Врожденные и приобретенные формы поведения. Физиология условных рефлексов.
Цель занятия: Изучить основные физиологические механизмы приобретенных форм поведения, закономерности условнорефлекторной деятельности организма чеовека.
Рекомендуемая литература:
- Лекционный материал.
- Логинов А.В. Физиология с основами анатомии человека. – М, 1983. – С. 461-473.
- Алипов Н.Н. Основы медицинской физиологии. - М., 2008. – С. 380-383.
- Физиология человека / Под ред. Г.И. Косицкого. – М., 1985. - С. 480-495.
Дополнительная информация:
Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов
Безусловные рефлексы | Условные рефлексы |
Врожденные, отражают видовые особенности организма | Приобретаются в течение жизни, отражают индивидуальные особенности организма |
Относительно постоянны в течение жизни особи | Образуются, изменяются и отменяются, когда они становятся неадекватными условиям жизни особи |
Реализуются по анатомическим путям, определенным генетически | Реализуются по функционально-организующимся временным (замыкательным) связям |
Свойственны всем уровням ЦНС и осуществляются преимущественно ее низшими отделами (спинной мозг, стволовой отдел, подкорковые ядра) | Для своего образования и реализации требуют целостности коры большого мозга, особенно у высших млекопитающих животных |
Каждый рефлекс имеет свое специфическое рецептивное поле и специфические раздражители | Рефлексы могут образовываться с любого рецептивного поля на самые разнообразные раздражители |
Реагируют на действие наличного раздражителя, которого уже нельзя избежать | Приспосабливают организм к действию стимула, которое еще предстоит испытать, т.е. имеют предупредительное значение |
Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
1. Особенности врожденных форм поведения: безусловных рефлексов и инстинктов.
2. Закономерности условно-рефлекторной деятельности и роль обучения для приобретённых форм поведения:
2.1. Основные признаки условного рефлекса
2.2. Классификацию условных рефлексов
2.3. Правила образования условных рефлексов
2.4. Торможение условных рефлексов (виды, механизмы)
2.5. Нейрофизиологические механизмы образования условных рефлексов.
2.6. Понятие динамического стереотипа.
· В виде краткого конспекта в тетради практических работ изложите вопрос: «Классификация условных рефлексов».
Работа № 1.
Анализ условнорефлекторной регуляции слюноотделения у человека.
Методика работы.
Работа выполняется на добровольцах.
Для работы необходимы: стерильные марлевые салфетки, пинцет, весы, разновес, спирт, питьевая вода для полоскания рта.
Ход работы:
1) исследование слюноотделения в покое:
- Тщательно взвешивают марлевую салфетку и записывают результат.
- Взвешенную марлевую салфетку кладут испытуемому на спинку языка и предлагают закрыть рот.
- Через 1 мин салфетку извлекают из ротовой полости и вновь тщательно взвешивают.
- Испытуемому предлагают тщательно прополоскать рот питьевой водой.
- Величину слюноотделения в покое подсчитывают по разности между массой салфетки после проведения опыта и исходной массой салфетки.
- Оценивают полученный результат. В норме скорость секреции слюны в покое натощак составляет около 0,5 мл/мин.
2) исследование влияния условного раздражителя на величину слюноотделения:
1. Тщательно взвешивают новую марлевую салфетку и записывают результат.
2. Взвешенную марлевую салфетку кладут испытуемому на спинку языка и предлагают закрыть рот.
3. В течение 1 мин испытуемому красочно и эмоционально рассказывают о лимоне.
4. Через 1 мин после начала опыта салфетку извлекают из ротовой полости и вновь тщательно взвешивают.
5. Испытуемому предлагают тщательно прополоскать рот питьевой водой.
6. Величину слюноотделения в опыте подсчитывают по разности между массой салфетки после проведения опыта и исходной массой салфетки.
7. Оценивают полученный результат. В норме рассказ о лимоне индуцирует резкое усиление слюноотделения.
Рекомендации к оформлению протокола:
Результаты эксперимента занести в таблицу:
Характер воздействия | Количество слюны (в г) |
1. Базальное слюноотделение | |
2. Разговор о лимоне |
Зарисуйте схему условнорефлекторной регуляции слюноотделения в данном опыте. В выводе опишите механизмы наблюдаемого явления, проведите классификационную характеристику данного рефлекса.
Для контроля усвоения теоретического материала ответьте на следующие вопросы:
1. Что произойдет с условным слюноотделительным рефлексом у животного, если: а) провести анестезию слизистой оболочки полости рта; б) удалить передний мозг?
2. Какое основное условие опыта является общим для выработки всех 4-х видов внутреннего торможения условных рефлексов?
Занятие № 34
Тема занятия:Психофизиологические особенности личности и поведения человека.
Цель занятия: изучить типы высшей нервной деятельности человека,ознакомиться с некоторыми психофизиологическими методами исследований силы и подвижности нервных процессов; проанализировать механизмы внимания, памяти, сна, речи; исследовать межполушарную асимметрию мозга человека.
Рекомендуемая литература:
1. Лекционный материал.
2. Логинов А.В. Физиология с основами анатомии человека. – М, 1983. – С. 479-483, 484-491.
3. Алипов Н.Н. Основы медицинской физиологии. - М., 2008. – С. 366-367, 371-374, 385-388.
4. Физиология человека / Под ред. Г.И. Косицкого. – М., 1985. - С. 495 - 514.
Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
- Роль генетической детерминации свойств нервных процессов:
Типы ВНД, критерии выделения типов ВНД.
Понятие "темперамент", соответствие типов ВНД по И.П. Павлову типам темперамента по Гиппократу.
- Понятие о 1 и 2 сигнальных системах организма, особенности функциональной асимметрии коры больших полушарий. Речь, центры речи.
- Теории, биологическое значение, механизмы и центры сна. Виды сна.
· Письменно ответить на вопрос: «Типы высшей нервной деятельности человека; соответствие типов ВНД по И.П. Павлову типам темперамента по Гиппократу».
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Работа 1.