Зарисовка схем основных прессорных и депрессорных рефлексов человека.

С помощью преподавателя зарисуйте схемы депрессорного рефлекса Циона-Людвига и прессорного рефлекса Геринга. Обозначьте элементы рефлекторных дуг. Опишите физиологические эффекты, реализуемые при участии этих рефлексов. Обратите внимание на отделы вегетативной нервной системы, участвующие в реализации прессорных и депрессорных рефлексов.

Работа 2.

Аускультация тонов сердца человека в покое и при физической нагрузке.

Звуки, возникающие при работе сердца, называются тонами. В основном они создаются колебаниями створок клапанов при их закрытии. Тоны сердца яснее всего прослушиваются на местах проекции клапанов сердца на грудную клетку. Однако, близкое расположение клапанов затрудняет дифференцирование разных тонов. Для лучшего выслушивания какого-либо тона фонендоскоп переносят от места проекции этого клапана в сторону, противоположную местам проекции остальных клапанов настолько, чтобы выслушиваемый тон был слышен намного сильнее остальных.

Методика: Для работы необходимы фонендоскопы. Изучите на схеме места наилучшего прослушивания тонов. У испытуемого при помощи фонендоскопа прослушайте в указанных точках грудной клетки тоны сердца в покое и после физической нагрузки (15 приседаний за 15 с). Сравните звучность и длительность тонов сердца у испытуемого в разных состояниях.

В выводах объясните происхождение тонов, сопоставьте их с фазами сердечного цикла. Опишите возможные причины изменения тонов сердца при физической нагрузке, используя миогенные, нервные и гуморальные механизмы регуляции частоты и силы сокращения миокарда.

Для контроля усвоения темы решите следующие ситуационные задачи:

1. Очень высокий тонус симпатических нервов сердца может привести к тетаническому сокращению сердечной мышцы. Так ли это?

2. Человеку с лечебной целью ввели атропин (холинолитик). Изменится ли работа сердца в этом случае?

3. У животного стимулируется периферический конец перерезанного в шейном отделе левого блуждающего нерва. Какие эффекты проявятся в этом случае?

4. У животного фармакологически блокировали альфа-адренорецепторы. Изменится ли работа сердца при стимуляции симпатических нервов сердца?

5. В вольер с собакой, у которой произведена аутотрансплантация сердца, пустили зайца. Собака побежала за ним. Изменится ли работа сердца у этой собаки? Ответ объясните.

6. Путем охлаждения выключили пейсмекер сердца. Остановленное сердце после паузы электрически раздражается в обычном ритме. Какими будут сокращения сердца?

7. У животного при неизменной частоте сердцебиений частично пережали аорту, что привело к увеличению сопротивления в ней. Венозный приток остался неизмен-ным. Оцените силу сокращений левого жердочка.

8. При интенсивной физической деятельности ЧСС значительно увеличивается. Однако МОК при этом может уменьшиться. Объясните этот результат.

9. У больного приступ тахикардии. Под рукой нет необходимых лекарств. Как можно попытаться оборвать приступ?

10. Вызван экстракардиальный рефлекс. При этом в клетках миокарда возникла гиперполяризация. Какой эфферентный нерв действовал на сердце?

Занятие № 25

Тема занятия: Анатомия, гистология и физиология кровеносных сосудов. Регуляция тонуса сосудов.

Цель занятия: Изучить морфологические и функциональные особенности кровеносных сосудов в малом и большом кругах кровообращения, основные законы гемодинамики. Познакомиться с общими клинико-физиологическими методами их исследования, видами и механизмами регуляции сосудистого тонуса. Провести анализ изменений характеристик пульса, показателей артериального давления в покое и после физической нагрузки.

Рекомендуемая литература:

1. Лекционный материал.

2. Логинов А.В. Физиология с основами анатомии человека. – М, 1983. – С. 164-192.

3. Алипов Н.Н. Основы медицинской физиологии. – М., 2008. – С. 266-288.

3. Физиология человека / Под ред. Г.И.Косицкого. – М., 1985. – С. 267-286.

Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

1. Анатомическая и функциональная классификация кровеносных сосудов, особенности строения стенки артерии, вены, капилляра. Физиологическая роль сосудов амортизирующего типа, резистивных, обменных, шунтирующих и емкостных сосудов.

2. Основное уравнение гемодинамики, формулу Пуазейля.

3. Характеристика механизмов регуляции тонуса кровеносных сосудов.

3.1. Роль сосудодвигательного центра, его расположение и функции.

3.2. Особенности вегетативной иннервации кровеносных сосудов и нервных механизмов регуляции их тонуса.

3.3. Гуморальные механизмы регуляции тонуса сосудов.

3.4. Периферические миогенные механизмы саморегуляции просвета кровеносных сосудов.

4. Гидродинамические закономерности движения крови по сосудам.

5. Принципы прямого и косвенного измерения артериального давления. Характеристику понятий систолического, диастолического, среднего артериального и пульсового давления.

6. Понятие артериального пульса. Принципы определения характеристик артериального пульса: частоты, ритмичности, наполнения и напряжения.

7. Строение и функции системы микроциркуляции, особенности регуляции кровотока в капиллярах. Механизмы транскапиллярного обмена веществ между кровью и межклеточной жидкостью. Роль лимфатической системы.

8. Диагностическое значение определения величины артериального давления и пульса для оценки состояния системы кровообращения.

· Письменно выполните следующие задания:

1) Охарактеризуйте общий план строения стенки кровеносного сосуда.

2) Зарисуйте схему эфферентной вегетативной иннервации кровеносного сосуда, да­йте функциональную характеристику медиаторов.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Работа 1.

Наши рекомендации