Мозг, сознание, бессознательное

Тема 17

Мозг, сознание, бессознательное

I/Изучение мозга человека

2/ Психоанализ Фрейда

З/ Аналитическая психология Юнга

4/ Сознание и бессознательное

5/ Парапсихология

6/ Особенности психологии мужчин и женщин

Изучение мозга человека

Некоторые из современных наук имеют вполне законченный вид, другие интенсивно развиваются или только становятся. Это вполне понятно, так как наука эволюционирует, как и природа, которую она изучает.

Одной из перспективных областей естествознания являет­ся изучение человеческого мозга и связи психических процессов с физиологическими.

Изучение высшей нервной деятельности возможно физичес­кими, химическими методами, гипнозом и т. п.

Среди тем, интерес­ных с естественнонаучной точки зрения можно выделить:

1) непо­средственное воздействие на мозговые центры;

2) опыты с наркоти­ками (ЛСД, в особенности);

3) кодирование поведения на расстоянии.

Цель изучения мозга — понять механизмы поведения и на­учиться ими управлять.

Знания о процессах, происходящих в мозгу, необходимы для лучшего использования умственных способностей и достижения психологического комфорта.

Что же знает естествознание о деятельности мозга? Еще в про­шлом веке выдающийся русский физиолог Сеченов писал, что физио­логия располагает данными о родстве психических явлений с нервны­ми процессами в теле. Благодаря Павлову, физиологическому изуче­нию головного мозга стало доступно все, включая сознание и память.

Мозг рассматривается как центр управления, состоящий из

1) нейронов;

2) проводящих путей;

3) синапсов (в мозгу человека 1011 свя­занных между собой нейронов).

Ныне существуют технические возможности эксперимен­тального исследования мозга. На это нацелен метод электрическо­го раздражения, посредством которого изучаются отделы мозга, ответственные за память, решение задач, распознавание образов и т. п., причем воздействие может быть дистанционным.

Можно исскуственно вызывать мысли и эмоции — вражды, страха, тре­воги, наслаждения, иллюзию узнавания, галлюцинации, навязчи­вые идеи. Современная техника может в буквальном смысле сде­лать человека счастливым, воздействуя непосредственно на цент­ры удовольствия в мозгу.

Исследования показали, что:

1) ни один поведенческий акт невозможен без возникновения на клеточном уровне отрицательных потенциалов, которые сопро­вождаются электрическими и химическими изменениями и деполя­ризацией мембраны;

2) процессы в мозгу могут быть двух видов: возбуждающие и тормозящие;

3) память подобна звеньям цепи и можно, потянув за одну, вы­тянуть очень много;

4) так называемая психическая энергия представляет собой сумму физиологической активности мозга и получаемой извне ин­формации;

5) роль воли сводится к тому, чтобы привести в действие уже сложившиеся механизмы.

К достижениям нейрофизиологии можно отнести и обнаруже­ние асимметрии в функционировании головного мозга.

Профессор Калифорнийского технологического института Р. Сперри в начале 50-х годов доказал функциональное различие полушарий мозга при почти полной идентичности анатомии.

Левое полушарие — аналитическое, рациональное, последо­вательно действующее, более агрессивное, активное, ведущее, уп­равляющее двигательной системой.

Правое полушарие — синтетическое, цело­стное, интуитивное; не может выразить себя в речи, но управляет зрением и распознаванием форм. Павлов говорил, что всех людей можно разделить на художников и мыслителей. У первых, стало быть, доминирует правое, у вторых — левое полушарие.

Более ясное представление о механизмах центральной нерв­ной системы позволяет решать проблему стресса.

Стресс — понятие, характеризующее, по Г. Селье, скорость изнашивания человеческо­го организма, и связан с деятельностью неспецифического защитно­го механизма, увеличивающего сопротивляемость к внешним фак­торам.

Синдром стресса проходит три стадии:

1) «реакция тревоги», во время которой мобилизуются защитные силы;

2) «стадия устой­чивости», отражающая полную адаптацию к стрессору;

3) «стадия истощения», которая неумолимо наступает, когда стрессор оказыва­ется достаточно силен и действует достаточно долгое время, по­скольку «адаптационная энергия», или приспособляемость живого существа всегда конечна» (Г. Селье. От мечты к открытию.- М., 1987.-С. 71-72).

Многое в деятельности мозга остается неясным. Электричес­кое раздражение двигательной зоны коры головного мозга не способ­но вызвать точных и ловких движений, присущих человеку, и стало быть существуют более тонкие и сложные механизмы, ответствен­ные за движение.

Отсутствует убедительная физико-химическая модель сознания, и стало быть неизвестно, что такое сознание как функциональная сущность и что такое мысль как продукт сознания.

Можно лишь заключить, что сознание — результат особой организа­ции, сложность которой создает новые, так называемые эмерджентные свойства, которых нет у составных частей.

Спорен вопрос о начале сознания. Согласно одной из точек зре­ния, до рождения существует план сознания, а не готовое сознание. "Развитие мозга, — считает X. Дельгадо, — определяет отношение индивидуума к окружающему еще до того, как индивидуум стано­вится способным воспринимать сенсорную информацию об окружа­ющем. Следовательно, инициатива остается за организмом" (X. Дельгадо. Мозг и сознание.- М., 1971.- С. 45-46).

Существует так называемое «опережающее морфологическое созревание»: еще до рождения в темноте веки поднимаются и опускаются. Но новорож­денные лишены сознания и лишь приобретенный опыт ведет к узна­ванию предметов.

Реакции новорожденных столь примитивны, что их вряд ли можно рассматривать как признаки сознания. Да и мозга при рож­дении еще полностью нет. Стало быть, человек по сравнению с дру­гими животными рождается менее развитым и ему требуется определенный постнатальный период роста.

Инстинктивная дея­тельность может существовать даже при отсутствии опыта, психи­ческая — никогда.

Недостаточность сенсорного притока отрицательно влияет на физиологическое развитие ребенка.

Способность понимать видимое не является врожденным свойством мозга. Мышление не развивает­ся само по себе.

Формирование личности, по Ж.Пиаже, заканчивается в три года, но деятельность мозга зависит от сенсорной информации в течение всей жизни. «Животными и людям нужна новизна и непре­рывный поток разнообразных раздражителей из внешней среды» (Там же.- С. 66-67). Уменьшение поступления сенсорной информа­ции, как показали эксперименты, приводит к возникновению через несколько часов галлюцинаций и бреда.

Вопрос о том, насколько непрерывный сенсорный поток опре­деляет сознание человека, столь же сложен, как и вопрос о соотно­шении интеллекта и чувств.

Еще Спиноза считал, что «человеческая свобода, обладанием которой все хвалятся», не отличается от воз­можностей камня, который «получает определенное количество движения от какой-нибудь внешней причины» (Б. Спиноза. Избр. произв. В 2-х тт. Т. 2.- С. 592). Эту точку зрения пытаются обосновать современные бихевиористы. То, что сознание может резко меняться под влиянием внешних причин (причем и в сторону усиления пред­видения и образования новых свойств и способностей), доказывает поведение людей, получивших тяжелые травмы черепа. Косвенное (например, средствами рекламы) и прямое (оперативное) воздейст­вие на сознание приводит к кодированию.

Три направления нейрофизиологии привлекают наибольший интерес:

1. влияние на сознание посредствами раздражения опреде­ленных центров мозга с помощью психотропных и иных средств;

2. оперативное и медикаментозное кодирование;

3. изучение нео­бычных свойств сознания и их влияния на социум.

Эти важные, но опасные направления исследований зачастую засекречиваются.

Психоанализ Фрейда

Все направления изучения психики человека, которые занимаются выявлением роли бессознательного, настолько относятся к естест­вознанию, насколько гуманитарное в них определяется как надст­ройка над бессознательным базисом. Таков по преимуществу пси­хоанализ, основатель которого 3. Фрейд утверждал, что «каждый отдельный индивид виртуально является врагом культуры. Приме­чательно, что, как бы мало ни были способны люди к изолированно­му существованию, они тем не менее ощущают жертвы, требуемые от них культурой ради возможности совместной жизни, как гнету­щий груз» (3. Фрейд. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов.- М., 1989.- С. 95).

Схема Фрейда такова:

1. сначала возник первобытный человек,

2. затем культура как система запретов, которые сам же человек стре­мится нарушить, так как в основе его психической деятельности ле­жит сексуальное влечение и инстинкты. Лишения, вводимые куль­турными запретами, затрагивают всех, но страдающие от них им­пульсивные желания заново рождаются с каждым ребенком и проявляются в невротиках. Речь идет о желаниях инцеста, канниба­лизма и т. п., которые подавляются, чтобы преодолеть опасность все­общего самоистребления.

Выводя культуру из инстинктов, Фрейд пытается определить, как из последних вырастают ценности, например, религиозные. «Мы уже знаем, что пугающее ощущение детской беспомощности пробу­дило потребность в защите — любящей защите, — и эту потребность помог удовлетворить отец; сознание, что та же беспомощность про­должается в течение всей жизни, вызывает веру в существование какого-то, теперь уже более могущественного отца. Добрая весть бо­жественного провидения смягчает страх перед жизненными опасностями, постулирование нравственного миропорядка обеспечивает торжество справедливости, чьи требования так часто остаются вну­три человеческой культуры неисполненными, продолжение земного существования в будущей жизни предлагает пространственные и временные рамки, внутри которых надо ожидать исполнения этих желаний» (Там же.- С. 118).

Все это сулит гигантское облегчение для человеческой психики: преодолевается и Эдипов комплекс — фаза развития сексуального инстинкта, возникающая в возрасте 3 — 5 лет и заключающаяся в бессознательном влечении к родителю противо­положного пола и ревности со страхом к родителю того же пола (от греческого мифа об Эдипе, который убивает своего отца и женится на собственной матери).

Религиозное чувство Фрейд выводит из биоло­гического отношения «отец — сын». Бог аналогичен отцу. Религия для Фрейда — повторение детского опыта защиты у отца.

Совокупность инстинктивных влечений Фрейд называет Оно и отличает от него Я — сознание, отделившееся от Оно в процессе эво­люции с целью адаптации в внешней среде, и сверх-Я — совокуп­ность норм и предписаний, выполняющих роль «цензуры» по отноше­нию к Я. Под воздействием Сверх-Я происходитсублимация — трансформация эмоций, энергии инстинктов (прежде всего — сексуального влечения) в социально приемлемые формы, например, творчество.

При этом большое значение имеетвытеснение нежела­тельных представлений в подсознание. Поскольку они сохраняют всю свою энергию, они стремятся вернуться, но сознание оказывает. сопротивление, и человек испытывает страх, чувство вины, муки со­вести. Стыд, отвращение, мораль удерживают желания в состоянии вытеснения. Появляетсякомплекс — подавленное эмоциональное содержание психики, которое вызывает постоянное психологическое раздражение.

Лечение в психоанализе основывается на том, что человек бо­леет истерией или неврозом, потому что какие-то его, часто детские, представления, вытесненные Сверх-Я в подсознание, пытаются, но безуспешно, пробиться в сознание. Выявить эти вытесненные пред­ставления пытается психоанализ. Если вспомнить, при каких усло­виях симптомы болезни проявились впервые, больному становится легче. Рассказав о психической травме, он излечивается.

Фрейд приводит такую аналогию. Я выгоняю кого-то из ауди­тории, а он продолжает шуметь за дверью. Больной — это человек, который не смог вытеснить свои желания. Тогда лучше договориться и впустить их с тем, чтобы они больше не мешали. В этом и состоит ме­тод психоанализа. Иначе вытесненное может послать в аудиторию своегозаместителя, от которого больной будет страдать. Этот замес­титель и есть симптом.

Надо осознать свое желание и направить его на высокую, невозбуждающую сомнений цель. Это и есть сублимация.

«Чем сильнее искажение под влиянием сопротивления, теми меньше сходства между возникающей мыслью — заместителем вы­тесненного и самим вытесненным» (3. Фрейд. Психология бессозна­тельного.- М., 1989.- С. 361-362).

Сон, при котором ослабляется созна­тельная деятельность, предстает как исполнение вытесненных из со­знания желаний. «Явное содержание сновидений есть искаженный заместитель бессознательных мыслей, и это самое искажение есть дело защитных сил Я, т. е. тех сопротивлений, которые в бодрствую­щем состоянии вообще не допускают вытесненные желания бессоз­нательного в область сознания» (Там же.- С. 365-366). «Страх есть од­на из реакций отстранения нашим Я могущественных вытесненных желаний, а потому легко объясним и в сновидения» (Там же.- С. 367).

Сознательное, по Фрейду, не сущность психического, а только одно из его качеств, поверхностный слой душевного аппарата. «Я олицетворяет то, что можно назвать разумом и рассудительностью, в противоположность Оно, содержащему страсти» (Там же.- С. 431).

Я можно сравнить с всадником, а Оно — с лошадью. В эволюции чело­веческой психики постепенно усиливается Сверх-Я и тем меньше требуется внешнее принуждение.

Фрейд показал, что недостаточно социальных контактов и осо­бенно их исчезновение («потеря любви») относится к числу факто­ров, благоприятствующих агрессии, что подтверждено этологией.

В то же время он полагал, что в человеке действуют две основные силы (аналогично физическим силам притяжения и отталкивания) — во­ля к жизни и воля к смерти.

С этим не согласился К. Лоренц. Для него инстинкта смерти не может быть, потому что он небиологичен, а то, что так интерпретируется, лишь искажение инстинкта агрессии.

Возможно разногласие между Фрейдом и Лоренцом разрешается таким образом, что инстинкт смерти существует только у человека, поскольку он осознает свою смертность. Это подтверждает и то, что только человек хоронит своих сородичей.

Психоанализ близок к естествознанию, поскольку основывает­ся на приоритете естественных, а не культурных феноменов, связы­вая вторые с первыми.

Естественнонаучное значение психоанализа заключается в попытке объяснения деятельности сознания особен­ностями функционирования бессознательного и сведением последне­го к немногим основным инстинктам.

Посылка о детерминации созна­ния бессознательным, хотя и не содержит достаточного естественно­научного подтверждения, привлекает к себе большое внимание.

Сознание и бессознательное

Юнг вывел из психики культуру. Его ученик Э. Фромм (1900-1980) развернул психоанализ в социальном направлении.

Различие меж­ду Фроммом и Фрейдом аналогично спору в социобиологии о нали­чии генов эгоизма и альтруизма.

По Фромму, неживотная природа человека ведет к социальным конфликтам, а общественное устрой­ство извращает первичные благородные побуждения. Человек стремится к единству с другими людьми, а попадает в сети тотали­таризма. Стремление к справедливости, истине, свободе является неотъемлемой чертой человеческой природы, — утверждает Фромм в работе «Психоанализ и религия». Если Фрейд исследовал подсознание, Юнг — бессознательное, то Фромм обратился ксверх­сознанию.

Проверка психоанализа с помощью гипноза подтвердила на­личие комплекса Эдипа; на более глубоком уровне присутствуют пе­реживания коллективного бессознательного; затем вспоминается процесс рождения и начинаются трансперсональные переживания, которые некоторые ученые склонны считать подтверждением и кон­цепции перевоплощения.

В пользу этого приводят видения, испыты­ваемые людьми в состоянии клинической смерти, и эксперименты по взвешиванию умерших.

В современной психологии можно выделить три основные точ­кизрения на сознание, простирающиеся от отрицания самоценного значения психики и сознания в бихевиоризме к классической школе психогенеза, утверждающей, что психика и сознание становятся по­сле рождения, до модели «расширяющегося сознания» С. Грофа, в со­ответствии с которой психика и сознание существуют до рождения.

Основные различия между сознательным и бессознательным представлены в следующей таблице 1.

Таблица 1

(по Л. Р. Зенкову. Бессознательное. В 4-х тт. Т. 4.- Тбилиси, 1985.-С. 224).

Мозг, сознание, бессознательное - student2.ru

Парапсихология

Юнг пишет о четырех средствах, благодаря которым сознание получает свою ориентацию в опыте. «Ощущение(т. е. восприятие ор­ганами чувств) говорит нам, что нечто существует; мышление гово­рит, что это такое; чувство отвечает, благоприятно это или нет, а ин­туиция оповещает нас, откуда это возникло и куда уйдет» (К. Юнг. Архетип и символ...- С. 57).

Эмоции опираются на неосознаваемую ин­формацию, более непосредственны и менее управляемы человеком; чувства же могут осознаваться, более подвластны человеку и опосре­дованы социокультурными ценностями.

Сознание создает основу по­нятийного мышления, без которого разумная деятельность невоз­можна. Но само осознавание чего-либо может быть интуитивным.

Исследование интуиции является основной задачей науки, ко­торая получила название парапсихологии.

Ее предметом являются опыты по обнаружению сверхчувственных эффектов, проводимые со всеми людьми; изучение обладающих повышенными экстрасен­сорными возможностями; изучение так называемых биополей чело­века, животных и растений (в частности, проблемы чувствительнос­ти растений к людям) и т. п.

Началась парапсихология с контролируемых и воспроизводи­мых опытов по отгадыванию так называемых парапсихологических карт, которые показали, что многие люди в той или иной степени об­ладают способностью предчувствия.

Изучают парапсихологи и таких людей, как У. Геллер, кото­рый может:

1. останавливать эскалатор, компьютер;

2. находить спря­танные предметы и месторождения полезных ископаемых;

3. сгибать металлические предметы, даже если они заключены в капсулы;

4. чи­нить часы на расстоянии;

5. распознавать изображения в магнитной памяти ЭВМ;

6. приводить в движение стрелку компаса и электроиз­мерительного прибора;

7. впечатывать свое изображение на пленку полностью закрытого фотоаппарата;

8. изменять вес груза на весах;

9. изменять показания счетчика радиоактивного излучения;

10. устраивать исчез­новение предметов и вновь восстанавливать их на прежнем месте (материализация и дематериализация);

11. отключать свет в огромном районе города;

12. останавливать корабль;

13. внушать другим людям мысли на расстоянии и т. п.

У. Геллер нуждается в присутствии других людей, как бы подпитываясь от них. Обычные люди получают возможность выполнять такие же действия, «заряжаясь» от не­го.

Способности У. Геллера распространяются после сеансов по ра­дио и телевидению на других людей на огромные расстояния. Име­ет место и эффект последствия (задержанная реакция).

Интересно послушать самого У. Геллера. «У меня есть ощущение, что эти энергии и силы идут не от меня — я как бы лишь тоннель, труба, через которую они проходят» (У. Геллер. Моя история. - М., 1991.-С. 12). «Из-за того, что мои возможности идут от энергии, которая находится вне меня, у меня никогда нет стопроцентной уверенности, что все будет в порядке» (Там же.- С. 16). «По моему глубокому убеждению, каждый человек имеет внутри себя некую абстрактную силу, которую можно высвободить тремя способами. Способ первый — психологическое вну­шение. Второй — визуальный, связанный с возможностью видеть эту силу в действии или слышать ее подробное описание по радио. И третий способ — самовнушение и развитие внутренней уверенности в ее суще­ствовании... Главное условие успеха — это вера» (Там же.- С. 32- 33).

«Но когда я начинаю думать о каких-то более глубоких вещах, то убеждаюсь, что на самом деле не существует ни прошлого, ни на­стоящего, ни будущего для вечности. Все происходит одновременно. Я чувствую, что у каждого из нас есть два канала восприятия: косми­ческий и обыкновенный, и мы можем на них настраиваться в разные времена» (Там же.- С. 44).

Эти способности дал У. Геллеру «яркий свет», который накрыл его в детстве. Можно сказать, что создалась особая система под воздействием света, перешедшего в энергию, которой подвластно все, кроме лазерного луча. Речь идет о паранормальной психической энергии. «Бог — это как бы горючее нашей ду­ши, горючее, которое, воспламеняясь, помогает нам устремляться ввысь» (Там же. - С.. 171).

В то же время У. Геллер пишет, что ему не­обходимы физические нагрузки каждый день, иначе он утратит свою энергию.

Мы имеем дело здесь с чем-то, граничащим с фантас­тикой. Но надо отметить, что гипотезы об одновременности прошло­го, настоящего и будущего обсуждаются в науке (в частности, в фи­зике), а немало людей проявляют в экстремальных ситуациях силы, недоступные для них в нормальном состоянии (мать, спасая ребенка, может поднять автомобиль; некоторые предчувствуют судьбу близ­ких и т. п.).

Все это может быть предметом научного познания, хотя исследование подобных феноменов исключительно сложно.

Тема 17

Мозг, сознание, бессознательное

I/Изучение мозга человека

2/ Психоанализ Фрейда

Наши рекомендации