Методы исследования в спортивной физиологии
Многие достижения в области физиологии физических нагрузок обусловлены совершенствованием методик. Методы исследования, используемые в спортивной физиологии для получения количественной характеристики тех или иных физических упражнений, те же самые, что и в физиологии общей. Однако есть некоторые особенности:
1. Во-первых, чаще всего (как правило) используется целый ряд методик, одновременно целый комплекс, с тем, чтобы получить полную информацию об изменениях деятельности организма.
2. Во-вторых, в большинстве случаев эти методы используются при выполнении физических нагрузок как в лабораторных (стационарных) условиях, так и в естественных условиях спортивной деятельности (сама тренировка – долговременный естественный биолого-педагогический эксперимент).
В настоящее время для получения информации о состоянии организма в процессе спортивной тренировки широкое распространение получили устройства телеметрической (на расстоянии при помощи радио) регистрации тех или иных физиологических показателей, или их комплекса (ЧСС, частота дыхания и др.).
Создание электронных анализаторов для измерения дыхательной смеси значительно облегчило и сделало более эффективным изучение энергетического метаболизма. Эта методика, применяемая для контроля ЧСС и температуры тела во время физической нагрузки, были разработаны в результате программы космических исследований в СССР и США. С помощью таких анализаторов в настоящее время получают данные о потреблении кислорода и выделении углекислого газа непосредственно в процессе мышечной деятельности (в процессе выполнения ее на различных тренажерах, велоэргометрах и т.д.).
Большинство исследований в области физиологии физических нагрузок направлено на изучение их влияния на весь организм. В подавляющем большинстве исследований измеряют такие переменные величины, как параметры дыхания и потребление кислорода, электрокардиограмму, частоту сердечных сокращений и другие показатели сердечной деятельности, температуру тела и интенсивность потоотделения. В настоящее время существенный прогресс в исследованиях достигнут благодаря внедрению компьютерных технологий, микропроцессорных устройств. Это позволяет не только получать информацию, но и обрабатывать ее, получая более обобщенные сведения, новые данные о состоянии механизмов происходящих изменений и т.д.
КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ
УПРАЖНЕНИЙ И ВИДОВ СПОРТА
С точки зрения физиологии совокупность непрерывно связанных друг с другом двигательных действий, направленных на достижение определенной цели (решение двигательной задачи), является упражнением. В спортивном соревновательном упражнении совокупность двигательных действий направлена на достижение максимально возможного спортивного результата.
Для любой науки на определенном этапе ее развития требуется систематизация накопленных знаний, приведение в единую систему основных закономерностей и пр. Огромное число спортивных упражнений, возникающие при этом сложности не только в изучении, но и в понимании их общих черт. Все это вместе взятое обусловливает необходимость классификации физических упражнений и видов спорта.
Физиологическая классификация объединяет в группы физические упражнения со сходными функциональными характеристиками. С одной стороны, это такие упражнения, для успешного выполнения которых могут быть использованы в определенной степени сходные режимы, средства и методы физического воспитания (спортивной тренировки). С другой стороны, в одну группу объединяются физические упражнения, которые могут быть использованы в системе физического воспитания (спортивной тренировки) для повышения функциональных возможностей одних и тех же физиологических органов, систем и механизмов, а, следовательно, одного и того же двигательного (физического) качества.
Классификация физических упражнении в любом виде спорта играет существенную роль в определении объективности получаемой организмом спортсмена нагрузки по объему и интенсивности в ходе тренировочного процесса.
Физиологическая классификация объединяет в группы физические упражнения со сходными функциональными характеристиками. При этом упражнения могут быть классифицированы по самым разным признакам или по их совокупности. Если классификации производятся по одному какому-либо признаку, то они называются АНАЛИТИЧЕСКИМИ (табл.1), а если по комплексу признаков - СИНТЕТИЧЕСКИМИ.
В.С.Фарфель предложил все упражнения делить на ПОЗЫ и ДВИЖЕНИЯ. К позам мы вернемся несколько позже. Движения же по В.С.Фарфелю делятся на СТЕРЕОТИПНЫЕ (СТАНДАРТНЫЕ) и СИТУАЦИОННЫЕ (НЕСТАНДАРТНЫЕ).
Таблица 1
Аналитические классификации
КЛАССИФИКАЦИЯ | ГРУППЫ УПРАЖНЕНИЙ |
1. БИОМЕХАНИЧЕСКАЯ | 1. Циклические 2. Ациклические 3. Смешанные |
2. По характеру РЕАГИРОВАНИЯ | 1. Стандартные 2. Ситуационные |
3. По развитию ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ | 1. Силовые 2. Скоростно-силовые 3. Выносливость |
4.По режиму ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СКЕЛЕТНЫХ МЫШЦ | 1. Динамические 2. Статические |
5. По МОЩНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ | 1. Максимальная 2. Субмаксимальная 3. Большая 4. Умеренная |
6. По ВЕЛИЧИНЕ (ХАРАКТЕРУ) ФИНАЛЬНОГО УСИЛИЯ | 1. Баллистические 2. Не баллистические |
7. По КООРДИНАЦИИ | 1. Симметричные и односторонние движения 2. Перекрестные 3. Поочередные 4. Асинхронные |
8. По степени ЗАНЯТОСТИ МЫШЕЧНЫХ ГРУПП | 1. С локальными мышечными сокращениями (1/3 мышц) 2. Региональные (1/2 мышц) 3. Глобальные (2/3 мышц) |
9. По ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ | Аэробные Анаэробные Смешанные |
При стереотипной работе форма и последовательность движений заранее известны. Упражнения выполняются в строго постоянных условиях- и характеризуются строгой постоянностью движений. Эти упражнения формируется по принципу двигательного динамического стереотипа.
При нестандартной (ситуационной) работе наблюдается отсутствие жесткой стереотипности в совершаемых движениях. Это единоборства (бокс, борьба, фехтование) и спортивные игры. Характер движений спортсменов, взаимодействующих с противником, не определен заранее и изменяется в соответствии с действиями противника и партнеров. Конечно, и здесь тоже присутствует известная доля стереотипности (приемы запреты в борьбе, бег в играх и т.д.), однако в основе движений лежит реагирование на изменяющиеся условия, на переменные ситуации. Сюда же следует отнести и всевозможные кроссы.
Стереотипные движенияделятся на две большие группы:
1) Движения количественного значения (оцениваемые в системе CGS) и,
2) Движения качественного значения (оцениваемые в баллах).
Движения количественного значенияделятся на:
1. ЦИКЛИЧЕСКИЕ и 2. АЦИКЛИЧЕСКИЕ
В свою очередь ЦИКЛИЧЕСКИЕ упражнения делятся на упражнения, подразделяемые по 1) Мощности и по 2) Видам локомоций.
По мощности упражнения делятся на упражнения:
1) Максимальной относительной мощности;
2) Субмаксимальной относительной мощности;
3) Большой относительной мощности;
4) Умеренной относительной мощности.
По видам локомоций упражнения делятся на:
1) Упражнения, выполняемые ногами;
2) Упражнения, выполняемые с помощью рук.
Ациклические упражнения делятся на:
1) Скоростно-силовые (прыжки, метания),
2) Собственно силовые (штанга, гири),
3) Прицельные (стрельба, подачи и удары).
Все эти упражнения (количественного значения) характеризуются движениями, направленными на развитие и проявление силы, быстроты и выносливости.
Движения качественного значения, хотя и требуют определенной силы, быстроты и выносливости, не оцениваются в точных мерах пространства и времени. Основная задача спортсмена при их выполнении – показать способность управлять своими движениями, проявить умение сочетать их в координационные акты разной степени сложности. Достижения в этих видах упражнений оцениваются в условных единицах - баллах.