Нейрофизиологический субстрат эмоций
Физиологической основой эмоций является прежде всего деятельность подкорковых отделов мозга – таламуса, гипоталамуса, лимбической системы.
Кора головного мозга оказывает сдерживающее, регулирующее влияние на проявления эмоций. Экспериментально показано, что у лишённого коры животного парадоксально более сильные «эмоциональные реакции» даже на более слабые импульсы, чем до декортикации.
Аналогичное явление наблюдается в клинике там, где интенсивность корковой деятельности ослаблена в силу некоторых заболеваний: у больных появляется чрезмерная вспыльчивость, гневливость и прочие подобные явления.
В начале 50-х годов было доказано существование «центров страдания» и «центров удовольствия» в гипоталамусе (путём вживления электородов).
Сложные эмоциональные переживания, чувства невозможны без участия коры головного мозга. И.П.Павловым было показано, что именно кора регулирует протекание и выражение эмоций.
Существенную роль в эмоциональных переживаниях человека играет вторая сигнальная система: переживания могут возникнуть не только при непосредственном воздействии внешней среды, но могут быть вызваны словами, мыслями.
Теории эмоций.
«Периферическая» теория эмоций Джеймса-Ланге. Американец В.Джеймс (1884) и независимо от него датчанин Г.Ланге (1885) сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено внешними воздействиями, приводящими к физиологическим сдвигам в организме. Ощущение этих изменений в организме и переживается человеком как эмоция. По Джеймсу, «мы печалимся потому, что плачем; боимся потому, что дрожим, радуемся потому, что смеёмся, сердимся потому, что наносим удар». Таким образом, те изменения, которые обычно рассматриваются как результат эмоций, стали их причиной.
«Таламическая» теория эмоций Кэннона-Барда. Согласно этой теории, нет причины и следствия – психологическое переживание и физиологические реакции возникают одновременно в одном и том же центре – таламусе.
Теория эмоций Папеса. Эмоция – это функция не отдельных центров, а результат активности сложной сети мозга, названной позднее «кругом Папеса». Структуры, объединённые в этот круг, составляют в основном образования лимбической системы – передняя область таламуса, гипоталамус, миндалина, гиппокамп, поясная извилина, свод и перегородка.
Кроме того, было установлено, что важную роль в регуляции эмоций играет также ретикулярная формация, активность которой определяет многие динамические параметры эмоций – силу, продолжительность, изменчивость. Внешние или внутренние стимулы порождают импульсы, активирующие ствол мозга. Ретикулярная формация, в свою очередь, активирует гипоталамус и кору мозга. В конечном итоге происходит трансформация первичного стимула в поведение, сопровождающееся эмоциональным возбуждением.
Когнитивные теории эмоций.
Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера. Положительная эмоция возникает тогда, когда ожидания человека подтверждаются, т.е. когда реальные результаты деятельности согласуются с ранее намеченным планом (находятся в консонансе).
Отрицательные эмоции возникают в противоположной ситуации, когда ожидаемые и действительные результаты расходятся (находятся в диссонансе).
Информационная теория П.В.Симонова. Степень эмоционального напряжения определяется потребностью и дефицитом информации, необходимой для удовлетворения этой потребности.
Воля.
Воля – это психический процесс сознательного управления и регулирования своего поведения, обеспечивающий преодоление трудностей и препятствий на пути к поставленной цели.
Низшие уровни воли, такие как произвольное движение или задержка импульсивного действия, выделяются уже у животных, однако развитая воля является специфической человеческой функцией.
Воля является социальным новообразованием психики, возникла и формируется в процессе трудовой деятельности человека.
Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций: побудительной и тормозной.
Побудительная функция воли обеспечивает активизацию действий человека, преодоление препятствий на пути к достижению цели.
Тормозная функция воли заключается в возможностях человека удержаться от совершения каких-либо действий, а если они начались, то замедлить или остановить их. Человек способен затормозить побуждения и выполнение действий, которые не соответствуют его убеждениям, идеалам, мировоззрению. По мнению И.П.Павлова, волевое торможение человеком своей деятельности не менее, а часто более сложное волевое усилие, чем активизация.
В своём единстве тормозная и побудительная функции воли обеспечивают преодоление трудностей на пути к достижению цели, т.е. обеспечивают волевую регуляцию поведения человека.
Говоря о волевой регуляции поведения, обычно упоминают о том, как человек решает вопрос контроля над происходящими в его жизни событиями. Локализация контроля (или локус контроля) - это склонность человека приписывать ответственность за происходящее внешним или внутренним силам.
По этому принципу люди делятся на интерналов и экстерналов.
Интерналы чаще всего чувствуют личную ответственность за свои действия, объясняя их своими личностными особенностями, поэтому они стремятся работать над собой, самосовершенствоваться, в том числе и развивать свою волю.
Экстерналы же всё стараются объяснить внешними обстоятельствами, снимая с себя всяческую ответственность и тем самым снижая актуальность волевой активности и волевой тренировки.