Е практическое занятие по теме физиология кровообращения. Микроциркуляция, лимфообращение, регионарное кровообращение.
Ответьте на вопросы по теме занятия:
1. Что такое микроциркуляция, тканевая микросистема, звенья и пути микроциркуляции?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Функции капилляров? Факторы, влияющие на кровоток в них?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Силы, обеспечивающие фильтрацию и реабсорбцию в капиллярах (модель Старлинга)?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Особенности мозгового кровообращения:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Особенности коронарного кровообращения:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. В какой момент сердечного цикла наибольший кровоток в коронарах?
_____________________________________________________________________________
7. Особенности лёгочного кровообращения:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Особенности печёночного кровообращения?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. На чём основан метод Фика определения минутного объёма кровотока?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Что такое плетизмография?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Что характеризует анакрота?_________________________________________________
12. Что характеризует катакрота?________________________________________________
13. Что характеризует дикротический зубец? ______________________________________
Практическая работа на комплексе BIOPAC.
ЭКГ И ПУЛЬС.
Периферический пульс и плетизмография.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
1) Пронаблюдать и зарегистрировать изменения в периферических объёмах и давлении крови при различных экспериментальных и физиологических условиях.
2) Определить среднюю скорость распространения пульсовой волны, проходящей от сердца к пальцу.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: Компьютеризированный комплекс для лабораторных электрофизиологических исследований BIOPAC, наборы электродов для ЭКГ, датчик пульс-плетизмограф, электродный гель и липкие фиксаторы, очищающее (спиртосодержащее) средство для кожи, пластиковая ёмкость с водой.
ХОД РАБОТЫ: смотри пособие для практических занятий
Закрепите датчик пульс-плетизмограф у основания последней фаланги указательного пальца на правой руке, где уже закреплены электроды для ЭКГ. |
ЗАПОЛНИТЕ ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗМЕРЕНИЙ
Дата: Имя испытуемого -
Возраст- Рост - Вес - Пол: Муж. / Жен.
условие | измерение | Цикл 1 | Цикл 2 | Цикл 3 | средняя |
Сегмент 1 Руки расслаблены | Интервал R-R (ΔТ) | ||||
ЧСС (BPM) | |||||
Межимпульс. интервал (ΔТ) | |||||
Частота пульса (BPM) | |||||
Сегмент 2 Температурные изменения | Интервал R-R (ΔТ) | ||||
ЧСС (BPM) | |||||
Межимпульс. интервал (ΔТ) | |||||
Частота пульса (BPM) | |||||
Сегмент 3 Рука поднята | Интервал R-R (ΔТ) | ||||
ЧСС (BPM) | |||||
Межимпульс. интервал (ΔТ) | |||||
Частота пульса (BPM) |
измерение | Сегмент 1 | Сегмент 2 | Сегмент 3 |
Амплитуда QRS (CH1 p-p) | |||
Амплитуда пульса (мВ; CH 40 p-p) |
Вычисление скорости пульсовой волны:
Расстояние между грудиной и плечом испытуемого? _____________________________см
Расстояние между плечом и кончиком пальца? __________________________________см
Общее расстояние? _________________________________________________________см
Данные Сегмента 1:
Время между R-зубцом и пиком импульса?_____________________________________сек
Скорость________________________________________________________________см/сек
Данные Сегмента 3:
Время между R-зубцом и пиком импульса?_____________________________________сек
Скорость________________________________________________________________см/сек
Вопросы:
1. Одинаковы ли величины ЧСС и частоты пульса при разных условиях?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Насколько изменялась амплитуда комплекса QRS при разных условиях?
Температурные изменения – Рука расслаблена? _______________мВ
Рука поднята – Рука расслаблена? __________________________мВ
3. Насколько изменялась амплитуда импульсов при разных положениях руки?
Температурные изменения – Рука расслаблена? _______________мВ
Рука поднята – Рука расслаблена? __________________________мВ
4. Менялась ли амплитуда комплекса QRS с изменением амплитуды пульса?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАНИЯ И ОСНОВНОЙ ОБМЕН
Е практическое занятие по физиологии дыхания.
Механизмы внешнего дыхания.
Ответьте на вопросы:
1) Какие мышцы участвуют в осуществлении спокойного и форсированного вдоха? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Какие мышцы участвуют в осуществлении спокойного и форсированного выдоха?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Как меняется аэродинамическое сопротивление в воздухоносных путях во время вдоха
и выдоха?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4) Как изменится внутриплевральное давление при спокойном и форсированном вдохе и выдохе?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5) Заполните таблицу.
РО2 и РСО2 в альвеолах и напряжение этих газов в крови, мм.рт.ст | Состав атмосферного воздуха и газовой смеси легких | |||||
газ | Венозная кровь, поступаю-щая в легкие | Альвеоляр-ная смесь газов | Капилляр-ная кровь в легких | Атмосфер-ный воздух | Выдыхае-мая смесь газов | Альвеоляр-ная смесь газов |
О2 | ||||||
СО2 |
6) Эйпноэ – __________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
7) Нормовентиляция – __________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
8) Гипервентиляция – __________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
9) Гиповентиляция – ___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Практические работы.
Опыт с задержкой дыхания.
ЦЕЛЬ: выяснить роль гипервентиляции и мышечной нагрузки на длительность задержки дыхания.
Ход работы: Смотри пособие для практических занятий.
ЗАПОЛНИТЕ ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗМЕРЕНИЙ
Время задержки дыхания, с | |
В покое | |
После гипервентиляции | |
После 20-ти приседаний |
Сделайте вывод:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа на комплексе BIOPAC №2. Респираторный цикл(Частота, относительная глубина и регуляция дыхания)
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
Зарегистрировать вентиляцию и температурные изменения потока воздуха при различных паттернах дыхания.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: Компьютеризированный комплекс для лабораторных электрофизиологических исследований BIOPAC, датчик дыхательного усилия, датчик температуры, односторонняя медицинская клейкая лента.
ХОД РАБОТЫ: см. руководство для практических занятий.
ЗАПОЛНИТЕ ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗМЕРЕНИЙ
Дата:
Имя испытуемого - Возраст-
Рост - Вес - Пол: Муж. / Жен.
Эйпноэ (Нормальное дыхание)
Показатель | Цикл 1 | Цикл 2 | Цикл 3 | Средняя |
Продолжительность вдоха (ΔТ) | ||||
Продолжительность выдоха (ΔТ) | ||||
Общая продолжительность (ΔТ) | ||||
Частота дыхания (ВРМ) |
Сравнение интенсивности вентиляции.
ΔТ – продолжительность цикла, ВРМ – частота дыхания.
Гипервентиляция | Гиповентиляция | Кашель | Чтение вслух | |||||
Измерение | ΔТ | ВРМ | ΔТ | ВРМ | ΔТ | ВРМ | ΔТ | ВРМ |
Цикл 1 | ||||||||
Цикл 2 | ||||||||
Цикл 3 | ||||||||
Средняя |
Сравнительная глубина дыхания.
р-р [CH 40]
Глубина | Цикл 1 | Цикл 2 | Цикл 3 | Средняя |
Эйпноэ | ||||
Гипервентиляция | ||||
Гиповентиляция | ||||
Кашель |
Связь глубины дыхания и перепада температур.
Измерение | Эйпноэ | Гипер-вентиляция | Гипо- вентиляция |
Наибольший перепад температур (СН 2 р-р) | |||
ΔТ между max вдохом и наибольшим перепадом температур |
Ответьте на вопросы:
1. Во время эйпноэ испытуемый вдыхал сразу после выдоха или была пауза?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какие различия существуют в сравнительной глубине дыхания в разных сегментах регистрации?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Почему во время дыхательного цикла меняется температура?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________