Тема 12. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Вопросы:

1. Физиологическая характеристика образа жизни современного человека.

2. Нервно-психическое напряжение и его влияние на организм.

3. Основные формы оздоровительной физической культуры и их влияние

на организм.

1.Внешняя среда оказывает на человека разностороннее влияние, в том числе и отрицательное.Среди факторов, позволяющих поддерживать необходимый уро­вень здоровья и высокую работоспособность человека, одно из важ­нейших мест занимает физическая культура.

Автоматизация и механизация производства, работа в ограниченном пространстве, избыточность информации, постоянный дефицит времени и пр. снижают уровень двигательной активности и повышают нервно-психическое напряжениев жизни человека, вызывая стрессовые состояния и угрожая здоровью населения. Ограничение подвижности противоречит самой природе человека, нарушая функционирование различных систем организма, снижая работоспособность и ухудшая состояние здоровья.

В детском возрасте отмечается ухудшение физического развития, мышечная слабость, быстрая утомляемость, сни­жение сопротивляемости к простудным и инфекционным заболеваниям, неустойчивость эмоциональных реакций. Результатом физиологической незрелости являются ожирение, близорукость, нарушения осанки, детский травматизм.

В этих условиях повышается роль массовых форм физичес­кой культуры. Двигательная дея­тельность повышает энергопродукцию и образование тепла, улуч­шает функционирование дыхательной, сердечно-сосудистой и дру­гих систем организма, способствует заполнению досуга и отвлечению от вредных привычек.

Недостаточность движений нарушает нор­мальную работу всех систем и вызывает появление особых состоя­ний – гипокинезии и гиподинамии.

Гипокинезия – это пониженная двигательная активность. Она может быть связана с особенностью профессиональной деятельности, с неко­торыми заболеваниями и др. причинами. Гиподинамия – это понижение мышечных усилий, когда движения осуществляются, но при крайне малых нагрузках на мышечный аппарат. В обоих случа­ях скелетные мышцы нагружены совершенно недостаточно, что резко снижает функциональное состояние и работоспособность организма.

Недостаточная двигательная активность негативно сказывается на организме человека. Из­меняется психическая и эмоциональная сфера, ухудшается функци­онирование сенсорных систем и координация движений, отмечается атрофия мышц ухудшение их кровоснабжения. Происходит падение мы­шечной силы, точности, быстроты и выносливости при работе.

Уменьшается ЖЕЛ, ГД, МОД и МВЛ. Нарушается деятельность сердечно-сосудистой системы. Возникает атрофия сердечной мышцы, ухудшается питание миокарда. В результате развивается ишемическая болезнь сердца. Уменьшается СОК и МОК. Частота сердечных сокращений при этом повышается как в покое, так и при физических нагрузках.

Недостаточная работа мышц практически ликвидирует работу «мышечного насоса», облегчающего кровоток от нижних конечностей к серд­цу против силы тяжести, что еще более затрудняет работу сердца по перекачиванию крови. Количество циркулирующей крови уменьшается.

В эндокринной системе отмечается снижение функций желез внутренней секреции, уменьшается продукция их гормонов.

2.Условия спортивной борьбы, огромный объем информа­ции, который должен перерабатывать спортсмен в кратчайшие отрезки времени, высокая мотивация его выступлений приводят к появлению эмоционального стресса.

Стресс – это общая системная реакция организма человека на экстремальные раздражения.

Выделяют следующие стадии стресса:

• 1-я стадия – тревоги, которая включает фазы «шока» (резких вегетативных реакций) и «противошока» (мобилизации функциональных резервов).

• 2-я стадия – резистентности (устойчивости и высокой работоспособности).

• 3-я стадия – истощения – общего снижения функционального состояния, развития патологических реакций и, в конечном счете, гибели организма.

В спорте возможны различные проявления стресса.

Физический стресс – возникающий во время высокоинтенсив­ной двигательной деятельности спортсмена, но не связанный с каки­ми-либо эмоциональными переживаниями (например, тренировоч­ные занятия, особенно в стандартных видах спорта).

В результате чрезмерного нервно-психического напряже­ния ухудшается кровоснабжение некоторых отде­лов головного мозга, урежается частота сердечных сокращений, па­дает артериальное давление, увеличивается время двигательных ре­акций и снижается двигательная активность. При многократных стрессах у спортсменов велика частота спортивного травматизма.

Эмоциональный стресс выражен у спортсменов тем сильнее, чем более значимо для них достижение цели действия и чем меньше у них доступной информации, энергии и имеющегося в распоряжении времени. Элементы новизны и неопределенности си­туации повышают напряженность в организме спортсменов.

У спортсменов, более опытных, уверенных в своих силах, с силь­ными и уравновешенными нервными процессами, состояние не­рвно-психического напряжения выражено слабее. У них быстрее протекает 1 -я стадия, длительна и устойчива 2-я стадия и очень редко проявляется 3-я стадия. У менее подготовленных спортсменов, со слабой или неуравновешенной нервной системой, наоборот, больше выражены 1 -я и 3-я стадии и менее – 2-я стадия.

При длительном выполнении од­нообразных двигательных актов (например, в циклической работе умеренной мощности) значительно снижается приток информации, что вызывает скуку, падение интереса к тренировкам, понижение функциональных возможностей.

Возникает монотония – состояние, вызываемое однообразием рабо­ты при большом количестве простых стереотипных движений.

Такая работа вызывает у человека состояние пониженной психи­ческой активности, чувство безразличия, усталости, сонливости, снижение частоты сердечных сокращений и дыхания, падение работоспособности.

Если один и тот же стимул многократно повторяется, то внимание к нему ослабляется, реакции понижаются, т. е. утрачивается его новизна. В ус­ловиях монотонной деятельности изменяется роль левого и правого полушария в управлении движениями. У спортсменов-правшей от­мечено снижение активности левого доминирующего полушария го­ловного мозга и повышение роли правого не ведущего полушария. Это позволяет продолжать работу, но делает ее менее эффективной.

Разные люди неодинаково реагируют на монотонную работу.

Успешнее работают в этих условиях спортсмены с сильными уравновешенными нервными процессами и невысокой их подвижностью – флегматики. Легче справляются с монотонной работой интро­верты, чем экстраверты.

Для борьбы с монотонней используют варьирование скорости пе­ремещений спортсменов, разные отрезки дистанций, создают сорев­новательные ситуации и т. п.

3. Использование различных форм оздоровительной физической культуры связано с получением основного эффекта – повышения и сохранения здоровья человека и параллельно – с решением ряда других задачи – общеобразовательных, познавательных (туризм), реабилитационных (лечебная гимнасти­ка), рекреационных, развлекательных (игры), профессиональных (производственная гимнастика, профессионально-прикладная фи­зическая подготовка).

1. Оздоровительный эффект имеют различные виды гимнастики.

Основная гимнастика обеспечивает широкую общую физичес­кую подготовку человека к различным видам двигательной деятель­ности. Гигиеническая гимнастика, в частности утренняя зарядка, ак­тивизирует функции организма в течение дня. Утренняя зарядка снимает заторможенное состояние мозга после сна, стимулирует активность сенсорных систем, активи­рует работу сердечной мышцы, уве­личивает глубину дыхания.

Производственная гимнастика повышает производительность ум­ственного и физического труда и снижает профзаболевания. При ис­пользовании перед работой вводной гимнастики возникает врабатывание организма, небольшие физкультминутки и физкультпаузы являются хорошими средствами активного отдыха, а восстановительная гимнастика улучшает процессы восстановления организма после работы. Лечебная гимнастика обеспечивает восстановление нару­шенного здоровья человека. Она имеет узкую специфическую на­правленность в зависимости от характера заболевания.

2. Игры, повышая физическую активность человека, способ­ствуют общему оздоровлению населения, а также развивают наблю­дательность, экстраполяцию, творческие возможности мозга, спо­собность к переработке информации в условиях дефицита времени.

3. Туризм – это разнообразная естественная двигательная дея­тельность в природных условиях. Огромно его влияние на здоровье на­селения, снятие невротических состояний, вызываемых нервно-психи­ческой напряженностью бытовых и профессиональных ситуаций, вос­питательно-образовательная роль. Различные виды туризма – прогул­ки, экскурсии, туристские походы позволяют человеку укреплять здоровье, поддерживают бодрое настроение, развивают способность к пространственной ориентации на местности, умение адаптироваться к различным естественным ситуациям и погодным условиям.

4. Спорт связан с соревновательной деятельностью, что требует систематической подготовки организма к высоким спортивным достижениям. Занятия массовым спортом преследуют в значитель­ной мере оздоровительный эффект, а это, в свою очередь, может быть достигнуто лишь при рациональной организации спортивной тренировки, правильно подобранном режиме тренировочных заня­тий и отдыха, индивидуализации физических нагрузок.

Выполнение физических упражнений имеет 2 последствия для организма человека: 1) специфический эффект, т.е. адаптация к данным физическим нагрузкам, и 2) дополнительный, неспецифический эффект – повышение устойчивости к разнообразным неблагоприятным факторам внешней среды. Люди, систематически занимающиеся физическими упражнениями (не ме­нее 6-8 часов в неделю), реже болеют, легче переносят инфекционные болезни. У них меньше частота и длительность простудных заболеваний, гораздо меньше сопутствующих осложне­ний. Чем выше аэробные возможности организма, тем ниже показатели смертности.

Для получения наибольшего оздоровительного эффекта и макси­мального повышения работоспособности следует соблюдать опти­мальные двигательные режимы, разработанные для лиц различного возраста.

Оптимальный объем физической нагрузки по количеству часов в неделю составляет для возраста 6-8 лет – 13-14, 9-12лет – 12-13, 13-15лет – 11-12, 16-20лет – 8-9, 24-30-лет – 7-8, 30-60 лет – 5-6, пожилых лиц – 8-10 часов.

Оптимальная физичес­кая нагрузка выполняется при ЧСС от 65% до 85% от максимальной ЧСС.

Длительность занятий должна быть – 20-60 минут непрерывной аэробной работы в зависимости от интенсивности.

Упражнения могут быть любые с использованием больших мышечных групп при ритмичной и аэробной работе – бег, передвижение на лыжах, коньках, велосипеде, плавание, гребля, танцы, игровая деятельность.

Рекомендуемый двигательный режим позволяет поддерживать оптимальный уровень физической работоспособности, состава тела и здоровья, снижение ЧСС покоя, повы­шение аэробных и анаэробных возможностей организма, снижение утомляемости и ускорение процессов восстановления.

Для определения оптимальной двигательной активности взрослого здорового человека можно использовать суточный показатель количества шагов: 10000 шагов в 1 день обеспечивают средний уро­вень энерготрат 2200-2400 ккал в сутки.

Среднее количество шагов в 1 день меняется в зависимости от возраста человека. Число шагов, проходимых в 1 день дошкольниками может достигать в возрасте 3-4 лет 11 – 12 тыс. шагов, в 5лет – 12 – 13,5 тыс. шагов, в 6–7 лет – 13,5 – 15 тыс. шагов, в 8 лет – 16 – 18 (и до 20–24) тыс. шагов. В зрелом возрасте люди делают, в среднем, 10–15 тыс. шагов в сутки, а в пожилом возрасте – 6–8 тыс. шагов.

В детских садах и, особенно, в школах дети и подростки испытывают значительный дефицит двигательной активности, что приводит к росту заболева­ний, ожирению, плоскостопию и другим отклонениям в состоянии здоровья.

Повышению функциональных возможностей организма, сохра­нению здоровья и развитию профессиональных психофизиологи­ческих особенностей, физических качеств и формированию двига­тельных навыков способствует профессионально-приклад­ная физическая подготовка. Средствами физического воспитания решаются задачи адаптации работающего населения к профессиональной деятельности, военному труду. Так, например, повышение вестибулярной устойчивости, достигаемое в плавании, акробатике, гимнастике, спортивных играх, имеет большое значение для летчиков, космонавтов; быстрота реакции, высокая надежность сенсорных систем, скорость переработки информации, развиваемые в ситуационных видах спорта, необходимы профессионалам-опера­торам, радиотелеграфистам, машинисткам; высокий уровень разви­тия силы и выносливости требуется геологам.

Тема 13. Физиологические особенности урока физической культуры в школе

План

1. Физиологическое обоснование нормирования физических нагрузок и
изменение функций организма на уроке физической культуры.

2. Влияние занятий физической культурой на работоспособность
школьников и состояние их здоровья. Физиолого-педагогический контроль
за занятиями физической культурой.

1. Одной из важнейших задач возрастной физиологии является нормирова­ние физических нагрузок для детей с учетом различного их возраста. Нормирова­ние нагрузок обычно осуществляется по трем параметрам: а) физиологические сдвиги в организме (пульс, ЛВ, АД и др.); б) биоэнергетические затраты организ­ма, в) интенсивность физических упражнений (сила, скорость передвижения).

Интенсивность физических нагрузок оценивается или величиной по­требления кислорода (в этом случае упражнения делят на группы с преобладани­ем аэробных, анаэробных или смешанных (анаэробно-аэробных) путей энергопро­дукции или зоной мощности (максимальная, субмаксимальная, большая и уме­ренная).

Тренировочная нагрузка любого занятия физическими упражнениями должна обеспечивать взаимодействие с тренировочными эффектами предыдуще­го и последующего занятий. Выделяют три типа взаимодействий, при которых нагрузка предшествующих упражнений влияет на функциональные сдвиги, вы­званные нагрузкой последующего упражнения: а) положительное взаимодействие (сдвиги функций увеличиваются); б) отрицательное (сдвиги уменьшаются); в) нейтральное (изменения функций не существенны).

Для развития тренированности важно положительное взаимодействие, ко­торое достигается в следующих случаях: а) в начале занятия выполняются ана­эробные алактатные упражнения (скоростно-силовые), а затем анаэробные глико-литические (упражнения на скоростную выносливость); б) сначала выполняются алактатные анаэробные упражнения, а затем аэробные (упражнения на общую выносливость); в) сначала выполняются анаэробные гликолитические, затем аэробные упражнения. При другом сочетании упражнений добиться положитель­ного взаимодействия трудно, а подчас и невозможно. Так, если вначале выпол­нять аэробные, а затем анаэробные упражнения, то взаимодействие энергетиче­ских систем будет отрицательным, а тренировочные занятия будут мало эффек­тивными.

При нормировании нагрузок необходимо учитывать следующие компонен­ты: I) продолжительность упражнения; 2) его интенсивность; 3) продолжитель­ность интервалов отдыха между упражнениями; 4) характер отдыха (активный, пассивный); 5) число повторений упражнений.

На уроках физической культуры должны выполняться разнообразные уп­ражнения, обеспечивающие развитие всех функций и систем организма - как цик­лического характера (ходьба, бег, приседания), направленные прежде всего на развитие быстроты и выносливости, так и ациклического характера (прыжки, ме­тания, гимнастические упражнения), развивающие силу и ловкость.

Нагрузки на уроке физической культуры должны быть оптимальными. Если затраты энергии и число повторений упражнений малы, то эффект занятий будет низок вследствие недостаточной мобилизации физиологических функций. Если нагрузки будут чрезмерно велики, то эффект упражнений будет также снижен, но в результате истощения энергоресурсов, и нарушениями регуляторных механиз­мов.

В соответствии с положениями теории и методики физического воспитания урок делится на три взаимосвязанные части - подготовительную, основную и за­ключительную.

Подготовительная часть урока обеспечивает врабатывание организма. Бы­стрее всего врабатывается двигательная система (10-30 сек), дольше - вегетатив­ные органы (3-5 мин). В период врабатывания происходит перестройка нервных и гуморальных механизмов регуляции, формирование необходимого двигательного стереотипа и улучшение координации движений, а также достижение требуемого уровня функций вегетативных органов и систем, оптимально обеспечивающих данную мышечную деятельность.

В основной части урока происходят наиболее выраженные функциональ­ные изменения.

Во время подготовительной и основной частей урока функциональные из­менения характеризуются преобладанием процессов возбуждения в ЦНС, повы­шением возбудимости сенсорных, моторных и вегетативных нервных процессов. Все это ведет к усилению функций различных органов и систем, увеличением скорости метаболических процессов в мышцах, повышению температуры тела.

Отмечаются тахикардия, повышение артериального давления и скорости кровотока, увеличиваются ударный и минутный объемы крови, её венозный воз­врат, улучшается микроциркуляция скелетных мышц, миокарда, кожи. Увеличи­ваются частота и глубина дыхания, минутный объем дыхания, растет коэффици­ент использования кислорода, повышается количество лейкоцитов, эритроцитов и гемоглобина, увеличивается потоотделение и др. Органы и системы переходят на новый уровень функционирования, оптимальный для конкретной мышечной дея­тельности.

В заключительной части урока все упражнения должны выполняться в за­медленном темпе, способствуя расслаблению мышц, нормализации функций ор­ганизма и активизации восстановительных процессов. Заключительная часть уро­ка должна способствовать постепенному переходу от активной мышечной дея­тельности к обычному двигательному режиму школьника.

Физиологическая кривая нагрузки должна иметь пик повышения пульса в конце подготовительной и середине основной части урока с постепенным сниже­нием пульса к концу учебного занятия до уровня, несколько выше исходного.

2. Одно из основных физиолого-педагогических требований урока фи­зической культуры состоит в получении тренировочного эффекта - в повышении функциональных возможностей различных органов и систем и развитии адаптации организма к физическим нагрузкам. Тренировочный эффект возникает, если нагрузка выше обычной.

Тренировочный эффект физических упражнений может быть срочным, от­ставленным (пролонгированным) и кумулятивным.

Срочный эффект нагрузки проявляется функциональными изменениями в организме во время или вскоре после окончания нагрузок (до 30-60 мин).

Отставленный тренировочный эффект наблюдается на поздних фазах вос­становления и в физиологическом отношении представляет собой продолжитель­ную деятельность различных органов и систем на повышенном уровне их функ­ционирования. Именно отставленный эффект способствует развитию в организме явлений суперкомпенсации.

Кумулятивный эффект возникает как результат последовательного сумми­рования срочных или отставленных и отражает особенности приспособления ор­ганизма. В кумулятивном эффекте возникают изменения, способствующие разви­тию долговременной адаптации. Кумулятивный эффект выражается в улучшении физического и функционального развития, повышении работоспособности и вы­зывает две основные физиологические перестройки: а) увеличение функциональ­ных резервов организма; б) повышение экономичности (эффективности) деятель­ности различных органов и систем.

Продолжительность упражнений тесно связана со скоростью их выполне­ния и определяется характером энергообеспечения. Так, при выполнении упраж­нений в максимально возможном темпе в течение 3-10 сек энергообеспечение осуществляется по креатинфосфатному механизму, при работе от 20 сек до 3-5 мин — гликолитичес-кому (лактатному) и при умеренной нагрузке в течение де­сятков минут и нескольких часов развертываются аэробные реакции.

Существенное значение имеет продолжительность интервала отдыха между нагрузками. Если нагрузки невелики и отдых между ними достаточен, то школьники работают при аэробном энергообеспечении; если нагрузки большие, а отдых мал - при анаэробном энергообеспечении.

Увеличение числа повторений упражнений в аэробных условиях повышает функциональные возможности кислородтранспортной системы и физическую ра­ботоспособность, а при увеличении числа повторени и в анаэробных условиях -наступает истощение механизмов энергообеспечения и снижаются функциональ­ные возможности организма.

С увеличением возраста школьников, которые регулярно занимаются физи­ческими упражнениями, функции организма и работоспособность улучшаются. Однако количество занятий физическими упражнениями для адекватного разви­тия организма школьников, предусмотренное существующим ныне учебным пла­ном, недостаточно. Недостаточная двигательная активность и интенсификация образовательного процесса приводят к резкому снижению эмоционального и пси­хического тонуса учащихся, повышению уровня тревожности и снижению их ум­ственной работоспособности.

В процессе систематических занятий физической культурой в организме че­ловека формируется специфические механизмы приспособления, способствую­щие повышению эффективности деятельности различных органов, систем и организма.

Для эффективного нормирования и управления уроком физической культу­ры необходим комплексный физиолого-педагогический контроль, на основании которого оценивается эффект нагрузки и функциональное состояние организма. Используются следующие виды контроля: оперативный, текущий к этапный.

Оперативный контроль предназначен для регистрации одного упражнения, серии упражнений и урока в целом, а также функциональных изменений организ­ма. Анализ результатов контроля основан на оценке зависимости типа «доза-эффект», где дозой является величина и время нагрузки, а эффектом - степень выраженности и направленность функциональных сдвигов. Наиболее эффективно функционирование различных органов и систем при средних по величине объе­мах нагрузок. Малые нагрузки не вызывают необходимого физиологического эф­фекта, большие - угнетают деятельность кислородтранспортной системы, снижа­ют функциональные резервы и работоспособность учащихся.

Оперативная оценка физиологической стоимости упражнений имеет боль­шое значение при выборе рациональной последовательности их выполнения и продолжительности на уроке. Нагрузку на уроке нужно распределять так, чтобы пол учить заданное (положительное или отрицательное) взаимодействие срочных эффектов, которое должно проявляться в увеличении или в уменьшении функци­ональных сдвигов, вызванных предшествующей энерготратой и последующей ра­ботой.

Текущий контроль предусматривает регистрацию нагрузок и их влияние на организм за несколько уроков (5-10). В основе текущего контроля лежат данные регистрации показателей каждого урока, их сопоставление с результатами кон­трольных занятий и с показателями текущего функционального состояния школь­ников. Анализ данных текущего контроля проводится на основе оценки вос­становления основных функций организма в зависимости от объема выполненной нагрузки. Полученные данные о характеристике восстановительных процессов служат основой для планирования нагрузки на ближайшие уроки. Подбор упраж­нений должен осуществляться таким образом, чтобы одинаковые по направлен­ности нагрузки задавались через достаточные интервалы времени для восстанов­ления ведущих функций организма.

Этапный контроль нагрузки заключается в регистрации её параметров и их анализе на протяжении нескольких месяцев, и даже всего учебного года. Количе­ство этапов зависит от возраста, пола, подготовленности школьников и педагоги­ческих задач урока. Главными задачами этапного контроля являются анализ спор­тивных результатов, физического развития, функционального состояния и опре­деление наиболее эффективных нагрузок, обладающих выраженным развиваю­щим воздействием.

Наиболее доступными методиками для определения энерготрат являются различные расчетные показатели. Так, энерготраты в состоянии абсолютного по­коя (основной обмен) рассчитывают по формуле Рида:

Е - 0,75 (ЧСС + 0,74 • ПД • 72),

где: Е — энерготраты в ккал/сут;

ПД — пульсовое артериальное давление в мм рт.ст.

Широкое распространение для этих целей получила формула Брейтмана:

Е = 0,75 • ЧСС + 0,5 • ПД - 74, где:

Е - энерготраты в % от стандартов Гарриса и Бенедикта.

При оценке физической работоспособности существуют различные методи­ческие подходы. Прежде всего используют её прямые показатели, которые позво­ляют оценивать профессиональную (спортивную) деятельность как с количест­венной (метры, секунды, килограммы, очки и т.д.), так и с качественной (надеж­ность и точность выполнения конкретных физических упражнений) сторон.

К косвенным критериям работоспособности относят различные клинико-физиологические, биохимические и психофизиологические показатели, характе­ризующие изменения функций организма в процессе работы. Другими словами, косвенные критерии работоспособности представляют собой реакции организма на определенную нагрузку и указывают на то, какой физиологической ценой для человека обходится эта работа, т.е. чем, например, организм спортсмена распла­чивается за достигнутые секунды, метры, килограммы и т.д. Кроме этого, уста­новлено, что косвенные показатели работоспособности в процессе труда ухудша­ются значительно раньше, чем ее прямые критерии. Это дает основание использо­вать различные физиологические методики для прогнозирования ра­ботоспособности человека, а также для выяснения механизмов адаптации к кон­кретной профессиональной деятельности, оценке развития утомления и анализа других функциональных состояний организма.

В физиологии спорта определение физической работоспособности осущест­вляется также путем применения различных нагрузочных тестов (проба Летунова, Гарвардский степ-тест, PWCno, МПК и др.)

Доступными и в достаточной мере информативными показателями, харак­теризующими влияние нагрузок на организм школьников и эффективность вос­становительных процессов, являются частота сердечных сокращений и уровень артериального давления, особенно пульсового. Достаточную информацию дает частота пульса, подсчитанная в течение 10с троекратно после окончания урока: О-10 с, 30-40 с, 60-70 с. В результате получают три показателя пульса (П1, П2, ПЗ), которые подвергаются дальнейшей математической обработке и анализу. Считается, что величина Ш характеризует реактивность сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку, П2 и ПЗ - эффективность её восстановления. Комплексную оценку состояния сердечно-сосудистой системы осуществляют на основании суммы трех показателей (П1+ Ш+ПЗ).

На основании этих показателей возможен расчет индексов восстановления пульса после окончания урока (ИВП1 и ИВП2):

ИВП 1 = (П2 - П1/П1) х 100 ИВП 2 = (ПЗ - П1/П1) х 100

Чем больше величины ИВП 1 и ИВП2, тем быстрее происходит восстанов­ление сердечно-сосудистой системы и тем экономичнее школьник выполняет фи­зические нагрузки на уроке.

Физиологами установлено, что чем выше энергетические траты во время работы, тем интенсивнее процесс их восстановления. Однако, если истощение функциональных потенциалов в процессе работы превышает оптимальный уро­вень, то полного восстановления не происходит. В этом случае физическая на­грузка вызывает дальнейшее угнетение клеточного анаболизма.

Явление супервосстановления составляет одну из важнейших физиологиче­ских основ физкультурных занятий, которое, расширяя, функциональные резервы организма, обеспечивает рост силы, скорости и выносливости.

Улучшить функциональное состояние организма, укрепить здоровье и по­высить уровень физических качеств можно только при знании и учете закономерностей функционирования органов и систем в процессе выполнен физических упражнений и закономерностей протекания восстановительных процессов.

Наши рекомендации