Основные отличия условных рефлексов от безусловных
Таблица № 3.1.
Безусловные рефлексы | Условные рефлексы |
Врожденные, отражают видовые особенности организма. | Приобретаются в течение жизни, отражают индивидуальные особенности организма. |
Относительно постоянны в течение жизни особи. | Образуются, изменяются и отменяются, когда они становятся неадекватными условиям жизни особи. |
Реализуются по анатомическим путям, определенным генетически. | Реализуются по функционально-организующимся временным связям. |
Свойственны всем уровням ЦНС и осуществляется преимущественно ее низшими отделами (спинной мозг, стволовой отдел головного мозга, подкорковые ядра) | Для своего образования и реализации требуют целостности коры больного мозга, особенно у высших млекопитающих животных. |
Каждый рефлекс имеет свое специфическое рецептивное поле и специфические раздражители. | Рефлексы могут образовываться с любого рецептивного поля на самые разнообразные раздражители. |
Реагирует на действие наличного раздражителя, которого уже нельзя избежать. | Приспосабливают организм к действию стимула, которое еще предстоит испытать, т.е. имеют предупредительное значение. |
Вопросы для самостоятельного изучения.
- Классификация условных рефлексов.
- Механизм замыкания временной связи.
- Особенности выработки условных рефлексов у детей дошкольного возраста.
- Особенности выработки условных рефлексов у подростков.
- Понятие «стереотип поведения». Формирование стереотипов поведения у школьников.
- Созревание условных рефлексов в раннем онтогенезе.
- По результатам работы (Приложение №. 1) по выработке условного рефлекса у детей разной возрастной группы необходимо сделать следующие выводы:
- - с чем связано разное число сочетаний условного и безусловного раздражителей у разных групп детей;
- - опишите стадии развития рефлекса и особенности реакций детей на каждой из стадий выработки рефлекса;
- - проследите время угасания рефлекса у разных возрастных групп детей.
- В чем заключается особенность выработки условного рефлекса у новорожденных детей.
- В чем причины возникновения неврозов у детей в процессе обучения.
Рекомендуемая литература:
- Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. - М., 1991.
- Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – М., 1998.
- Высшая нервная деятельность. Сер. Рук-во по физ. - Л., 1970, Ч.1, 1971, Ч.2.
- Дмитриев А.С. Физиология высшей нервной деятельности. – М., 1974.
- Соколов Е.Н. Физиология высшей нервной деятельности. – М., 1981.
- Чайченко Г.М., Харченко П.Д. Физиология высшей нервной деятельности. - Киев, 1981.
- Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. – М., 1968.
- Асратян Э.А. Рефлекторная теория высшей, нервной деятельности. Избр. пер. – М., 1983.
- Воронин Л.Г. «Лекции по физиологии высшей нервной деятельности», М., 1965.
- Дмитриев А.С. «Основы физиологии высшей нервной деятельности», М., 1964.
- Коган А.Б. «Основы физиологии высшей нервной деятельности», М., 1965.
- «Руководство по физиологии». Физиология высшей нервной деятельности, в 2-х томах, М., 1979, 1971 Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. Полн. собр. тр. - М.-Л., 1947.
- Павлов И.П. Двадцатилетний опыт изучения высшей нервной деятельности (поведения животных). – Л., 1938.
- Прибрам К. Языки мозга. – М., 1975.
- Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. – М., 1965.
- Судаков К.В. Системная организация целостного поведенческого акта. Физиология поведения. – Л., 1987.
- Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. Полн. собр. тр. - М.-Л., 1947.
Информационные ресурсы
- Лурия А.Р. О естественнонаучных основах психологии
- Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем
- Дубровский Д.И. Психика и мозг: результаты и перспективы исследований
- Новикова Л.А. Электроэнцефалография и ее использование для изучения функционального состояния мозга
- Ливанов М.Н., Хризман Т.П. Пространственно-временная организация биопотенциалов мозга у человека
- Хомская Е.Д. Системные изменения биоэлектрической активности мозга как нейрофизиологическая основа психических процессов
- Рутман Э.М. Вызванные потенциалы и их использование в психофизиологических исследованиях
- Кочубей Б.И. Об определении понятия ориентировочной реакции у человека
- Франкенхойзер М. Некоторые аспекты исследований в физиологической психологии
- Бъюрстедт X., Маттель Г. Кардиоваскулярные и дыхательные реакции в период психического стресса
- Леей Л. Некоторые принципы психофизиологических исследований и источники ошибок
- Власов Н.А., Вейн А.М., Александровский Ю.А. Регуляция сна
- Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений
Модуль 4.