Профилактика развития патологий органов зрения
Анатомо-физиологические особенности органов слуха и зрения у детей раннего и дошкольного возраста
Зрительныйанализатор состоит из глазного яблока, проводящих путей и зрительной зоны коры головного мозга. Глазное яблоко помещается в глазнице и имеет не совсем правильную шаровидную форму. Стенки глазного яблока образованы тремя оболочками. Снаружи оно покрыто белочной оболочкой, или склерой. Она самая толстая, прочная и обеспечивает глазному яблоку определенную форму. Эта оболочка непрозрачна и лишь в переднем отделе в склеру как бы врезано крошечное окошко диаметром около 12 мм - роговица. Изнутри к склере прилегает вторая оболочка глаза - сосудистая. Она обильно снабжена кровеносными сосудами и пигментом, содержащим красящее вещество. Часть сосудистой оболочки, находящейся за роговицей, образует радужную оболочку, или радужку. Радужная оболочка окрашена и просвечивает через роговицу. Окраска радужки зависит от количества пигмента. Когда его много - глаза темно или светло-карие, а когда мало - серые, зеленоватые или голубые.
Глаз - самый подвижный из всех органов человеческого организма. Он совершает постоянные движения, даже в состоянии кажущегося покоя. Мелкие движения глаз (микродвижения) играют значительную роль в зрительном восприятии. Без них невозможно было бы различать предметы.
Возрастные особенности
Наиболее значительное развитие зрения происходит в первые годы жизни ребенка, когда параллельно с ростом и развитием организма наблюдается большая изменчивость всех элементов глаза. Это длительный процесс, особенно интенсивно протекающий между первым годом и пятью годами жизни ребенка, но продолжающийся еще длительное время за пределами дошкольного возраста. В этот период происходит формирование глазницы, в основном завершается увеличение глазной щели, достигает нормальных размеров роговая оболочка, значительно увеличивается размер хрусталика, продолжается развитие циллиарной мышцы. В этот же период заметно увеличивается размер глаза, вес глазного яблока, преломляющая сила глаза. Также постепенно развивается и такая важная функция, как острота зрения, т.е. способность глаза воспринимать на расстоянии форму, очертания, размеры предметов.
Строение слухового анализатора.
Слух - это отражение действительности в форме звуковых явлений.
Орган слуха человека улавливает (наружное ухо), усиливает (среднее ухо) и воспринимает (внутреннее ухо) звуковые колебания, представляя собой, по сути, дистанционный анализатор, периферический отдел которого располагается в пирамиде височной кости (улитке).
Периферический отдел слухового анализатора:
Наружное ухо: ушная раковина; слуховой проход; барабанная перепонка.
Среднее ухо: полость среднего уха; слуховая труба; косточки среднего уха: молоточек, наковальня, стремечко.
Внутреннее ухо: улитка; слуховой нерв.
Вестибулярный аппарат: преддверие с мешочками; полукружные каналы.
Возрастные особенности
Наиболее быстро ушная раковина растет в течение первых 2-х лет жизни ребенка и после 10 лет. В длину она растет быстрее, чем в ширину.
У детей уже в первые дни после рождения слуховые косточки имеют почти такие размеры, как и у взрослых.
К 7 годам височная область по величине почти достигает размеров взрослого человека (93-96%); 7 лет – важный этап развития сложной аналитико-синтети-ческой деятельности мозга.
Таким образом, развитие слуховой системы не заканчивается с рождением ребенка, а окончательное формирование её элементов охватывает длительный период жизни.
Глазные болезни:
Дальнозоркость
Для детей младшего возраста гиперметропия или дальнозоркость является физиологической нормой. Переднезадняя ось глазного яблока до 7-10 лет ещё достаточно короткая, поэтому изображения предметов фокусируются не на сетчатке, а за ней.
Если у ребёнка старше 10 лет отмечается нарушение зрения как при рассмотрении предметов вблизи, так и тех, что расположены вдали, а это наблюдается при высокой степени гиперметропии, он в обязательном порядке должен пройти полное офтальмологическое обследование.
Прогрессирующая дальнозоркость приводит к перенапряжению глазных мышц, повышенной утомляемости глаз во время чтения и письма. Часто именно чрезмерные нагрузки на мышечный аппарат глаза ведут к развитию головных болей, появлению воспалительных заболеваний глаз, повышению внутриглазного давления, вызывают слезотечение.
Нередко дальнозоркость сопровождается косоглазием. Чтобы этого не произошло, не следует слишком низко помещать игрушки над детской кроваткой.
При дальнозоркости достаточно эффективным способом коррекции является подбор очков. При односторонней гиперметропии рекомендуется на время выключать из процесса зрительного анализа объектов здоровый глаз, благодаря чему стимулируется работа больного глаза.
Близорукость
Дети школьного возраста часто страдают близорукостью (миопией). В этом случае переднезадняя ось глазного яблока длиннее нормальной для этого возраста оси, в результате чего нарушается процесс рефракции, и изображения предметов фокусируются не на поверхность сетчатки, а перед ней, поэтому предметы, удалённые от ребёнка на значительное расстояние, двоятся или кажутся ему расплывчатыми. При миопии глаз способен хорошо различать только близко расположенные предметы.
В детском возрасте развивается прогрессирующая близорукость, причём у недоношенных детей частота возникновения данной патологии составляет 30-50%.
Среди основных предрасполагающих факторов развития данной патологии следует назвать наследственную предрасположенность, низкий иммунитет, неблагоприятное влияние факторов окружающей среды, чрезмерные зрительные нагрузки, неправильное положение тела при работе за столом, несоблюдение зрительной гигиены и неумеренный просмотр телепередач и длительная работа за компьютером.
Заподозрить наличие данной патологии у детей позволяют следующие симптомы:
- ребёнок близко к глазам подносит книгу и другие предметы для рассмотрения;
- садится, как можно ближе к экрану телевизора или компьютерному монитору;
- ходит с низко опущенной головой и сутулится.
При несвоевременном обращении за офтальмологической помощью может развиваться быстрая утомляемость, появляться боль и рези в глазах, беспокоить головные боли.
После офтальмологического обследования специалистом выбирается оптимальный метод лечения, в том числе контактные линзы, очки и лазерная коррекция.
Косоглазие
Косоглазие развивается вследствие нарушения работы одной или нескольких глазодвигательных мышц, что ведёт к формированию неправильной позиции глазных яблок. При нормальном положении глазных яблок взгляд обоих глаз фиксируется на одном изображении, при этом каждый из зрительных анализаторов передаёт в кору головного мозга свой вариант изображения, в результате чего формируется объёмная картинка. Чтобы это произошло все двенадцать мышц, регулирующих положение двух глазных яблок, должны работать согласовано.
Наиболее частыми причинами возникновения косоглазия у детей являются патологические процессы, затрагивающие зрительный анализатор, заболевания головного мозга, различные травматические повреждения мышечного аппарата глаз, паралич одной из глазодвигательных мышц, инфекционные заболевания, поражающие мышечные волокна.
Очень важно выявить косоглазие у ребёнка на самой ранней стадии заболевания, так как высокие адаптивные возможности детского организма быстро переводят его в разряд скрытых патологий, когда косящий глаз выключается из формирования изображения, то есть развивается вторичная амблиопия.
Основными симптомами косоглазия у детей являются:
- повёрнутое или наклонное положение головы;
- отклонение оси одного или обоих глаз к носу или к виску;
- жалобы на двоение (очень редко);
- прищуривание при рассмотрении объектов.
При врождённом косоглазии показана хирургическая коррекция, при этом, чем раньше начато лечение, тем выше шансы на возвращение нормального зрения.
Астигматизм
Плохое зрение у ребёнка достаточно часто вызывается астигматизмом – патологией зрения, связанной с неправильной формой сферической поверхности роговицы. В результате точка проецируется на роговицу в виде отрезка, а изображение имеет в некоторых местах нечёткие, размытые границы.
При астигматизме в одну диоптрию ребёнок испытывает зрительный дискомфорт, поэтому такое нарушение требует коррекции посредством очков со сферическими линзами, при помощи торических контактных линз.
Для предупреждения прогрессирования астигматизма важно проводить гимнастику для глаз при длительной зрительной нагрузке, читать и писать исключительно при ярком свете, чередовать зрительную нагрузку с физической активностью.
Профилактика развития патологий органов зрения
Для нормальной работы зрительного анализатора требуется достаточное поступление в организм ребёнка макро- и микроэлементов, а также витаминов, особенно жирорастворимого витамина А и водорастворимого витамина С, способствующего нормальному кровоснабжению зрительного центра головного мозга и других структур зрительного анализатора.
Дети должны проводить достаточное время на открытом воздухе, зрительные нагрузки должны быть дозированными, при этом время, проведённое за компьютером не должно превышать 15 мину в день.
Просмотр телепередач можно начинать не раньше, чем малышу исполнится три года.
Школьник должны каждые сорок – сорок пять минут делать перерыв на 10-15 минут, во время которого выполнить несколько физических упражнений.
Блефарит
Это воспаление края век. Заболевание очень распространено и доставляет много беспокойства тем, кого поражает. Основные жалобы: зуд век, сонливость, зрительное утомление, косметический дефект. Существуют три формы блефарита (фактически это три стадии одного процесса).
Простой блефарит. Край века утолщенный и покрасневший. Все.
Чешуйчатый блефарит. К признакам простого блефарита добавляются чешуйки, которые как перхоть лежат на ресницах и коже края век. Появляются чешуйки из-за болезненного шелушения кожи края век.
Язвенный блефарит. Он возникает, когда к простому или чешуйчатому блефариту присоединяется гнойная инфекция. Из-за сильного зуда век больной постоянно чешет или трет глаза, в результате могут появляться микротравмы, мелкие царапины на коже края век. Если в них попадает инфекция, появляется нагноение. Гной запекается в корки, которые очень плотно сидят на коже края век. Отодрать их без боли невозможно. Нередко вместе с коркой отрываются влипшие в нее ресницы
КОНЪЮНКТИВИТ.Воспаление слизистой оболочки глаза. Чаще вызывается бактериальной и вирусной флорой и протекает обычно как острое заболевание.
Клиническая картина. Жалобы на остро развившееся чувство засоренности глаза, жжения, зуда. Резкое покраснение глаза, усиливающееся к периферии. В области нижнего свода — слизисто-гнойное отделяемое; конъюнктива век и глазного яблока отечна. Возможны мелкие кровоизлияния под конъюнктиву.
Болезни органов слуха
К врожденным ушным болезням относятся различные уродства ушных раковин (например, малая или большая раковина, множественность раковин и другие) , отсутствие наружного слухового прохода и барабанной полости, что вызывает значительную [[тугоухость]] или глухота. Причинами, вызывающими приобретенные ушные болезни, чаще всего являются инфекционные заболевания (грипп, скарлатина, корь, дифтерия, менингит и другие), травмы, резкие охлаждения, сверхсильная звуковая нагрузка на орган слуха. Основные признаки ушных болезней: понижение или потеря слуха, боль в ушах, ощущение заложенности в ухе, шум в ушах, головокружение, потеря равновесия.
Из заболевании наружного слухового прохода чаще всего встречаются скопление ушной серы, фурункул, инородные тела. При скоплении серы (густого секрета, который выделяют расположенные в коже слухового прохода железки) внезапно наступает понижение слуха (если в наружный слуховой проход попадает вода во время мытья головы) и шум в ухе. Серную пробку удаляют промыванием уха (шприцем) теплой водой; если она плотная, ее сперла размягчают, вводя в ухо теплый 2%-ный раствор питьевой соды, а спустя 2—З дня осторожно удаляют.
Заболевания слухового нерва (неврит) зависят от разнообразных причин: инфекционные болезни, воздействие сильных звуков и шумов, нарушения обмена веществ, а также от чрезмерного применения некоторых лекарственных средств, обладающих особым действием на слуховой нерв (хинин, сальварсан). Стойкое и прогрессирующее понижение слуха наступает при заболевании отосклерозом.