Программы развития психологии.

Основные положения программы В. Вундта

Философские основы Предмет психологии Метод Закономерности функционирования и развития психики
Идеализм. Психическое и физиологическое – независимые друг от друга субстанции (психофизический параллелизм). Физиологические процессы – необходимый, но недостаточный механизм психической деятельности. Содержание психической деятельности определяется ее взаимодействием с предметным и социальным миром Сознание. Сознание – сложное психическое образование, состоящее из множества элементов (см. таблицу 13). Следовательно, задачи психологии: 1) выделить путем анализа исходные элементы сознания; 2) установить характер связи между ними; 3) найти законы этой связи. Существует два вида сознания: индивидуальное и групповое. И, следовательно, два направления в психологии: 1) индивидуальная(экспериментальная, физиологическая)психология. Ее предмет – индивидуальное сознание – непосредственный опыт субъекта, очищенный от интерпретаций, навязанных опытом; 2) психология народов. Ее предмет – высшие психические процессы – воля, мышление и история их развития Метод индивидуальной психологии – экспериментальная интроспекция – наблюдение испытуемого за собственными процессами в специально созданных условиях. Метод психологии народов – анализ продуктов человеческой культуры (языка, искусства, законов) 1) Первичные элемента опыта: ощущения и чувства. Ощущения возникают каждый раз, когда организм чувствует раздражитель и возникшие импульсы достигают мозга. Чувства возникают одновременно с ощущениями. Свойства элементов сознания: интенсивность, продолжительность, модальность. 2) Сложные психические функции образуются путем апперцепции и ассоциации простейших элементов психики. Апперцепция – особая функция сознания, которая обеспечивает психическую активность субъекта, ассоциации обеспечивают синтез элементов («атомов сознания») в единое целое. Мысли – сложное соединение ощущений. Эмоции – сложное соединение чувств. 3) Законы образования сложных психических функций: закон творческого синтеза, закон психических отношений, закон контраста и др. Развитие низших функций определяется созреванием анализаторного аппарата и мозга. Развитие высших психических функций определяется воздействиями культурной среды и обогащением опыта

Основные положения программы Ф.Брентано

Методологические основы Предмет исследований Методы исследования Закономерности функционирования и развития психики
Идеализм: Существуют физические (предмет естествознания) и психические феномены. Психическиефеномены – актысознания: законы сосуществования и последовательности психических явлений.   Внутреннее восприятие: 1.Посредством памяти, припоминая какого-либо психические состояния и сопутствующие им психич процессы. 2.Посредством воображения, т.е. представляя себе психические состояния и ведя наблюдение за сопутствующими ему психич процессами Хотя психические процессы зависят от физиологических, психические закономерности не могут быть выведены из физических законов. Специфические свойства: 1. Всякий психический феномен характеризуется интенциональностью – направленностью на объект. 2. Они воспринимаются только во внутреннем сознании, (физические феномены даны нам во внешнем сознании). Всякий психический феномен сопровождается актом сознания. 3 вида актов: Акты представления.В них предмет презентируются сознанию. Его варианты: восприятие, воображение, понятие. Играют ведущую роль: без них не возможны 2 и 3 (не о чем, судить и переживать). Акты суждения. Объект оценивается как истинный или ложный. Акты чувства – отношения к объекту.

Основные направления в психологии конца XlX – начала XX в.

Функционализм. Вильям Джемс

Методологические основы Предмет исследований Методы исследования Закономерности функционирования и развития психики
Позитивизм. Дарвинизм, Прагматизм. Психические явления и их условия, но не выявление элементов опыта, а изучение психических функций приспособления. Интроспективное наблюдение. Экспериментальный метод. Сравнительный метод. Сознание – важная жизненная функция, высоко развитых животных, живущих в сложной среде. Разум, в отличие от бессознательных, автоматических привычек, позволяет человеку сделать правильный выбор и, следовательно, приспособиться к среде. Есть нерациональные (не обеспечивающие приспособления) аспекты чел психики – страсти. Сознательные переживания – не группы элементов, а целостности. Сознание существует в форме непрерывного течения – потока.


Наши рекомендации