Физиологическое обоснование двигательных и оздоровительных систем. Методы оценки уровня здоровья и физической работоспособности.
Выделяют: большое количество двигательных систем: аэробика, шейпинг, стретчинг, гимнастика ритмическая, пластическая, армрестлинг, у-шу, различные ступени йоги и При выборе оздоровительной системы, необходима группировка ФУ по параметрам, кот-ые имеют значение при оздоровительном применении.
ФУ в оздоровительных целях бывают:1. в физическое воспитании детей, подростков, юношей - происходит роста и развития организма, основывающихся на преобладании синтеза белковых веществ над их распадом. 2. при низкий уровне развития какой-либо функции, следует осторожное применение умеренно-стрессорных ФУ специальной направленности.
ФУобладает антистрессорной направленности и их значимость нарастает с увеличением возраста. Оздоровительных ФУ -это способ вегетативного обеспечения. По этому признаку ФУ разделяются на группы; энергетические и информационные. Энергетические (например, бег) отличаются большими энерготратами, большим напряжением систем доставки и утилизации кислорода (кровоснабжение, внешнее дыхание, окислительные процессы в тканях и т.д.) Применение энергетических ФУ развивает функции систем, повышает их надежность, расширяет функциональные резервы.
Информационные ФУ требуют срочной и полной мобилизации резервов мышечной силы, быстроты, механизмов управления движениями. Осуществляется это посредством реакции активации, в которой участвуют ретикулярная формация и симпатоадреналовая система.
Основной принцип, которого придерживаются при нормировании оздоровительных ФУ состоит, в том, что по общей нагрузочности они должны быть или адекватными, или умеренно стрессорными, или умеренно антистрессорными. Количественная характеристика нагрузочности зависит от возраста и пола. Можно в качестве среднестатистического принять оптимальный объем ФУ 6-8 часов в неделю, или, соответственно, 500-700 ккал в сутки. Для женщин нагрузочность должна быть меньше (на 20-30%), чем у мужчин.
Принимая во внимание наличие региональных, групповых и индивидуальных различий адаптации к ФУ, их нагрузочность должна подбираться индивидуально с использованием биологической обратной связи в виде, как субъективных критериев, так и получаемых с помощью объективных физиологических методов контроля.
Оценка уровня здоровьяопределяется системой КОНТРЭКС-3–балльная диагностика измеряются качества: масса, ЧСС, выполняются приседания за 1 мин., Общая выносливость- (аэробная производительность) выполняются упражнения на В ежедневно не менее 15 мин. При ЧСС 170уд. В мин. Гибкость- наклон вперед. Каждый 1 см. -1балл. Быстрота- (рука вверху отпускание линейки ловля) Динамическая сила- мах. Высота прыжка вверх. Скоростная В - мах частота поднимание прямых ног на 90˚ в положение лежа на спине за 20 сек. Скоростно-силовая В - мах частота сгибание рук в упоре за 30 сек.
17. Классификация возрастных периодов, индивидуальные особенности ФР и полового созревания. Методы их определения и учёт ФВ. Физиологические основы спортивного отбора.
Под развитием понимают 3 основных процесса: 1)рост2) дифференцирование органов и тканей; 3) формообразование,т.е. качественные изменения. Возрастные периоды, т. е. отрезки времени онтогенеза, каждый из которых характеризуется своими специфическими особенностями организма — функциональными, биохимическими,
С учетом количественных и качественных изменений в организме различают следующиевозрастные периоды: l0 дней — новорожденный; 10дней-1 год — грудной возраст; 1-3 года — раннее детство; 4-7 лет — первое детство, 8-12 лет — мальчики и 8-11 лет — девочки— второе детство; 13-16лет —мальчики и 12-15 лет—девочки — подростки; 17-21 год — юноши и 16-20 лет — девушки — юношеский; 22-35 лет — первый зрелый; 35-60 лет — мужчины и 35-55 лет—женщины — второй зрелый; 60-74 года — пожилой; 75-90 лет — старческий; 90 лети более—долгожители.
В связи со школьным обучением выделяют дошкольный возраст до 6-7 лет, младший школьный (до 9-10 лет), средний (до 13-14 лет) и старший школьный возраст (до 16-17 лет, а в связи с продлением до 12-летнего срока обучения в школе — до 18-19 лет).
период полового созреваниявыделяя препубертатный период (11-13 лет), 1 фазу пубертата —мальчики 13-15 лет и девочки 11-13 лет, 2фазу пубертата—мальчики 15-17 лети девочки 13-15 лет. В этот период происходит существенная гормональная перестройка в организме, развитие вторичных половых признаков, заметное ухудшение условно-рефлекторной деятельности, двигательных навыков, увеличиваются вегетативные изменения при нагрузках, возрастает утомление, затрудняется речь, отмечается неуравновешенность эмоциональных реакций и поведения.
СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫПереход от одного возрастного периода к другому является переломным этапом развития, когда организм переходит от одного качественного состояния в другое. Скачкообразные моменты развития целого организма, отдельных его органов и тканей называются критическими. Критические периодыпереключают организм на новый уровень онтогенеза, создают морфофункциональную основу существования организма в новых условиях жизнедеятельности, а сенситивные периодыприспосабливают функционирование организма к этим условиям (оптимизируются перестроечные процессы в различных органах и системах организма, налаживается согласование деятельности различных функциональных систем, обеспечивается адаптация к физическим и умственным нагрузкам на этом новом уровне существования организма и т. п.). сенситивные периоды Сенситивные периоды для развития различных физических качеств проявляются гетерохронно, развития различных проявлений качества быстроты приходится на 11-14 лет (максимальный уровень достигается к 15-летнему возрасту).
Для человека наиболее важным является сенситивный период формирования речи (и соответствующих областей мозга) — до 2-3-х лет жизни.
спортивной ориентации изучаются врожденные особенности человека и подбираются адекватные для него физические упражнения или вид спорта. В ходе спортивного отбора определяются модельные характеристики соревновательной деятельности ведущих спортсменов и специфические для данного вида спорта спортивно-важные качества, а затем производится поиски подбор людей с соответствующими врожденными и развившимися в процессе жизнедеятельности морфофункциональными особенностями.
генетические и морфофункциональные методы, которые позволяют описать не только врожденные особенности, т. е. задатки человека, но и развитые в течение жизни комплексы его индивидуальных особенностей, определяющих его способности. Спортивный отбор представляет собой многоступенчатый процесс с изменяющимися требованиями к организму человека в ходе многолетней тренировки.
Наследственность заключается в способности живых организмов передавать свои признаки следующим поколениям. В противоположность этому, изменчивость связана со способностью изменения наследственных задатков и их проявлений в процессе развития организмов.
Совокупность всех наследственных задатков называется генотипом, а совокупность всех признаков организма — фенотипом. Фенотип зависит от возможности врожденных задатков проявиться в определенных условиях жизни. Таким образом, основные черты организма определяются как унаследованными свойствами, так и влияниями различных факторов среды (питания, климато-географических и экологических условий, социальной среды, особенностей воспитания и пр.). Иными словами, фенотип есть генотип плюс средовые влияния.