Факторы, влияющие на устойчивость человека к монотонии

1. Характер и условия работы. Очевидно, напряженность
(высокий темп работы) и информационная «загрузка» замедля­ют наступление монотонии. Однако в исследовании В.А. Сальникова, проведенном на штангистах, показано, что возникновение состояния монотонии может наблюдаться и при большой интенсивности тренировочных нагрузок.

Им применялись два вида тренировочных нагрузок — объемная (большой интенсивности) и интенсивная (субмаксимальной интенсивности). Оказа­лось, что первый вид нагрузки чаще вызывает состояние монотонии, чем утомления. Интенсивная нагрузка, наоборот, реже вызывала состояние монотонии и чаще состояние утомления. При этом играли роль и типологические особенности: объемная нагрузка вызывала состояние монотонии чаще у лиц с сильной нервной системой, а интенсивная нагрузка приводила к утомле­нию лиц со слабой нервной системой. Развитие монотонии зави­сит от темпа работы — свободного или вынужденного: она на­ступает позже при свободном темпе работы. Тренировки, проводимые на открытой местности, менее мо­нотонны, чем занятия в залах, гребных бассейнах, на дорожках стадиона.

2. Уровень физической подготовленности. У спортсменов монотония наступает позже, чем у не занимающихся спортом. В ус­ловиях тренировочной спортивной деятельности у спортсменов со стажем 3—4 года монотония появляется позже, чем у зани­мающихся спортом 1—2 года.

3. Отношение к работе. Отсутствие желания тренироваться приводит к быстрому развитию состояния монотонии. Поэтому при изучении спортсменов с разным стажем Н.П. Фетискиным был выявлен несколько неожиданный факт. У гребцов со стажем больше 5 лет устойчивость к монотонии уменьшалась: жалобы на апатию и скуку у них появлялись даже раньше, чем у спорт­сменов с небольшим стажем занятий греблей. Очевидно, у спортсменов с малым стажем (до 5 лет) наряду с ростом тре­нированности увеличивается и генерализованная устойчивость к любому виду деятельности, в том числе и содержащему эле­менты однообразия. Кроме того, в стремлении достичь спортив­ных вершин они с увлечением выполняют даже однообразную деятельность, У спортсменов с большим стажем (5 лет и выше) на фоне высокой тренированности мотивация к тренировочной деятельности, особенно в условиях бассейна (у гребцов) или за­ла (у велосипедистов), снижена, в результате чего они с неже­ланием относятся к выполнению однообразных упражнений в течение продолжительного времени. При этом следует заме­тить, что опытные спортсмены в большинстве случаев испыты­вали состояние монотонии «в чистом виде», в то время как у новичков монотония появлялась чаще на фоне жалоб на уста­лость. Эти результаты можно объяснить тем, что большая «жаж­да» деятельности гребцов-новичков приводит к тому, что трени­руются они увлеченно и замечают монотонию только тогда, ког­да устают. У мастеров же монотония чаще всего появляется на фоне еще высокой двигательной активности, так как уже в нача­ле тренировки интерес к предстоящей деятельности снижен.

Любопытный факт, показывающий роль установки на дея­тельность, получен Н.П. Фетискиным на школьниках: в выход­ной день (воскресенье) монотонная деятельность приводила к развитию состояния монотонии в три-четыре раза быстрее, чем в учебные дни недели. Очевидно, большую роль играет общий тонус нервной системы, готовность к работе.

Интерес к монотонной работе зависит еще и от того, насколь­ко эта работа соответствует направленности и уровню притя­заний личности, а также потребности личности в определенном виде деятельности. Уместно в связи с этим привести высказы­вание С. Уайта, что лица, не умеющие видеть цели в своей рабо­те, трудно переносят монотонность.

4. Функциональное состояние спортсмена и, в частности, наличие физического утомления. Время наступления монотонии по дням недели точно соответствует классической кривой работо­способности человека в течение недельного цикла. С повышением уровня врабатываемости (во вторник и среду) монотония появляется позже, чем в понедельник, при накоплении утомления в конце недели монотония появляется гораздо
раньше. Этот факт следует учитывать при планировании трени­ровочных нагрузок по многодневным циклам.

5. Личностные особенности человека, в частности типологические проявления основных свойств нервной системы. Еще
С. Уайт в 30-х годах отмечал, что люди живого темперамента более подвержены монотонии, чем лица флегматичные.

Н.П. Фетискиным установлено, что на скорость возникнове­ния состояния монотонии оказывает влияние целый комплекс свойств нервной системы. Одно сочетание усиливает устойчивость к монотонности — монотонофильный типологический комп­лекс: инертность нервных процессов, слабая нервная система, преобладание торможения на эмоционально-мотивационном уровне и преобладание возбуждения на двигательном; другое сочетание ослабляет эту устойчивость — монотонофобный типо­логический комплекс: подвижность нервных процессов, сильная нервная система, преобладание возбуждения на эмоционально-мотивационном уровне и преобладание торможения на двига­тельном уровне.

Меньшая подверженность монотонии лиц с инертностью нерв­ных процессов по сравнению с подвижными обусловлена, оче­видно, более стойкими очагами возбуждения, возникающими во время работы. В отличие от инертных, лица с подвижностью нервных процессов предпочитают работу, сочетающую в себе высокий темп, разнообразие рабочих действий, меньшую их по­вторяемость, поэтому однообразная работа быстро вызывает у них состояние монотонии, в то время как инертным монотонная деятельность даже импонирует.

Различия в типологии между монотонофильными и моното-нофобными людьми могут служить, вероятно, основой для отбо­ра лиц в те виды спортивной деятельности, где постоянно имеет место монотония. При этом нужно заметить, что лица с монотонофильным типологическим комплексом имеют, как прави­ло, более высокую мотивацию к монотонной работе. Н. П. Фетискин нашел, что и другие личностные особенности влияют на быстроту развития состояния монотонии: монотония быстрее по­является у лиц с высоким невротизмом, большой общитель­ностью (экстравертированностью) и с высокой самооценкой, ко­торая, вероятно, отражает в какой-то степени высокий уровень притязаний.

Меры борьбы с монотонней. Меры борьбы с монотонней дол­жны быть разнообразными и многоплановыми. Основными, про­веренными на практике являются: увлекательное оформление учебно-тренировочного* процесса с помощью организационных средств: расчленение тренировочного занятия на временные от­резки с помощью пауз; усиление мотивации благодаря объяс­нению цели деятельности; установление поэтапных целей вместо бесконечного количества повторений одних и тех же действий (например, лучше давать задание попасть мячом в корзину не 200 раз подряд, а сериями — 20 раз по 10 бросков и т. п.). Эти несложные меры обеспечивают целенаправленность и значи­мость работы на каждом этапе.

Целесообразно также использовать и объединение простых элементов разучиваемых упражнений в более сложные; увели­чение темпа работы; смену работы, применение «активного от­дыха» (по И.М. Сеченову). Способствует снятию монотонии введение элемента соревнования (например, бег или плавание за лидером на тренировочных занятиях).

Эффективным бывает отключение внимания от выполняемой деятельности и переключение его на другие объекты. Этот при­ем часто используют скороходы, деятельность которых весьма однообразна.

Использование раздражения органов чувств тоже дает хо­роший эффект. Например, американские и австралийские тре­неры по плаванию борются с монотонней на тренировочных за­нятиях, используя подводную музыку или давая (пловцам на тренировку 6 пар очков со стеклами разного цвета, которые спортсмены время от времени меняют).

Однообразие условий деятельности может вызывать не толь­ко острое состояние монотонии, но и хроническое, когда каж­дая работа сама по себе этого состояния не вызывает, а повто­рение работы (тренировочных нагрузок) вызывает монотонию, проявляющуюся до работы, в состоянии покоя. Подобные со­стояния выявлены М.С. Фидаровым у борцов к концу тренировочных сборов. Очевидно, причина их в том, что для проведе­ния контрольных встреч используется один и тот же соперник и спортсмены не испытывают чувства новизны, приподнятости. Следует периодически менять спарринг-партнеров.

Состояние психического пресыщения. Монотонная деятель­ность на тренировочных занятиях приводит и к другому состоя­нию — психическому пресыщению. Психическое пресыщение описано как два типичных состояния автором осуществлено не было. Поэтому в современной психологии часто вместо состоя­ния монотонии говорят о состоянии психического пресыщения. Происходит это вследствие того, что авторы подменяют поня­тие «насыщение» (по К. Левину) понятием «пресыщение». Насы­щение может привести к монотонии, но оно недостаточно для возникновения пресыщения.

По своей форме психическое пресыщение во многом противо­положно состоянию монотонии. Так, спортсмены чувствуют не апатию и сонливость, а наоборот, возбужденность, раздражи­тельность от процесса работы, испытывая к ней отвращение. По-иному изменяются и физиологические показатели: время сложной реакции укорачивается, в сложной ситуации спортсмен начинает реагировать быстрее. Вегетативные показатели изменя­ются так же, как и при монотонии: частота сердечных сокраще­ний, дыхания, вентиляция легких и энерготраты снижаются.

Состояние психического пресыщения появляется либо вслед за состоянием монотонии (если работа не прекращается долгое время), либо развивается первично. Последний случай чаще характерен для людей, имеющих «взрывную» типологию (в боль­шей мере склонных к быстродействию и к выполнению кратковременной интенсивной деятельности): слабую нервную систему, высокую подвижность возбуждения и преобладание воз­буждения на эмоционально-мотивационном уровне регулиро­вания.

Это состояние еще плохо изучено, однако и сейчас оче­видно, что самым эффективным средством борьбы с ним явля­ется прекращение деятельности. Смена темпа вряд ли здесь поможет. Зато большое значение в предупреждении этого состоя­ния (впрочем, как и состояния монотонии) имеет правильно организованный тренировочный цикл при подготовке к соревно­ваниям. Осуществление на практике принципа предельной специализации может приводить к потере интереса не только к тренировочным занятиям, но и к соревнованиям. Поэтому должны использоваться различные формы переменности: волнообразное изменение нагрузок, ударная тренировочная нагрузка, маятникообразное построение тренировочного цикла.

Возникновение эмоциональной напряженности в процессе деятельности

Причины возникновения. Эмоциональная напряженность в процессе выполнения деятельности чаще всего возникает как ре­зультат трудно преодолимого препятствия на пути к достижению цели. Однако и успех в деятельности может привести к эмоцио­нальной напряженности. Например, удачно выполненная первая попытка на соревнованиях нередко потрясает не только сопер­ников, но и самого спортсмена, выполнившего ее. Эмоциональная напряженность возникает и при конфликтах, наблюдающихся в процессе единоборства спортсменов.

Еще одной причиной возникновения психической напряжен­ности является вынужденный перерыв в деятельности, напри­мер отсрочка выполнения попытки. Всякое прерывание деятель­ности (по К. Левину) вызывает у человека состояние напряжен­ности, так как он стремился закончить эту деятельность, реали­зовать возникшую у него потребность добиться поставленной цели. Особенно часто вынужденные отсрочки наблюдаются на со­ревнованиях по легкой атлетике: из-за дождя, ритуала награждения победителей, сопровождаемого объявлением по радио и маршем, что отвлекает участников и заставляет их отложить попытку на некоторое время.

Обилие причин, приводящих к напряженности во время дея­тельности, приводит к многообразию форм ее проявления. Мож­но, например, отметить такие состояния, как психическое пре­сыщение, утомление, «мертвая точка», фрустрация.

Несколько слов о стрессе. Это слово стало модным и широко употребимым. Многие склонны всякое напряжение относить к стрессу. Надо иметь в виду, что стресс — это всегда угроза для организма, и встречается такое состояние лишь на соревно­ваниях, имеющих огромную личную и общественную значимость для спорта, например на Олимпийских играх. Особенно показа­тельны в этом отношении Олимпийские игры в Мехико, когда к психическому напряжению присоединялся фактор высокогорья. Некоторые гребцы, например, заканчивали дистанцию почти в обморочном состоянии.

Влияние психической напряженности на деятельность спорт­смена. Состояние напряженности может выражаться в двух фор­мах: в увеличении возбуждения, реакциях мобилизации резер­вов организма и в тормозных реакциях.

Е.А. Милерян наблюдал снижение сенсомоторной деятель­ности при воздействии сильных эмоциональных факторов. Ухуд­шение работоспособности было трех типов: 1) скованное, им­пульсивное выполнение действий; 2) уклонение человека от вы­полнения своих функций; 3) полная заторможенность действий.

Поведение в состоянии напряженности отличается не гиб­костью: утрачивает пластичность, свойственную ему в спокойной обстановке. Некоторые спортсмены отмечают, что при встрече с сильным противником из-за сильного волнения подсказанная тренером или товарищем комбинация становится настолько на­вязчивой, что в ходе борьбы спортсмены только о ней и дума­ют, забывая обо всех других приемах. Это происходит потому, что спортсмен некритически воспринимает рекомендованную комбинацию как лучшую.

В состоянии напряженности в первую очередь страдают слож­ные действия и интеллектуальные функции: сокращается объем внимания, нарушаются процессы восприятия и мышления, появ­ляются лишние ненаправленные действия, снижается объем па­мяти и элементарных мыслительных операций. Один из извест­ных волейболистов писал: «Напряжение порой бывает так ве­лико, что потом не можешь вспомнить ход встречи, забываешь, что и как делал. В таком состоянии не мудрено проиграть, что угодно. Это как воздушная яма, куда проваливается самолет. Команда в такой ситуации полностью теряет управление».

Возникновение того или иного типа напряженности (реакции мобилизации или реакции торможения) обусловлено многими факторами. Одним из них является степень объективной и субъ­ективной трудности задачи для данного человека. Если степень трудности максимальная и задача неразрешимая, продуктив­ность работы вначале повышается, а затем снижается (В. Лазарус). Если же задача трудная, но разрешимая, то повышение или понижение продуктивности зависит от степени подготовлен­ности человека: при хорошей подготовленности (тренирован­ности) помехи и препятствия улучшают выполнение задачи, а при плохой ухудшают.

Большое значение имеют также личностные особенности, в том числе типологические высшей нервной деятельности. Лица с сильной нервной системой лучше выдерживают экстремальные условия, чем лица со слабой нервной системой (В.С. Мерлин, В.Д. Небылицын, 3.И. Бирюкова, Б.А.Вяткин).

Зная, что эмоциональная напряженность может снижать эф­фективность деятельности, нередко соперник преднамеренно провоцирует спортсмена, чтобы вывести его из душевного рав­новесия, чтобы чувства «подавили» волю.

Как же относиться к состояниям психической напряженно­сти? По мнению большинства ученых, часто повторяемая боль­шая нервно-психическая напряженность — явление нежелатель­ное. Однако имеется и другая точка зрения, что стресс полезен для развития человека, поэтому и предупреждать его возникно­вение нет смысла. Практика опровергает это. Как известно, в сезоне 1973 г. Федерация футбола отменила ничьи и ввела для определения победителя серию 11-метровых штрафных уда­ров. Это решение отразилось на психической устойчивости фут­болистов. Вот как высказался по поводу этого нововведения вра­тарь сборной команды страны В. Пильгуй: «Отмена ничьих и ре­шение спора с помощью пенальти, на мой взгляд,— также, впро­чем, думают и мои товарищи по команде,— не принесло ничего, кроме дополнительной нервной нагрузки. Может быть, она не­обходима для, так сказать, морально-волевой подготовки? Не думаю. Нервничая, не укрепишь нервную систему. Скорее на­оборот».

Полевые игроки отказывались бить пенальти. Были случаи, когда их силой выталкивали из центрального круга. На удивле­ние часто игроки не могли реализовать пенальти, даже те, кто прежде бил без промаха. Их упрекали, говорили: надо повышать мастерство. Сперва на тренировках рьяно этим занимались, но, когда поняли, что не мастерство решает, а нервы, прекратили... Нет, кажется, с помощью таких мер мастерство повысить нель­зя».

Состояние утомления  

Период работы спортсмена можно разделить на два этапа. На протяжении первого этапа функциональные системы дости­гают нужного и устойчивого уровня деятельности, работа осу­ществляется при оптимальном способе регулирования, без существенного напряжения психических сил. На втором этапе по­является чувство усталости, функциональный потенциал спорт­смена снижается, и, чтобы обеспечить прежнюю эффективность деятельности, ему нужно мобилизоваться прилагать большие волевые усилия. Наступает утомление. Под ним обычно понима­ют вызванное работой временное снижение работоспособности вследствие нарушения регуляторных процессов.

Однако, как справедливо считает Р.А. Шабунин, снижение работоспособности не является ни единственным, ни первым признаком утомления. Ведь имеется период, когда утомление уже наступило, а работоспособность еще не снижена (период «компенсированного утомления»). Поэтому утомление — это нормальное состояние, возникающее при длительной или интен­сивной работе, в результате которой человеку становится сначала трудно, а затем и невозможно поддерживать требуемые ин­тенсивность и качество работы. Оно отражает перестройку ре­гуляторных функций от оптимального режима работы к экстре­мальному для поддержания работоспособности на прежнем уровне.

Чувство усталости. Одним из ранних признаков утомления является чувство усталости. Чувство усталости сопровождается определенными ощущениями и является отражением субъектив­ного мира человека, но основу его составляют физиологические сдвиги, и в этом смысле оно так же объективно, как любое фи­зиологическое явление.

О физиологической природе ощущения усталости известно очень мало. Ощущение мышечного утомления вначале локали­зовано в области работающих мышц и часто сопровождается болевыми ощущениями. По мнению болгарского физиолога Д. Матеева, накопление неокисленных продуктов метаболизма, гипоксия и другие сдвиги, развивающиеся при утомлении во внутренней среде работающей мышцы, являются причиной того, что афферентные импульсы, порожденные мышечной работой, становятся при ее продолжении все более и более сильными. Эта увеличивающаяся по силе афферентация представляет со­бой физиологическую сторону субъективного чувства усталости, которое с течением работы становится все более выраженным и даже может перерасти в острую боль, заставляющую человека прекратить работу.

В.В. Розенблат выдвигает гипотезу, что в основе ощущения усталости лежит преимущественно процесс торможения в дви­гательных корковых клетках при начинающемся их истощении. Как бы то ни было, чувство усталости реально существует и до­стоверно сигнализирует нам о наступившем утомлении.

Объективные данные о чувстве усталости получены и в рабо­те Э.А.Голубевой и В.И. Рождественской: дельта-ритм электроэнцефалограммы возрастал по мере увеличения усталости. Возможно, это является следствием усиливающейся волевой активности, направленной на преодоление возникшего состояния утомления и поддержание работоспособности на прежнем уровне.

Субъективное чувство усталости, по мнению ряда ученых, достаточно точно отражает тяжесть работы, поэтому чувство ус­талости можно рассматривать как субъективное отражение того усилия, которое необходимо для сохранения координации свя­занных с работой процессов.

Некоторые ученые отождествляют усталость в скуку, апа­тию при выполнении работы, считая, что усталость выражается в снижении интереса к работе и зависит от ее однообразия (мо­нотонности). Однако в ряде работ (Н.П. Фетискин и др.) пока­зано, что субъективным переживаниям апатии и усталости соответствуют различные изме­нения нервных процессов в центральной нервной системе. У испытуемых, жалующихся на апатию и скуку при монотонии, наблюдается усиле­ние процесса торможения в эмоционально - мотивационном уровне регуляции, а в двига­тельном уровне возбуждение может даже увеличиваться. При усталости вследствие мы­шечной деятельности торможе­ние в первую очередь усили­вается в двигательных цент­рах и лишь потом может на­ступать в мотивационном уров­не регуляции.

Р.А. Шабуниным доказано, что усталость является субъ­ективным признаком уже на­ступившего утомления, так как оно появляется в момент изме­нения ряда физиологических функций, обеспечивающих работу. Эти изменения состоят в увеличении суммарной биоэлектрической активности мышц, в изменении глубины дыхания, учащения пульса. Сходные данные получены Г.И. Мызаном. При появлении чувства усталости у работавших наблюдалось кратковременное уменьшение ча­стоты пульса и дыхания, вслед за которым оба эти показателя резко увеличивались. Увеличение напряженности в работе сер­дечно-сосудистой и дыхательной систем сопровождалось уси­лением потоотделения. Все эти признаки свидетельствуют о большой напряженности в работе организма, сопровождающей преодоление утомления.

В этих исследованиях появляющееся чувство усталости с объективными изменениями ряда функций совпадало не всегда. Одной из причин несовпадения субъективных переживаний с объективными признаками утомления является наличие или от­сутствие у испытуемых опыта в анализе мышечных ощущений. Так, у спортсменов, хорошо умеющих анализировать мышечные ощущения, число этих совпадений было значительно выше, чем у неспортсменов; повторение эксперимента увеличивало число совпадений.

Причины утомления. Утомление изучается учеными уже вто­рое столетие, но окончательный ответ на вопрос, что является причиной утомления, еще не получен. Выдвигались различные теории утомления, каждая из которых подчеркивала одну из сторон развивающихся изменений. Большое распространение полу­чили в свое время гуморально-локалистические теории утомле­ния. Одна из них — теория «истощения»— причину утомления видела в истощении энергетических ресурсов, расходуемых во время работы. По образному выражению академика А.А. Ухтомского, работающий орган уподобляется при этом печи, кото­рую нечем топить.

Теория «задушения» связывала утомление с нарушением процессов окисления. А.А. Ухтомский по поводу этой теории гово­рил, что «дрова в печи есть, но нет кислорода для их сжига­ния».

Еще в середине прошлого века было обнаружено, что в ра­ботающей мышце накапливается молочная кислота. Поскольку промывание физиологическим раствором работающей мышцы восстанавливало ее работоспособность, Е. Пфлюгером была вы­двинута теория «засорения», согласно которой причиной утом­ления является засорение крови продуктами распада энерге­тических веществ. Про эту теорию А.А. Ухтомский говорил, что выдвигаемая ею причина уподобляется случаю, когда «дрова есть, но они подмочены».

В. Вейхард выдвинул даже гипотезу, что при утомлении вы­деляется особый белковый яд утомления — кенотоксин. Эта точ­ка зрения просуществовала удивительно долго, до 20-х годов нашего столетия.

Результаты, полученные на изолированных мышцах живот­ных, стали переноситься на человека для объяснения утомле­ния, наступающего в условиях целостной работы организма. Польская ученая И. Йотейко создала «периферическую» теорию утомления, по которой первоначально утомление возникает в работающем органе (мышце) и лишь вторично — в нервных центрах.

Получены данные, подтверждающие роль гуморальных фак­торов в развитии утомления. Показано, что искусственное «закисление» мышц во время работы ускоряет утомление: при до­бавлении кислых продуктов работоспособность мышц падает соответственно степени «закисления». С другой стороны, выклю­чение кровотока в работающих мышцах (путем наложения на конечность манжеты) тоже ускоряет наступление утомления, а в период отдыха замедляет восстановление. Наоборот, усиле­ние кровоснабжения мышц повышает работоспособность.

Гуморально-локалистические теории, отражая существенные изменения в организме, не объясняют, однако, все наблюдаемые явления.

Поэтому сторонники «периферической» теории утомления не отрицают в настоящее время и роль центральной нервной си­стемы, но отстаивают ту точку зрения, что первично утомление возникает на периферии и лишь вторично — в центрах.

Сторонники центрально-нервной теории утомления считают, что причиной снижения работоспособности при утомлении явля­ются нарушения нормальной работы нервных клеток, особенно корковых. Одним из первых указал на значение нервной систе­мы в развитии утомления великий русский ученый И.М. Се­ченов.

Известно, что при усталости, вызванной умственной рабо­той, значительно снижается работоспособность мышц. Француз А. Моссо в конце прошлого века выявил очень интересный и важный для понимания причины утомления факт: если пол­ностью утомленную от произвольной деятельности мышцу раз­дражать электрическим током, она вновь дает сокращения. Де­ло, следовательно, не в самой мышце, не в невозможности ее сокращения, а в отсутствии должных пусковых влияний со сто­роны нервной системы.

Опыты И.М. Сеченова по стимулирующему влиянию «актив­ного отдыха», исследования В.В. Богуславского, показавшего влияние эмоционального состояния на работоспособность чело­века, и ряд других данных говорят в пользу того, что при утом­лении изменения наступают и в центральной нервной системе, в первую очередь в коре головного мозга.

Интересная точка зрения на развитие и роль утомления вы­сказана И.А. Кулаком. Он обнаружил, что с самого начала ра­боты процесс расходования активных энергетических веществ идет с наибольшей интенсивностью, а интенсивность восстано­вительных процессов нарастает постепенно, становясь наиболь­шей лишь через некоторое время. Процессы расходования и вос­становления, с точки зрения И.А. Кулака, регулируются различ­ными отделами нервной системы: процесс расходования — сома­тической, а восстановления — вегетативной нервной системой. Утомление в его понимании становится посредником между про­цессами расходования и восстановления энергетических веществ, а главное — защитником целостности организма.

Кора головного мозга изменяет интенсивность процессов в работающем органе различными путями. Первый путь — пря­мой, через соматическую нервную систему — позволяет человеку произвольно менять интенсивность работы, а следовательно, из­менять и процесс расходования энергетических веществ. Второй путь — косвенный, через вегетативную нервную систему, потому что восстановительный процесс не находится в прямом подчине­нии коре головного мозга (той части, которая связана с произ­вольным регулированием). Получается так, что человек по своему желанию может ускорить процесс расходования энергетиче­ских веществ (для этого ему необходимо только увеличить внеш­нюю работу органа), но он не может в такой же степени уско­рить процесс восстановления этих веществ, не может сразу вос­становить функции утомленного органа. Необходимо некоторое время, даже при волевом усилии, чтобы этот процесс завершил­ся сам по себе.

Роль нервной системы при утомлении заключается в коор­динации функций организма. Происходит взаимное замещение функционирующих систем, в которых развилось утомление, све­жими системами и даже частичная их подмена. Когда начинает развиваться утомление в одной мышечной группе, в работу не­произвольно включаются другие мышечные группы. Координа­ция функций организма при утомлении сначала не снижается, как принято считать, а наоборот, повышается.

Почти полвека назад А.А. Ухтомский ставил вопрос о том, что неправильно локализовать утомление в определенном рабо­чем звене, он рассматривал утомление как расстройство коорди­нации тех или иных процессов, участвующих в работе. Никаких, общих для всех, случаев механизмов утомления не существует. В различных условиях ведущее место принадлежит различным факторам. Это положение убедительно и сегодня. Различные теории утомления имеют право на существование и выделяют лишь отдельные возможные механизмы развития утомления. В каждой теории есть свои сильные и слабые стороны: сильные потому, что они верны для конкретных условий деятельности, слабые потому, что результаты, полученные в одних условиях, авторы теорий пытаются сделать закономерностью для других условий.

Причин, вызывающих утомление, много, и разные причины могут вызвать различные проявления утомления. С другой сто­роны, состояние утомления может быть связано с изменениями во многих органах и системах организма, но их роль при этом различна. Анализируя причины утомления, развивающегося при выполнении различной работы, необходимо выяснить, в каких именно физиологических системах раньше всего возникает утом­ление.

Картина утомления при динамической работе зависит, преж­де всего, от ее мощности. При работе максимальной мощности (работа спринтера) утомление наступает быстро, в течение пер­вых 10—20 с. Причины этого: особенности мышечного химиз­ма — анаэробные химические процессы приводят к накоплению продуктов распада — и особенности работы нервных центров — большое возбуждение нервных центров, частая смена возбужде­ния на торможение и т. п.— приводят к быстрому развитию за­предельного торможения.

При работе субмаксимальной мощности, продолжающейся от 45 с до 3—4 мин, вследствие ее длительности большое количест­во молочной кислоты переходит из мышц в кровь, вызывая зна­чительное подкисление. Такая кровь создает неблагоприятные условия для работу нервных центров.

При работе большой мощности, длящейся от 10 мин до полу­часа, недостаточность дыхания и кровообращения являются ре­шающими факторами в развитии утомления. Сердце, работаю­щее на пределе своих возможностей, начинает снижать мощность, если работа длится многие минуты. Это приводит к умень­шению систолического объема и, следовательно, к уменьшению снабжения организма кислородом.

При работе умеренной мощности, которая может продол­жаться часами, главным является снижение уровня сахара в крови, чего не наблюдалось при работе других мощностей. Это происходит из-за истощения углеводных запасов печени и мышц. Ухудшается ряд психических функций: объем памяти, внимания, острота зрения, «чувство времени» (А.Ц. Пуни). Изменяется качество запоминания: от логического запоминания спортсмен переходит к механическому запоминанию.

Особые механизмы утомления имеются при выполнении ста­тических усилий. Во время большого статического усилия, нося­щего тетанический характер, значительно повышается внутри­мышечное давление. Напряженные мышечные волокна сдавли­вают кровеносные сосуды, в результате чего нарушаются кровоток и кровоснабжение мышц, вплоть до полной его останов­ки (вследствие сжатия артериол). Недостаточное кровоснабжение приводит к резкому уменьшению поступления кислорода — ишемии. Работа в этих условиях может совершаться за счет анаэробных процессов, не компенсируемых ресинтезом, которые приводят к накоплению продуктов распада. Вследствие отсутст­вия кровотока эти продукты не окисляются и не вымываются, химизм мышцы нарушается, что и приводит к снижению их ра­боты. Эта теория утомления при статических усилиях, выдви­нутая Линдгардом, дополнена представлениями Я.А.Шейдина и Н.К. Верещагина о запредельном торможении нервных цент­ров вследствие большого потока нервных импульсов с проприорецепторов напрягающихся мышц.

Роль утомления. В свое время академик А.А. Ухтомский рас­сматривал утомление чуть ли не как патологическое или на гра­ни его состояние. Другие исследователи считают, что утомле­ние — это защитный механизм, предупреждающий полное исто­щение энергетических ресурсов и разлад в координационной работе центров. Л.Л. Васильев, признававший теорию отравле­ния, писал в связи с этим, что мы утомляемся не оттого, что отравляемся кенотоксином, а для того, чтобы не отравляться им. Существует точка зрения на утомление как функцию организ­ма, предохраняющую работающий орган от разрушения: утом­ление — это функция организма, которая снижает интенсивность внешней работы органов и систем в связи с возникновением дефицита активных энергети­ческих веществ.

Состояние утомления, од­нако, не исключает деятельно­сти человека. Наоборот, дея­тельность при небольшой или средней степени утомления является фактором, повышаю­щим тренированность челове­ка. Поэтому оценка значимо­сти утомления должна быть индивидуальной для каждого конкретного случая.

Спортивная деятельность, как правило, протекает на фо­не большого утомления, по не­которым данным, время, в те­чение которого спортсмен про­должает работать при разви­вающемся утомлении, состав­ляет около 30% от всего пе­риода работы. Это время, как уже говорилось, называется периодом компенсированного утомления. На длительность периода компенсированного утомления влияют, как пока­зано М.Н. Ильиной, возраст, мотивация, уровень трениро­ванности, психофизиологиче­ские особенности личности. У младших школьников пе­риод компенсированного утомления выражен слабо. При появлении жалоб на усталость они вскоре прекращают рабо­ту. Этот факт необходимо учитывать при дозировании нагрузок для младших школь­ников. С возрастом способность работать без снижения интенсивности на фоне уста­лости увеличивается. У старших школьников и студентов дли­тельность периода компенсированного утомления становится больше, чем длительность работы до появления усталости, особенно при наличии соревновательного мотива.

Соревновательный мотив удлиняет период компенсирован­ного утомления (терпеливости) в большей мере, чем период работы. Следовательно, соревновательный мотив, помимо общего влияния, связанного с нарастанием уровня эмоционального воз­буждения, особенно усиливает проявление волевых качеств, в частности упорства (терпеливости). Особенно отчетливо это проявилось в исследовании, посвященном влиянию соревнова­тельного мотива на выносливость школьников различного возраста: чем старше школьники, тем длиннее период работы при компенсированном утомлении при наличии соревновательного мотива.

Утомление и монотония. Состояние утомления часто смешивается с состоянием монотонии. Дейст­вительно, на основании жалоб спортсмена различить утомление и состояние монотонии довольно сложно, так как при утомлении любая работа может показаться однообразной и скучной, хотя объективно такой и не является. Очевидно, в ряде случаев утом­ление может сопровождаться монотонией, но утомление и моно­тония — не одно и то же состояние, и отличить их можно по сле­дующим признакам:

1. утомление — не специфическое следствие монотонной ра­боты, оно развивается при любой по характеру и длительности
работе;

2. утомление исчезает в период отдыха постепенно, моно­тония же исчезает быстро; перемена темпа деятельности (даже его увеличение) приводит к быстрому снятию монотонии, при
утомлении увеличение темпа еще больше снижает работоспо­собность;

Наши рекомендации