Методы исследования в спортивной физиологии

Многие достижения в области физиологии физических нагрузок обусловлены совершенствованием методик. Методы исследования, используемые в спортивной физиологии для получения количественной характеристики тех или иных физических упражнений, те же самые, что и в физиологии общей. Однако есть некоторые особенности:

1. Во-первых, чаще всего (как правило) используется целый ряд ме­тодик, одновременно целый комплекс, с тем, чтобы получить полную информацию об изменениях деятельности организма.

2. Во-вторых, в большинстве случаев эти методы используются при выполнении физических нагрузок как в лабораторных (стационарных) условиях, так и в естественных условиях спортивной деятельности (сама тренировка – долговременный естественный биолого-педагогический эксперимент).

В настоящее время для получения информации о состоянии организма в процессе спортивной тренировки широкое распространение получили устройства телеметрической (на расстоянии при помощи радио) регистрации тех или иных физиологических показателей, или их комплекса (ЧСС, частота дыхания и др.).

Создание электронных анализаторов для измерения дыхательной смеси значительно облегчило и сделало более эффективным изучение энергетического метаболизма. Эта методика, применяемая для контроля ЧСС и температуры тела во время физической нагрузки, были разработаны в результате программы космических исследований в СССР и США. С помощью таких анализаторов в настоящее время получают данные о потреблении кислорода и выделении углекислого газа непосредственно в процессе мышечной деятельности (в процессе выполнения ее на различных тренажерах, велоэргометрах и т.д.).

Большинство исследований в области физиологии физических нагрузок направлено на изучение их влияния на весь организм. В подавляющем большинстве исследований измеряют такие переменные величины, как параметры дыхания и потребление кислорода, электрокардиограмму, частоту сердечных сокращений и другие показатели сердечной деятельности, температуру тела и интенсивность потоотделения. В настоящее время существенный прогресс в исследованиях достигнут благодаря внедрению компьютерных технологий, микропроцессорных устройств. Это позволяет не только получать информацию, но и обрабатывать ее, получая более обобщенные сведения, новые данные о состоянии механизмов происходящих изменений и т.д.

КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ

УПРАЖНЕНИЙ И ВИДОВ СПОРТА

С точки зрения физиологии совокупность непрерывно связанных друг с другом двигательных действий, направленных на достижение определенной цели (решение двигательной задачи), является упражнением. В спортивном соревновательном упражнении совокупность двигательных действий направлена на достижение максимально воз­можного спортивного результата.

Для любой науки на определенном этапе ее развития требуется систематизация накопленных знаний, приведение в единую систему основных закономерностей и пр. Огромное число спортивных упражнений, возникающие при этом сложности не только в изучении, но и в понимании их общих черт. Все это вместе взятое обусловливает необходимость классификации физических упражнений и видов спорта.

Физиологическая классификация объединяет в группы физические упражнения со сходными функциональными характеристиками. С одной стороны, это такие упражнения, для успешного выполнения которых могут быть использованы в определенной степени сходные режимы, средства и методы физического воспитания (спортивной тренировки). С другой стороны, в одну группу объединяются физические упражнения, которые могут быть использованы в системе физического воспитания (спортивной тренировки) для повышения функциональных возможностей одних и тех же физиологических органов, систем и механизмов, а, следовательно, одного и того же двигательного (физического) качества.

Классификация физических упражнении в любом виде спорта играет существенную роль в определении объективности получаемой организмом спортсмена нагрузки по объему и интенсивности в ходе тренировочного процесса.

Физиологическая классификация объединяет в группы физические упражнения со сходными функциональными характеристиками. При этом упражнения могут быть классифицированы по самым разным признакам или по их совокупности. Если классификации производятся по одному какому-либо признаку, то они называются АНАЛИТИЧЕСКИМИ (табл.1), а если по комплексу признаков - СИНТЕТИЧЕСКИМИ.

В.С.Фарфель предложил все упражнения делить на ПОЗЫ и ДВИЖЕНИЯ. К позам мы вернемся несколько позже. Движения же по В.С.Фарфелю делятся на СТЕРЕОТИПНЫЕ (СТАНДАРТНЫЕ) и СИТУАЦИОННЫЕ (НЕСТАНДАРТНЫЕ).

Таблица 1

Аналитические классификации

КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУППЫ УПРАЖНЕНИЙ
1. БИОМЕХАНИЧЕСКАЯ 1. Циклические 2. Ациклические 3. Смешанные
2. По характеру РЕАГИРОВАНИЯ 1. Стандартные 2. Ситуационные
3. По развитию ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ 1. Силовые 2. Скоростно-силовые 3. Выносливость
4.По режиму ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СКЕЛЕТНЫХ МЫШЦ 1. Динамические 2. Статические
5. По МОЩНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ 1. Максимальная 2. Субмаксимальная 3. Большая 4. Умеренная
6. По ВЕЛИЧИНЕ (ХАРАКТЕРУ) ФИНАЛЬНОГО УСИЛИЯ 1. Баллистические 2. Не баллистические
7. По КООРДИНАЦИИ 1. Симметричные и односторонние движения 2. Перекрестные 3. Поочередные 4. Асинхронные
8. По степени ЗАНЯТОСТИ МЫШЕЧНЫХ ГРУПП 1. С локальными мышечными сокращениями (1/3 мышц) 2. Региональные (1/2 мышц) 3. Глобальные (2/3 мышц)
9. По ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ Аэробные Анаэробные Смешанные

При стереотипной работе форма и последовательность движений заранее известны. Упражнения выполняются в строго постоянных условиях- и характеризуются строгой постоянностью движений. Эти упражнения формируется по принципу двигательного динамического стереотипа.

При нестандартной (ситуационной) работе наблюдается отсутствие жесткой стереотипности в совершаемых движениях. Это единоборства (бокс, борьба, фехтование) и спортивные игры. Характер движений спортсменов, взаимодействующих с противником, не определен заранее и изменяется в соответствии с действиями противника и партнеров. Конечно, и здесь тоже присутствует известная доля стереотипности (приемы запреты в борьбе, бег в играх и т.д.), однако в основе движений лежит реагирование на изменяющиеся условия, на переменные ситуации. Сюда же следует отнести и всевозможные кроссы.

Стереотипные движенияделятся на две большие группы:

1) Движения количественного значения (оцениваемые в системе CGS) и,

2) Движения качественного значения (оцениваемые в баллах).

Движения количественного значенияделятся на:

1. ЦИКЛИЧЕСКИЕ и 2. АЦИКЛИЧЕСКИЕ

В свою очередь ЦИКЛИЧЕСКИЕ упражнения делятся на упражнения, подразделяемые по 1) Мощности и по 2) Видам локомоций.

По мощности упражнения делятся на упражнения:

1) Максимальной относительной мощности;

2) Субмаксимальной относительной мощности;

3) Большой относительной мощности;

4) Умеренной относительной мощности.

По видам локомоций упражнения делятся на:

1) Упражнения, выполняемые ногами;

2) Упражнения, выполняемые с помощью рук.

Ациклические упражнения делятся на:

1) Скоростно-силовые (прыжки, метания),

2) Собственно силовые (штанга, гири),

3) Прицельные (стрельба, подачи и удары).

Все эти упражнения (количественного значения) характеризуются движениями, направленными на развитие и проявление силы, быстроты и выносливости.

Движения качественного значения, хотя и требуют определенной силы, быстроты и выносливости, не оцениваются в точных мерах пространства и времени. Основная задача спортсмена при их выполнении – показать способность управлять своими движениями, проявить умение сочетать их в координационные акты разной степени сложности. Достижения в этих видах упражнений оцениваются в условных единицах - баллах.

Наши рекомендации