Типология характеров Леонгарда

Известно, что судьбу определяет характер.

Известный немецкий психиатр и психолог Карл Леонгард, долго работая с людьми, разработал типологию акцентуированных личностей, представление которой и является целью данной статьи.

На основании разработанной Карлом Леонгардом типологии акцентуаций характера Г. Шмишек разработал опросник для выявления акцентуированности характера, который может стать для нас эффективным рабочим инструментом в науке самопознания. Теоретической основой опросника является концепция "акцентуированных личностей" К. Леонгарда, который считает, что присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты составляют стержень, "ядро" личности. В случае яркой выраженности основные черты становятся акцентуациями характера. Соответственно, личности, у которых основные черты ярко выражены, названы Леонгардом "акцентуированными".

К.Леонгард дал психологически тонкий, глубокий и интересный анализ сложных и имеющих большое практическое значение случаев акцентуаций, описал случаи комбинированных акцентуаций. Согласно Леонгарду динамика акцентуаций личности ведет как в сторону психопатии, так и в положительную сторону, не приводящую к явлениям социальной дезадаптации. По мнению К.Леонгарда человек без акцентуаций – невыразительная личность. Сам Леонгард очень ценил присутствие акцентуированных черт в личности, но как психиатр понимал, что одно и то же проявление может вести как к ярким проявлениям личности, стать источником успехов и интенсивного развития, но также может и вести к искажениям в поведении, а в запущении к патологическим проявлениям. У каждого акцентуированного типа есть своя сильная сторона и теневая сторона.

Важно определить и знать свою акцентуированную черту, так как успеха мы можем достичь только следуя своей природе. Важно осознать, что нет однозначно плохих и хороших характеров, но каждому типу присущи свои особенности и проявления.

Леонгард выделил десять чистых типов и ряд промежуточных (смешанных). Первая группа – это типы, относящиеся к проявлениям темперамента, обусловленные природными образованиями. К ним относятся: гипертимный (желание деятельности, погоня за переживаниями, оптимизм, ориентированность на удачи); дистимический (заторможенность, подчеркивание этических сторон, переживания и опасения, ориентированность на неудачи); аффективно-лабильный (взаимная компенсация черт, ориентированность на различные эталоны); тревожный (боязливость, робость, покорность); аффективно-экзальтированный (воодушевление, возвышенные чувства, возведение эмоций в культ); эмотивный (мягкосердечие, боязливость, сострадание).

Вторая группа - типы, обусловленные социальными образованиями: демонстративный (самоуверенность, тщеславие, хвастовство, ложь, лесть, ориентированность на собственное Я как на эталон); педантичный (нерешительность, совестливость, ипохондрия, боязнь несоответствия Я идеалам); застревающий (подозрительность, обидчивость, тщеславие, переход от подъема к отчаянию); возбудимый (вспыльчивость, тяжеловесность, ориентированность на инстинкты).

Леонгард относит черты, определяющие индивидуальность человека к различным психическим сферам: сфера направленности интересов и склонностей, сфера чувств и воли, сфера интеллекта. Акцентуированнаячерта будет пронизывать все эти сферы.

Типология характеров Личко

А.Е.Личко:

1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются по­движностью, общительностью, склонностью к озорству. В про­исходящие вокруг события они всегда вносят много шума, лю­бят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое..

2. Циклоидный тип. Характеризуется повышенной раздражи­тельностью и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться дома одни, вместо того чтобы где-то бывать со сверстниками. Они тяжело переживают даже незна­чительные неприятности, на замечания реагируют крайне раз­дражительно. Настроение у них периодически меняется от при­поднятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели.

3.Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожидан­ного изменения настроения могут оказаться самыми ничтож­ными, например кем-то случайно оброненное слово, чей-то не­приветливый взгляд. Все они «способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серь­езных неприятностей и неудач».

4.Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повы­шенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раз­дражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы.

5.Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувстви­тельность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Они обычно застенчи­вы и робки при посторонних людях и потому часто производят впечатление замкнутости. Открыты и общительны они бывают только с теми, кто им хорошо знаком, общению со сверстника­ми предпочитают общение с малышами и взрослыми.

6. Психастенический тип. Такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений — со скоропалительностью действий, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность осмотрительность.

7. Шизоидный тип. Наиболее существенная черта этого типа - замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых.

8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Такие дети, пишет Е. Личко, любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. Их типичные черты — жестокость, власть, себялюбие. В группе детей, которыми они управляют, все подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей на страхе

9. Истероидный тип. Главная черта этого типа — эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе. Такие дети с большим трудом выносят когда в их присутствии кто-то хвалит их же товарища, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим. Для них насущной потребностью становится стремление привлекать к себе внимание окружающих, выслушивать в свой адрес восторги и похвалы.

10.Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как слабовольный, плывущий по течению. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональ­ные, интересы, они почти совсем не думают о своем будущем.

11.Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, а часто просто конъюнктурное подчинение любым авторите­там, большинству в группе.

Наши рекомендации