Соблюдение гигиенических норм и правил
Температура в комнате – необходима для закаливания кожных рецепторов, правильного дыхания и крепкого сна:
- в 1 полугодии – 20-22о С;
- во 2 полугодии – 19-20о С;
Снижение температуры в помещении осуществляют проветриванием или кондиционированием.
Цели проветривания: снизить температуру воздуха, увеличить концентрацию кислорода, снизить концентрацию микробов.
Проветривать зимой необходимо 4-5 раз в сутки по 10-15 минут, летом – круглосуточно (несквозным, а если сквозным, то каждый час).
Личная гигиена: ежедневная гигиеническая ванна, подмывание – до 6 месяцев, после 6 мес. – гигиеническая ванна через день; на 2 году жизни – пользование мылом, зубной щеткой, полотенцем.
Своевременная смена нательного и постельного белья.
Прогулки летом 2-3 раза в день по 2-2,5 часа, зимой 2 раза в день по 1-1,5 часа (если безветренно до -10о С, если ветрено – до -5о С).
Одежда должна быть удобной, не стеснять движений, соответствовать сезону и должна быть из натуральной ткани.
Обувь должна быть кожаной, с твердой пяткой, с фиксацией голеностопного сустава и с каблучком до 1 см.
Закаливание – это тренировка организма, с целью повышения его устойчивости к разнообразным воздействиям внешней среды, необходимо для профилактики заболеваний у ребенка.
С целью закаливания используют естественные природные факторы: воздух, солнце, воду.
Закаливание воздухом начинается с первых дней жизни ребенка во время пеленания и прогулок.
Закаливание водой также с первых дней жизни. Различают:
а) местные процедуры – умывание, местное обтирание, обливание ног;
б) общие процедуры – полное обтирание и обливание, ванна, душ, купание в открытом водоеме.
Постепенное увеличение силы воздействия воды достигается за счет:
- равномерного снижения ее температуры;
- увеличения площади смачивания кожных покровов (замена местных процедур на общие в порядке возрастания интенсивности);
- увеличения длительности воздействия.
Любая водная процедура заканчивается вытиранием насухо с легким массажем или растиранием до покраснения.
Закаливание водой производится после сна и до еды.
Закаливание солнечными лучами – рекомендуется после 1 года жизни, очень осторожно, после предшествующей воздушной ванны в течение 10-20 мин. Время солнечных ванн 9-11 час утра через 1-1,5 после легкого завтрака. Длительность: начиная с 1 минуты и увеличивая до 10 мин. на каждой стороне (спина, живот). После солнечной ванны рекомендуется обливание или душ с температурой воды 36о , со снижением до 28о .
Все процедуры по закаливанию проводятся под контролем врача!
Массаж. Назначается детям с 1-1,5 месяцев до 1-1,5 лет параллельно с гимнастикой. В дальнейшем используют игры, а затем утреннюю гимнастику и спорт (с 7-8 лет).
Массаж детей грудного возраста составляет неотъемлемую часть физического воспитания. Под его влиянием расширяются капилляры кожи, улучшается циркуляция крови, трофика тканей и обмен веществ, повышается мышечная сила, улучшается эластичность и подвижность связочного аппарата, оказывается тонизирующее влияние на ЦНС.
Массаж производят при температуре воздуха в помещении 20-21о С не ранее, чем через 40-45 минут после кормления; при положительных эмоциональных реакциях ребенка; чистыми, сухими, теплыми руками.
Основные приемы массажа: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, поколачивание.
Последовательность массажа:
- передняя поверхность: ноги, руки, живот, грудь;
- задняя поверхность: спина, ягодицы, руки, ноги.
Гимнастика – это комплекс физических упражнений, направленных на развитие и совершенствование двигательных навыков ребенка.
Гимнастика решает 2 задачи:
- развитие имеющихся моторных навыков;
- стимуляция развития новых двигательных навыков.
Гимнастика усиливает кровоток, уменьшает застойные явления в органах и тканях, улучшает обмен веществ, повышает содержание гемоглобина и эритроцитов, усиливает иммунологическую активность крови и тканей, повышает эмоциональный тонус ребенка. Выполнение гимнастических упражнений направлено на развитие координации, равновесия, увеличения глубины дыхания.
Контрольные вопросы для закрепления:
1. Какова продолжительность периода грудного возраста?
2. Назовите основную особенность периода грудного возраста.
3. Назовите функции кожи грудного ребенка хорошо выраженные у грудного ребенка и слабо выраженные у взрослого
4. Какие изгибы позвоночника формируются на первом году жизни и почему?
5. Назовите формулу прорезывания зубов.
6. К какому возрасту у ребенка исчезает физиологический гипертонус мышц?
7. Каков тип дыхания у грудного ребенка?
8. Назовите частоту сердечных сокращений у ребенка к году.
9. Почему до трех месяцев жизни снижается уровень гемоглобина крови?
10. Какое значение для физиологии пищеварения имеет нормальная микрофлора?
11. Перечислите этапы развития речи ребенка.
12. Перечислите критерии нервно-психичекого развития грудного ребенка.
13. Назовите закономерности нарастания массы и роста грудного ребенка.
14. Перечислите универсальные потребности ребенка в периоде младенчества.
15. Расскажите об организации безопасной окружающей среды.
16. Охарактеризуйте соблюдение гигиенических норм и правил для грудного ребенка.
Литература:
Основная:
1. Крюкова Д. А.,. Лысак Л. А, Фурса О. В. Здоровый человек и его окружение «Феникс», 2010 – 384с.
Дополнительная
1. Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение: Учебник. М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2010
2. Охрана здоровья детей и подростков: учебное пособие для средних медработников/ под ред. Сопиной З.Е. – М. ГЭОТАР_Медиа. 2009 – 368с.
3. Этапы жизнедеятельности человека и медицинские услуги в разные возрастные периоды» под.ред. В.Р. Кучмы, В.Н. Серова, М., 2002
Электронные ресурсы:
1. Медицинский портал МедУнивер [Электронный ресурс] URLhttp://meduniver.com/
2. Рекомендации по детским болезням, здоровью детей и малышей[Электронный ресурс] URLhttp://www.pediatrinfo.ru/
3. Уход за ребенком [Электронный ресурс] URLhttp://neonatus.info/