Механизмы регуляции экспрессии генов при обучении и развитии.

Схема двухфазной регуляции экспрессии генов в клетке

Внеклеточные стимулы (гормоны, факторы роста, нейромедиаторы) через посредство вторичных мессенджеров вызывают активацию транскрипции "непосредственных ранних генов", в частности генов из семейств fos и jun. Синтезирующиеся при этом белки Fos и Jun быстро транспортируются в ядро, где образовывают гетеро- и гомодимерные комплексы. Эти комплексы обладают специфической ДНК-связывающей активностью и способны изменять транскрипцию многих других генов - "поздних" генов

Механизмы регуляции экспрессии генов при обучении и развитии. - student2.ru Сигнал – выделение глутамата в синапсах – активация вторичных мессенджеров (цАМФ и Са2+) – активация определенных протеинкиназ – фосфорилирование определенных (сигнальных, регуляторных) белков – активация определенных участков ДНК генома ядра клетки – синтез рецепторных белков и гликопротеинов (белок+ остатки сахаров, напр., глюкозы) для увеличения площади пре- и постсинаптической мембраны.

Через 12-24 ч. после обучения в соответствующих “локусах П” гиперстриатума цыплят число шипиков увеличилось на 60%, увеличилось также число синапсов и постсинаптических утолщения (результат формирования ДП, обучения).

Общность молекулярного каскада долговременной регуляции экспрессии генов при обучении и развитии.

Новые экстраклеточные сигналы в развитии ведут к экспрессии генов, обеспечивающих клеточную дифференцировку и консолидацию функциональных систем.

Новые комбинации экстраклеточных сигналов при обучении вызывают реэкспрессию генов, бывших активными в развитии. Это приводит к модификации функциональных систем и консолидации долговременной памяти .

Определения и феноменология эмоций.

Эмоция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям.

Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственных субъективных переживаний (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций.

«Эмоция – физиологическое отклонение от гомеостаза, которое субъективно переживается в форме сильных чувств (любви – ненависти, желания, страха) и обнаруживается в нервно-мышечных, сердечно-сосудистых, гормональных и других телесных изменениях, подготавливающих организм к внешним действиям, которые могут быть совершены или не совершены».

Эмоция – то сложный психический феномен, в котором можно выделить следующие аспекты:

– Центральные мозговые и нейрохимические механизмы эмоций,

– Субъективно переживаемое или осознаваемое чувство (состояние) - феноменология

– Висцеральные процессы, сопровождающие эмоции

– Выразительные характеристики эмоций:

– Мимика, интонация, жесты, позы.

Выделяют:

– Эмоциональные состояния человека: эмоции, чувства, аффекты.

– Эмоциональные черты личности: особенности темперамента и характера.

Собственно эмоции делятся на два класса:

– врожденные (или фундаментальные, базисные); Различные авторы по – разному составляют список базисных эмоций, но есть ряд эмоциональных наименований, которые большинство исследователей относят к базисным эмоциям – счастье, гнев, страх, отвращение, удивление, печаль). Перечень этих эмоций несколько различается от автора к автору, но если от лингвистического метода составления списка базисных эмоций перейти к математическому методу и представить «содержимое» этого списка в виде геометрического пространства, то можно увидеть, что все авторы, в сущности, говорят об одной и той же структуре эмоций.

– приобретенные в индивидуальном, социальном или культурном опыте;

Характеристики эмоций:

1) Эмоциональная оппонентность – полярность между некоторыми парами эмоций (радость и печаль, гнев и страх, часто рассматриваются как противоположности). Другие возможные полярные эмоции – удивление и отвращение, стыд и презрение» (К.Изард, 1980).

2) Интенсивность эмоций – градиентная связь между отдельными эмоциями. Например, градиент звуковой стимуляции, вызывающий интерес, страх и ужас у ребенка, упорядочен по величине. При этом интенсивность стимула, необходимого для вызова «интереса», наименьшая, а для вызова эмоции «ужаса» – наибольшая.

Функции эмоций:

1) отражательная (оценочная); выражается в обобщенной оценке событий. Эмоции отхватывают весь организм и тем самым производят почти мгновенную обобщение всех видов деятельности, которые им выполняются. Это позволяет определить полезность или вредность действующих на человека факторов и реагировать прежде, чем будет определена локализация вредного воздействия.

2) побуждающая; в естественных условиях деятельность человека и поведение животных определяются многими потребностями разного уровня. Их взаимодействие выражается в конкуренции мотивов, которые проявляют себя в эмоциональных переживаниях. Оценки через эмоциональные переживания обладают побуждающей силой и могут определять выбор поведения.

3) подкрепляющая; известно, что эмоции принимают самое непосредственное участие в процессах обучения и памяти. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти.

4) переключательная; особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Так, в экстремальных условиях может возникнуть борьба между инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме, Эмоция отражает конфликт между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побуждений и от личностных установок человека.

5) коммуникативная; мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации – являются «языком человеческих чувств», средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций.

Наши рекомендации