Кафедра анатомии, физиологии и гигиены детей

Кафедра анатомии, физиологии и гигиены детей

Д.А.Димитриев

«Нейрон, его строение и функция»

«Общие свойства сенсорных систем»

Учебное пособие по физиологии человека и животных

Чебоксары 2002

УДК 612.82

ББК 28.991

Ф50

Д.А.Димитриев Учебное пособие по физиологии. Тема: «Нейрон, его строение и функция»«Общие свойства сенсорных систем»– Чебоксары, 2002. – 26с.

Печатается по решению ученого совета Чувашского педагогического университета им.И.Я.Яковлева

Учебное пособие включает материалы по функционированию нейронов, проведению импульсов по нервному волокну и передаче импульсов посредством синапсов, а также большое внимание уделяется объективной и субъективной физиологии восприятия. Руководство предназначено для студентов, обучающихся по специальностям «Биология» и «Психология».

Научный редактор- доктор биологических наук, профессор А.Д.Димитриев

Рецензенты:

Ю.Г.Максимов, докт. мед. наук., профессор кафедры профилактической медицины ЧГУ им.И.Н.Ульянова;

В.С.Куприянов, докт. мед. наук., профессор, заведующий кафедрой нормальной физиологии ЧГУ им.И.Н.Ульянова;

Ж.В.Бухаринова, канд.биол. наук., старший преподаватель кафедры анатомии, физиологии и гигиены детей ЧГПУ им.И.Я.Яковлева.

© Димитриев Д.А., 2002

© Чувашский государственный педагогический

университет им.И.Я.Яковлева, 2002


Введение

Настоящее руководство посвящено двум разделам физиологии человека: физиологии возбудимой ткани и физиологии сенсорных систем. Вполне естественно, что у читателя может возникнуть вопрос о причинах выбора именно этих разделов. Ответ на этот вопрос состоит в следующем. Как показал опыт преподавания дисциплин медико-биологического блока, физиологии человека, физиологии высшей нервной деятельности, изучение закономерностей возникновения и изменения мембранного потенциала всегда вызывают у студентов значительные затруднения. Причина этого кроется как в сложности материала, так и в отсутствии простого современного учебного пособия, доступного для большого числа студентов. Вторая причина, побудившая автора к написанию этой работы и выбору тем для нее, является стремление сделать процесс преподавания дисциплин, описывающих человека, наиболее целостным. Если первая часть данного пособия посвящена электрофизиологии и проблематике синапса, то второй раздел написан таким образом, чтобы связать физиологию человека с психологией. Последнее, на наш взгляд, особенно важно для студентов психологических и педагогических специальностей.




Нейрон, его строение и функции

Заключение

Итак, Вы ознакомились с ключевыми аспектами возбуждения и торможения, передачи импульса и функционирования синапса. Особое внимание хотелось бы обратить на теорию лиганд-рецепторного взаимодействия. Эта теория имеет очень большое фундаментальное и прикладное значение. Сформулированные на ее основе научные положения позволили изучить огромное множество процессов, происходящих в организме человека: от эндокринных функций до высшей нервной деятельности. Полученные в результате этих исследований данные легли в основу разработки большой группы лекарственных препаратов, корригирующих обмен веществ, нервную регуляцию вегетативных функций, эмоциональное состояние человека и т.д. Продолжающиеся и по сей день, научные разработки в этой области в недалеком будущем сделают возможным более глубокий фармакологический контроль за нормальными и патологическими проявлениями деятельности мозга. Это, в свою очередь, станет значительным шагом вперед к разрешению проблемы зависимости человека от психотропных средств, наркотиков и алкоголя.

Столь же интенсивное развитие свойственно физиологии и психологии восприятия. В последние годы специалистами в этой области были совершены фундаментальные открытия, позволившие лучше понять механизмы, лежащие в основе зрения.

Литература.

Физиология человека: в 3-х томах. Т.1. Пер с англ./ Под ред. Шмидта Р. и Тевса Г.- М., Мир, 1996г. – 323 с.: ил.

Основы физиологии человека. Учебник для высших учебных заведений: в 2-х томах. Т 1. / Под ред. Ткаченко Б.И. – Санкт–Петербург, Международный фонд истории науки - 1994 г. –560 с., ил.

Психофизиология . Учебник для вузов. /Под ред. Ю.И.Александрова. – СПб.: Питер, 2001. – 496с.: ил.

Варфоломеев С.Д., Гуревич К.Г. Биокинетика: Практический курс. – М., ФАИР-ПРЕСС, 1999 – 720с.: ил.

       
  Кафедра анатомии, физиологии и гигиены детей - student2.ru   Кафедра анатомии, физиологии и гигиены детей - student2.ru

Рисунок 2. Потенциал действия

А. График развития потенциала действия. Б. Изменения проницаемости мембраны в процессе развития потенциала действия.

1. – фаза медленной деполяризации; 2. – фаза быстрой деполяризации; 3.- фаза реполяризации; 4.- фаза гиперполяризации.

       
  Кафедра анатомии, физиологии и гигиены детей - student2.ru
 
   
Рисунок 3. Межнейронный синапс. Когда под действием нервного импульса пресинаптическое окончание (бляшка ) деполяризуется, синаптические пузырьки высвобождают медиатор в синаптическую щель. В результате связывания медиатора с постсинаптическими рецепторами возникает либо местная деполяризация (ВПСП) либо местная гиперполяризация постсинаптической мембраны.

 
  Кафедра анатомии, физиологии и гигиены детей - student2.ru

Рисунок 4. Схема сенсорной системы.

Оглавление

Введение 3

Нейрон, его строение и функции 4

Общие свойства сенсорных систем 11

Заключение 14

Учебное издание

Димитриев Дмитрий Алексеевич

Кафедра анатомии, физиологии и гигиены детей

Д.А.Димитриев

«Нейрон, его строение и функция»

«Общие свойства сенсорных систем»

Наши рекомендации