Возрастные особенности слухового анализатора

Ухо новорождённого в общих чертах морфологически развито, но имеются некоторые особенности: наружный слуховой проход короткий; барабанная перепонка имеет почти такие же размеры как у взрослого, но расположена более горизонтально; слуховая труба короткая и широкая; - среднее ухо до рождения безвоздушно, оно заполнено слизистой жидкостью; после рождения барабанная полость через слуховую трубу постепенно (в течение месяца) заполняется воздухом, чему способствуют дыхательные и глотательные движения.

Звуковая чувствительность. Реакция на сильные звуки отмечается ещё у плода. В последние месяцы внутриутробного развития звуковые раздражения могут вызвать шевеление плода. Реакция на звук в виде вздрагивания отмечается не только у доношенных но и недоношенных новорождённых. Иногда она сопровождается изменениям дыхания, закрыванием глаз, открыванием рта, появлением пульсации родничка.

Для исследования слуха новорождённых применяется регистрация движений век в ответ на звук. Определяют также интенсивности звуков, вызывающих электроэнцефалографическую реакцию пробуждения у спящего ребёнка или появление на ЭЭГ так называемого вертекс-потенциала. Новорождённые поворачивают голову и глаза в сторону источника звука, т.е. обладают элементами пространственного слуха. Условный защитный (мигательный) рефлекс на звуковое раздражение образуется в конце 1-го месяца после рождения.

Дифференцирование различных звуков, например, гудка и звука колокольчика, возможно на 3-м месяце.

С первых дней после рождения самые низкие пороги звуковой чувствительности лежат в области средних звуковых частот (1000 Гц). Пороги на низкие частоты меньше, чем на высокие. В процессе онтогенеза происходит постепенное уменьшение порогов, что указывает на увеличение звуковой чувствительности.

Наименьшая величина порогов ощущения звуков достигается в 14-19 лет. По сравнению с этим возрастом слуховая чувствительность ниже как у детей более младшего возраста, так и у людей старше 20 лет.

В развитии речевого и музыкального слуха большое значение имеет общение со взрослыми. Такая тренировка способствует развитию слуха и обогащению словарного запаса детей. Большое значение имеет также музыкальное воспитание.

Гигиена слуха

Гигиена слуха - система мер, направленная на охрану слуха, создание оптимальных условий для деятельности слухового анализатора, способствующих нормальному его развитию и функционированию.

Различают специфическое и неспецифическое действие шума на организм человека.

Специфическое действие проявляется в разной степени нарушения слуха, неспецифическое - в разного рода отклонениях со стороны ЦНС, вегетативной реактивности, в эндокринных расстройствах, функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы и пищеварительного тракта.

Ослабление или потеря слуха могут быть связанны с нарушением передачи звуковых колебаний к внутреннему уху, с повреждением рецепторов внутреннего уха, с нарушением передачи нервных импульсов по слуховому нерву к слуховой зоне коры больших полушарий. Ослабление слуха может быть вызвано накоплением в наружном слуховом проходе ушной серы. Скапливаясь в наружном звуковом проходе, ушная сера образует пробку и она может препятствовать проникновению звука. Поэтому периодически следует прочищать наружный слуховой проход. При ангине, гриппе и др. заболеваниях микроорганизмы, вызывающие эти заболевания могут попасть из носоглотки в носовую трубу в среднее ухо и вызвать воспаление. При этом теряется подвижность слуховых косточек и нарушается передача звуковых колебаний к внутреннем уху. Если воспалительный процесс распространится на внутреннее ухо, то могут быть повреждены слуховые рецепторы и наступит полная глухота. При болях в ухе нужно срочно обратится к врачу. Нарушение слуха может быть вызвано сильными звуками. Большой вред слуху наносят сильные шумы действующие на ухо изо дня в день, барабанная перепонка колеблется с большим размахом, из-за этого она теряет свою эластичность и у человека притупляется слух. При ослаблении слуха следует носить слуховой аппарат.

Снижение уровней шума и неблагоприятного воздействия на детей достигается проведением ряда комплексных мероприятий: строительных, архитектурных, технических и организационных.

Участок дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, школ-интернатов ограждают по всему периметру живой изгородью высотой не менее 1,2м. Ширина зеленой зоны со стороны улицы не менее 6м. Целесообразна вдоль этой полосы, на расстоянии не менее 10 м от здания, посадка деревьев, кроны которых задерживают распространение шума. Большое влияние на величину звукоизоляции оказывает плотность с которой закрыты двери. Важное значение в снижении шума имеет гигиенически правильное размещение помещений в зданиях школ, детских садов.

Выявление состояния слуха детей и подростков производится при осмотре врачом-оториноларингологом. Негромкая, ясная, небыстрая речь учителя и воспитателя, эмоционально окрашенная, способствует наилучшему ее слуховому восприятию детьми и усвоению материала. Слова следует произносить четко. Речь учителя и воспитателя должна быть живой, богатой разнообразными интонациями, образной и как можно чаще адресовываться к зрительному воображению детей.

К мерам профилактики отрицательного воздействия шумов относят:

1.Требования к учебным помещениям: Длина класса должна быть не более 8 м, то есть такой, чтобы сидящим последними партами учащимся обеспечить четкое восприятие речи учителя и ясное различение написанного на доске. Двери в класс должны быть плотно прикрыты. Мастерские, компьютерные классы, гимнастические залы должны размещаться на первом этаже здания или в отдельном крыле.

2. Вдоль периметра школы целесообразна посадка деревьев, а также живой изгороди высотой не менее 6 м.

3. Восстановлению функционального состояния слухового анализатора способствуют перерывы (10-15 минут в тихих комнатах) – на первом году обучения через 50 минут, на втором году – через 1,5 часа, на третьем году – через 2 часа.

4. Речь учителя для наилучшего слухового восприятия учащимися учебного материала должна быть негромкой, ясной, небыстрой, с эмоциональным окрашиванием.

5. Так как во время урока у школьника наибольшая нагрузка падает на слуховой и двигательный анализаторы, а зрительный используется не полностью, то необходимо это учитывать при выборе методов и методических приемов при составлении планов-конспектов и проведении уроков.

Кроме отрицательного воздействия шумов на слуховой анализатор, необходимо учитывать и воздействие таких агентов как попадание в наружный слуховой проход насекомых, что может вызвать отек среднего уха и потерю сознания; патогенные микроорганизмы (при ангине, скарлатине, гриппе) могут попасть из носоглотки через слуховую трубу в среднее ухо и вызвать восполение.

Наши рекомендации