Взаимосвязь пластического и энергетического обмена.

Билет №1.

Взаимосвязь пластического и энергетического обмена.

1) значение обмена веществ: получение организмом О , питательных веществ для построения клеток и энергии для жизненных процессов.

2) Функции обмена веществ: транспорт питательных веществ и О из внешней среды в организм, участие этих веществ в сложных обменных реакциях с поглощением и выделением энергии и выведение продуктов распада наружу.

3) Взаимосвязь пластического и энергетического обмена: пластический обмен поставляет для энергетического обмена органические вещества и ферменты, а энергетический обмен поставляет для пластического – энергию, без которой не могут идти реакции синтеза. Нарушение одного из видов клеточного обмена ведёт к нарушению всех процессов жизнедеятельности, к гибели организма.

Усложнение организации растений в процессе эволюции. Причины эволюции.

1) основные признаки растений разных отделов.

· практически все растительные организмы способны к фотосинтезу – образованию органических молекул из неорганических за счёт энергии света.

· у растений имеются специфические пигменты, содержащиеся в пластидах: хлорофилл – зелёный, каротиноиды – красные, оранжево-жёлтые.

· процессы жизнедеятельности растительного организма регулируют особые растительные гормоны – фитогормоны. Их взаимодействие обеспечивает рост, развитие и другие физиологические процессы, происходящие в растениях.

· клетки растений окружены толстой клеточной стенкой. Она образована в основном целлюлозой.

· продуктом обмена веществ является клеточный сок, который увеличивает внутриклеточное давление. В результате этого ткани растений приобретают высокую прочность.

· растения характеризуются неограниченным ростом: они увеличиваются в размерах в течение всей своей жизни.

2) Признаки усложнения организации растений.

· Появление многоклеточных водорослей

· Появление у мхов стебля и листьев

· Появление у папоротников корня

· Появление голосеменных растений, у которых появилось семя – многоклеточное образование

· Появление покрытосеменных растений, у которых семя окружено плодом или коробочкой

3) Причины эволюции.

· Естественный отбор. Выживают более сильные и устойчивые к климатическим условиям и к дальнейшему развитию растения

· Наследственность. Способность организмов передавать свои признаки и свойства в неизменном виде дочерним организмам.

· Изменчивость. Способность организмов приобретать новые признаки и свойства в процессе индивидуального развития.

· Борьба за существование. Совокупность многообразных взаимоотношений между живыми организмами и внешней средой.

Определить увеличение школьного микроскопа. Подготовить к работе.

· увеличение окуляра умножить на увеличение объектива.

· поставить микроскоп ручкой штатива к себе.

· вращая зеркальце под предметным столиком и глядя в окуляр, добиться полного освещения поля зрения.

· положить готовый препарат на столик микроскопа.

· опустить объектив на расстояние 1-2мм от препарата.

· поставить микроскоп в рабочее положение.

· глядя в окуляр, медленно поднимать объектив для чёткого получения изображения.

·

·

Билет №2.

Готовый препарат рассмотреть под микроскопом.

Если простейшее имеет вид прозрачного бесформенного комочка с большим числом ложноножек, то это обыкновенная амёба.

Если животное внешне похоже на туфельку, а тело его покрыто ресничками, то это инфузория-туфелька.

У эвглены зелёной постоянная форма тела, органоид передвижения – жгутик, она зелёного цвета, так как в её цитоплазме расположены хлоропласты.

Билет №3.

Приготовить и рассмотреть под микроскопом микропрепарат. Зарисовать клетку, подписать её части.

На предметное стекло наносят 2-3 капли воды, подкрашенной йодом. С мясистой чешуи лука снимают небольшую часть прозрачной кожицы и помещают на предметном стекле в подкрашенной воде. Распределяют кожицу иглой и накрывают покровным стеклом. Микропрепарат помещают на предметный столик микроскопа, освещают с помощью зеркала.

Билет №4.

Химический состав клетки.

1) Элементарный состав клетки.

Клетка состоит из макро- и микроэлементов, Н О, минеральных солей, белков жиров и углеводов. Макроэлементы (белки) – Н , С , О , N составляют основу клетки. А также:

· Са и Р участвуют в формировании костной ткани.

· Са – фактор, от которого зависит нормальная свёртываемость крови.

· Na, K и Cl – обеспечивают проницаемость клеточных мембран для различных веществ и проведение импульса по нервному волокну.

· Fe – входит в состав гемоглобина – белка эритроцитов, участвующего в переносе О от лёгких к тканям.

· Mg – входит в состав биологических катализаторов – ферментов, ускоряющих биохимические превращения.

Микроэлементы содержатся в клетке в малом количестве, однако жизненно необходимы. Zn, Cu, F, I.

· Zn – входит в состав ряда ферментов, гормона поджелудочной железы – инсулина. Усиливает активность половых гормонов.

· Со – необходимый компонент витамина В , участвующего в процессах синтеза нуклеиновых кислот, в белковом обмене, он очень важен для кровотечения.

· I – входит в состав гормона щитовидной железы – тироксина.

2) биологическая роль Н О и солей в жизнедеятельности клетки.

Н О:

· Обеспечивает упругость клетки. Последствия потери клеткой воды — увядание листьев, высыхание плодов.

· ускорение химических реакций за счет растворения веществ в воде.

· обеспечение перемещения веществ: поступление большинства веществ в клетку и удаление их из клетки в виде растворов.

· обеспечение растворения многих химических веществ (ряда солей, сахаров).

· участие в процессе теплорегуляции благодаря способности к медленному нагреванию и медленному остыванию.

Минеральные соли:

· участие в обмене веществ.

· Обеспечение раздражимости организма.

· Участие в процессах мышечного сокращения, свёртывании крови и др.

· Поддержание щелочной среды.

3) многообразие функций белков, жиров и углеводов.

· Строительная функция: белки, жиры и углеводы участвуют в образовании всех клеточных мембран и органоидов клетки.

· Каталитическая роль: белки ускоряют химические реакции, протекающие в клетке.

· Запас энергии для организма

· Жиры – входят в состав всех клеточных мембран.

· Жиры – источники Н О (верблюд)

· Жиры – смазывающая и водоотталкивающая (воск).

· Транспорт веществ.

· Защитная функция (лейкоциты – антитела).

· Регуляторная – гормоны.

· Белки – сократительная (мышцы).

Билет №5.

Билет №6.

Билет №7.

Растения.

При рассмотрении характеристики семейств указывают на два основных признака: строение цветка и тип плода.

  Семейства класса двудольных Семейства класса однодольных
  Крестоцветные (капуста) Розоцветные (вишня) Мотыльковые (горох) Пасленовые (картофель) Лилейные (лук, тюльпан) Злаки (пшеница, рожь)
Формула цветка Ч2+2 Л4 Т2+4 П1 Ч5 Л5 Т10+10+5 П1 Ч(5) Л3(2) Т(9)1П1 Ч(5) Л(5) Т5 П1 Л3+3 Т3+3 П1 Цв.Чешуи2 цв.пленки2 Т3 П1
Тип плода Стручок, стручочек Яблоко, костянка, многоорешек Боб Ягода, коробочка Ягода, коробочка Зерновка

При рассмотрении характеристики классов рассматривают строение самого растения.

Признаки Однодольные растения Двудольные растения
Лист      
Жилкование листа Параллельное и дуговое (подорожник) Сетчатое (антуриум)
Корневая система Мочковатая (лук) Стержневая
Семя Зародыш отделен щитком (одной семядолей) от питательных веществ – эндоспермы. Питательные вещества содержатся в двух семядолях.

При рассмотрении характеристики отделов рассматривают глобальные изменения.

Признак Мхи Папоротники
Среда обитания Наземно-воздушная или водная Наземно-воздушная
Строение Тело разделено на органы: стебель, лист, коробочку со спорами, корней нет Тело разделено на органы: стебель, лист, корень.
Размножение Размножаются спорами, которые находятся в коробочке, только при наличии воды. Размножаются спорами, которые находятся в сорусах, только при наличии воды.

Животные.

Классы.

Признак Рыбы Земноводные – прямые потомки рыб.
Среда обитания Водная Наземно-воздушная
Особенности строения. Наличие скелета, обтекаемая форма тела, плавники. Наличие скелета, конечности для передвижения по суше и в воде.
Органы дыхания Жабры Примитивные легкие, кожа.

Типы.

Кольчатые черви (дождевой червь) Плоские черви (белая планария)
Тело покрыто кожей, скелета нет, несколько слоев мышц, сегментировано. Передний и задний конец не различается, определяют по муфте. Тело покрыто кожей, скелета нет, несколько слоев мышц, уплощенное в спинно-брюшной области, не сегментировано. Передний и задний конец различается.
На теле имеются температурные клетки, химические рецепторы, появилась кровеносная система. Имеются щупальца, глаза на переднем конце. Кровеносной системы нет.
Гермафродиты. Раздельнополые.
Нервная система представлена нервными узлами, которые преобразуются в головной мозг. Нервная система представлена двумя стволами.
Появилось анальное отверстие. Замкнутая пищеварительная система.
Выделительная система представлена воронкой. Выделительная система представлена двумя трубочками.

3) Схема современной системы органического мира.

Растения:

· Царство

· Отдел

· Класс

· Семейство

· Род

· Вид

Животные:

· Царство

· Тип

· Класс

· Отряд

· Семейство

· Род

· Вид

Билет №8.

Среди гербарных экземпляров выбрать растения семейства (Крестоцветные, Розоцветные. Мотыльковые, Пасленовые, и др.), наиболее распространенного в вашем регионе. Дать их систематическую характеристику.

При рассмотрении характеристики семейств указывают на два основных признака: строение цветка и тип плода.

  Семейства класса двудольных Семейства класса однодольных
  Крестоцветные (капуста) Розоцветные (вишня) Мотыльковые (горох) Пасленовые (картофель) Лилейные (лук, тюльпан) Злаки (пшеница, рожь)
Формула цветка Ч2+2 Л4 Т2+4 П1 Ч5 Л5 Т10+10+5 П1 Ч(5) Л3(2) Т(9)1П1 Ч(5) Л(5) Т5 П1 Л3+3 Т3+3 П1 Цв.Чешуи2 цв.пленки2 Т3 П1
Тип плода Стручок, стручочек Яблоко, костянка, многоорешек Боб Ягода, коробочка Ягода, коробочка Зерновка

Билет №9.

Билет №10.

Билет №11.

Билет №12.

Билет №13.

Билет №14.

Билет №15.

Билет №16

Билет №17.

Билет №18.

Билет №19.

Билет №20.

Билет №21.

Билет №22.

Билет №23

Подсчитали, что на площади леса в 1 га обитает 20 пар насекомоядных птиц и 1 пара хищных. Школьники повесили на данной территории 60 скворечников. Объяснить, нужно ли такое количество скворечников на данной площади.

На данной территории такое количество скворечников размещать нельзя, потому что птицы заселят их все, быстро расплодятся, будет нехватка пищевой базы, начнется жесткая внутривидовая борьба за существование. 1 пара хищных птиц не сможет регулировать быстро увеличивающуюся численность насекомоядных птиц.

Билет №24

Билет №1.

Взаимосвязь пластического и энергетического обмена.

1) значение обмена веществ: получение организмом О , питательных веществ для построения клеток и энергии для жизненных процессов.

2) Функции обмена веществ: транспорт питательных веществ и О из внешней среды в организм, участие этих веществ в сложных обменных реакциях с поглощением и выделением энергии и выведение продуктов распада наружу.

3) Взаимосвязь пластического и энергетического обмена: пластический обмен поставляет для энергетического обмена органические вещества и ферменты, а энергетический обмен поставляет для пластического – энергию, без которой не могут идти реакции синтеза. Нарушение одного из видов клеточного обмена ведёт к нарушению всех процессов жизнедеятельности, к гибели организма.

Наши рекомендации