История развития взглядов на высшую нервную деятельность

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное

образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Автор-составитель Гутерман Л.А.

«Высшая нервная деятельность».

Учебно-методическое пособие на модульной основе с

диагностико-квалиметрическим обеспечением

2008 год

Автор-составитель: к.б.н., доцент кафедры анатомии и физиологии детей и подростков Гутерман Лариса Александровна

«Высшая нервная деятельность». Учебно-методическое пособие -

Ростов-на-Дону, 2008. - 136 с.

Учебно-методическое пособие содержит систематизированный материал в рамках программы учебного раздела «Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков» в виде отдельных модулей, структурированных по лекционно-тематическому принципу. Предназначено для изучения предмета в границах, определенных ГОС по специальности «Логопедия» и программой обучения студентов отделения заочного обучения ПИ ЮФУ. Курс предназначен для освоения в системе удалённого обучения ПИ ЮФУ и нацелен на расширение возможностей преподавателя и поддержку самостоятельной работы студентов обучающихся заочно.

ВВЕДЕНИЕ

Учебно-методическое пособие «Высшая нервная деятельность» предназначено для студентов университетов, обучающихся по программе подготовки логопедов и дефектологов и составлено с учетом требований Государственного образовательного стандарта., в рамках изучаемого курса «Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков» Задача курса состоит в том, чтобы вооружить студентов, будущих специалистов, деятельность которых будет направлена на коррекцию, обучение и воспитание детей и подростков современными сведениями о возрастных особенностях высшей нервной деятельности детей и подростков и механизмов, лежащих в основе такой деятельности.

В пособии показана история развития представлений о высших психических процессах Раскрываются анатомо-физиологические особенности деятельности высших отделов мозга детей и подростков, механизмы функционирования ЦНС, лежащие в основе психических функций, механизмы формирования условно рефлекторной деятельности детей и подростков, особенности ВНД человека.. Отмечены факторы влияющие на формирование ВНД в онтогенезе.

Для закрепления знаний полученных в ходе изучения предмета студенту предлагается выполнение ряда практических работ.

Курс предназначен для освоения в системе удалённого обучения ПИ ЮФУ и нацелен на расширение возможностей преподавателя и поддержку самостоятельной работы студентов обучающихся заочно.

Модуль 1.

Электронные ресурсы

1. Лурия А.Р. О естественнонаучных основах психологии

2. Лурия А.Р. Функциональная организация мозга

3. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем

4. Кочубей Б.И. Об определении понятия ориентировочной реакции у человека

5. Леей Л. Некоторые принципы психофизиологических исследований и источники ошибок

6. Власов Н.А., Вейн А.М., Александровский Ю.А. Регуляция сна

7. Хомская Е.Д., Башова Н.Я. Мозг и эмоции

8. Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга: элементарный модуль и распределенная система

9. Адам Г. Восприятие, сознание, память

10. Кочубей Б.И. Об определении понятия ориентировочной реакции у человека

11. Вартанян И.А Физиология сенсорных систем

12. Роуз С. Устройство памяти

13. Иваницкий А.М. и др. Информационные процессы мозга и психической деятельности

Модуль 2.

Информационные ресурсы

  1. Лурия А.Р. О естественнонаучных основах психологии
  2. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем
  3. Дубровский Д.И. Психика и мозг: результаты и перспективы исследований
  4. Новикова Л.А. Электроэнцефалография и ее использование для изучения функционального состояния мозга
  5. Ливанов М.Н., Хризман Т.П. Пространственно-временная организация биопотенциалов мозга у человека
  6. Хомская Е.Д. Системные изменения биоэлектрической активности мозга как нейрофизиологическая основа психических процессов
  7. Рутман Э.М. Вызванные потенциалы и их использование в психофизиологических исследованиях
  8. Кочубей Б.И. Об определении понятия ориентировочной реакции у человека
  9. Франкенхойзер М. Некоторые аспекты исследований в физиологической психологии
  10. Бъюрстедт X., Маттель Г. Кардиоваскулярные и дыхательные реакции в период психического стресса
  11. Леей Л. Некоторые принципы психофизиологических исследований и источники ошибок
  12. Власов Н.А., Вейн А.М., Александровский Ю.А. Регуляция сна
  13. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений


Модуль 3.

Информационные ресурсы

  1. Лурия А.Р. О естественнонаучных основах психологии
  2. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем
  3. Дубровский Д.И. Психика и мозг: результаты и перспективы исследований
  4. Новикова Л.А. Электроэнцефалография и ее использование для изучения функционального состояния мозга
  5. Ливанов М.Н., Хризман Т.П. Пространственно-временная организация биопотенциалов мозга у человека
  6. Хомская Е.Д. Системные изменения биоэлектрической активности мозга как нейрофизиологическая основа психических процессов
  7. Рутман Э.М. Вызванные потенциалы и их использование в психофизиологических исследованиях
  8. Кочубей Б.И. Об определении понятия ориентировочной реакции у человека
  9. Франкенхойзер М. Некоторые аспекты исследований в физиологической психологии
  10. Бъюрстедт X., Маттель Г. Кардиоваскулярные и дыхательные реакции в период психического стресса
  11. Леей Л. Некоторые принципы психофизиологических исследований и источники ошибок
  12. Власов Н.А., Вейн А.М., Александровский Ю.А. Регуляция сна
  13. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений

Модуль 4.

Электронные ресурсы

1. Лурия А.Р. О естественнонаучных основах психологии

2. Лурия А.Р. Функциональная организация мозга

3. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем

4. Кочубей Б.И. Об определении понятия ориентировочной реакции у человека

5. Леей Л. Некоторые принципы психофизиологических исследований и источники ошибок

6. Вартанян И.А Физиология сенсорных систем

7. Иваницкий А.М. и др. Информационные процессы мозга и психической деятельности .

8. Иваницкий А.М. и др. Информационные процессы мозга и психической деятельности

Модуль 5.

Модудь 7.

Модуль 8.

Физиология сна.

Сон - это особое генетически детерминированное состояние организма человека (и теплокровных животных, т.е. млекопитающих и птиц), характеризующееся закономерной последовательной сменой определенных полиграфических картин в виде циклов, фаз и стадий".

Это сложное определение сна свидетельствует, во-первых, что сон - это неотъемлемая часть бытия человека, т.к. необходимость спать генетически предопределена и во-вторых, что состояние сна может определено только с помощью специальных объективных методов.

Для объективного изучения сна и его нарушений используется полисомнография - метод, включающий параллельную регистрацию электроэнцефалограммы (ЭЭГ) (как правило, многоканальной), электроокулограммы (ЭОГ), электромиограммы (ЭМГ), электрокардиограммы (ЭКГ), артериального давления (АД), двигательной активности (общей и в конечностях), дыхательных движений грудной клетки и брюшной стенки, оро-назального тока воздуха, уровня сатурации кислорода в крови, выраженности храпа, температуры тела, эрекции пениса, видеомониторирование.

Первые три из вышеперечисленных показателей (ЭЭГ, ЭОГ и ЭМГ) являются базовыми для идентификации стадий и фаз сна. На основании анализа этих показателей строится гипнограмма, отражающая динамику стадий и фаз сна в течение периода регистрации.

Сон человека представляет собой континуум функциональных состояний мозга - 1, 2, 3 и 4 стадии фазы медленного сна (ФМС) и фазу быстрого сна (ФБС).

1 стадия – фаза медленного сна (ФМС) - дремота характеризуется замедлением частоты основного ритма (характерного для расслабленного бодрствования данного человека), появлением бета- и тета-волн; снижением частоты сердечных сокращений (ЧСС), частоты дыханий (ЧД), мышечного тонуса, АД.

Гипнограмма сна здорового человека
История развития взглядов на высшую нервную деятельность - student2.ru

2 стадия ФМС (стадия "сонных веретен") - названа так по основному ЭЭГ-феномену - "сонным веретенам" - колебаниям синусоидальной формы с частотой 11,5-15 гц, амплитудой более 25 мкв и длительностью 0,5-1,5 сек, кроме того, в ЭЭГ представлены также К-комплексы - волны высокой амплитуды (в 2-3 раза превосходящие амплитуду фоновой ЭЭГ, в основном представленную тета-волнами), двух или многофазные; с точки зрения вегетативных и ЭМГ показателей развиваются тенденции, описанные для 1-й стадии ФМС; в небольших количествах могут встречаться эпизоды апноэ, длительностью менее 10 секунд.

3 и 4 стадии называют дельта-сном, так как основным ЭЭГ-феноменом является дельта-активность (в 3-й стадии она составляет от 20% до 50%, а в 4 стадии более 50% эпохи анализа); дыхание в этих стадиях ритмичное, медленное, АД снижено, ЭМГ имеет низкую амплитуду.

Фаза быстрого сна (ФБС) характеризуется быстрыми движениями глаз (БДГ), очень низкой амплитудой ЭМГ, "пилообразным" тета-ритмом, сочетающимся с нерегулярной ЭЭГ; при этом отмечают "вегетативную бурю" с дыхательной и сердечной аритмией, колебаниями артериального давления, эпизодами апноэ (в норме длительностью менее 10 секунд), эрекцией пениса и клитора.

Стадии ФМС и ФБС составляют один цикл сна, и таких циклов у здорового человека бывает от 4 до 6 за ночь; эти циклы не одинаковы: в первых двух максимально представлена ФМС, а в утренних - ФБС.

Основная функция ФМС - восстановительная (накопление энергетических, в первую очередь, фосфатергических связей, синтез пептидов и нуклеиновых кислот, в этой фазе наблюдаются пики секреции соматотропного гормона, пролактина, мелатонина, а ФБС - переработка информации и построение программы поведения.

При физиологическом старении структура сна претерпевает следующие изменения: снижается общая длительность сна, увеличивается длительность поверхностных стадий, увеличивается время засыпания и время бодрствования внутри сна, возрастает двигательная активность во сне, возникает фрагментация сна, отмечается большая сохранность ФБС по отношению к ФМС, выявляется полифазность сна (наличие дневного и ночного сна) и дневные микрозасыпания. Жалобы на плохой ночной сон у людей старше 60 лет встречается в 3 - 4 раза чаще, чем в среднем возрасте.

Вполне естественно, что к вопросу о механизмах сна привлечено внимание многих исследователей. Наиболее интересны две теории сна: гуморальная и нервная.

Гуморальная теориярассматривает сон как результат накопления в крови токсических продуктов обмена – «гипногенных» веществ, действующих на определенные зоны мозга (возможно, на «центры сна»). В пользу этой теории говорят опыты Р. Лежандра и Г.Пьерона, показавшие, что при введении бодрой собаки сыворотки крови другой собаки, не спавшей несколько суток, у бодрой собаки наблюдаются в се признаки утомления, приводящие животное ко сну. Однако наблюдения П.К.Анохина над сросшимися близнецами, обладавшими общей кровеносной системой, ставят под сомнения гуморальную теорию, так как близнецы, имея один состав крови, спали и бодрствовали часто не одновременно.

Нервные теориирассматривают сон как результат либо возбуждения специального центра сна, находящегося, по заключению специалистов и по мнению некоторых экспериментаторов (Гесс и др.) в промежуточном мозге, либо как результат общего торможения коры больших полушарий с ближайшей подкоркой (И.П.Павлов).

В последнее время внимание многих исследователей обращено в ретикулярную формацию ствола мозга, выключение которой ведет к развитию сноподобных состояний, а раздражение ее вызывает пробуждение (Г.Мэгун, Д.Джаспер, Г.Моруцци и др.). но без участия корковых частей анализатора одна только система подкорковых ядер не в состоянии обеспечить регуляцию сна и бодрствования (Ф.Бремер).

Павлов считал, что сон имеет корковое происхождение и развивается в норме по законам внутреннего торможения. По Павлову возможен и другой механизм развития сна – это отсутствие раздражений, стимулирующих кору тонизирующих ее (перерезка зрительных и слуховых нервов; клинические больные, лишенные большинства экстерорецепций). Такой сон Павлов называл «пассивным» в отличие от «активного» сна, развивающегося как внутреннее торможение вследствие усиленной деятельности коры.

Анохин, предложений корково-подкорковую гипотезу развития сна, полагает, что активный сон возникает в результате торможения корковой деятельности за счет блокирования в таламусе импульсов, идущих от рецепторов к коре. Однако первичное сонное торможение развивается в коре (в частности, в ее лобных долях), что приводит гипоталамус к освобождению от постоянно имеющего место тормозного влияния коры, особенно ее лобных отделов. Расторможенные гипатоломические образования направляют возбуждение в область таламуса, где и происходит блокирование импульсации, направленной к коре.

Сон, видимо, не является привилегией коры, как не является он и реакцией, специфически связанной с подкорковыми образованиями. Сон- это результат сложной перестройки корково-подкорковых отношений (А.Б.Коган).

По Павлову, при засыпании кора проходит несколько гипнотических фаз, характеризующихся изменением возбудимости корковых нейронов:

· уравнительную (отличающуюся выравниванием эффектов от действия слабых и сильных условнорефлекторных раздражений на уровне слабых),

· парадоксальную (когда на слабое воздействие возникает большой ответ, чем на сильное),

· ультрапарадоксальную (характеризующуюся отсутствием ответов на положительные сигналы и появлением реакций на тормозные),

· наркотическую (отличающуюся сохранением силовых отношений при общем снижении эффекта),

· тормозную (когда, наконец, нет ответов на все внешние раздражители в результате наступившего торможения).

Информационные ресурсы.

  1. Власов Н.А., Вейн А.М., Александровский Ю.А. Регуляция сна.
  2. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем
  3. Новикова Л.А. Электроэнцефалография и ее использование для изучения функционального состояния мозга

Модуль 9.

Информационные ресурсы

1. Лурия А.Р. Функциональная организация мозга

Модуль 10.

Особенности ВНД человека

КОНТРОЛЬНОЕ ТЕСТИТРОВАНИЕ.

Инструкция.

Для следующих вопросов выберите один наиболее правильный ответ или утверждение.

1. Тип высшей нервной деятельности - это...

а) совокупность врожденных и приобретенных свойств ЦНС, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и отражающихся на всех функциях организма. б) совокупность приобретённых свойств ЦНС, определяющих характер поведения индивидуума и отражающихся на всех функциях его организма. в) совокупность врожденных свойств ЦНС, определяющих характер поведения индивидуума и отражающихся на всех функциях его организма. г) совокупность психических свойств личности. д) все перечисленное верно.

2. На чём основано выделение И.П.Павловым 4 типов ВНД?

а) на разной возбудимости нейронов коры больших полушарий. б) на разной скорости проведения возбуждения в ЦНС. в) на разной степени выраженности силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий. г) на различии психических свойств личности. д) на видовых отличиях в поведении человека и животных.

3. Как оценить силу процесса торможения в коре больших полушарий?

а) по величине потенциала действия в нейронах коры больших полушарий. б) по величине тормозного постсинаптического потенциала. в) по скорости выработки условного рефлекса. г) по скорости выработки отрицательного условного рефлекса. д) все перечисленное верно.

4. Как оценить уравновешенность процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий?

а) по продолжительности положительного и отрицательного следового потенциала. б) по сопоставлению продолжительности процессов возбуждения и торможения. в) по сопоставлению скорости выработки положительных и отрицательных условных рефлексов. г) по величине возбуждающего и тормозного постсинаптических потенциалов. д) все перечисленное верно.

5. Как оценить подвижность процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий?

а) по скорости замены торможения возбуждением. б) по скорости замены возбуждения торможением. в) по времени действия процессов возбуждения и торможения. г) по времени требующемуся для замены сигнального значения условного рефлекса с положительного (вызывающего условный рефлекс)на отрицательное (вызывающего торможение условного рефлекса) или наоборот. д) все перечисленное верно.

6. Темперамент - это...

а) совокупность психических свойств личности. б) совокупность врожденных психических свойств личности. в) совокупность приобретенных психических свойств личности. г) характеристика ВНД, включающая тип ВНД и совокупность всех психических свойств личности. д) все перечисленное верно.

7. Какой из типов ВНД наиболее соответствует темпераменту сангвиника?

а) сильный, неуравновешенный. б) сильный, уравновешенный, подвижный. в) сильный, уравновешенный, инертный. г) сильный, неуравновешенный, инертный. д) сильный, неуравновешенный, подвижный.

8. Какой из типов ВНД наиболее соответствует темпераменту флегматика?

а) сильный, неуравновешенный. б) слабый, уравновешенный. в) слабый. г) сильный, уравновешенный, подвижный. д) сильный, уравновешенный, инертный.

9. Какой из типов ВНД наиболее соответствует темпераменту холерика?

а) сильный, неуравновешенный. б) сильный, уравновешенный, подвижный. в) сильный, уравновешенный, инертный. г) слабый. д) подобного соответствия не может быть.

10. Какой из типов ВНД наиболее соответствует темпераменту меланхолика?

а) сильный, неуравновешенный. б) слабый, неуравновешенный. в) слабый, уравновешенный. г) слабый. д) сильный, уравновешенный, инертный.

11. Ощущение - это...

а) отражение отдельных свойств предметов, явлений окружающего мира. б) отражение предмета или явления в целом. в) образное отражение предмета или явления. г) образное отражение предмета или явления при его отсутствии. д) все перечисленное верно.

12. Какие структуры мозга необходимы и достаточны для обеспечения процесса ощущения?

а) лимбическая система мозга б) базальные ганглии. в) первичная сенсорная зона анализатора. г) вторичная сенсорная зона анализатора. д) гипоталамус.

13. Восприятие - это...

а) отражение отдельных свойств предметов, явлений окружающего мира. б) отражение предмета или явления в целом. в) образное отражение предмета или явления. г) образное отражение предмета или явления при его отсутствии. д) все перечисленное верно.

14. Какие структуры мозга необходимы и достаточны для обеспечения процесса восприятия?

а) лимбическая система мозга. б) сенсорная кора. в) первичная сенсорная зона анализатора ( или нескольких анализаторов). г) вторичная сенсорная зона анализатора (или нескольких анализаторов). д) базальные ганглии.

15. Представление - это...

а) отражение отдельных свойств предметов или явлений окружающего мира. б) отражение предмета или явления в целом. в) отражение многообразных связей между различными предметами и явлениями. г) образное отражение предмета или явления в сложной пространственно-временной взаимосвязи составляющих их свойств и признаков. д) все перечисленное верно.

16. Представление обеспечивается...

а) механизмом доминанты в первичной сенсорной зоне анализатора. б) механизмом доминанты во вторичной сенсорной зоне анализатора. в) работой всего анализатора и механизмами памяти. г) работой всего анализатора и условными рефлексами высших порядков. д) все перечисленное верно.

17. Внимание - это...

а) отражение отдельных свойств предмета, явлений окружающего мира. б) конкретное отражение предмета или явления в целом. в) образное отражение предмета или явления в целом. г) направленность психических процессов на анализ какого-то объекта или явления. д) все перечисленное верно.

18. Внимание обеспечивается...

а) механизмом динамического стереотипа в сенсорной коре. б) механизмом доминанты в лимбической системе. в) механизмом доминанты в корковом отделе анализатора. г) механизмом динамического стереотипа в корковом отделе анализатора. д) условными рефлексами высшего порядка в ассоциативной коре.

19. Память - это...

а) образное отражение предмета или явления в сложной пространственно-временной взаимосвязи составляющих их свойств и признаков. б) процесс запечатления информации. в) процесс запечатления и хранения информации. г) процесс запечатления, хранения и воспроизведения информации. д) восприятие, запечатление и хранение информации.

20. Выберите логически правильную классификацию видов памяти.

а) зрительная, механическая, двигательная. б) срочная, краткосрочная, долговременная. в) механическая, физическая, химическая. г) слуховая, смысловая, зрительная. д) механическая, смысловая.

21. Каковы механизмы кратковременной памяти.

а) синхронное возбуждение нейронов сенсорной коры. б) биохимические изменения в нейронах ассоциативной коры. в) циркуляция импульсов в нейронных ловушках лимбической системы. г) циркуляция импульсов в нейронных ловушках промежуточного мозга. д) циркуляция импульсов в стриопаллидарной системе.

22. Мышление - это...

а) отражение отдельных связей между нейронами различных отделов коры больших полушарий. б) выявление связей между различными предметами и явлениями, формирующее целостное отражение окружающей действительности. в) образное отражение предмета или явления в целом. г) процесс восприятия, запечатления и хранения информации. д) способность отделять себя (свое «Я») от других людей и окружающей среды.

23. Абстрактное мышление - это...

а) выявление связей между различными предметами и явлениями при их отсутствии. б) выявление связей между предметами и явлениями. в) образное отражение предмета или явления в целом. г) отражение отдельных связей между различными предметами. д) все перечисленное верно.

24. В основе абстрактного мышления лежит...

а) первая сигнальная система. б) вторая сигнальная система. в) условные рефлексы второго и третьего порядка. г) динамический стереотип. д) доминанта.

25. Сознание - это...

а) способность отражать связи между различными предметами и явлениями при их отсутствии. б) отражение реальной действительности, заключающееся в отделении себя (собственного «Я») от других (не «Я») и окружающей среды. в) образное отражение всей окружающей действительности. г) отражение отдельных связей между предметами и явлениями. д) все перечисленное верно.

26. Структурные элементы сознания располагаются по степени усложнения в следующем порядке...

а) сознание - подсознание - сверхсознание - самосознание. б) подсознание - самосознание - сознание - сверхсознание. в) самосознание - сверхсознание - сознание - подсознание. г) сверхсознание - подсознание - самосознание - сознание. д) подсознание - самосознание - сверхсознание - сознание.

27. Какие из перечисленных механизмов связаны с функциональной асимметрией полушарий мозга?

а) доминанта. б) условные рефлексы. в) динамический стереотип. г) первая сигнальная система. д) вторая сигнальная система

28. Что лежит в основе выделения художественного и мыслительного типов нервной системы у человека (по И.П.Павлову)?

а) характеристика силы процессов возбуждения и торможения. б) степень сложности условных рефлексов, сформированных у человека. в) преобладающее развитие первой и второй сигнальной системы. г) преобладание того или иного темперамента. д) все перечисленное верно.

29. Что называется первой сигнальной системой?

а) система конкретных, чувственных образов, фиксируемых мозгом человека и животных. б) система конкретных, чувственных образов, фиксируемых только мозгом человека. в) система конкретных, чувственных образов, фиксируемых только мозгом животных. г) система обобщенного отражения окружающей действительности в виде понятий, содержание которых фиксируется в словах, математических символах, образах художественных произведений и др. д) все перечисленное верно.

30. Что называется второй сигнальной системой.

а) система конкретных, чувственных образов, фиксируемых мозгом человека и животных. б) система конкретных, чувственных образов, фиксируемых только мозгом человека. в) система обобщенного отражения окружающей действительности в виде понятий, содержание которых фиксируется в словах, математических символах и др., характерная для человека и животных. г) система обобщенного отражения окружающей действительности в виде понятий, содержание которых фиксируется в словах, математических символах и др., характерная только для человека.

31. К «художественному» типу нервной системы (по классификации Павлова) относят людей...

а) с выраженным динамическим стереотипом б) со слабо выраженными инстинктами. в) с преобладающей первой сигнальной системой. г) с преобладающей второй сигнальной системой. д) с усиленной условно-рефлекторной деятельностью.

32. К «мыслительному» типу нервной системы (по классификации И.П.Павлова) относят людей...

а) с выраженным динамическим стереотипом. б) со слабо выраженными инстинктами. в) со слабо выраженными эмоциями. г) с преобладающей первой сигнальной системой. д) с преобладающей второй сигнальной системой.

33. Функциональная система целостного поведенческого акта возникает..

а) при достижении конечного полезного результата. б) при наличии выраженных эмоций. в) при наличии выраженной мотивации. г) с момента формирования аппарата эфферентного синтеза. д) с момента включения второй сигнальной системы.

34. Функциональная система целостного поведенческого акта распадается при...

а) формировании аппарата афферентного синтеза. б) формировании аппарата эфферентного синтеза. в) формировании акцептора результатов действия. г) достижении конечного полезного результата. д) формировании программы действия.

35. В каких структурах мозга сосредоточен аппарат афферентного синтеза?

а) в таламусе. б) в лимбической системе. в) в сенсорной коре. г) в моторной коре. д) в ассоциативной коре.

Инструкция.

Для каждого пронумерованного вопроса или незаконченного утверждения дается четыре пронумерованных ответа, из которых могут быть правильными один, два, три или все.

36. Какие характеристики ЦНС лежат в основе выделения 4 типов ВНД (по И.П.Павлову)?

а) сила процессов возбуждения и торможения. б) скорость иррадиации процессов возбуждения и торможения. в) уравновешенность процессов возбуждения и торможения. г) подвижность процессов возбуждения и торможения.

37. Выберите логически правильные классификации типов ВНД.

а) экстраверт и интраверт. б) возбудимый и тормозной. в) художественный и музыкальный. г) художественный, мыслительный и смешанный.

38. Как оценить силу процессов возбуждения в коре больших полушарий?

а) по скорости выработки условных рефлексов. б) по степени выраженности условных рефлексов. в) по прочности выработанного условного рефлекса. г) по величине потенциалов действия в корковых нейронах

39. Каково практическое значение проблемы, связанной с типологическими особенностями ВНД?

а) установление личностных отношений. б) профессиональный отбор. в) характеристика течения болезни у представителей разных типов ВНД г) склонность к определенным заболеваниям у представителей разных типов ВНД

40. Назовите особенности ВНД человека.

а) наличие второй сигнальной системы. б) наличие абстрактного мышления. в) наличие условных рефлексов и динамического стереотипа. г) наличие социальных мотиваций.

41. По времени хранения информации выделяют память...

а) вечную. б) суточную. в) краткосрочную. г) долговременную.

42. По особенностям запоминания выделяют память...

а) слуховую. б) смысловую. в) зрительную. г) механическую.

43. Механизм долговременной памяти связывают с ...

а) изменением синтеза РНК в нейронах. б) увеличением числа нейронов. в) увеличением размеров тел нейронов. г) увеличением миелинизации отростков нейронов.

44. Левое полушарие мозга отвечает за...

а) понимание смысла слов. б) образную память. в) абстрактное мышление. г) конкретное мышление.

45. Правое полушарие мозга отвечает за...

а) понимание смысла слов. б) отсчет времени. в) конкретное мышление. г) абстрактное мышление.

46. Какие потоки афферентной импульсации входят в аппарат афферентного синтеза функциональной системы поведенческого акта?

а) пусковая афферентация. б) обстановочная афферентация. в) обратная афферентация. г) мотивационное возбуждение.

47. Акцептор результатов действия функциональной системы поведенческого акта...

а) формируется после поступления обратной афферентации. б) сосредоточен в ассоциативной коре. в) содержит «идеальные» характеристики параметров результата действия. г) распадается при поступлении обстановочной афферентации.

5. Дополнительные задания

1. Назовите наиболее ярких представителей того или иного типа ВНД (по И.П.Павлову) по известным вам литературным произведениям.

2. Приведите для сравнения 2-3 примера условных рефлексов первого и второго порядка.

3. Перечислите все особенности ВНД человека.

Ситуационные задачи

1. Вы решаете производственный вопрос с людьми, относящимися к разным типам ВНД. Продумайте свое поведение в том случае, если Вам необходимо убедить в своей правоте каждого их представителей 4-х типов.

2. Вы чувствуете, что не можете «найти общий язык» с окружающими Вас людьми. Попробуйте определить свой тип ВНД. Подумайте какие черты характера Вам следует изменить?

3. Пациент после автомобильной катастрофы при разговоре с Вами не может описать события, непосредственно предшествовавшие ей. Дайте объяснение данному факту.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ПРОТОКОЛ ОПЫТА

№ n\n Возраст испытуемого Интервал между сочетаниями Условный сигнал Время изолированного действия условного сигнала Безусловное подкрепление Наличие условного рефлекса
1. 2-3 мин М-120 15 сек. Надавливание на глазные яблоки    
2.            
3.            

Результаты работы:

Выводы:

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

ПРОТОКОЛ ОПЫТА.

№ n/n Возраст испытуемого Интервал между сочетаниями Условный сигнал Время действия условного сигнала Наличие условного рефлекса Примечание
1.   2 мин М-120 15 сек. имеется подкреплено
      М-60   имеется Не подкреплено
      М-120   имеется подкреплено

Результаты работы:

Выводы:

ПРОТОКОЛ ОПЫТА.

№ n/n Возраст испытуемого Интервал между сочетаниями Условный сигнал Наличие условного рефлекса Примечание
1.   2 -3 мин М-120 имеется Не подкреплен
    2-3 мин М-120 имеется Не подкреплен

Результаты работы:

Выводы:

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Работа 1. Образование условного зрачкового рефлекса на звонок и на слово «звонок» у человека.

Для работы необходимы: электрический звонок, настольная лампа, ручной экранчик, испытуемый.

Условным сигнальным раздражителем, вызывающим ту или иную деятельность организма, может стать любой предмет или явление при­роды, для восприятия которых имеются соответствующие органы чувств. Однако для человека в отличие от животных значение сигнала может иметь не только предмет или явление природы, но также и слово, речь. Слова, слышимые, произносимые, написанные, сочетаясь в течение индивидуальной жизни с предметами или явлениями природы, сигнала­ми первой сигнальной системы, сами постепенно становятся сигналами этих сигналов. Таким образом, слово для человека становится условным раздражителем, которое может вызвать любую деятельность организма.

Условные рефлексы второй сигнальной системы возникают на осно­ве условных рефлексов первой сигнальной системы. Это можно показать в опыте.

Если у человека выработать условный зрачковый рефлекс на звонок, то слово звонок становится условным сигнальным раздражителем, вы­зывающим такого же характера реакцию.

Цель работы: 1) показать возможность выработки условного рефлек­са на гладкую мышцу (сфинктер) зрачка; 2) показать одновременное образование условного рефлекса на слово.

Ход работы.

1. В качестве испытуемого выбирают студента со светлой окраской радужной оболочки глаз и хорошей зрачковой реакцией на свет.

2. Испытуемый и экспериментатор садятся друг против друга у од­ного края стола, на котором стоит настольная лампа и электрический звонок (можно посадить испытуемого к окну, если дневное освеще­ние достаточно интенсивное). Испытуемого просят закрыть один глаз рукой.

3. Экспериментатор, попеременно, то закрывая второй глаз испытуе­мого экранчиком, то открывая его, убеждается в наличии зрачкового рефлекса, т.е. в сужении зрачка на свет (сокращении сфинктера зрачка) и в расширении его (сокращении дилятатора зрачка). Расширенный зрачок хорошо виден в первый момент после снятия экрана.

4. Убеждаются, что звук звонка не вызывает зрачкового рефлекса, т.е. является индифферентным раздражителем для глаза.

5. Приступают к образованию условного зрачкового рефлекса на зво­нок. Для этого, включив звонок, тотчас закрывают глаз испытуемого экранчиком, т.е. производят почти одновременно два раздражения: зву­ковое, не вызывающее расширения зрачка, — будущий условный раз­дражитель и затемнение глаза - безусловный раздражитель. Повторяют сочетание раздражений 7 - 10 раз с интервалом 40 - 50 сек.

6. Через 7 -10 сочетаний, включая звонок, не затемняют глаз. Если условный рефлекс образовался, то несмотря на яркое освещение глаза светом, зрачок расширяется. Следовательно, звонок стал условным раз­дражителем.

7. Укрепляют выработанный условный зрачковый рефлекс на звонок, повторяя сочетание двух раздражителей еще несколько раз. Затем вместо включения звонка громко произносят слово «звонок», но не затемняют глаз. Обычно при этом можно увидеть расширение зрачка.

Результаты работы:

Выводы:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное

образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Автор-составитель Гутерман Л.А.

«Высшая нервная деятельность».

Наши рекомендации