Анатомия, физиология и гигиена сенсорных систем

Содержание

Программа курса
Глава 1. Общие закономерности роста и развития организма
§1. Рост и развитие организма
§2. Показатели физического развития и методы их исследования
Глава 2. Анатомия и физиология нервной системы
§1. Строение и функции нервной системы
§2. Белое и серое вещество полушарий конечного мозга
§3. Развитие нервной системы
§4. Возрастные особенности рефлекторной деятельности
§5. Изменение высшей нервной деятельности у детей и подростков под влиянием различных факторов
§6. Патологические изменения высшей нервной деятельности у детей и подростков
Глава 3. Нейрофизиологические основы поведения человека
§1. Особенности психики человека
§2. Мотивация и регуляция поведения
§3. Организованность сознания – внимание
Глава 4. Анатомия, физиология и гигиена сенсорных систем
Глава 5. Гигиена учебно-воспитательного процесса в школе
§1. Гигиена как наука
§2. Гигиенические основы учебно-воспитательного процесса в школе
§3. Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса
Глава 6. Анатомия и физиология желез внутренней секреции (эндокринной системы)
Глава 7. Анатомия, физиология и гигиена опорно-двигательного аппарата
§1. Скелет человека
§2. Мышцы человека
§3. Сколиоз и плоскостопие
§4. Гигиенические требования к оборудованию школ
Глава 8. Анатомия и физиология органов пищеварения
§1. Анатомия пищеварительной системы
§2. Переваривание пищи
§3. Всасывание
§4. Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта
§5. Гигиена питания
Глава 9. Обмен веществ и энергии
§1. Метаболизм
§2. Тканевое дыхание
§3. Механизм работы электронтранспортной цепи
Глава 10. Физиология крови
§1. Состав крови
§2. Плазма крови
§3. Клетки крови
§4. Гемостаз
§5. Группы крови

Глава 11. Физиология сердечно-сосудистой системы
Глава 12. Физиология органов дыхания
§1. Система органов дыхания: строение и функции
§2. Гигиенические требования к воздушной среде учебных заведений
Глава 13. Анатомия, физиология и гигиена кожи ребенка
§1. Кожа: строение и функции
§2. Терморегуляция
§3. Гигиена одежды и обуви
Глава 14. Здоровье детей и подростков
Глава 15. Гигиена трудового обучения и производительного труда учащихся
Глава 16. Гигиенические требования к планировке школьного здания, земельного участка
Список литературы, использованной при составлении кейса
Тестовые задания и вопросы для контроля знаний по разделам
Вопросы для контроля знаний
Темы курсовых работ и рефератов
Словарь терминов


Программа курса

К окончанию изучения курса возрастной анатомии, физиологии и гигиены студенты должны знать:

1. Возрастные особенности развивающегося организма. Общие закономерности роста и развития.

2. Особенности взаимодействия человека с окружающей средой. Методы гигиенической оценки окружающей ребенка среды. Гигиенические основы организации режима дня, учебно-воспитательного процесса.

3. Закономерности, лежащие в основе сохранения и укрепления здоровья школьников.

К окончанию изучения курса возрастной анатомии, физиологии и гигиены студенты должны уметь:

1. Применять методы определения физического развития школьников. Определять критерии готовности детей к систематическому обучению в школе.

2. Давать гигиеническую оценку окружающей ребенка среды, режима работы школы, расписания уроков, организации и проведения уроков и внеклассных мероприятий в учебных заведениях.

3. Определять физическую и умственную работоспособность. Проводить диагностику наступающего утомления. Проводить мероприятия, направленные на поддержание высокой работоспособности при различных видах деятельности.

Содержание занятий

Предмет, содержание и задачи курса «Возрастная анатомия и гигиена»

Возрастная анатомия, физиология и гигиена как элементы системы педагогических наук. Предмет возрастной анатомии и физиологии. Значение анатомии и физиологии для психологии и педагогики, для учебно-воспитательного процесса. Возрастная анатомия и физиология – научная основа школьной гигиены.

Предмет школьной гигиены. Значение школьной гигиены для охраны и укрепления здоровья учащихся, для правильной организации учебно-воспитательной работы, трудового обучения, совершенствования физического развития и повышения работоспособности учащихся.

Основные этапы развития анатомии, физиологии и гигиены. Роль знаний по анатомии, физиологии и гигиене в формировании диалектико-материалистического мировоззрения педагога.

1. Общие закономерности роста и развития организма

Организм как единое целое. Единство организма и среды. Роль нервной системы и желез внутренней секреции в обеспечении целостности организма. Нейрогуморальная регуляция функций организма. Гомеостаз и определяющие его факторы. Биологическая надежность и принципы ее обеспечения.

Периоды развития организма. Гетерохронность, непрерывность и гармоничность развития. Основные возрастно-половые закономерности физического развития. Физическое развитие – важный показатель состояния здоровья и социального благополучия. Состояния физического развития школьников и методы его определения. Пропорции тела и их изменения на различных этапах онтогенеза. Влияние условий жизни на рост и развитие детей и подростков. Периодизация онтогенеза. Критические этапы онтогенеза. Понятие об акселерации, ретардации, реактивности и резистентности организма.

Прикладное значение антропометрических исследований для определения размеров одежды и обуви, учебного и спортивного оборудования и инвентаря, требующихся для учащихся разного возраста.

2. Анатомия, физиология и гигиена нервной системы, ее возрастные особенности

Строение нервной системы. Роль нервной системы в восприятии, переработке и передаче информации, в организации реакции организма и осуществлении психических функций. Определяющая роль нервной системы в морфологическом и физиологическом развитии организма и в осуществлении его взаимосвязи и взаимодействия с внешней средой.

Структура нейрона, его свойства. Понятия о раздражении и раздражителях, о возбудимости, возбуждении, торможении. Свойства нервного волокна. Возрастные изменения свойств нервных волокон и связи их с миелизацией.

Связь между нейронами. Синапсы, механизм передачи возбуждения в центральной нервной системе. Нервный центр и его свойства.

Рефлекс как основа нервной деятельности. Процессы возбуждения и торможения в ЦНС и их взаимодействие. Иррадиация, индукция, доминанта. Особенности протекания иррадиации и индукции у детей, учет этих особенностей в процессе обучения и воспитания. Функциональное значение различных отделов центральной нервной системы и их возрастные особенности. Вегетативная нервная система .

Структурно-функциональная организация коры головного мозга и ее становление в постнатальном онтогенезе. Развитие коры больших полушарий. Сроки созревания нейронов в разных областях коры больших полушарий. Возрастная особенность электрической активности коры.

3. Высшая нервная деятельность, ее становление в процессе развития ребенка. Нейрофизиологические основы поведения человека

Теория высшей нервной деятельности. И.М. Сеченов и И.П. Павлов – основоположники учения о высшей нервной деятельности. Методы изучения высшей нервной деятельности.

Учение об условных рефлексах. Механизм их образования. Отличия условных и безусловных рефлексов. Классификация рефлексов. Возрастные особенности условно-рефлекторной деятельности: скорость образования, величина и устойчивость условных рефлексов. Ориентировочный рефлекс. Подражательный рефлекс и их изменения с возрастом. Роль пищевого исследовательского и игрового поведения в выработке условных связей.

Торможение условных рефлексов. Безусловное торможение (индукционное, запредельное) и особенности его проявления у школьников. Охранительный характер торможения. Условное торможение. Виды условного торможения. Особенности условного торможения у детей. Выработка условного торможения у детей – физиологическая основа воспитания. Условные рефлексы на время в разном возрасте. Возрастные особенности образования условных рефлексов на комплексные раздражители. Условные рефлексы высшего порядка .

Интегративная деятельность мозга как результат динамического взаимодействия различных нервных центров (системная организация деятельности мозга). Понятие о функциональной системе. Значение обратной афферентации в осуществлении поведенческих реакций организма. Основные закономерности системной организации функций центральной нервной системы в процессе индивидуального развития.

Интегративные процессы в центральной нервной системе как основа психических функций. Нейрофизиологические механизмы восприятия и внимания. Мотивация, эмоции и поведенческие реакции. Роль различных отделов мозга в их осуществлении. Роль эмоций в воспитании и обучении.

Образование и длительное хранение условных связей – основа обучения и памяти. Краткосрочная и долгосрочная память, особенности их в раннем возрасте.

Учение А.А. Ухтомского о доминанте и его значение в управлении познавательной деятельностью учащихся. Увеличение стойкости доминантного очага с возрастом.

Динамический стереотип как основа привычек и навыков, как физиологическая основа режима дня. Механизм его формирования и роль в процессе обучения и воспитания .

Время появления условных рефлексов на речевые раздражители, скорость их образования. Становление в процессе развития ребенка сенсорных и моторных механизмов речи. Значение речевых стереотипов для развития речи. Сигнальные системы деятельности. Возрастные особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем.

Типы высшей нервной деятельности, их пластичность. Учет типов высшей нервной деятельности при осуществлении идивидуального подхода к учащимся.

Понятие об адекватности физических и психических нагрузок функциональным показателям организма детей и подростков.

Критерии готовности к систематическому обучению.

Нейрофизиологические механизмы сна и бодрствования. Гигиена сна.

Анатомия, физиология и гигиена сенсорных систем

Системная организация восприятия внешней информации. Сенсорные системы организма, их классификация. Значение сенсорных систем. Методы их изучения. Структурная организация сенсорных систем. Восприятие простых признаков сенсорного стимула усложнения анализа внешних стимулов в течение первых лет жизни. Роль сенсорного восприятия в раннем детстве.

Зрительный анализатор. Строение и оптические свойства глаза. Аккомодация. Острота зрения. Близорукость и дальнозоркость. Изменение с возрастом аккомодации. Возрастные особенности пространственного видения. Световая и цветовая чувствительность в разном возрасте. Профилактика нарушения зрения у детей и подростков. Гигиена зрения. Офтальмотренаж.

Световой режим школьного здания. Гигиеническая оценка освещенности классной комнаты. Определение остроты зрения.

Слуховой анализатор. Строение и акустические свойства уха. Возрастные особенности слухового анализатора. Гигиена слуха ребенка. Влияние шума на организм детей и подростков. Профилактика нарушения слуха у детей и подростков.

Значение и общий план строения кожной, двигательной, обонятельной, вкусовой и вестибулярной сенсорных систем. Особенности их функционирования у детей различного возраста.

5. Гигиена учебно-воспитательного процесса в школе. Гигиенические основы

режима дня учащихся

Понятие об утомлении. Двоякое биологическое значение утомления. Проявление утомления в поведенческих реакциях, в снижении умственной работоспособности. Возрастные уровни показателей физической и умственной работоспособности. Фазы работоспособности. Дневная периодичность умственной и физической работоспособности. Меры, факторы и условия поддержания работоспособности на относительно высоком уровне в процессе учебной деятельности. Адаптация, понятия об адекватности физических и психических нагрузок. Биоритмы и биоритмология. Нарушения высшей нервной деятельности. Неврозы, их причины, профилактика. Продолжительность урока. Физиолого-гигиенические нормативы общей учебной нагрузки (занятия в школе, самоподготовка). Гигиенические требования к построению расписания, проведению контрольных работ, экзаменов.

Режим дня, его отдельные элементы и их организация. Режим в школах (группах) продленного дня, школах-интернатах, в санаторно-лесных школах и школах-интернатах для детей с отклонениями в состоянии здоровья, в ПТУ, в загородном лагере. Организация учебно-воспитательного процесса и режима дня детей шестилетнего возраста: готовность их к обучению по морфофункциональным и психофизиологическим параметрам.

Внеклассные и внешкольные занятия, их нормирование в режиме дня и недели. Активный отдых, его оптимальная продолжительность и условия организации. Гигиенические требования к подготовке уроков. Свободное время учащихся, его организация. Требования к частоте, продолжительности и условиям просмотра телевизионных передач. Продолжительность ночного сна для детей и подростков.

Изменения работоспособности, высшей нервной деятельности и регуляции вегетативных функций у детей и подростков при систематическом недосыпании.

Гигиенические требования к оформлению и применению наглядных пособий, технических средств обучения.

Наши рекомендации