Кафедра анатомии, физиологии и гигиены детей
Кафедра анатомии, физиологии и гигиены детей
Д.А.Димитриев
«Нейрон, его строение и функция»
«Общие свойства сенсорных систем»
Учебное пособие по физиологии человека и животных
Чебоксары 2002
УДК 612.82
ББК 28.991
Ф50
Д.А.Димитриев Учебное пособие по физиологии. Тема: «Нейрон, его строение и функция»«Общие свойства сенсорных систем»– Чебоксары, 2002. – 26с.
Печатается по решению ученого совета Чувашского педагогического университета им.И.Я.Яковлева
Учебное пособие включает материалы по функционированию нейронов, проведению импульсов по нервному волокну и передаче импульсов посредством синапсов, а также большое внимание уделяется объективной и субъективной физиологии восприятия. Руководство предназначено для студентов, обучающихся по специальностям «Биология» и «Психология».
Научный редактор- доктор биологических наук, профессор А.Д.Димитриев
Рецензенты:
Ю.Г.Максимов, докт. мед. наук., профессор кафедры профилактической медицины ЧГУ им.И.Н.Ульянова;
В.С.Куприянов, докт. мед. наук., профессор, заведующий кафедрой нормальной физиологии ЧГУ им.И.Н.Ульянова;
Ж.В.Бухаринова, канд.биол. наук., старший преподаватель кафедры анатомии, физиологии и гигиены детей ЧГПУ им.И.Я.Яковлева.
© Димитриев Д.А., 2002
© Чувашский государственный педагогический
университет им.И.Я.Яковлева, 2002
Введение
Настоящее руководство посвящено двум разделам физиологии человека: физиологии возбудимой ткани и физиологии сенсорных систем. Вполне естественно, что у читателя может возникнуть вопрос о причинах выбора именно этих разделов. Ответ на этот вопрос состоит в следующем. Как показал опыт преподавания дисциплин медико-биологического блока, физиологии человека, физиологии высшей нервной деятельности, изучение закономерностей возникновения и изменения мембранного потенциала всегда вызывают у студентов значительные затруднения. Причина этого кроется как в сложности материала, так и в отсутствии простого современного учебного пособия, доступного для большого числа студентов. Вторая причина, побудившая автора к написанию этой работы и выбору тем для нее, является стремление сделать процесс преподавания дисциплин, описывающих человека, наиболее целостным. Если первая часть данного пособия посвящена электрофизиологии и проблематике синапса, то второй раздел написан таким образом, чтобы связать физиологию человека с психологией. Последнее, на наш взгляд, особенно важно для студентов психологических и педагогических специальностей.
Нейрон, его строение и функции
Заключение
Итак, Вы ознакомились с ключевыми аспектами возбуждения и торможения, передачи импульса и функционирования синапса. Особое внимание хотелось бы обратить на теорию лиганд-рецепторного взаимодействия. Эта теория имеет очень большое фундаментальное и прикладное значение. Сформулированные на ее основе научные положения позволили изучить огромное множество процессов, происходящих в организме человека: от эндокринных функций до высшей нервной деятельности. Полученные в результате этих исследований данные легли в основу разработки большой группы лекарственных препаратов, корригирующих обмен веществ, нервную регуляцию вегетативных функций, эмоциональное состояние человека и т.д. Продолжающиеся и по сей день, научные разработки в этой области в недалеком будущем сделают возможным более глубокий фармакологический контроль за нормальными и патологическими проявлениями деятельности мозга. Это, в свою очередь, станет значительным шагом вперед к разрешению проблемы зависимости человека от психотропных средств, наркотиков и алкоголя.
Столь же интенсивное развитие свойственно физиологии и психологии восприятия. В последние годы специалистами в этой области были совершены фундаментальные открытия, позволившие лучше понять механизмы, лежащие в основе зрения.
Литература.
Физиология человека: в 3-х томах. Т.1. Пер с англ./ Под ред. Шмидта Р. и Тевса Г.- М., Мир, 1996г. – 323 с.: ил.
Основы физиологии человека. Учебник для высших учебных заведений: в 2-х томах. Т 1. / Под ред. Ткаченко Б.И. – Санкт–Петербург, Международный фонд истории науки - 1994 г. –560 с., ил.
Психофизиология . Учебник для вузов. /Под ред. Ю.И.Александрова. – СПб.: Питер, 2001. – 496с.: ил.
Варфоломеев С.Д., Гуревич К.Г. Биокинетика: Практический курс. – М., ФАИР-ПРЕСС, 1999 – 720с.: ил.
Рисунок 2. Потенциал действия
А. График развития потенциала действия. Б. Изменения проницаемости мембраны в процессе развития потенциала действия.
1. – фаза медленной деполяризации; 2. – фаза быстрой деполяризации; 3.- фаза реполяризации; 4.- фаза гиперполяризации.
|
Рисунок 4. Схема сенсорной системы.
Оглавление
Введение 3
Нейрон, его строение и функции 4
Общие свойства сенсорных систем 11
Заключение 14
Учебное издание
Димитриев Дмитрий Алексеевич
Кафедра анатомии, физиологии и гигиены детей
Д.А.Димитриев
«Нейрон, его строение и функция»
«Общие свойства сенсорных систем»