Проведение спирографии с помощью системы Biopac Student Lab.
Работа проводится в соответствии с уроком 12 «Легочные объемы и емкости» по инструкции к лабораторной установке Biopac Student Lab. Зарегистрируйте спирограмму у 2 испытуемых. В тетради практических работ зарисуйте спирограммы, покажите на спирограмме основные статические и динамические параметры системы внешнего дыхания.
Для контроля усвоения материала решите следующие задачи:
- У больного проникающее ранение грудной клетки с повреждением париетальной плевры. Какие изменения в системе внешнего дыхания наступили, почему? Тактика врача.
- Как обеспечить дыхание человека при операции, если вскрыта грудная полость?
- Через какие ткани послойно проходит кислород на своем пути от альвеолярного воздуха до эритроцитов в капиллярах легких?
- Животному внутривенно введен препарат, блокирующий действие карбо ангидразы. Какие нарушения произойдут в процессе газообмена?
- Как измениться сродство гемоглобина к кислороду и параметры внешнего дыхания при повышении температуры тела?
- Акушерка утверждает, что ребенок родился мертвым. Как можно подтвердить или опровергнуть это утверждение?
- В результате травмы спинного мозга произошло выключение грудного дыхания с сохранением диафрагмального. При какой локализации травмы это могло быть?
- Спинной мозг перерезан между 1 и 2 шейными позвонками. Что произойдет с дыханием?
Занятие № 27
Тема занятия: Общая характеристика органов системы выделения.
Анатомо-функциональная характеристика почек и мочевыводящей системы.
Цель занятия: Изучить выделительные функции почек, кожи, системы дыхания, пищеварительного тракта; изучить анатомо-физиологические особенности почек и органов мочевыводящей системы, механизмы образования и выделения мочи
Рекомендуемая литература:
1. Лекционный материал.
2. Логинов А.В. Физиология с основами анатомии человека. – М, 1983. – С. 294-312.
3. Алипов Н.Н. Основы медицинской физиологии. – М., 2008. – С. 289-314.
4. Физиология человека / Под ред. Г.И.Косицкого. – М., 1985. – С. 403-427.
Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
1. Общая характеристика системы выделения. Роль почек, системы дыхания и пищеварения, потовых и сальных желёз кожи в поддержании гомеостаза.
2. Расположение и анатомические особенности почек.
3. Функции почек.
4. Нефрон, как структурно-функциональная единица почки. Виды нефронов.
5. Строение различных отделов нефрона и их функциональная характеристика
6. Механизмы образования первичной мочи, факторы, обеспечивающие процесс фильтрации плазмы крови в капсулу Шумлянского-Боумена. Структурная и функциональная характеристика фильтрационного барьера. Количественная и качественная характеристика первичной мочи.
7. Характеристика процессов в проксимальных канальцах нефрона. Понятие об облигатной реабсорбции. Вещества, реабсорбируемые и секретируемые в проксимальных канальцах. Механизмы транспорта веществ.
8. Физиология поворотно-противоточной системы. Факторы, обеспечивающие высокое осмотическое давление в глубоких слоях мозгового вещества.
9. Характеристика процессов в дистальных канальцах нефрона. Понятие о факультативной реабсорбции.
10. Характеристика процессов в собирательных трубках. Роль вазопрессина в регуляции диуреза.
11. Физиология юкстагломерулярного аппарата почки. Компоненты ренин-ангиотензин-альдостероновой системы и их биологическое значение
12. Морфо-функциональные особенности органов мочевыделения: мочеточников, мочевого пузыря, мочеиспускательного канала.
13. Физиология выведения мочи, регуляция акта мочеиспускания.
14. Количественная и качественная характеристика мочи.
· Письменно выполните следующее задание: Нарисуйте схему нефрона, каждому отделу нефрона дайте функциональную характеристику (укажите происходящие в каждом отделе основные процессы).
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Работа № 1.
Формула определения фильтрационного давления.
Зарисуйте схему почечного тельца и обозначьте основные силы, определяющие процесс фильтрации первичной мочи. Выведите формулу фильтрационного давления. Используя усредненные показатели, подсчитайте величину фильтрационного давления в почечном тельце.
Работа № 2.