Второе. Система сменных должностей

Система сменных должностей - это, по сути, система детско-взрослого самоуправления, действующая во время подготовки и проведения турпохода. Практика введения системы сменных должностей распространена среди многих туристских групп, поскольку значительно облегчает их работу на маршруте и является хорошей школой формирования туристских навыков. Все (или почти все) участники похода по очереди занимают те или иные должности в течение суток - смена должностей обычно производится после выхода группы с места ночевки. Должности могут быть, например, такими:

  • Штурманы. Задача двух штурманов - при помощи компаса и карты провести группу по намеченному на эти сутки маршруту. Располагаясь впереди идущей группы на расстоянии 20-25 метров, они выбирают наиболее удобную для всех дорогу, а по необходимости - производят ее разведку. Естественно, что ошибки штурманов могут серьезно усложнить жизнь путешественников, и поэтому взрослому руководителю группы необходимо постоянно отслеживать эти ошибки. Но не следует при этом тут же бросаться их исправлять - важнее дать почувствовать мальчишкам, что значит быть человеком, от которого зависят другие люди.
  • Хронометрист. Его задача - в специальном блокноте фиксировать основные участки пути, время и скорость их прохождения, расстояния между ними, преодолеваемые препятствия и степень их сложности. Пунктуальность, оперативность, умение работать в неблагоприятных условиях - вот качества, требующиеся от исполняющего эти обязанности школьника. Результаты работы хронометриста могут понадобиться для отчета о походе в маршрутно-квалификационной комиссии.
  • Краеведы. Их задача - «брать языка». То есть находить в посещаемых туристами населенных пунктах такого человека, который смог бы рассказать краеведам (а если это очень интересно, то и всей группе) о местных достопримечательностях: интересных событиях, произошедших здесь когда-то, интересных людях, которые здесь жили или живут, интересных природных или культурных объектах, которые стоит посмотреть, и т. д. Со своим «вооружением» - ручкой и блокнотом - школьники занимаются поиском и интервьюированием таких людей. А на привале или у вечернего костра они могут поделиться добытой информацией со всеми. Кроме того, через краеведов можно выяснить, какую посильную помощь туристы могут оказать, например, живущим здесь ветеранам, местной школе или музею?
  • Дежурные. Занимая эту должность, ребята приобретают элементарные навыки самообслуживающего труда. Плох тот мужчина, который не умеет готовить и убирать. Костер, дрова, посуда, завтрак, обед и ужин - вот объект заботы дежурных. А еще - места привалов и ночевок, которые после ухода группы должны стать чище, чем они были до ее прихода.
  • Командир. Этот человек отвечает за все и за всех он (если не считать взрослого руководителя, на котором лежит ответственность за безопасность школьников) организует нормальное функционирование туристской группы. А потому только он имеет право вмешиваться в работу других и требовать качества ее результатов. Объект особой его заботы - девочки и младшие ребята. Командиру надо так распределить груз по рюкзакам и такой выбрать темп движения, чтобы группа смогла идти ровно, не растягиваясь из-за спешащих и отстающих, но и не передвигаясь «черепашьим шагом», грозя выйти из запланированного графика. От него зависит выбор режима движения, времени привалов, места ночевки, а также организация вечернего анализа прошедшего дня. Постарайтесь (хоть это и чрезвычайно сложно) не вмешиваться в работу командира и не пытаться изменить его решения - даже если они кажутся вам неудачными или ошибочными. Не ошибается, как известно, только тот, кто ничего не делает. Принимать же решения и отвечать за других - пожалуй, самая сложная мужская работа. А высказать свои замечания или дать совет опытного человека вы сможете вечером, когда будут подводиться итоги дня.

Кроме временных должностей, в группе могут быть и постоянные - завхоз по снаряжению, завхоз по продовольствию, реммастер и т. п.

Педагогу очень важно на равных с детьми включиться в систему сменных должностей и постараться убедить в этом и других взрослых участников похода. Во-первых, это будет честно и справедливо. Вы покажете детям, что система сменных должностей - это не придуманная для них игра в самоуправление, а реально необходимая форма организации совместной походной жизни, где у каждого (кем он ни был) есть свой участок работы, за который он несет ответственность перед всей группой и, в первую очередь, перед командиром (кто бы в данный момент эту должность ни занимал). Во-вторых, ваша работа в той или иной должности будет рассматриваться детьми как эталонная. Другими словами, именно ваши действия -как более опытного в группе туриста - будут примером для них. А в том, что к вашей работе (в качестве штурмана, дежурного или кого-то еще) со стороны школьников будет проявляться более пристальное внимание, даже не сомневайтесь.

Третье. Режим.

С первых же минут похода необходимо особое внимание уделять соблюдению детьми всех основных режимных моментов - от этого, кстати, зависит, уложитесь ли вы в запланированный график движения. На утренние сборы (подъем, гигиенические процедуры, завтрак, демонтаж палаток, укладка рюкзаков, уборка территории бивака) отводите не более полутора часов. Чуть раньше других должны проснуться дежурные - утром у них работы больше, чем у других. Когда в их походных котелках закипит вода, можно объявлять и общий подъем. Не сюит расслабляться в утренние часы и штурманам. Хоть группа и стоит на месте, им неплохо было бы сесть за карту, сориентироваться на местности и определить направление дальнейшего движения. При необходимости они могут совершить и разведку местности.

Чтобы не затягивать время выхода с места ночевки, введите в группе простое правило - «Ищу работу». Пусть эта фраза ляжет в основу отношения юного туриста к своему свободному времени. Текущей работы в палаточном лагере хватает всегда - и если ребята будут ждать, что эту работу выполнят только те, кто отвечает за нее по должности, об удачном походе можно забыть. Фразы вроде: «А это не мои обязанности...» - в походе исключены. Конечно, с того, чьи это обязанности, спросится на вечернем «разборе полетов», но дело в любом случае должно быть выполнено четко и в срок. Это важно для всего отряда, причем гораздо важнее, чем строгое исполнение своих индивидуальных обязанностей. Поэтому ничем не занятые в данный момент дети должны предлагать себя в помощники и сами искать работу. Хорошо, если этот принцип станет для ваших мальчишек правилом хорошего тона.

Вечернее время столь же дорого - и не только из-за того, что быстро темнеет. Оперативные и расторопные действия школьников по установке палаточного лагеря позволят оставить больше времени на традиционные песни под гитару и итоговую рефлексию дня. Последнее имеет особое значение, поскольку позволяет мальчикам: проговорить свои проблемы и затруднения; учит их адекватно оценивать свои силы, способности, характер, свое отношение к порученному делу; учит ставить перед собой цели и достигать их; учит передавать свои чувства, преодолевать в себе стыдливость быть открытым для других, открыто восторгаться и расстраиваться, гордиться и печалиться, благодарить и критиковать.

Что же представляет собой эта рефлексия? Вечером, после того, как лагерь уже разбит, школьники подготовились ко сну и поужинали, у костра собирается вся группа и начинается совместное обсуждение прошедшего дня. Ребята по очереди говорят о своих чувствах, переживаниях и впечатлениях:

  • Каково самочувствие, есть ли какие-то проблемы со здоровьем, каково душевное состояние, настроение? Чем это вызвано? Что в связи с этим планируешь сделать завтра?
  • Какие обязанности (штурмана, командира, дежурного и т. д.) выполнял сегодня? Справился ли с ними? Что получалось хорошо, а с чем были проблемы? Чем они были вызваны? Как можно было бы их избежать? Какой совет дал бы тому, кто будет исполнять эти обязанности завтра? Чему новому ты сегодня научился? Что дало (или не дало) тебе пребывание в этой должности? В каком качестве хотел бы попробовать себя еще раз?
  • Какие произошедшие сегодня события, увиденные сегодня вещи и явления, встреченные сегодня люди удивили, поразили, обрадовали, расстроили? Чем и почему? Как ты думаешь, почему это «задело» тебя лично?
  • Кому из товарищей хотел бы сказать сегодня спасибо? За что? Кто был для тебя сегодня примером, кто тебя чему-либо новому научил, чем-то помог?

Будет лучше, если первым начнет этот вечерний разговор кто-то из взрослых (но не руководитель группы) или кто-либо из старших детей, но бывалых туристов -это послужит для ребят хорошим примером рефлексии и сразу задаст достаточно высокий ее уровень.

Завершать анализ дня должны командир группы и взрослый руководитель. Помимо общих для всех вопросов, командиру предстоит ответить еще на один: «Как ты в целом оцениваешь сегодняшние действия всей группы? Что было «на высоте»? Что можно было бы сделать по-другому? Что этому помешало?» Кроме того, командир, а затем и взрослый руководитель группы анализируют действия отдельных туристов персонально - если, конечно, в этом есть необходимость.

Инициировать и вести вечерний разговор должен взрослый. Однако со временем, когда «разбор полетов» за день станет традиционным и привычным для ребят, можно делегировать эту функцию дежурным командирам.

Четвертое. Работа.

Во время туристского путешествия было бы неплохо организовывать работу, не относящуюся напрямую к целям спортивного похода, но имеющую воспитательную ценность. Постарайтесь завести в группе (а для этого начинайте работу сами, и без лишнего формализма и показного энтузиазма) такие традиции:

  • ухаживать за братскими могилами, которые встречаются вам в пути;
  • оказывать посильную помощь (если на то дадут вам согласие) в восстановлении или ремонте храмов или монастырей, мимо которых пролегает ваш маршрут;
  • расчищать от мусора и благоустраивать места туристических, стоянок, родники, колодцы и другие природные объекты;
  • узнавать, не нужна ли ваша помощь (и при необходимости оказывать ее) ветеранам Великой Отечественной войны и старожилам, с которыми вы встречаетесь, музею, который вы посещаете, школе, в которой вам разрешили переночевать и т. п.

Пусть забота о других станет привычным делом юных туристов.

Пятое. Язык.

Одним из своеобразных и вместе с тем весьма распространенных средств гендерного самовыражения мальчишек является речь - незатейливая, часто грубоватая и не лишенная крепких словечек. Очевидно, что казарменный или тюремный жаргон - далеко не лучший вариант речевого самоопределения будущих мужчин. И задачей педагога здесь будет показать ребятам иной (может статься, что и незнакомый им) способ человеческого общения. Однако только на личном примере в решении этой задачи «далеко не уедешь». Необходимы и специальные усилия.

Лучший педагогический способ (Заметим, что этот способ будет «работать» лишь в том случае, если вы имеете хоть какой-то авторитет в туристской группе. Если же этого нет, то и вести детей в поход вам вообще не рекомендуется.) поддержки речевой культуры в туристской группе - вежливо, кротко, не повышая голоса, никоим образом не выказывая признаков гневливости, но при этом настойчиво и постоянно (пусть даже по сто раз на дню) исправлять «ляпы» школьников, предлагая более приличные аналоги используемых ими неблагозвучных слов. Кстати, этот способ когда-то был проверен и на авторе этих строк его учителями - спасибо им за это. Когда ребята поймут вашу позицию в вопросах русского языка, у них останется только два варианта дальнейшего поведения: либо осознанно игнорировать ваше «благородное недовольство», что не просто, учитывая ваш авторитет, либо стараться все же контролировать свою речь. Это тоже не так-то легко сделать. Ведь язык - один из самых консервативных элементов нашего повседневного поведения. Поэтому не ждите от детей немедленного и стопроцентного результата - умейте терпеливо, шаг за шагом окультуривать, русифицировать язык школьников.

И еще. Открыто и искренне обижайтесь, оскорбляйтесь, демонстрируйте свое недовольство (вплоть до отказа разговаривать), если ребенок часто использует подобные речевые «ляпы» в диалоге лично с вами. Пусть подросток поймет, что это не дежурное занудство и не показной этикет - вам действительно неприятно иметь такого собеседника.

Шестое. Ситуации-испытания.

Особую роль в свете интересующей нас проблемы играют возникающие во время многодневных походов ситуации повышенного физического, морального, эмоционального напряжения, которые переживают мальчишки. Трудности походной жизни - попадающиеся на пути препятствия (лесные завалы, речные броды, топи и болота, горные перевалы), неблагоприятные погодные явления (сильный дождь, снег, ураганный ветер), многокилометровые дневные (а порой и ночные) переходы, отсутствие привычных бытовых условий, постоянный тяжелый физический труд - требуют от подростков концентрации сил, воли и терпения. Смогут ли они не сломаться, не упасть в мягкую траву со словами «несите этот рюкзак сами»? Смогут ли, имея за спиной десятки километров и десятки килограммов, продолжать выполнять свои должностные обязанности? Смогут ли при этом еще и помогать другим - девочкам, малышам, более уставшим сверстникам? Смогут ли взять на свои плечи чужой груз? Смогут ли в проливной дождь пересилить свое желание отсидеться в палатке и отправиться на помощь дежурным собирать дрова, разводить огонь, готовить пищу? Смогут ли удержаться от малодушного желания сократить маршрут или подъехать попутным транспортом? Смогут ли, устав, стиснуть зубы и продолжать идти?

Все это естественные испытания, которые даются Богом, судьбой, жизнью и которые так и нужно воспринимать, а не стремиться уклониться от них, выбирая более легкую дорогу, более благоприятную погоду, более удобную жизнь. Задача педагога - помочь ребятам достойно встретить эти испытания, пройти через них, сохранив свою веру и верность: веру в себя и верность другим.

В подобных ситуациях-испытаниях подросток находит ответы на актуальные для себя вопросы: «Что я есть на самом деле?», «Что во мне есть из того, что я в себе еще не открыл?», «К чему я способен, что я могу?» Именно в таких экстремальных ситуациях у него появляется принципиальная возможность проверить себя, показать себя, доказать себе, что он чего-то в этой жизни может и чего-то стоит. Эти испытания дают ему возможность поверить, что собственные поступки могут быть подчинены не естественной необходимости (к чему толкают его инстинкты), а его свободной воле быть и оставаться мужчиной, который способен подняться над своими слабостями, капризами, страхами, способен переступить через свое Эго. Даже так называемые проблемные подростки демонстрируют здесь свои лучшие человеческие качества, которые в обычных условиях жизни либо скрыты, либо отодвинуты на второй план.

Поэтому, планируя маршрут похода, не старайтесь делать его удобным для прохождения. Пусть в пути вам попадается достаточное количество сложных для прохождения участков. Пусть поход не будет для ребят легкой прогулкой. Пусть он станет настоящей школой испытания, школой физической и нравственной закалки будущего мужчины.

Камакин О.Н.,

заместитель директора по воспитательной

работе, школа № 1, г. Волжск. Республика Марий Эл

ЛАГЕРЬ ВЫЖИВАНИЯ

Теоретическое обоснование

В современном мире множество факторов, угрожающих жизни человека. Это стихийные бедствия, голод, холод, жара, жажда, переутомление. Не всегда человек, попавший в сложную ситуацию, может противостоять этим факторам. Но можно научить человека с детского возраста правильно вести себя в экстремальной ситуации. Научить определять стороны горизонта, ориентироваться по карте, компасу, солнцу, знать съедобные растения и многое другое. Подростки, даже так называемые «трудные», любят романтику и приключения, и лагерь выживания даст возможность им проверить свои силы, подготовиться к сложной жизненной ситуации и, конечно, этот лагерь дисциплинирует их, т.е. используется как одна из воспитательных форм. А опыт проведения палаточных лагерей у нас есть, и вполне достаточный, чтобы проводить «лагерь выживания».

Цель и задачи лагеря

Подготовить детей к правильному поведению в сложных условиях экстремальной ситуации. Научить пользоваться различными подручными средствами для подачи сигналов бедствия, изготовления одежды и жилья. Кроме этого, научить детей продуктивному общению друг с другом и со взрослыми, привить им навыки самообслуживания и взаимопомощи.

Участники лагеря

Подростки 14-17 лет, в том числе и «трудные».

Наши рекомендации