Сравнительная диаграмма сформированности знаний дошкольников о многообразии растений, констатирующий и контрольный эксперименты

(кол-во детей в %)

Сравнительная диаграмма сформированности знаний дошкольников о многообразии растений, констатирующий и контрольный эксперименты - student2.ru

По результатам контрольного эксперимента знания о многообразии растений четверых детей (40%) можно отнести к среднему уровню, остальных шести (60%) – к высокому. Низкий уровень знаний после проведения формирующего эксперимента детьми не показан. Сравнив показатели диаграмм, представленных на рисунках 1 и 2, а также рисунок 3 и полученные цифровые показатели (таблицы 1,2 и 3,4), можно сделать вывод о том, что у нас существенно повысился уровень знаний о многообразии растений как результате их взаимодействия с окружающей средой.

Только у одного ребенка (Егора Андреева) знания о комнатных растениях и способах ухода за ними остались на низком уровне. У 30% детей знания соответствуют среднему уровню, т.е. у них сформирован довольно большой объем знаний о видах комнатных растений, о приемах по уходу за растениями, о происхождении растений. Недостатком знаний этих детей можно назвать то, что они затрудняются использовать эти знания практически, не все дети по строению растения могут определить их происхождение.

Существенно расширилась группа с высоким уровнем знаний (70%), теперь эти дети свободно ориентируются в таких понятиях как гидрофиты, мезофиты, ксерофиты, светолюбивые, тенелюбивые, теневыносливые растения. Дети могут проследить связь между строением, характерным для данного растения и его происхождением. Дошкольники научились подразделять растения на три группы: растения влажных тропических лесов, растения субтропиков и растения пустынь. Исходя из полученных знаний, дети могут правильно оценить, в каких условиях нуждается то или иное растение, подобрать способы ухода за ним. Т.е. можно сказать, что дошкольники владеют предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливают под руководством педагога и самостоятельно частные и общие связи.

В лучшую сторону изменились трудовые навыки дошкольников: дети овладели правильными действиями и операциями с предметами ухода и оборудованием. Дети с удовольствием дежурят в уголке приро­ды, им нравится ухаживать за растениями и видеть результаты своего труда.

Улучшились результаты и по другим темам. Повысился уровень знаний по теме «Деревья и кустарники» - 30% детей показали средний уровень знаний и 70% - высокий. От простого нахождения растений по названию дети перешли до полного описания деревьев и кустарников, их подбора по принадлежности к определенному виду (например, лиственные, хвойные) и выделения растения из группы других на основе характерных внешних признаков.

Заметен рост знаний детей по результатам бесед с родителями. По уровню знаний тем «Грибы и ягоды» и «Цветы сада и цветы леса» половина детей отнесены к среднему уровню и вторая половина - к высокому. Однако необходимо отметить у некоторых детей недостаточный рост знаний о цветах леса и ягодах. Были замечены затруднения при отнесении ягод к разряду лесных и садовых, в группировке цветов по месту произрастания: полевые, садовые, лесные.

Это говорит о необходимости дальнейшей работы с детьми в весенне-летний период. Особую роль в этой работе должны взять на себя родители, так как именно наблюдения за растениями в лесу, парке, труд в природе на приусадебном участке, беседы с взрослыми об окружающем растительном мире помогут сформировать недостающие у детей знания о многообразии растений.

ВЫВОД

Результаты эксперимента показали, что наибольший интерес в процессе формирования знаний о многообразии растений как результате их взаимодействия с окружающей средой вызвали такие занятия, на которых использовались различные дидактические игры, наблюдения за природой с выполнением практических опытов и исследований. В ходе этих занятий дети научились не только наблюдать за происходящими природными явлениями, но и анализировать их, устанавливать взаимосвязи между объектами природы. Характерной чертой этих занятий стал непосредственный контакт ребенка с объектами природы, осмысление увиденного в процессе обсуждения.

Особенно детям понравилось занятие с участием доктора Айболита, где они получили знания и навыки по уходу за больными растениями. В ходе занятия дети еще раз смогли убедиться, что растения являются живыми организмами и они, как и человек могут заболеть от неправильного питания или различных микробов (микроорганизмов).

В целом можно отметить положительный результат эксперимента, выразившийся не только в росте объема представлений у дошкольников о многообразии растений как результате их взаимодействия с окружающей средой, расширению общих представлений о процессах развития и становления растительного мира, но и в пробуждении интереса к окружающей природе, осознанию связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, воспитанию любви к Родине.

Однако наряду с положительными результатами эксперимента отмечен недостаточный рост знаний о приспособленности растений к окружающему миру. Что означает, что у детей не в полной мере развита системность экологических знаний. Многие дети затрудняются в выявлении взаимосвязи между происхождением растения и способах ухода за ним.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наши рекомендации