Регулирующий эффект аэробных упражнений
— аэробные упражнения способствуют незнал чительному увеличению веса и функциональной мощности некоторых желез; снижают реакцию желез на выполнение умеренной мышечной рабо-^ ты; повышают способность определенных желе! поддерживать высокую функциональную активность в течение длительного времени; изменяют чувствительность тканей к гормонам, что способе ствует улучшению регуляции функций организма и обменных процессов.
Регулирующий эффект аэробных упражнений выражается прежде всего в экономизации деятельности организма (снижении основного обмена, т.е. энергозатрат). Это обеспечивается совершенствованием окислительных процессов (увеличением числа митохондрий, повышением эффективности окислительных реакций в различных органах и системах), регуляцией обмена веществ на всех звеньях от поступления до утилизации и выведения продуктов питания, снижением реактивности (интенсивности ответа) тканей на действие гормонов и нейромедиаторов, снижением тонуса симпатической и увеличением тонуса парасимпатической нервной системы.
Считается также, что этот вид тренировки, понижает уровень холестерина и улучшает соотношение липопротеинов высокой и низкой плотно- j сти в крови.
Аэробные упражнения, выполняемые с мощностью до аэробного порога, используют в качест-j ве энергетического субстрата в основном жиры, но главным образом внутримышечные.
Если упражнения выполняются продолжительное время (больше часа), то усиливается про- I дукция гормона кальцитонина, который препят-1 ствует выходу кальция из костей, тем самым обес-печивая профилактику артериосклероза и остео- ' пороза (размягчение костей с возрастом). Кроме того, отмечаются еще некоторые другие положи-
тельные аспекты влияния аэробных упражнений на организм, в частности повышение иммунологической реактивности при небольших величинах нагрузок.
Выполнение аэробной нагрузки в форме танцевальных движений (например, используя базовую технику), позволяет в некоторой степени одновременно достичь положительного эффекта обычных гимнастических упражнений (увеличение силы мышц, гибкости, координации движений, хореографической подготовленности, улучшения осанки и общей "культуры движений", перемена положения тела и разнонаправленные ускорения являются своеобразной гимнастикой сосудов и др.) с эффектом аэробики, о котором подробно говорилось выше. Кроме того, оздоровительная аэробика имеет самостоятельное новое качество — высокую эмоциональность, групповую форму занятий и т.д., которые создают положительный психический фон, ликвидируют монотонность занятий, способствуют выделению дополнительной "дозы" гормонов, от которых зависит активизация жирового обмена.
Сочетание аэробной нагрузки и стато-дина-мических (анаэробных силовых) упражнений позволяет компенсировать недостаточную эффективность аэробной части занятия в отношении силы основных мышечных групп, особенно жизненно-важных мышц брюшного пресса, глубоких и поверхностных мышц спины, мышц "малого таза". Стато-динамические упражнения создают основу выносливости в упражнениях локального, регионального и глобального характера. Анаболический эффект, создаваемый стато-динамическими упражнениями, кроме общего положительного влияния на здоровье, служит прекрасным средством для реабилитации после травм и повреждений мы-шечно-связочного аппарата и снижения толщины
подкожного жира. Правильно организованная] стато-динамическая часть занятия, с исиользова-1 нием подходов ЛФК, гимнастики цигун, ниши, хатха-йоги и др. позволяет добиться хорошего оздоровительного эффекта в отношении внутренних органов.
Использование стретчинга кроме традиционно отмечаемого улучшения подвижности в суставах, эластичности и силы мышц, может иметь эффект психофизиологической регуляции, реабилитации и оздоровления центральной и периферической нервной систем, внутренних органов, регуляции обмена веществ, в частности жирового обмена.
Отрицательное влияние аэробных упражнений на организм связано, как правило, с нарушением общих принципов физической подготовки (например: постепенности увеличения нагрузки, выбора вида упражнений без учета индивидуальных особенностей и т.д.). Неправильная аэробная тренировка может вызвать отклонения в состоянии сердечно-сосудистой системы, например вызвать дистрофию миокарда I-II степени или заболевания опорно-двигательного аппарата, которые выражаются в болях в коленях, позвоночнике, связках и некоторых мышцах, в воспалении надкостницы и др.
В целом же следует подчеркнуть, что богатство средств и методов, используемых в современной оздоровительной аэробике, при правильно организованном занятии дает самые широкие возможности для получения не только общеоздоровительного, но и избирательных эффектов в соответствии с особенностями различных контингентов и даже индивидуальными пожеланиями занимающихся.
Чтобы уметь планировать занятие с заданным характером воздействия, инструктор по аэробике должен не только владеть всем арсеналом трени-
ровочных средств и методов, но и понимать морфологический, биохимический, физиологический и психологический эффект их применения для овладения навыками прогнозирования и получения желаемого тренировочного эффекта.
Рис. 1 Структура занятия и характерный график интенсивности стандартного занятия по аэробике (по ЧСС) |
II. Структура и содержание занятий оздоровительной аэробики
2.1. Структура занятий оздоровительной аэробикой
В соответствии со сложившейся традицией, подкрепленной научными исследованиями и многолетним практическим опытом, оптимальной структурой занятия по оздоровительной аэробике ("аэробного класса"), так же как любой другой организованной формы занятий физическими упражнениями является структура, в которой выделяют три части: подготовительную, основную и заключительную.
Разминка |
А - подготовительная часть B+С - основная часть D - заключительная часть |
Подготовительная часть занятия по аэробике — разминка должна состоять из общей и специаль- I ной частей. В общей части выполняются упражне-
Продолжительность
А - разминка (warm up): В - аэробная часть (aerobics)
(не менее 15 минут): С - силовая или партерная часть
(strength): D - расслабление (заминка) (cool down)
ния на большие группы мышц и суставы. Специфическая часть разминки посвящается тем группам мышц и связок, на которые приходится основная нагрузка во время предстоящей тренировки или соревнований. Упражнения, включаемые в разминку должны быть адекватны контингенту занимающихся и предстоящей деятельности в основной части занятия.
Разминка строится из не сложных в координационном плане, выполняемых с невысокой амплитудой. Разминку следует начинать, используя "бытовые" движения, встречающиеся в повседневной практике, в которых задействованы большие мышечные группы — обычный шаг, приставные шаги с различными движениями рук, модификации различных шагов, упражнения в стойке ноги врозь со сгибанием и разгибанием ног в коленных суставах и движениями рук (круговые, вытягивания и т.д.). Нет необходимости говорить о дозировке выполнения тех или иных движений, важнее использовать понятие целесообразности длительного применения однотипных движений понижающих интерес занимающихся к занятию. Используя эти упражнения с применением различных средств повышения интенсивности движений, необходимо добиться постепенного повышения температуры мышц, которое визуально проявляется в появлении на лбу легкой испарины через 3-5 минут. При проведении разминки следует применять упражнения низкой ударной нагрузки (Slow-impact). Ощущение теплоты и появление легкой испарины служит сигналом к возможности использования упражнений динамического стретчинга, который более предпочтителен статическому и позволяет сохранять эмоциональный настрой занимающихся двигаясь в темпе музыкального сопровождения.
В период выполнения упражнений стретчинга интенсивность разминки несколько снижается, тем не менее, важность использования упражне-
ний растягивающих основные мышечные груг которым предстоит во время основной части з| тия принимать на себя основную нагрузку, ой няется необходимостью предотвращения от можных травм.
Во время проведения стретчинговой части минки следует основное внимание уделять тел чески правильному выполнению позиций и "г чувствованию" растягивания мышечной гру| для которой используется данное положение подготовительной части занятия используются новные движения стретчинга выполняющиес динамическом режиме и позволяющие предуг дить травмы:
Ммища вперед с прогибанием и сгибанием (округляя спину) спины. Сгибать ту-опорой руками о бедра. Это движение позволяет растягивать межребер-< мышцы спины и мышцы передней поверхности туловища.
Наклоны туловища вправо-влево с опорой одной рукой на бедро и подниманием другой ки вверх, при этом вытягиваясь в сторону-вверх, что приводит к растягиванию боковых мь| туловища
|умовища с опорой руками о бедра растягивает мышцы спины, косые мышцы, 1ые мышцы. Использование движений рук в сторону с отведением их назад допол-'►лзывает воздействие на растягивание грудных мышц.
Глубокий выпад вперед с опорой руками на пол растягивает мышцы задней поверхности бедра и большую ягодичную "передней" ноги, а также переднюю поверхность бедра "задней" ноги. \
Глубокий выпад в сторону с опорой руками о пол позволяет растягивать мышцы внутренней части бедра.
Выпад назад с опорой руками на бедра воздействует на мышцы задней поверхности бедра.
Ныпад вперед, пятка "задней" ноги прижата к полу, сгибая "заднюю" ногу, подняться на носок и опять опуститься на пятку. Это упражнение позволит растянуть мышцы голени.
Не следует использовать резкие, рывковые
движения, необходимо плавное, с небольшой ам
плитудой "натягивание" мышечных волокон рас
тягиваемой мышцы. В стретчинг-позициях следу
ет минимизировать силовую нагрузку на части те
ла, принимающие непосредственное участие в
удержании позы, используя перемещение общего
центра масс (ОЦМ).
Основная часть Основная часть занятия содержит, как прави-
тнятия ло, два основных раздела — аэробную тренировку
и силовую. Последний вид тренировки выполня
ется обычно в партере (на ковре), поэтому для его
обозначения еще используют такое название как
партерная часть занятия (аэробного класса). Од
нако силовые упражнения могут выполняться и у
гимнастической стенки, на тренажерах и т.д.
Аэробная часть Аэробная часть занятия входит составной ча-
стью в основную часть занятия. Длительность аэробной части, как правило, составляет от 20 мин. до полутора и более часов, в зависимости от цели
занятия. Основными целями аэробной части занятия могут быть: воспитание или поддержание выносливости; воспитание координационных способностей. Аэробную часть можно подразделить на 3 составляющих периода: период постепенного повышения интенсивности до целевых показателей (от 3 до 10 мин.); период удержания целевых показателей интенсивности (от 15 мин. до 1,5 и более часов ) и период снижения целевых показателей интенсивности (от 3 до 10 мин.).
Взаимосвязь параметров интенсивности и особенностей техники:
—Низкая интенсивность характеризуется выполнением мало амплитудных движений с небольшим сопротивлением при использовании сверх низкой ударной нагрузки. ЧСС рабочая = 60-74% ЧСС максимальной ( 120-148 уд./мин.);
—Средняя интенсивность характеризуется выполнением движений с небольшой амплитудой при использовании высоко ударной нагрузки или сверх низкой ударной нагрузки с большой амплитудой. ЧСС рабочая = 68-84% ЧСС максимальной ( 136-168 уд./мин.);
—Высокая интенсивность характеризуется выполнением движений с большой амплитудой или большим сопротивлением, или скоростью при использовании высоко ударной нагрузки. ЧСС = 77-100% ЧСС максимальной (154-200 уд./мин.).
Период постепенного повышенияинтенсивности до целевых показателей состоит из набора движений, выполняемых с определенной интенсивностью постепенно возрастающей до необходимых параметров. В данном периоде часто применяются упражнения сложно-координационного характера, т.к. организм подготовлен к восприятию движений воздействующих на координацию и не утомлен предстоящей "выносливостной" нагрузкой. '
В период удержания целевыхпоказателей интенсивности, в зависимости от целей используются
Силовая часть
движения и средства управления, позволяющие удерживать интенсивность на заданной величине без значительных колебаний в одну или другую сторону. Одновременно необходимо поддерживать интерес занимающихся не смотря на длительность и часто высокую нагрузочность этой части. Как правило, в практике преподаватели — инструкторы, используя поточный метод проведения упражнений, применяют различные формы построения занятий: создаютпрограмму конкретных движений под различные музыкальные произведения (хореография класса); формируют движения в "блоки" (блоковая хореография); используют короткие связки движений ("бэйс" хореография) постоянно их трансформируя; применяют свободное модифицирование упражнений в соответствие с музыкальным сопровождением и объединяют (смешивают) различные формы хореографии для реализации задач ("фристайл" хореография). Весь данный период аэробной нагрузки подчинен только одной цели — удержанию заданной интенсивности, что достигается при помощи средств регулирования интенсивности и координации при использовании различных хореографических форм построения занятия.
Период постепенного пониженияинтенсивности до "после разминочных" показателей состоит из набора движений, позволяющих постепенно понизить интенсивность для перехода к партерной (силовой) части занятия.
Силовая часть занятия или как её именуют партерная подкачка, выполняется в положениях сидя и лёжа, отсюда и её название, которое было позаимствовано из занятий борьбой или балетом. Партерная подкачка входит составной частью в основную часть занятия. Длительность партерной части, как правило, составляет от 10 мин. до полутора и более часов, в зависимости от цели занятия. Основной целью партерной части занятия является развитие или поддержание силы.
Мышцы:
Прямая мышца живота
Модификации,
Повышающие
Нагрузку
Партерная часть состоит из набора силовых упражнений с четко регламентированной техникой выполнения, позволяющей избирательно воздействовать на определенные мышечные группы. Амплитуда и темп выполнения упражнений взаимосвязан с избранной методикой развития или поддержания силы. Как правило, используются упражнения стато-динамического характера, выполняемые в режиме легкой, средней или тяжелой нагрузки. Дозирование нагрузки осуществляется также длинной рычага (управление моментом силы). В этой части для увеличения нагрузки может использоваться дополнительное оборудование: резиновые амортизаторы, гантели, степы, мячи и т.п. Наиболее часто применяются упражнения, воздействующие на мышцы брюшного пресса, груди, спины, плеча, таза, верхней части ног.
Мышцы:
Наружная косая мышца живота
Модификации,
Повышающие
Нагрузку
Мышцы:
Грудная мышца, трехглавая мышца плеча
Модификации,
Повышающие
Нагрузку
Мышца
выпрямляющая
позвоночник
Модификации,
Повышающие
Нагрузку
Приводящие
мышцы
бедра
Модификации,
Повышающие
Нагрузку
Средняя и малая ягодичные мышцы и напрягатель широкой фасции
Модификации,
Повышающие
Нагрузку
Исходные положения при выполнении упражнений подобраны таким образом, чтобы обеспечить, по возможности, изолированное воздействие на те или другие мышцы.
При занятиях аэробикой силовая тренировка мышц проходит в положениях сидя и лёжа на полу или коврике. При занятиях другими видами оздоровительной аэробики для тренировки силы возможно использование специального оборудования, применяемого в аэробной части занятия (степ-платформа, слайд-доска, мяч и т.д.). Во-первых, это вносит разнообразие в такой достаточно монотонный и физически сложный процесс, как силовая тренировка. Во-вторых, использование оборудования позволяет найти весьма интересные и эффективные решения при поисках упражнений для тех или иных групп мышц, что не всегда возможно при занятиях на полу. В некоторых случаях предметы и оборудование можно просто использовать как эффективное отягощение.
ЗаключительнаяЗаключительная часть занятия носит восста-
частьновительную направленность. Для устранения
психомоторной и общей напряженности используют упражнения "на расслабление" или "растягивание". Продолжительность заключительной части не является стандартной величиной, она варьирует в зависимости от динамики утомления занимающихся. Ограничителями заключительной части являются пределы времени, выделяемого на занятие в целом. В часовом занятии аэробикой длительность заключительной части составляет 5-10 минут. Как правило, применяются упражнения "на гибкость" — стретчинг (см. ниже), выполняемые в положении лежа, сидя и в стойке с целью восстановления и поддержания уровня гибкости. Упражнения стретчинга выполняются в статическом режиме под медленную, спокойную музыку, и направлены своим воздействием на мышцы наиболее утомившиеся в процессе занятия.
При применении упражнений "на расслабление" используют элементы китайской гимнастики тайцзи-цуань, плавные, медленные хореографические движения, элементы йоги, специальные упражнения для дыхания, элементы аутотренинга. В следующих разделах с "внутренней" и "внешней" стороны раскрывается содержание всех трех частей занятия по аэробике, а также техники основных видов используемых в аэробике упражнений.
Содержание занятий оздоровительной аэробикой
Суть деятельности инструктора при проведении аэробного класса (урока) — управление деятельностью занимающихся с целью решения рекреационных задач (активных отдых, эмоциональная "зарядка") и получения тренировочных эффектов, лежащих в основе улучшения физического
состояния занимающихся и их здоровья в целом, предотвращая возможность травматизма и перенапряжения организма.
Инструктор управляет деятельностью занимающихся по следующим параметрам:
1. Состав двигательных действий и их комбинаций.
2. Правильность техники выполнения двигательных действий.
3. Интенсивность выполнения двигательных действий.
4. Величина нагрузки (определяется интенсивностью и объемом).
5. Психоэмоциональный фон занятия.
Управление по каждому из этих параметров
имеет свои особенности и описывается в следующих разделах настоящей главы.
Аэробные упражнения
Упражнения
Базовые движения
Состав движений классического занятия аэробикой можно подразделить на движения аэробной части, партерной части и стретчинга. Движения, используемые в этих частях занятия имеют специфическую целевую направленность и технику исполнения.
Базовыми движениями аэробной части занятия принято считать:
1. Шаг (march); 2. Бег (jog); З.Скип (skip); 4. Сгибание ноги вперед — поднимание колена (knee lift); 5. Max (kick); 6. Прыжок ноги врозь-вместе (jumping jack); 7. Выпад (lunge).
Описание и критерии правильности техники выполнения базовых движений представлены в табл. 1.
Таблица 1
Описание и критерии правильности техники выполнения
базовых движений аэробной части класса
Базовые движения | Методика |
1. Шаг (march) 0Щ | Традиционный шаг на месте с "оттягиванием" стопы при подъеме ноги. При выполнении шага следует соблюдать корректную, прямую осанку и не наклонять туловища вперед-назад. |
2. Бег (jog) | Традиционный бег на месте с захлестыванием голени назад почти до касания ягодиц пяткой согнутой ноги. Тело слегка наклонено вперед. Желательно отсутствие угла в тазобедренных суставах (угла между туловищем и бедром. |
3. Скип (skip) | Подскок на опорной ноге, другая нога сгибается в коленном суставе почти до касания ягодицы, далее, выполняя второй подскок на опорной ноге, выпрямить ногу вперед под углом 30-40 градусов. К особенностям техники данного движения относится контролируемое выпрямление ноги вперед с четкой фиксацией выпрямленной ноги (не должно присутствовать бесконтрольное выпрямление ноги — "футбол"). При выполнении следует сохранять корректную прямую осанку. Выпрямляющаяся вперед нога не должна разворачиваться наружу. |
Базовые движения | Методика |
4. Сгибание Щк ноги вперед — ^jf поднимание Шк колена ШШ (kneelift) ■ ™ | Сгибание ноги вперед на уровне горизонтали или выше. Носок поднятой ноги "оттянут". Угол между голенью и бедром прямой или острый. Отсутствует движение туловища вперед-назад. Колено согнутой ноги наружу не разворачивать. |
5. Мах I (kick) • У J | Мах прямой ногой вперед. Нога должна подниматься на уровень горизонтали или выше и не разворачиваться наружу или внутрь. Таз во время выполнения маха фиксирован. Движение выполняется только в тазобедренном суставе и не следует наклонять туловище вперед или назад. |
6. Прыжок а ноги врозь-вместе (jump- рщ ingjack) sej. | В положении ноги врозь, ноги слегка разворачиваются наружу, колени немного сгибаются амортизируя. Ширина разведения ног — чуть шире плеч. Ноги сгибаются так, чтобы колени не "выходили" за стопу. В положении ноги вместе стопы параллельно или слегка разведены наружу. При выполнении упражнения сохранять правильную осанку. |
7. Выпад Щк (lunge) Г>. 1 1 * | При выполнении данного движения ОЦМ перемещается по вертикали. Одна нога перемещается вперед, другая назад. Тяжесть тела распределяется одинаково на обе ноги. Ширина между ногами во фронтальной плоскости соответствует ширине плеч. Туловище вертикально. |
Все базовые движения могут выполняться в различных плоскостях:
— горизонтальной. |
— сагиттальной; - фронтальной;
Существуют различные вариации и сочетания базовых движений:
— скрестный шаг в сторону (grape wine);
— шаг ноги врозь-вместе (V-step);
В б а И.П.
— приставной шаг (step touch) и т.д.
в
б
а
И.п.
Б а И.П.
При составлении двигательных композиций не следует ограничиваться только базовыми движениями. Предполагается, что преподаватель "украшает" аэробную часть занятия элементами стилизации из других видов аэробики (салса, фанк и т.д.), использованием танцевальных элементов, стилизацией базовых движений.
Базовые движения могут выполняться с различной техникой взаимодействия с опорой — стоя на полу или используя прыжковые элементы. Техника взаимодействия с опорой определяет величину механической нагрузки на опорно-двигательный аппарат, степень напряжения мышц (проявляемую ими силу) и является одним из основных факторов управления физиологической нагрузкой на организм занимающихся в целом. Для краткости разновидности этой техники называют "ударной" техникой (дословный перевод английского термина impact).