Теория и методика проведения занятий

АЭРОБИКА

Под общей редакцией Е.Б. Мякинченко и М.П. Шестакова

Учебное пособие для студентов ВУЗов и ССУЗов физической культуры

Череповецкий государственный университет

Библиотека

ТВТ Дивизион Москва 2006

теория и методика проведения занятий - student2.ru УДК 796:412 *J ' & * ^3 А 99

Содержание



теория и методика проведения занятий - student2.ru теория и методика проведения занятий - student2.ru Авторский коллектив: Ивлев М.П., Котов П.И.,

Левченкова Т.В., Мякинченко Е.Б., Ростовцева М.Ю.,

Ушакова Н.А., Шестаков М.П., Шилин Ю.Н.

А 99 Аэробика. Теория и методика проведения занятий:

Учебное пособие для студентов вузов физической культуры/ Под ред. Е.Б. Мякинченко и М.П. Шестакова. -• М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 304 с.

ISBN 5-98724-011-5

Основное содержание пособия посвящено изложению теорети­ческих основ и методики проведения занятий оздоровительной аэро­бикой как одной из форм оздоровительной физической культуры. Рассмотрены история и разновидности оздоровительной аэробики, а также анатомические, биомеханические, физиологические, педаго­гические основы необходимые для правильной организации прове­дения занятий оздоровительной аэробикой с различным континген­том занимающихся.

Учебное пособие предназначено для студентов вузов физической культуры, обучающихся по специализации "Аэробика и фитнес-гим-настика" или аналогичным, для курсов переподготовки и повышения квалификации кадров, а также специалистам в области оздорови­тельной физической культуры.

УДК 796:412

ISBN 5-98724-011-5

©ТВТ Дивизион, 2006

I. Введение........................................................................................................ 5

1.1................................................................................................................ История возникновения и развития оздоровительной

аэробики................................................................................................... 9

1.2, Теория оздоровительной тренировки..................................... 16

II. Струруктура и содержание занятий оздоровительной аэробики . . .34

2.., Структура занятий оздоровительной аэробикой................. 34

2.2.. Содержание занятий оздоровительной аэробикой.......... 46

2.2.1. Аэробные упражнения......................................................... 47

2.2.1.1. Базовые движения.............................................................. 47

2.2.1.2 Хореографические методы построения
аэроробной части занятия........................................................................ 52

2.2.1.3. Физиология и биомеханика опорно-двигательного аппарата при выполнении базовых движений 54

2.2.1.4. Обучение и управление движениями............................. 73

2.2.1.5. Энергетическое и пластическое обеспечение .пробных упражнений 87

2.2.1.6. Понятие о тренировочных эффектах ........................... 102

2.2.1.7. Понятие об интенсивности, объема и величины нагрузки при выполнении аэробных упражнений 111

2.2.1.8. Зоны интенсивности (срочные и отставленные эффекты аэробной тренировки) 113

2.2.1.9. Управление нагрузкой в аэробной части занятия . . .126

2.2.2. Стато-динамические упражнения....................................... 131

2.2.2.1. Техника................................................................................... 132

2.2.2.3. Управление нагрузкой........................................................ 143

2.2.2.4. Срочные и отставленные эффекты стато-динамических упражнений 147

2.2.3. Упражнение на растягивание (стретчинг)........................ 152

2.2.3.1. Биологические предпосылки методов стретчинга . . .153

2.2.3.2. Методы стретчинга.................................................................... 160

2.2.3.3. Планирование стретч-тренировки................................... 169

2.2.3.4. Срочные и отставленные эффекты стретчинга............ 172

III. Организации тренировочного процесса................................................. 176

3.1. Планирование тренировочного процесса............................ 176

3.2. Психолого-педагогические основы проведения

занятий с группой ............................................................................ 178

3.3. Музыкальное сопровождение .............................................. 190

теория и методика проведения занятий - student2.ru теория и методика проведения занятий - student2.ru теория и методика проведения занятий - student2.ru теория и методика проведения занятий - student2.ru 3.4. Управление массой и составом тела .................................. 197

3.4.1. Общие положения.................................................................... 198

3.4.2. Биологические механизмы управления составом и массой тела 202

3.4.3. Практические аспекты регулирования состава и массы тела 213

3.4.3.1. Физическая тренировка...................................................... 215

3.4.3.2. Сочетание физической тренировки и питания при управлении массой и составом тела 223

IV. Разновидности видов аэробики.................................................. 239

4.1.Слайд-аэробика........................................................................... 239

4.2. Степ-аэробика.............................................................................. 244

4.3. Фитбол-аэробика .................................................................... 250

4.4. Тераробика................................................................................... 253

4.5. Танцевальная аэробика............................................................ 255

4.6. Памп-аэробика............................................................................. 256

4.7. Аква-аэробика............................................................................. 256

4.8. Боевые искусства в оздоровительной тренировке............ 257

4.9. Сайкл-аэробика (спиннинг-аэробика).................................. 263

V. Особенности занятий с различным контингентом
занимающихся......................................................................................... 264

5.1. Особенности методики npoведения занятий с детьми ..264

5.2. Особенности методики проведения занятий

с пожилыми людьми ................................ ц...................................... 267

VI. Функциональное тестирование занимаюицихся.............. 273

6.1. Контроль физического состояния
при занятиях аэробикой ................................................................. 273

6.1.1. Антропометрические измерения ..................................... 273

6.1.2. Физические тесты ................................................................ 275

6.1.3. Функциональные тесты......................................................... 276

6.2. Метрологические требования к тестам и процедуре
тестирования ......................................................................................... 279

VII. Менеджмент и правовое регулирование деятельности
инструкторов............................................................................................... 281

7.1. Менеджмент оздоровительной физической культуры . .281

7.2. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в сфере физической культуры и спорта 290

Рекомендуемая литература.......................................................................... 301

I. Введение

Учебное пособие предназначено для студен­тов вузов физической культуры, обучающихся по специализации "Аэробика и фитнес-гимнастика" или аналогичным, для курсов переподготовки и повышения квалификации кадров по направле­нию "Оздоровительная физическая культура", а также подготовки по магистерским программам: "Двигательная рекреация", "Физическая реабили­тация", "Физкультурно-оздоровительные техно­логии" и т.п.

Основное содержание пособия посвящено из­ложению теоретических основ и методики прове­дения занятий оздоровительной аэробикой как одной из форм оздоровительной физической культуры (ОФК).

При изучении курса следует учитывать, что об­щепризнанных определений ОФК, классифика­ции ее организационно-методических форм, средств и методов, системы понятий, научной и методической терминологии не существует. Это является отражением, на взгляд авторов, как ми­нимум следующего:

— относительно плохой (по сравнению, на­пример, со сферами спорта и физического воспи­тания) проработанностью всего проблемного поля оздоровительной (по другой классификации -массовой) физической культуры, направленной в течение многих десятилетий на подготовку "к тру­ду и обороне", а не на укрепление здоровья. Отра-

теория и методика проведения занятий - student2.ru жением этого является отсутствие теории оздоро­вительной физической культуры (с основным раз­делом - теория оздоровительного воздействия физических упражнений на организм занимаю­щихся), которая должна была бы лежать в основе программно-методических основ ОФК, ее прак­тики и учебных пособий.

- механистического и, по сути, абсурдного ве­домственного разделения физической культуры и системы здравоохранения. В результате, систему здравоохранения хотя и "назначили" отвечать заздоровье нации, но лишили мощнейшего средства оздоровления и профилактики заболеваний — фи­зических упражнений и сопутствующих им факто­ров. А специалисты по физической культуре прак­тически не изучают важнейший пласт медико-биологических знаний о причинах и факторах раз­вития и протекания заболеваний на уровне орга­низма человека и способах их предотвращения.

В связи с этим при изложении курса часто ис­пользуется оригинальный понятийный аппарат, а само учебное пособие в целом построено по не­традиционной схеме, в основе которой лежит сле­дующая парадигма.

Физическая тренировка оказывает мощное по­зитивное воздействие на организм человека. На­пример, она способна улучшать: здоровье и психи­ческое состояние людей (снизить риск многих за­болеваний, регулировать работу организма, повы­сить "жизненный тонус", активность, работоспо­собность, улучшить настроение, повседневное са­мочувствие и т.п.); физические кондиции (повы­сить силу и выносливость мышц, улучшить гиб­кость и координацию движений); фигуру (снизить количество жира в теле, увеличить или уменьшить объем мышц, улучшить осанку, походку) и т.д. Од­нако физическая тренировка может привести и к негативным последствиям. Например, она может травмировать суставы конечностей и позвоноч-

ник, приводить к мышечным болям, ухудшить сон и самочувствие, вызвать перенапряжение сердца, угнетение иммунной системы, нарушения в работе внутренних органов, стойкое негативное отноше­ние ко всем формам физической активности и т.п. Для того чтобы тренировка эффективно улуч­шала физическое состояние, а риск негативных последствий был минимальным, специалист по оздоровительной физической культуре должен:

—знать как устроен и как функционирует ор­ганизм человека;

—хорошо представлять себе, к каким измене­ниям в организме приводят применение того или иного упражнения, то или иное построение трени­ровочного процесса;

—уметь организовать тренировочный процесс и весь образ жизни занимающихся в соответствии с законами биологии, психологии и социальных реалий общества.

Другими словами, хорошо усвоить ключевое положение спортивной науки: в основе методики тренировки лежат законы строения и функциониро­вания организма человека, включая сферу высшей нервной деятельности.

В соответствии с этими представлениями при изложении программного материала была пред­принята попытка обоснования техники и техноло­гии применения средств и методов занятий аэро­бикой путем привлечения фундаментальных зна­ний по биологии, психологии и физиологии ак­тивности, а не только общетеоретических положе­ний теории и методики физической культуры.

Определяя место аэробики среди других форм ОФК, авторы считали, что последняя имеет следу­ющие организационно-методические направле­ния.

а) Лечебно-реабилитационное (ЛРФК).Объект люди, в силу разных причин оказавшиеся ниже уровня, который условно называется "практиче-



теория и методика проведения занятий - student2.ru теория и методика проведения занятий - student2.ru ское здоровье" - т.е. больные или ослабленные лю­ди. В этом — главное отличие этого направления.

б) Адаптивное направление (АФК), предполага­
ет формирование улиц с ограниченными возмож­
ностями (инвалидов) качеств и способностей, по­
зволяющих им в той или иной степени компенси­
ровать поврежденные функции. Это позволяет
повысить разнообразие, эмоциональную окра­
шенность их жизни, расширить круга общения.

в) Рекреативное направление (РФК). Двига­
тельная (физическая) рекреация восстановле­
ние физического и психоэмоционатьного состоя­
ния людей через активный отдых путем организа­
ции развлечений, активного досуга и т.п. с исполь­
зованием средств физической культуры. Оздоро­
вительный, восстановительный эффект достига­
ется через эмоциональную "разрядку", развлече­
ние, получение удовольствия, смену места и обла­
сти деятельности. При этом, как правило, цели
развития каких-либо физических или психофи­
зиологических способностей или качеств не ста­
вится. В этом направлении можно выделить две
относительно самостоятельные формы: (1) спор­
тивно-оздоровительный туризм и (2) анимацию
(физкультурные развлечения "на природе", спорт
"выходного дня", занятия и игры в домах отдыха и
пансионатах, танцы).

г) Кондиционно-профилактическое направле­ние. Занятия направлены на поддержание опти­мального уровня развития физических качеств и внешнего вида, улучшение здоровья "здоровых", профилактику "болезней цивилизации", "возрас­тных" заболеваний. Это направление от предыду­щего отличается тем, что (1) используются в ос­новном организованные формы занятий; (2) при их использовании целенаправленно подбираются наиболее эффективные средства и методы воздей­ствия на те системы и органы, от которых в пер­вую очередь зависит здоровье человека; (3) пред-

полагается получение существенного тренировоч­ного эффекта в отношении исполнительных и обеспечивающих двигательные действия систем организма.

Занятия такого типа могут иметь черты "облег­ченного" спорта, с типичными для последнего средствами, методами и организацией трениро­вок. Однако в этом случае ставится цель не макси­мального развития, а поддержания "достаточного" уровня развития двигательных способностей при строжайшем соблюдении требования травмобезо-пасности и минимизация риска перенапряжения, т.е. без введения человека в состояние глубокого стресса.

Оздоровительная аэробика относится к чет­вертому направлению ОФК, хотя и может исполь­зоваться как одно из средств в рекреационном и адаптивном направлениях.

Специалисты по оздоровительной аэробике должны быть подготовлены для работы с наиболее массовой группой занимающихся - так называе­мыми "практически здоровыми людьми" разных возрастных групп.

Наши рекомендации