Тема 3.4 Психофизиология высших психических функций

1.Какие центры входят в систему регуляции памяти?

2.Какие существуют теории памяти?

3.Чем отличается привыкание от сенситизации?

4.Каковы основные этапы формирования энграмм памяти?

5.Как связан объем кратковременной памяти и параметры электроэнцефалограммы?

6.В чем заключается гипотеза Г. Линча и М. Бодри?

7.Какова возрастная специфика мозгового обеспечения памяти?

Тема 3.5 Психофизиологические закономерности онтогенетического развития

Какова роль окружающей среды в онтогенетическом развитии?

2. Каковы психофизиологические закономерности онтогенетического развития?

3. С какого возраста формируется психическая жизнь ребенка?

4. Что такое импритинг?

5. С какого возраста наступает психофизиологическая стагнация?

Примерные темы рефератов.

Тема 1.1 Предмет, задачи и методы возрастной физиологии и психофизиологии

1. Предмет физиологии развития и психофизиология.

2. Взаимосвязь возрастной физиологии и психофизиологии с другими науками.

3. Становление физиологии развития и психофизиологии.

4. Задачи возрастной физиологии и психофизиологии

5. Методы возрастной физиологии и психофизиологии

Тема 2.1 Общие закономерности и возрастные особенности роста и развития детей и подростков

1.«Скачок роста». Из каких частей состоит скелет человека

2.Физиологическое развитие ребенка.

3.Психофизиологическое развитие ребенка.

3. Отличие физиологии и психофизиологии ребенка и подростка.

4. Критические периоды.

Тема 2.2 Возрастные особенности нервной и эндокринной систем

1.Строение клетки.

2.Структурно-функциональный и системный подходы к изучению организма

Основные структурно-функциональные белки организма.

3.Развитие эндокринной системы

4.Развитие нервной системы.

5.Что такое энергетический обмен и как он изменяется с возрастом.

Тема 2.3 Возрастные особенности высшей нервной деятельности и анализаторов

1. Развитие памяти в онтогенезе.

2. Развитие мышление и интеллекта в онтогенезе.

3. Физиология анализаторной системы в онтогенезе.

4. Волевые процессы и психофизиологические онтогенетические особенности.

Тема 2.4 Возрастные особенности органов пищеварения и выделения и опорно-двигательного аппарата

1. Развитие органов пищеварения.

2. Развитие органов выделения.

3. Развитие опорно-двигательго аппарата.

Тема 2.5 Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы и органов дыхания

1. Из каких компонентов состоит кровь?

2. Что такое гемостаз?

3. Что такое иммунитет?

4. Что такое кислородный режим организма и как он изменяется с возрастом?

5. Что такое сердечный цикл и как он изменяется возрастом?

Тема 3.1 Нейрофизиологические основы психических процессов. Системная организация мозга.

Срочная и долговременная адаптация

Основные отделы нервной системы

3. Возрастные преобразования нейронов и нервных волокон

Структура и функциональная роль спинного мозга.

Основные функции продолговатого, среднего и промежуточного мозга.

История создания теории системной динамической локализации психических процессов (А.Р. Лурия).

Тема 3.2 Психофизиология функциональных состояний

Способы оценки функционального состояния.

Определение функционального состояния разными российскими и зарубежными учеными

Онтогенез и функциональное состояние.

Функциональные состояния в норме и патологии.

Тема 3.3. Психофизиология потребностно-эмоциональной сферы

1. Понятие потребностей.

2. Понятие эмоций.

3. Связь эмоций и потребностей.

4. Развитие потребностей и эмоций в онтогенезе.

5. Потребностно-эмоциональная сфера и механизмы хащиты.

Тема 3.4 Психофизиология высших психических функций

Механизмы памяти и их возрастные изменения

Функции мозжечка в организации регуляции движения

Особенности влияния симпатической и парасимпатической нервной системы в онтогенезе.

Развитие высших психических функций.

Мышление и интеллект в онтогенезе.

Тема 3.5 Психофизиологические закономерности онтогенетического развития

Типы роста тканей организма

Рост и развитие младенцев.

Ростовые процессы в дошкольном периоде.

Нормализация в деятельности физиологических систем на заключительном этапе полового созревания.

Как и почему с возрастом меняется память, внимание, организация деятельности?

Тематика контрольных работ

1. Психофизиологическая проблема и варианты ее решения.

2. Проблема дуализма в психофизиологии.

3. Методология в возрастной физиологии и психофизиологии.

4. История возрастной психофизиологической науки.

5. Аспекты психофизиологии.

6. История возрастной физиологии.

7. Развитие нервной системы.

8. Развитие анализаторной системы.

9. Онтогенез человека.

10. Развитие висцеральных органов.

11. Развитие покровной и опорно-двигательной систем.

12. Функциональные состояния в контексте эргономики и психофизиологии: сравнительный анализ.

13. Проблема соотношения активности и реактивности в психофизиологии.

14. Физиологические механизмы обеспечения мотивационно-потребностной сферы человека.

15. Биоэлектрическая активность мозга как метод исследования нейрофизиологических механизмов познавательной деятельности человека.

16. Стресс и его роль в жизни человека.

17. Гендерная специфика в реагировании на стресс.

18. Детекторная концепция восприятия.

19. Нейрофизиологические механизмы селективного внимания.

20. Естественнонаучный подход к изучению памяти.

21. Теории памяти.

22. Развитие памяти в онтогенезе.

23. Взаимодействие полушарий мозга в познавательной деятельности человека.

24. Психофизиологический подход к интеллекту.

25. Формы интеллекта.

26. Развитие интеллекта в онтогенезе.

27. Концепция трех функциональных блоков мозга (А.Р. Лурия).

28. Функциональная асимметрия и "расщепленный мозг".

29. Нейрофизиологические основы речевой деятельности человека.

30. Связь речи и мышления.

31. Развитие ВПФ в онтогенезе.

32. Теория нейронной эффективности.

33. Биологические предпосылки общих и специальных способностей.

34. Использование вызванных потенциалов в изучении когнитивных функций человека.

35. Векторная психофизиология и ее применение в изучении восприятия и памяти.

36. Проблема «транспорта» памяти.

37. Физиологические теории памяти.

38. Перенос центров речи и его условия.

39. Электрофизиологические методы в изучении речевой деятельности человека.

40. Нейронные и системно-структурные механизмы восприятия в онтогенезе.

41. Вызванные потенциалы в исследовании внимания.

42. Мозговая система внимания.

43. Сознание и межполушарная асимметрия.

44. Психофизиологические основы сознания.

Перечень вопросов для подготовки к экзамену

1. Предмет и задачи возрастной физиологии и психофизиологии, связь с другими науками.

2. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Роль наследственных и средовых факторов (экологические, социальные).

3. Закономерности роста и развития организма (непрерывность, гармоничность, гетерохронность).

4. Понятие акселерации и ретардации развития.

5. Биологический возраст. Критерии его определения (костный, зубной, степень полового созревания). Значение для индивидуального подхода к обучению и воспитанию ребенка.

6. Понятие школьной зрелости. Тесты, ее определяющие (Филиппинский, Керна-Ирасека и др.).

7. Уровни организации организма: клетки, ткани, органы, системы органов. Понятие функциональная система.

8. Характеристика возрастных периодов развития (новорожденности, грудного, дошкольного, школьного, подросткового).

9. Нейро-гуморальная регуляция функций в организме. Гомеостазис.

10. Эндокринная система. Общая характеристика желез внутренней секреции (ЖВС).

11. Щитовидная железа. Гормоны (тироксин), их значение в регуляции роста и развития организма. Нарушения при гипо- и гиперскреции (тиреоидный нанизм, кретинизм, микседема, базедова болезнь).

12. Эндокринная роль поджелудочной железы. Инсулин, глюкагон, значение в углеводном и других видах обмена веществ. Сахарный диабет.

13. Гормоны коры надпочечников: глюкокортикоиды, минералокортикоиды, половые гормоны; влияние на развитие ребенка.

14. Гормоны мозгового слоя надпочечников (адреналин), их участие в адаптации организма ребенка к стрессовым ситуациям.

15. Половые железы: гормоны половых желез, место их образования, влияние на рост и развитие детского организма. Половое созревание. Половое воспитание детей.

16. Гормоны гипофиза (СТГ, ТТГ, АКТГ, ГТГ, окситоцин, АДГ), их роль в регуляции роста и развития организма, репродуктивной и родовой деятельности.

17. Нервная система. Функции. Общий план строения (центральная и периферическая часть).

18. Нейрон – структурно-функциональная единица нервной системы. Классификация.

19. Связь между нейронами. Синапс. Медиаторы.

20. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Классификация рефлексов. Безусловные и условные рефлексы.

21. Спинной мозг. Рефлексы новорожденных (хватательный, шагательный, Бабинского, коленный, Моро и др.). Развитие рефлекторной функции.

22. Краткая морфо-функциональная характеристика отделов головного мозга (продолговатого, среднего, промежуточного, конечного). Развитие рефлекторной функции.

23. Функциональная характеристика коры. Функциональная асимметрия полушарий. Возрастные особенности условнорефлекторной деятельности.

24. Первая и вторая сигнальные системы. Речевые зоны коры. Развитие речевой функции.

25. Роль симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы в реакциях стресса и восстановления. Значение тренировки для адаптации детей к режиму детского сада и школы.

26. Понятие сенсорные системы (анализаторы). Общий принцип строения. Значение анализаторов для физического и умственного развития детей.

27. Рецепторы. Их классификация.

28. Глаз. Строение. Аномалии нормального видения (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Цветовое зрение и его аномалии. Зрительная сенсорная система.

29. Ухо. Строение. Восприятие звуковых колебаний.

30. Значение слуха в формировании речи ребенка.

31. Значение соматосенсорного, вестибулярного анализаторов для физического развития детей.

32. Роль вкусового и обонятельного анализаторов.

33. Высшие психические функции. Память, ее виды. Значение тренировки памяти для хорошей успеваемости детей.

34. Сон . Механизмы развития и виды сна.

35. Эмоции. Центры, их регулирующие. Значение положительных и отрицательных эмоций для обучения и адаптации детей.

36. Значение опорно-двигательного аппарата. Общий план строения скелета. Особенность скелета новорожденного.

37. Формирование изгибов и окостенение частей скелета. Гигиена осанки ребенка, ее нарушения, профилактика.

38. Мышечная система. Основные группы мышц тела. Динамическая и статическая работа мышц. Развитие быстроты, ловкости и выносливости у детей разного возраста.

39. Кровь. Состав и функции. Группы крови и резус – фактор.

40. Иммунитет, его виды. Роль вакцинации в становлении иммунных реакций.

41. Сердечно-сосудистая система (ССС). Классификация сосудов. Круги кровообращения.

42. Общий план строения сердца. Сердечный цикл. Проводящая система сердца. Запись электрической активности (ЭКГ).

43. Внешние показатели деятельности ССС (ЧСС, артериальное давление, систолический и минутный объем крови), их возрастные особенности. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний у детей.

44. Общий план строения и функции органов дыхания, возрастные особенности. Показатели внешнего дыхания (жизненная емкость легких, легочная вентиляция).

45. Общий план строения и функции органов пищеварения, возрастные особенности. Значение грудного вскармливания как профилактика развития дизбактериоза.

46. Питательные вещества. Значение полноценного питания для нормального развития детей. Роль витаминов и микроэлементов.

47. Общий план строения и функции органов выделения возрастные особенности. Энурез.

48. Системно-структурный подход к изучению работы головного мозга в онтогенезе.

49. Информационная парадигма и когнитивная психофизиология.

50. Системный подход к решению психофизиологической проблемы.

51. Информационный подход к решению психофизиологической проблемы.

52. Развитие, строение и функции вегетативной нервной системы, ее роль в регуляции функциональных состояний организма.

53. Сфера применения показателей сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем в психофизиологическом исследовании

54. Подходы к определению понятия "функциональное состояние".

55. Комплексный подход и его значение для диагностики "функционального состояния".

56. Психофизиологической подход к определению "функционального состояния".

57. Модулирующие системы мозга в онтогенезе.

58. Генерализованная и локальная активация.

59. Общий адаптационный синдром. Подходы к определению стресса.

60. Развитие физиологических механизмов кратковременной памяти.

61. Развитие физиологических основ восприятия.

62. Развитие нейронов-детекторор и детекторная концепция кодирования

63. Структуры мозга, обеспечивающие речевую деятельность человека в онтогенезе.

64. Взаимодействие полушарий в процессе восприятия речи в онтогенезе

65. Развитие лимбической системы и регуляция мотивационных состояний

Наши рекомендации