Методы исследования в спортивной физиологии.
Классификация физических упражнений и видов спорта
(их значение, аналитические и синтетические классификации).
Динамическая циклическая работа.
Позы и статические усилия.
Ациклические стандартные и ситуационные упражнения.
ПОНЯТИЕ О СПОРТИВНОЙ ФИЗИОЛОГИИ
Спортивная физиология - физиология мышечной деятельности человека при физических упражнениях и спортивной деятельности.
Спортивная физиология рассматривает два главных вопроса:
1) Изучает физиологическую характеристику различных видов
спортивной деятельности и,
2) Изучает физиологические механизмы адаптации организма при
спортивной тренировке.
Отсюда вытекают основные задачи спортивной физиологии:
1.) Дать количественную характеристику физиологических реакций отдельных систем и всего организма для разных видов спортивной деятельности,
2.) Дать представление о физиологической адаптации организма к физическим нагрузкам, т.е. изложить феноменологию и описать механизмы тех изменений в функциях различных органов и систем, которые возникают в результате систематических тренировок и обеспечивают более высокие функциональные возможности организма тренирующегося человека.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В СПОРТИВНОЙ
ФИЗИОЛОГИИ
Методы исследования, используемые в спортивной физиологии для получения количественной характеристики тех или иных физических упражнений, те же самые, что и в физиологии общей. Однако есть некоторые особенности:
1. Во-первых, чаще всего (как правило) используется целый ряд методик, их комплекс и одновременно, с тем что бы получить комплексную информацию;
2. Во-вторых в большинстве случаев эти методы используются при выполнении физических нагрузок как в лабораторных (стационарных) условиях, так и в естественных условиях спортивной деятельности.
В связи с этим обстоятельством, широкое распространение получили устройства телеметрической (на расстоянии при помощи радио) регистрации тех или иных физиологических показателей, или их комплекса (ЧСС, ЧД и др.).
КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И
ВИДОВ СПОРТА
С точки зрения физиологии совокупность непрерывно связанных друг с другом двигательных действий, направленных на достижение определенной цели (решение двигательной задачи), является упражнением. В соревновательном спортивном упражнении совокупность двигательных действий направлена на достижение максимально возможного спортивного результата.
Большое число и разнообразие физических (в том числе и спортивных) упражнений обусловливает необходимость их классификации. Значение классификации физических упражнений состоит в возможности их целенаправленного использования в тренировочном процессе,
Физиологическая классификация объединяет в группы физические упражнения со сходными функциональными характеристиками. При этом упражнения могут быть классифицированы по самым разным признакам или по их совокупности. Если классификации производятся по одному какому-либо признаку, то они называются АНАЛИТИЧЕСКИМИ, а если по комплексу признаков - СИНТЕТИЧЕСКИМИ.
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся АНАЛИТИЧЕСКИЕ классификации ( табл. 1):
Таблица 1.
АНАЛИТИЧЕСКИЕ КЛАССИФИКАЦИИ
КЛАССИФИКАЦИЯ | ГРУППЫ УПРАЖНЕНИЙ |
1. БИОМЕХАНИЧЕСКАЯ | 1. Циклические 2. Ациклические 3. Смешанные |
2. По характеру РЕАГИРОВАНИЯ | 1. Стандартные 2. Ситуационные |
3. По развитию ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ | 1. Силовые 2. Скоростно-силовые 3. Выносливость |
4.По режиму ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СКЕЛЕТНЫХ МЫШЦ | 1. Динамические 2. Статические |
5. По МОЩНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ | 1. Максимальная 2. Субмаксимальная 3. Большая 4. Умеренная |
6. По ВЕЛИЧИНЕ (ХАРАКТЕРУ) ФИНАЛЬНОГО УСИЛИЯ | 1. Баллистические 2. Не баллистические |
7. По КООРДИНАЦИИ | 1. Симметричные и односторонние движения 2. Перекрестные 3. Поочередные 4. Асинхронные |
8. По степени ЗАНЯТОСТИ МЫШЕЧНЫХ ГРУПП | 1. С локальными мышечными сокращениями (1/3 мышц) 2. Региональные (1/2 мышц) 3. Глобальные (2/3 мышц) |
9. По ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ | 1. Аэробные 2. Анаэробные 3. Смешанные |
Однако аналитические характеристики не дают полной информации о месте того или иного упражнения в системе всей совокупности физических упражнений. С этой целью используются СИНТЕТИЧЕСКИЕ классификации, производящие "инвентаризацию" упражнений по целому ряду признаков. Наиболее распространенной синтетической классификацией, и наиболее полной, считается система предложенная В.С.Фарфелем.
В.С.Фарфель предложил все упражнения делить на ПОЗЫ и ДВИЖЕНИЯ.
ПОЗЫ
Поддержание какой-либо позы требует от мышц напряжения. Большинство поз, представляет собой противодействие мышц силе земного притяжения. Сложность управления ими зависит от размеров опорной поверхности, положения центра тяжести тела относительно опоры, степени мышечного напряжения, использования позно-тонических рефлексов.
ЛЕЖАНИЕ является самой простой позой. Расслабление всех мышц тела возможно только при лежании на боку с несколько согнутыми звеньями тела. Поэтому лежание на воде при плавании не связано с полным расслаблением мышц. При этой позе требуется активное напряжение разгибателей, противодействующих упругому сопротивлению растянутых сгибателей.
СИДЕНИЕ - поза обусловлена небольшим напряжением разгибателей туловища и шеи при относительно расслабленной мускулатуре ног.
СТОЯНИЕ - поза требует усилия разгибателей туловища, шеи, ног, преодолевающих упругие силы растянутых сгибателей и вес выпрямленного тела. Наблюдается положение неустойчивого равновесия - центр тяжести тела расположен выше площади опоры.
ВИС и УПОР. Поза с опорой на руки, вис наиболее простая. Сложнее поза упор, так как положение центра тяжести более высокое и требуется значительное напряжение мышц плечевого пояса.
СТОЙКА на КИСТЯХ. Малая опорная поверхность, высокое положение центра тяжести, положение головой вниз, необходимость подавления рефлексов вертикального стояния - делает эту позу весьма сложной, требуется длительное обучение для освоения.
Движения
Все движения по В.С.Фарфелю делятся на СТЕРЕОТИПНЫЕ (СТАНДАРТНЫЕ) и СИТУАЦИОННЫЕ (НЕСТАНДАРТНЫЕ).
При СТЕРЕОТИПНОЙ РАБОТЕ форма и последовательность движений заранее известны. Упражнения выполняются в строго постоянных условиях- и характеризуются строгой постоянностью движений. Эти упражнения формируется по принципу двигательного динамического стереотипа.
При НЕСТАНДАРТНОЙ (СИТУАЩОННОЙ) РАБОТЕ наблюдается отсутствие жесткой стереотипности в совершаемых движениях. Это - единоборства (бокс, борьба, фехтование) и спортивные игры. Характер движений спортсменов, взаимодействующих с противником, не определен заранее и изменяется в соответствии с действиями противника и партнеров. Конечно, и здесь тоже присутствует известная доля стереотипности (приемы запреты в борьбе, бег в играх и т.д.), однако в основе движений лежит реагирование на изменяющиеся условия, на переменные ситуации. Сюда же следует отнести и всевозможные кроссы.
СТЕРЕОТИПНЫЕ ДВИЖЕНИЯ делятся на две большие группы:
1) Движения количественного значения (оцениваемые в системе CGS) и,
2) Движения качественного значения (оцениваемые в баллах).
ДВИЖЕНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННОГО ЗНАЧЕНИЯ делятся на:
1. ЦИКЛИЧЕСКИЕ и 2. АЦИКЛИЧЕСКИЕ
В свою очередь ЦИКЛИЧЕСКИЕ упражнения делятся на упражнения подразделяемые по 1) Мощности и по 2) Видам локомоций.
ПО МОЩНОСТИ упражнения делятся на упражнения выполняемые с:
1) Максимальной относительной мощностью;
2) Субмаксимальной относительной мощностью;
3) Большой относительной мощностью;
4) Умеренной относительной мощностью.
ПО ВИДАМ ЛОКОМОЦИЙ упражнения делятся на:
1) Упражнения выполняемые ногами;
2) Упражнения выполняемые с помощью рук.
АЦИКЛИЧЕСКИЕ упражнения делятся на:
1) Скоростно-силовые (прыжки, метания),
2) Собственно силовые (штанга, гири),
3) Прицельные (стрельба, подачи и удары).
Все эти упражнения (количественного значения) характеризуются движениями, направленными на развитие и проявление силы, быстроты и выносливости.
ДВИЖЕНИЯ КАЧЕСТВЕННОГО ЗНАЧЕНИЯ хотя и требуют определенной силы, быстроты и выносливости, не оцениваются в точных мерах пространства и времени. Основная задача спортсмена при их выполнении – показать способность управлять своими движениями, проявить умение сочетать их в координационные акты разной степени сложности. Достижения в этих видах упражнений оцениваются в условных единицах - баллах.