Принцип индивидуализации обучения.
Этот принцип связан с тем, что каждый человек в связи с особенностями своего генотипа обладает соответствующим ему фенотипом, связанным с физиологическими и анатомо-морфологическими особенностями - различной обучаемостью, разными физическими качествами. Особенно следует учитывать различия темпов развития организма, соотношением у индивидуума более и менее жестко обусловленных качеств, степень их взаимодействия в процессе двигательной деятельности, что связано с ранее приобретенными двигательными навыками. Организм, как сложная система может добиваться результата целенаправленной деятельности разными путями. Поэтому, выявляя индивидуально слабые места подготовленности можно повышать подготовку спортсмена за счет их «подтягивания» или же за счет компенсации другими, достаточно хорошо выраженными у данного индивидуума. При этом нужно помнить о различной «норме реакции», о разной способности к повышению функции того или иного органа или системы, о неодинаковом значении показателей функционирования системы на разных этапах повышения спортивного мастерства (С.Н.Кучкин, 1986).
3.Физиологические показатели тренированности в покое и при мышечной работе (стандартного и
предельного характера)
Также непросто, как и понятие тренированности, определяется и вопрос о показателях тренированности. Собственно, строго говоря, единственным показателем тренированности может быть лишь спортивный результат. Но в таком случае мы сталкиваемся с невозможностью коррекции тренировочного процесса, с определением его стратегии и тактики и с целым рядом других затруднений. Именно поэтому мы должны, каким либо образом, с большей или меньшей степенью приближения судить о тренированности спортсмена, причем желательно по каким-либо объективным критериям.
Необходимо рассматривать вопрос о возможности суждений о степени тренированности по физиологическим показателям. Определять их можно в разных условиях – в покое и при различных физических нагрузках.
Наиболее просто решается вопрос о показателях, определяемых в состоянии покоя. Положительной стороной такого определения является максимальная возможность для регистрации практически любого показателя. Но следует сразу оговорить то, что для большей их части в покое возможны или небольшие изменения, или они отсутствуют вообще. При достижении определенного уровня, далее целый ряд физиологических показателей практически вообще не меняется, имеются лишь небольшие их колебания.
Считают, что определение уровня тренированности по показателям, определенным в покое, может проводиться лишь до определенного уровня (II – I разряд) и в определенных видах деятельности. После достижения такой тренированности, например, в видах на выносливость, своего предела достигают величины ЧСС, показателей внешнего дыхания и т.д. Такие определения показателей тренированности часто применяют при массовых обследованиях, при определении возрастных, связанных с полом, видом спорта и др.
Тем не менее, эти показатели, достигнувшие пределов своего совершенствования, подвержены определенным изменениям. Очень часто, при длительном ведении дневников по самым незначительным колебаниям, например ЧСС, спортсмены могут индивидуально определять направление изменений своей формы. Польза от таких наблюдений несомненна, но также очевидна и их ограниченность.
Следующая возможность – определение физиологических показателей при физических нагрузках. Очевидная сложность – проблемы регистрации. В настоящее время, при наличии современной аппаратуры, эта сложность является в значительной степени преодоленной. Но, кроме этого, требуется учитывать сам характер нагрузки – степень ее адекватности, величину (абсолютную и относительную) и ряд других проблем. В связи с этим применяют нагрузки стандартные (все их условия - длительность, мощность, характер и др. жестко определены заранее для любого контингента; как правило, это нагрузки выполнимые любым здоровым человеком) и предельные (максимальные для данного спортсмена, с обязательным учетом развиваемой абсолютной и относительной мощности). Для таких нагрузок также важно, насколько они близки по структуре движения к основной деятельности спортсмена.
При выполнении стандартных нагрузок, как правило, выявляются направленность и уровень экономизации функций. При высокой тренированности организм реагирует на нагрузку в большей степени развертыванием мощностных характеристик (рост минутного объема крови за счет систолического выброса, минутного объема дыхания – за счет глубины дыхания), тогда как нетренированный человек – более или менее полным развертыванием функций (минутный объем крови в большей степени за счет ЧСС при относительно малом увеличении систолического выброса, минутный объем дыхания – в первую очередь за счет частоты и в меньшей степени за сет глубины дыхания и т.д.).
При выполнении предельных нагрузок тренированный организм отвечает развертыванием физиологических показателей в большей степени, чем нетренированный, при существенно большей степени мощности (абсолютной и в особенности относительной). До настоящего времени в какой-то степени остается дискуссионным вопрос – при каких нагрузках организм спортсмена показывает наибольшие значения ряда физиологических показателей (МПК, МОК и т.д.). Ряд исследователей считает, что при нагрузках, по структуре наиболее близких к основному виду двигательной деятельности, срабатывают механизмы экономизации, поэтому получаемые величины меньше, чем при совершенно не связанных со спортивной специализацией.
4.Механизм и причины возникновения, формы
проявления и способы предупреждения
состояния перетренированности
В процессе тренировочной и соревновательной деятельности организм спортсмена неизбежно и постоянно испытывает состояние утомления – как физического, так и нервно-психического. При ошибках в построении тренировочного процесса самого разного характера (отсутствие постепенности в повышении объемов и интенсивности нагрузок, неадекватность нагрузок функциональному состоянию, недостаточность или неэффективность отдыха) утомление может кумулироваться, после чего начинается прогрессирующее развитие переутомления. Происходит падение специальной и общей работоспособности. Это состояние отлично от перенапряжения, возникающего, как правило, после однократной высокоинтенсивной нагрузки. Оно затрагивает как мышечный аппарат (повышение мышечного тонуса покоя и снижение его при напряжении, в ряде случаев резкое падение мышечного тонуса покоя), так и ЦНС. При этом может нарушаться регуляция вегетативных функций. Первыми начинают развиваться нарушения сна, аппетита, снижается активность, повышается раздражительность, развивается вялость и т.д. Чаще всего первоначальные изменения в состоянии организма, связанные с перетренированностью, определяются изменениями со стороны ЦНС. Далее при отсутствии специальных реабилитационных мероприятий начинаются функциональные изменения ССС, дыхательной системы, происходит резкое снижение спортивной работоспособности. Понижается активность иммунных процессов, число лейкоцитов, Ухудшается ход обменных процессов – окислительное фосфорилирование, ресинтез АТФ, снижается гликоген и т.д. Конкретные направления функциональных изменений связаны с индивидуальными особенностями организма, они определяются высокой или низкой устойчивостью определенных систем организма к стрессирующим воздействиям.
В первую очередь профилактика перетренированности заключается в постоянном контроле за функциональным состоянием спортсмена как по его субъективном ощущениям (сон, аппетит, желание тренироваться, активность и т.д.), так и по объективным показателям (ССС, дыхание, белковый обмен и т.д.). Кроме этого, естественно, профилактика связана с правильным режимом работы и отдыха, использованием всего комплекса восстановительных процедур (активный отдых, сауна и т.д.). При возникновении состояния перетренированности тренер должен консультироваться с врачом, необходимо снижение нагрузки (объема и интенсивности), создание положительного эмоционального фона или же временно прекратить тренировки.