышцы можно предсказывать появление положительного эмоционального пере­живания. В то же время отрицательные эмоции (гнев, печаль) со­четаются с подавлением активности большой скуловой мышцы и возрастанием активности мышцы нахмуривания.

Электрическая активность кожи(ЭАК), измеряемая с поверх­ности ладони, широко используется в качестве индикатора эмо­циональных состояний человека. По величине ЭАК или КГР (кожно-гальваническая реакция) можно определить уровень эмо­ционального напряжения человека (причем установлен вид матема­тической связи между силой эмоций и амплитудой КГР). В то же время по КГР практически невозможно установить качественную характеристику переживаемой эмоции, т.е. сказать, какую именно эмоцию испытывает человек. Предполагается, что фазический и тонический компоненты КГР могут иметь разное отношение к ка­честву и интенсивности переживаемых эмоций. Причем фазическая КГР является в большей степени индикатором интенсивности и в меньшей степени — специфичности эмоций. Есть также некото­рые основания считать, что реакции тонического типа более связа­ны с мозговыми механизмами, отвечающими за реакцию страха, а фазические компоненты могут служить индикаторами предвос­хищения, прогнозирования эмоционально-положительных сти­мулов. В то же время собственно КГР не может служить показа­телем однозначного определения специфичности эмоций, а являет­ся индикатором неспецифической активации.

Реакции сердечно-сосудистой системы.Изменения деятель­ности сердца, вне зависимости от того, идет ли речь об урежении или учащении сердечных сокращений, служат наиболее надежны­ми объективными показателями степени эмоционального напря­жения у человека, по сравнению с другими вегетативными функ­циями при наличии следующих условий: эмоциональное пережи­вание характеризуется сильным напряжением и не сопровождает­ся физической нагрузкой.

Сильное эмоциональное напряжение без всякой физической на­грузки может существенно изменять частоту сердечных сокраще­ний. Например, у переводчиков-синхронистов частота сердечных

147

Психофизиология эмоций. По определению, эмоции — особый класс психических процес­сов и состояний - student2.ru Психофизиология эмоций. По определению, эмоции — особый класс психических процес­сов и состояний - student2.ru Психофизиология эмоций. По определению, эмоции — особый класс психических процес­сов и состояний - student2.ru Психофизиология эмоций. По определению, эмоции — особый класс психических процес­сов и состояний - student2.ru сокращений (ЧСС) во время работы достигает иногда 160 ударов в минуту. При этом даже значительная физическая нагрузка у них же увеличивает ЧСС до 145 ударов в минуту.

Электроэнцефалографические (ЭЭГ) показатели эмоций.Экс­периментальные исследования свидетельствуют о том, что можно выделить ЭЭГ-показатели эмоционального напряжения. Установ­лено, что для состояния покоя характерно преобладание синхро­низирующих влияний, что соответствует хорошо выраженному аль­фа-ритму. Одним из ЭЭГ-симптомов эмоционального возбуждения служит усиление тета-ритма с частотой колебаний 4 — 7 Гц, со­провождающее переживание как положительных, так и отрица­тельных эмоций. По своему происхождению тета-ритм связан с кортико-лимбическим взаимодействием. Предполагается, что уси­ление тета-ритма при эмоциях отражает активацию коры больших полушарий со стороны лимбической системы.

Динамика ЭЭГ-активности при эмоциональных переживаниях выглядит следующим образом.

При положительных эмоциях усиливается возбуждение, однако одновременно наблюдается нарастание тормозящих влияний. Это обстоятельство проявляется периодами экзальтации (возрастани­ем амплитуды ЭЭГ-колебаний) альфа-волн и усилением тета-ак-тивности. При сильных положительных эмоциях может наблю­даться депрессия альфа-ритма и усиление высокочастотных бета-колебаний. По некоторым представлениям, одновременная актива­ция возбуждающих и тормозных механизмов, полноценность «тор­мозной защиты» мозговых структур лежат в основе относительной безвредности для организма даже сильных положительных эмо­ций.

Для отрицательных эмоциональных переживаний наиболее ти­пична депрессия альфа-ритма и нарастание быстрых колебаний. Не­обходимо подчеркнуть, что на первых этапах развития таких эмо­ций тормозные влияния еще продолжают возрастать, что проявля­ется усилением тета- и альфа-активности. Однако в отличие от по­ложительных эмоций напряжение стабилизирующих механизмов вскоре преодолевается растущим возбуждением.

Специфические изменения возникают в ЭЭГ на том этапе, ко­гда отрицательные эмоции приобретают застойный характер (глу-

148

бокое горе, сильный страх, переходящий в оцепенение и т.д.). На фоне все еще повышенного тонуса здесь наблюдается явное пре­обладание тормозящих влияний с появлением в ЭЭГ медленных волн.

Наши рекомендации