Приобретенные формы поведения
2.2.1 Характеристика условных рефлексов и их значение. Виды условных рефлексов по различным основополагающим признакам
Выработка приспособительных форм поведения в процессе индивидуального развития называется научением. Выработка условного рефлекса — тоже научение. Условный рефлекс — выработанная в онтогенезе реакция организма на раздражитель, который был индифферентным для этой реакции. В реальной жизнедеятельности человека чаще встречаются нестандартные ситуации, чем стандартные. Поэтому безусловные рефлексы не обеспечивают правильного поведения во всем многообразии жизни. Зато это в возможностях условных рефлексов.
Условные рефлексы, как и безусловные, подчиняются закону силы — с увеличением силы стимула ответная реакция возрастает. Существует ряд различий между безусловными и условными рефлексами. Если первые отражают видовые особенности организма, то вторые отражают индивидуальные особенности. Врожденные относительно постоянны, условные – образуются, изменяются, отменяются, если становятся неадекватными условиям жизни особи. Безусловные рефлексы реализуются анатомическими путями, которые определены генетически, а условные – временными функциональными путями. Безусловные рефлексы свойственны всем уровням ЦНС и осуществляются, главным образом, ее низшими отделами. При этом условные рефлексы для образования и осуществления требуют целостности коры больших полушарий. У каждого безусловного рефлекса имеется свое специфическое рецептивное поле и специфические раздражители. При этом условные рефлексы могут образовываться с любого рецептивного поля на самые разнообразные раздражители. Безусловные рефлексы являются реакцией на действие наличного раздражителя, которого уже нельзя избежать. Условные рефлексы приспосабливают организм к действию стимула, которое еще предстоит испытать, т.е. имеют предупредительное значение.
На один и тот же раздражитель можно выработать различные условные рефлексы (условно-рефлекторное переключение). Например, после выработки слюноотделительного условного рефлекса у собаки на звонок (условный сигнал — звонок, слабый раствор кислоты — подкрепление), в другой лаборатории у этой же собаки вырабатывают условный оборонительный рефлекс на этот же звонок, но при этом звонок подкрепляют не слабым раствором кислоты, а несильным раздражением конечности электрическим током. Вскоре на звонок собака реагирует уже не слюноотделением, а отдергиванием конечности, потому что у нее выработался оборонительный условный рефлекс. В данном случае условным сигналом является совокупность раздражителей — звонок и определенная обстановка лаборатории. В жизни человека тоже встречаются аналогичные ситуации. Например, звонок перед началом урока сигнализирует учащимся о необходимости приступить к занятиям, а звонок в конце урока — о начале отдыха.
Последовательная совокупность целого ряда условных рефлексов составляет динамический стереотип, отображающий системность в деятельности коры большого мозга. Например, у собак вырабатывали в определенной последовательности условные рефлексы, например: звонок, метроном (60 уд./мин), шипенье, дифференцировка метронома (120 уд./мин), свет, механизм-касалка. После того, как у собаки выработались достаточно прочные условные рефлексы на каждый из раздражителей, вместо каждого условного сигнала стали применять один условный сигнал – свет. При этом на один и тот же раздражитель получили различные условные рефлексы – как и при последовательном действии всех перечисленных сигналов. В коре образовалась связь между всеми пунктами условных сигналов, и поэтому при включении на первом месте стереотипа раздражителя «свет» возникали условия для включения последующих сигналов.
Таким образом, в коре больших полушарий при длительном использовании внешнего стереотипа (одной и той же последовательности условных сигналов) создается внутренний стереотип (определенная система связей). Воспроизведение стереотипа обычно происходит автоматически. Динамический стереотип мешает созданию нового. Именно поэтому человека легче научить, чем переучить. Устранение стереотипа и создание нового нередко сопровождаются психоэмоциональным перенапряжением (стрессом). В жизни человека стереотип играет важную роль: с образованием определенного стереотипа связаны профессиональные навыки; последовательность гимнастических элементов, заучивание стихов и пословиц, игра на музыкальных инструментах, отработка определенной последовательности движений в балете, танцах, спорте и т.п.
Условные рефлексы это рефлексы на будущие события. Биологическое значение условных рефлексов состоит в их предупредительной роли. Они имеют для организма приспособительное значение, готовя организм к разнообразной и целесообразной поведенческой деятельности в окружающей среде.
Условные рефлексы подразделяют по нескольким основополагающим признакам.
По биологическому значению различают пищевые, оборонительные, половые и другие рефлексы.
По виду рецепторов, с которых идет выработка рефлекса, условные рефлексы делят на экстерорецептивные, проприорецептивные и интерорецептивные. В исследованиях К. М. Быкова и В. Н. Черниговского с сотрудниками была показана связь коры больших полушарий со всеми внутренними органами. Интерорецептивные условные рефлексы обычно сопровождаются расплывчатыми ощущениями, которые еще И. М. Сеченов называл «темными чувствами», которые влияют на настроение, самочувствие, работоспособность. Проприорецептивные условные рефлексы лежат в основе научения животных и человека необходимым двигательным навыкам. Экстерорецептивные условные рефлексы формируют приспособительное поведение животных по добыванию пищи, избеганию вредных воздействий, продолжению рода и т.д. Для человека важнейшее значение имеют экстерорецептивные словесные раздражители, потому что они формируют наши поступки и мысли.
По отделу нервной системы и характеру эфферентного ответа различают соматические условные рефлексы (двигательные) и вегетативные (сердечно-сосудистые, секреторные, выделительные и др.). В качестве примера условно-рефлекторного изменения деятельности внутренних органов можно привести условные рефлексы на лекарства. Например, если неоднократно сочетать звук метронома с введением апоморфина, вызывающего рвоту, то через некоторое время метроном сам по себе будет вызывать у человека рвоту без введения апоморфина. Существует ряд классификаций, применяемых только к условным рефлексам.
В зависимости от условий выработки условные рефлексы разделяют на натуральные и искусственные.Натуральные условные рефлексы формируются на сигналы, являющиеся естественными признаками подкрепляющегораздражителя. Например, запах, цвет мяса могут быть условными сигналами подкрепления мясом. Легко возникают условные рефлексы без специальной выработки на время. Прием пищи в одно и то же время ведет к выделению пищеварительных соков и других реакций организма.
Искусственные (лабораторные) условные рефлексы вырабатываются на такие сигнальные раздражители, которые в природе не имеют отношения к безусловному (подкрепляющему) раздражителю, т.е. в данном случае применяется любой дополнительный раздражитель. В начале выработки условного рефлекса он является индифферентным относительно будущего условного рефлекса (например, включение звонка подкрепляется мясом). Далее звучание звонка и пустая миска вызывает образование и выделение слюны, как и потребление мяса или только его вид и запах.
В свою очередь, лабораторные условные рефлексы тоже подразделяют на группы по различным критериям.
По сложности различают: простые условные рефлексы, вырабатываемые на одиночные раздражители (классические условные рефлексы И. П. Павлова); комплексные условные рефлексы, т.е. на несколько сигналов, действующих одновременно или последовательно; цепные рефлексы — на цепь раздражителей, каждый из которых вызывает свой условный рефлекс (динамический стереотип).
По соотношению времени действия условного и безусловного раздражителей различают рефлексы наличные и следовые. Для выработки условных наличных рефлексов характерно совпадение действия условного и безусловного раздражителей, последний включается несколько позже. Следовые рефлексы вырабатывают в условиях, когда безусловный раздражитель подают через 2 — 3 мин после выключения условного, т.е. выработка условного рефлекса происходит на след от сигнального стимула.
По выработке условного рефлекса на базе другого условногорефлекса различают условные рефлексы второго, третьего и других порядков. Рефлексы первого порядка это условные рефлексы, выработанные на базе безусловных рефлексов (классические условные рефлексы). Рефлексы второго порядка вырабатываются на базе условных рефлексов первого порядка, при которых безусловный стимул отсутствует. Рефлекс третьего порядка образуется на базе условного рефлекса второго порядка. Чем выше порядок условных рефлексов, тем сложнее они вырабатываются. Например, у собак пока удается образовать условные рефлексы только до третьего порядка.
В зависимости от сигнальной системыразличают условные рефлексы, возникающие на сигналы первой и второй сигнальных систем. Условные рефлексы на слово вырабатываются только у человека: например, после образования условного зрачкового рефлекса на свет (сужение зрачка) произнесение слова «свет» также вызывает сужение зрачка у испытуемого. Для животных в данном случае имеет значение не смысл слова, а определенные звукосочетания и интонации.
По реакциям организма условные рефлексы бывают положительные и отрицательные.
Условные рефлексы образуются благодаря высокой пластичности нервной ткани – ее способности перестраивать свои функциональные свойства. Эти свойства могут проявляться по-разному. Речь идет о таких проявлениях свойств нервной ткани, как синаптическое облегчение, синаптическая депрессия, доминанта и компенсация нарушенных функций.
Синаптическое облегчение это улучшение проведения в синапсах после короткого раздражения чувствительных путей. Длительность синаптического облегчения зависит от свойств синапса и характера раздражения: после одиночных стимулов оно выражено слабо, а после раздражающей серии облегчение может продолжаться до нескольких часов. Значение синаптического облегчения в том, что оно создает предпосылки для улучшения процессов переработки информации нервными центрами. Это играет важную роль в любом обучении, а также в вырабатывании условных рефлексов.
Синаптическая депрессия (утомление центра) развивается при длительной посылке импульсов к центру. Утомляемость нервных центров продемонстрировал Н.Е. Введенский в опыте на препарате лягушки при многократном рефлекторном вызове сокращения икроножной мышцы. Ритмическое раздражение одного нерва вызывает ритмические сокращения мышцы, приводящие к ослаблению силы ее сокращения вплоть до прекращения.
Доминанта — стойкий доминирующий очаг возбуждения в ЦНС, способный подчинять себе функции других нервных центров. Явление доминанты открыл А. А. Ухтомский (1923) в опытах с раздражением моторных зон коры конечного мозга (область предцентральной извилины) и при наблюдении сгибания конечности животного. Выяснилось, если раздражать корковую моторную зону при одновременном избыточном повышения возбудимости другого нервного центра, сгибания конечности может и не произойти. Вместо сгибания конечности раздражение моторной зоны можно получить реакцию тех мышц или желез, деятельность которых контролируется доминирующим в данный момент в ЦНС нервным центром. Например, весной у самца лягушки раздражение любого участка кожи вызывает не защитный рефлекс, а усиление обнимательного рефлекса. Доминанта — общий принцип работы ЦНС. Она определяет освобождение организма от побочной деятельности ради достижения наиболее важных в данный момент для организма целей. Значение доминантного очага возбуждения в ЦНС заключается в том, что на его базе формируется конкретная приспособительная деятельность организма. Эта деятельность ориентирована на достижение тех полезных результатов, которые необходимы для устранения причин, поддерживающих тот или иной нервный центр в доминантном состоянии. Например, на базе доминантного состояния центра голода, находящегося в промежуточном мозге, осуществляется пищедобывательное поведение.
Компенсация нарушенных функций после повреждения какого-либо нервного центра это результат проявления пластичности ЦНС. В литературе описаны наблюдения за больными, у которых после кровоизлияний в мозг повреждались центры регуляции мышечного тонуса и ходьбы. Однако со временем парализованная конечность у больных постепенно начинала приобретать двигательную активность. Тонус ее мышц постепенно приходил в норму. Восстановление двигательной функции в данном случае восстанавливалось с помощью двух механизмов:
1)за счет увеличения активности сохранившихся нейронов центра и дополнительного ветвления их аксона;
2) с помощью развития и регенерации отростков нейрона. После рождения у ребенка, как и у взрослого человека, деления нейронов не происходит, но отдельные редкие случаи митоза могут наблюдаться. Поэтому усложнение функций нервной системы в процессе индивидуального развития (или при усиленных функциональных нагрузках) происходит за счет развития нервных отростков – увеличения их числа и степени ветвления.
Когда повреждение головного мозга случается в раннем возрасте, последствия обычно менее серьезны, чем после аналогичных нарушений во взрослом состоянии. Например, после удаления участков коры у новорожденных обезьян развитие животных в течение первого года жизни почти не отличается от нормы.
2.2.2 Образование условных рефлексов
В процессе образования условных рефлексов выделяют три основных стадии: стадию прегенерализации, стадию генерализации и стадию специализации.
Стадия прегенерализации характеризуется выраженной концентрацией возбуждения и отсутствием условных поведенческих реакций.
В основе стадии генерализации лежит процесс иррадиации возбуждения. Условные реакции возникают на сигнальный и другие раздражители, а также в интервалах между предъявлениями условного стимула. В период генерализации условного рефлекса биоэлектрическая активность во многих участках коры и подкорки синхронизируется.
На стадии специализации межсигнальные реакции угасают, и условный ответ возникает только на сигнальный раздражитель. Происходит тонкое различение стимулов и специализация условно-рефлекторного навыка.
Рассмотрим механизм образования условного рефлекса.Согласно И. П. Павлову (1903), временная связь образуется между корковым центромбезусловного рефлекса и корковым центром анализатора, на рецепторы которого действует условный раздражитель, т.е. связь замыкается в коре конечного мозга. В основе замыкания временной связи лежит процесс доминантного взаимодействия между возбужденными нервными центрами. Вначале используется индифферентный раздражитель – не известный данной особи по прошлому опыту или безразличный. Такой раздражитель вызывает только ориентировочную реакцию. Благодаря этому раздражителю возникает центростремительное возбуждение, вызывающее образование достаточно слабого очага возбуждения в мозговых центрах и в коре полушарий. Вслед за этим применяется имеющий значение раздражитель (у И.П. Павлова в опытах с собаками – пища), который также вызывает очаг возбуждения, но куда более сильный. Второй очаг направляет к себе возбуждение из первого – слабого. При неоднократном повторении ситуации между первым и вторым очагами возникает временная нервная ассоциативная условно-рефлекторная связь. Индифферентный раздражитель становится значимым, условным. Он предупреждает человека или животное о возникновении значимого события и вызывает нужную ответную условную реакцию. Условные рефлексы возникают не только на позитивно значимые, но и на негативно значимые раздражители – болезненные, неприятные, опасные и т.п. Такие рефлексы вырабатываются еще быстрее, чем на положительные подкрепления.
Можно выделить несколько основных условий, необходимых для формирования временной нервной связи:
1) нормальное деятельное состояние нервной системы;
2) многократное совпадение во времени индифферентного раздражителя со значимым;
3) действие индифферентного раздражителя по времени должно опережать действие подкрепления;
4) сила возбуждения, вызванного подкреплением, должна превышать силу раздражителя, который призван стать условным, иначе такой раздражитель не сможет служить предупреждением о другом важном событии;
5) не должно быть никаких посторонних раздражителей
Таким образом, поступление в мозг сначала индифферентных возбуждений, а затем и возбуждений от подкрепляющего раздражителя (сильного, уже вызвавшего реакцию) является главным условием функционального замыкания условно-рефлекторной связи и формирования самого условного рефлекса. Образование временной связи в коре больших полушарий И. П. Павлов назвал замыканием новой условно-рефлекторной дуги: теперь подача только условного сигнала приводит к возбуждению коркового центра безусловного рефлекса и возбуждает его, т. е. возникает рефлекс на условный раздражитель — условный рефлекс.
На клеточном и молекулярном уровнях временная связь замыкается с помощью механизмов памяти. В начале выработки условного рефлекса связь осуществляется только с помощью механизмов кратковременной памяти — распространение возбуждения между двумя возбужденными корковыми центрами. При повторении действия условного и безусловного раздражителей и повторяющемся возбуждении соответствующих центров происходит переход кратковременной памяти в долговременную, т.е. происходят структурные изменения в нейронах.
Таким образом, в начале выработки условного рефлекса наблюдается иррадиация возбуждения в ЦНС (в том числе между двумя центрами – условного и безусловного рефлексов), далее постепенно происходит синаптическоеоблегчение на пути между двумя центрами (проторение рефлекторного пути) и в заключение устанавливаются доминантные отношения между двумя центрами. Условные рефлексы изменчивы и могут затормаживаться.
2.2.3 Торможение
Координация деятельности мозга нуждается в торможении, потому что оно включено в процесс выполнения функций координации рефлекторных ответов, координации всей деятельности мозга и охранительной функции.
В зависимости от условий возникновения торможения в высшей нервной деятельности различают две его форм: врожденное (безусловное) и приобретенное (условное).
Условное торможение имеет три разновидности: угасательное, дифференцировочное и запаздывающее. Оно развивается в нервной системе при определенных условиях, является приобретенным, индивидуальным.
Безусловное (врожденное) торможение условных рефлексов имеет две разновидности: внешнее (косвенное) и запредельное (охранительное). Оно возникает при определенных обстоятельствах всегда, у всех людей. Его не надо вырабатывать.
Угасательное торможение возникает, когда значимый раздражитель перестает подкрепляться. При этом вначале условный рефлекс ослабевает, а затем полностью исчезает, через некоторое время он может восстановиться. Скорость угасания зависит от интенсивности условного сигнала и биологической значимости подкрепления: чем они значительнее, тем труднее совершается угасание условного рефлекса. Угасший условный рефлекс быстро восстанавливается при его подкреплении.
Дифференцировочное торможение вырабатывается при уточнении реакций, когда дополнительно включается раздражитель, близкий к условному, и он не подкрепляется. Например, при обучении письму по мере специальных каллиграфических упражнений у учащегося постепенно исчезают лишние движения, а выполняемые движения становятся все более точными и экономичными. Нервные центры научаются различать признаки правильного и ошибочного написания букв и тормозить очаги мышечных возбуждений, не подкрепляемых наблюдением правильного написания. Условное дифференцировочное торможение при действии посторонних сигналов средней силы ослабевает и сопровождается явлением растормаживания, т.е. это такой же активный процесс, как и при других видах условного торможения.
Запаздывающее торможение возникает при отставании подкрепления на 1—3 мин относительно начала действия условного сигнала. Постепенно появление условной реакции сдвигается к моменту подкрепления. Иначе говоря, этот вид торможения возникает, когда раздражитель действует, а реакция на него должна выполняться не сразу и некоторое время сдерживаться. Этот вид торможения лежит в основе любой выдержки, дисциплины. Этому торможению также присуще явление растормаживания.
Таким образом, основное значение условного торможения заключается в освобождении человека от огромного количества лишних реакций, в экономии сил.
Внешнее безусловное торможение проявляется в ослаблении или прекращении наличного (протекающего в данный момент) условного рефлекса при действии какого-либо постороннего раздражителя. Например, включение звука, света во время текущего условного рефлекса вызывает появление ориентировочно-исследовательской реакции, ослабляющей или прекращающей текущую условно- рефлекторную деятельность. По степени выраженности влияния посторонних раздражителей на условно-рефлекторную деятельность выделяют два варианта торможения: гаснущий и постоянный тормоз.
Гаснущий тормоз — посторонний сигнал, который с повторением его действия теряет свое тормозящее влияние, поскольку не имеет важного значения для организма. Обычно на человека действуют различные сигналы, на которые сначала он обращает внимание, а затем перестает их замечать.
Постоянный тормоз — дополнительный раздражитель, который с повторением не теряет своего тормозящего действия. Сюда относят раздражения от переполненных внутренних органов (мочевого пузыря, кишечника и др.), ноцицептивные раздражители. Эти раздражители имеют большое значение для человека и требуют от него принятия решительных мер к их устранению, поэтому условно-рефлекторная деятельность затормаживается. Внешнее торможение способствует срочному приспособлению организма к меняющимся условиям внешней и внутренней среды и позволяет переключиться на другую деятельность в соответствии с ситуацией.
Запредельное (охранительное) торможение возникает в активно функционирующих нервных центрах при длительном нервном возбуждении организма, при действии чрезвычайно сильного условного сигнала или нескольких несильных. Между силой условного раздражителя и величиной ответной реакции имеется определенное соответствие: чем сильнее условный сигнал, тем сильнее условно-рефлекторная реакция. Но это соответствие сохраняется до определенной величины, выше которой эффект начинает снижаться, несмотря на увеличение силы условного сигнала. При достаточной силе условного сигнала эффект его действия может полностью исчезнуть. На основании этих фактов И. П. Павлов сформулировал положение о том, что корковые клетки имеют предел работоспособности.
Значение запредельного торможения заключается в выполнении им охранительной роли.
2.2.4 Формы научения
Предложено несколько классификаций научения. Все виды научения делят на две группы: неассоциативное (привыкание, сенситизация, импринтинг и подражание) и ассоциативное. Неассоциативное научение состоит в реагировании (или не реагировании) на раздражитель без использования сигнала, без связи (без ассоциации), т.е. без совпадения с каким-то сигналом. Ассоциативное научение происходит при совпадении индифферентного раздражителя с деятельностью организма. При этом возникает связь (ассоциация) между сигналом и раздражителем (подкреплением).
Также все формы научения объединяют в несколько групп по активности животного или человека в ходе научения: пассивное (реактивное) научение; оперантное научение; научение с помощью мышления (когнитивное, рассудочное); научение путем инсайта.
Пассивное (реактивное) научениепроисходит, когда организм пассивно реагирует на какие-либо внешние факторы и когда в нервной системе формируются новые следы памяти. Пассивное научение включает следующие формы: привыкание, сенситизация, импринтинг, классические условные рефлексы.
Привыкание – это угасание ориентировочной реакции. Если раздражитель многократно повторяется и не имеет большого значения для организма, то организм прекращает на него реагировать – развивается привыкание. Ориентировочная реакция угасает. Например, появление звука в аудитории, где находятся обучаемые, первоначально вызывает у них ориентировочную реакцию: поворот головы в сторону источника звука. После многократного повторения звука, не сопровождающегося другими воздействиями, обучаемые перестают реагировать на этот звук. У человека и животных новый раздражитель вызывает не только соматические, но и вегетативные реакции: изменение частоты сердечных сокращений, изменение частоты и глубины дыхания. Если выясняется, что раздражитель не имеет значения для организма, то при последующем его повторении угасают и вегетативные, и соматические реакции. Привыкание — самая простая и распространенная форма научения у человека и животных. Оно позволяет нам игнорировать раздражители, не несущие новизны и не имеющие для нас значения. Благодаря этому внимание сосредотачивается на более важных явлениях. На клеточном уровне привыкание формируется с помощью механизмов памяти, как вырабатываются и сами условные рефлексы.
Сенситизация — усиление реакции организма на повторяющийся стимул, если он каждый раз приносит неприятные ощущения. Например, длительное капание воды из крана или жужжание мухи становятся непереносимыми, неприятными. В основе механизма этого вида научения лежит механизм синаптического облегчения.
Импринтинг — запечатление в памяти новорожденного окружающей действительности. Это — особая форма неассоциативного научения, основанная на врожденной предрасположенности к определённым сочетаниям раздражителей и возникающих ответных реакций в ранний период онтогенеза. Так, К. Лоренц изучал гусят, вылупившихся в инкубаторе. Первым движущимся объектом, с которым встречались гусята в момент вылупления, была не их мать, а сам ученый. Вместо того чтобы присоединяться к стаду гусей, эти гусята повсюду следовали за К. Лоренцом и вели себя так, как если бы он был их матерью. На свою биологическую мать они не обращали внимания. Достигнув половой зрелости, эти гуси искали партнеров, сходных с человеком, и не интересовались представителями собственного вида. К. Лоренц назвал эту глубокую привязанность к первому движущемуся объекту, который увидели гусята после выхода из яйца, импринтингом (запечатлением). Механизм импринтинга важен для выживания. В природных условиях первый движущийся объект, попавший в поле зрения гусят, это их мать. Поэтому импринтинг у них направлен на нее, и она становится той моделью, которая позволяет им себя вести так, как присуще всем представителям их вида.
Импринтинг имеет сходство с безусловным и условным рефлексами:
1) подобно безусловным рефлексам эти реакции сохраняются, как правило, всю жизнь;
2) реакции являются врожденными, но для их проявления нужны определенные условия. Например, реакция следования является врожденной, но в процессе жизни превращается в приобретенную (так, если изолировать детеныша от родителей сразу после рождения на определенный промежуток времени, то реакция следования не формируется, т.е. сама конкретная реакция по наследству не передается, имеется только готовность к ее выполнению у новорожденного).
Импринтинг отличается и от условных, и от безусловных рефлексов:
1) импринтинг проявляется в определенные критические периоды (чаще сразу или после рождения, причем в короткие сроки, иногда сроки могут быть отдалены);
2) запечатление происходит очень быстро, иногда с первого раза, например реакция следования, которую иногда называют условным рефлексом «с одного подкрепления».
Наблюдение за развитием детей подтверждает, что важную роль в развитии ребенка играет импринтинг, влияющий на будущее поведение. У новорожденных детей первых месяцев жизни определяющим фактором в возникновении привязанности к матери является чувство комфорта и ощущение безопасности. Существенное значение имеют грудное вскармливание своего ребенка, гигиенический уход за ним, интонация голоса и звуки речи, обязательные при общении с грудным ребенком. Таким образом, импринтинг — особая форма реагирования на окружающую среду.
Оперантное научение – это научение, в ходе которого организм добивается нужного результата с помощью активного поведения. Выделяют три основных подобных вида научения: метод проб и ошибок, инструментальный условный рефлекс и самораздражение структур мозга.
Методом проб и ошибок работал американский ученый Э. Торндайк (1890), видный представитель направления бихевиоризма (от англ. behaviour— поведение). Он помещал голодных кошек в специальные клетки, которые открывались только тогда, когда кошка предпринимала какие-то определенные действия: тянула за веревку, приподнимала дверной крючок и т.д. Когда кошка выходила из клетки, ей давали пищу. По мере увеличения числа проб и ошибок скорость выполнения задачи возрастала.
Инструментальный условныйрефлекс – это научение действию с помощью вознаграждения (подкрепления). Например, крыса после включения света нажимает на рычаг и выключает электрический ток, чтобы избежать раздражения. Крыса также научается реагировать на световой раздражитель: нажимает на рычаг, чтобы получить пищу. В данном случае она использует какой-то инструмент, отсюда и название этого вида научения. Дети быстро учатся говорить, когда родители одобряют их три правильном произнесении отдельных звуков и слове. В случае неправильного произнесения слова дети не получают подобного подкрепления, эти слова постепенно исчезают из употребления в результате неподкрепления. Научение с помошью инструментального условного рефлекса происходит по сигналу, а научение методом проб и ошибок — без сигнала.
Самораздражение структур мозга для получения удовольствия, положительных эмоций или избегание самораздражения можно проиллюстрировать опытом с крысой, которой вживлен раздражающий электрод в области латеральных отделов гипоталамуса. При нажатии на рычаг крыса вызывала раздражение центра удовольствия. Данное самораздражение можно использовать как вариант оперантного научения. При этом внутримозговая стимуляция усиливает поведенческие реакции. В данном случае с крысой происходит следующее: само раздражение оказывает такое подкрепляющее действие, что крыса начинает предпочитать его любым другим видам поощрения, в т.ч. и пище.
Когнитивное научение это научение с помощью мышления. Например, организм оказывается в ситуации, с которой он ранее не встречался, и находит правильное решение в результате мышления. Во-вторых, в эту форму научения включается и научение путем наблюдения.
Различают два вида научения путем наблюдения: простое подражание и викарное научение. Простое подражание происходит, например, так: обезьяна в общении с исследователями в экспедиции научилась мыть банан перед едой, не понимая, зачем это делается. Викарное научение также осуществляется посредством наблюдения, но при этом результат действия оценивается. Такое научение свойственно только человеку. Особенно часто используют научение путем наблюдения-подражания дети. Причем в раннем онтогенезе оно является преимущественно просто подражательным. С возрастом викарное научение начинает преобладать над подражательным научением.
Научение путем инсайта(от англ. insite— озарение) — внезапное нестандартное правильное решение задачи. Иногда после отдельных проб и ошибок возникает идея результативного действия, которое может совершенствоваться в процессе достижения цели. Этот вид научения является следствием объединения опыта, накопленного в памяти, с той информацией, которой располагает индивид при решении проблемы.
В конкретных ситуациях для достижения того или иного полезного приспособительного результата индивид чаще всего реализует не один,а несколько видов научения.Частное научение (обучение игре на музыкальном инструменте, обучение работе на компьютере и т.д.) по своей структуре всегда является комплексным, сложным. Большинство форм научения, кроме пассивного и простых (классических, павловских) условных рефлексов, являются сложной формой научения.