Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

Кафедра физического воспитания и спорта.

Лекционный курс 2014г. (дистанционное обучение).

Теоретический раздел
Теоретический раздел (18 часов)

Курс

  Лекция №1   Физическая культура в общекультурной и профессиональной деятельности студентов     2 часа
  Лекция №2   Социально-биологические основы физической культуры     2 часа
  Лекция №3   Основы здорового образа жизни     6 часов
  Лекция №4   Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности; средства физической культуры в регулировании работоспособности       3 часа
  Лекция №5   Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом или системой физических упражнений       3 часа
  Лекция №6   Основы теории и методики общей и специальной физической подготовки в системе физического воспитания       2 часа

Лекция №1.

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

Физическая культура – вид культуры человека и общества. Это деятельность и её результаты по формированию физической готовности к жизни; это, с одной стороны, специфический процесс, а с другой – результат человеческой деятельности, а также средство и способ физического совершенствования людей.

Поскольку физическая культура является видом культуры личности и общества, то ей присущи, прежде всего, общекультурные функции, которые вытекают из закономерностей развития культуры и общества в целом и находят конкретное проявление в решении задач, которые порождаются объективными условиями на каждом этапе её развития. К ним можно отнести общеобразовательную, воспитательную, нормативную, преобразовательную, познавательную, ценностную, ориентационную, коммуникативную и многие другие культурные функции.

Рассмотрим ряд общекультурных функций, реализуемых с учётом специфических требований избранной профессии:

· Биокомпенсаторная (связанна с созданием оптимальных условий, обеспечивающих достаточную двигательную активность студентов в профилактике заболеваний);

· Преобразовательно-созидательная (связана с оптимизацией физического развития студенческой молодёжи, совершенствованием личности, укреплением её здоровья и подготовкой к профессиональной деятельности);

· Интегративно-организационная (объединение студентов в клубы для совместной физкультурно-спортивной деятельности);

· Информационная (обеспечивает освоение знаний, накопленных в сфере физической культуры);

· Творческая (стимулирует творческие способности студентов в самосовершенствовании);

· Прогностическая (обеспечивает реализацию сформированного потенциала физической культуры в последующей профессиональной деятельности);

· Ценностно-ориентационная (связана с формированием профессионально-ценностных ориентаций студентов);

· Коммуникативно-регулятивная (определяет особенности взаимодействия студентов в физкультурно-спортивной деятельности);

· Социализации (в процессе которой происходит включение студентов в систему общественных отношений).

Физическая культура, являясь относительно самостоятельным видом культуры, имеет и свои специфические функции, а именно: решая проблему воспроизводства физических способностей человека, является одним из важных средств формирования в полном объёме его культуры; обеспечивает возможность физического самосовершенствования людей всех возрастов и социальных групп; даёт возможность подготовить людей к трудовой и военной деятельности; раскрывает функциональные резервы и адаптационные возможности человека.

Физическая культура студентов высших учебных заведений, являясь частью гуманитарного образования, выступает результирующей мерой комплексного воздействия различных организационных форм, средств и методов общей и профессионально-прикладной физической подготовки на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной компетентности. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она служит целям укрепления здоровья, физического, интеллектуального и духовного совершенствования учащихся, является характеристикой её общей и профессиональной культуры.

Целью физического воспитания в вузах является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов. В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач:

· воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду;

· сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;

· всесторонняя физическая подготовка студентов;

· профессионально-прикладная физическая подготовка студентов с учётом их будущей трудовой деятельности;

· приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки, подготовка к работе в качестве общественных инструкторов, тренеров и судей;

· совершенствования спортивного мастерства студентов-спортсменов;

· воспитание у студентов устойчивой мотивации к регулярным занятиям физической культурой.

Одной из важнейших задач в преподавании дисциплины «Физическая культура» является внедрение в молодёжную среду ценностей физического воспитания, которое рассматривается как базовый фактор физкультурного образования, способствующий общему и профессиональному развитию личности.

С точки зрения ценностного аспекта в сфере физической культуры выделяют следующие группы ценностей:

· Интеллектуальные (знания о методах и средствах развития физического потенциала человека);

· Двигательные (лучшие образцы моторной деятельности, достигаемые в процессе физического воспитания и спортивной подготовки);

· Технологические (комплексы методических руководств, практических рекомендаций, методики оздоровительной и спортивной тренировки, формы организации физической активности, её ресурсного обеспечения);

· Интенционные (сформированность общественного мнения, престижность физической культуры в обществе);

· Мобилизационные (способность к рациональной организации времени).

В основе учебно-воспитательного процесса заложен системный характер образования, воспитания и профессиональной подготовки будущих специалистов, в которых проявляется целостность формирования мировоззрения, трудового, физического, нравственного, эстетического и других видов воспитания. Это связано с формированием здорового образа жизни студенческой молодёжи, предусматривающим оптимизацию режима труда и отдыха студентов, организацию их двигательной активности, проведение гигиенических и закаливающих мероприятий, профилактику вредных привычек и психофизическую регуляцию организма. В системе образования, воспитания, организации труда и досуга физическая культура имеет образовательно-воспитательное, оздоровительное значение и оказывает существенное влияние на молодёжную политику в сфере воспроизводства культурных ценностей.

Реализация современного курса физической культуры обеспечивает повышение профессионально-прикладной направленности учебного процесса, его устойчивую ориентацию на конечные результаты, что позволяет студентам овладевать системными знаниями, умениями ставить и решать задачи с использованием средств физической культуры, методически правильно организовывать свой досуг, а при необходимости и приобретать необходимые для будущей профессии знания, умения, навыки.

Контрольные вопросы:

Наши рекомендации