Игровая программа «следопыт»

Сегодня в России все большее количество педагогов озабочено поиском новых путей воспитания детей, созданием новых форм, с помощью которых дети смогут приобрести социальный опыт, необходимый для достижения жизненного успеха. Известно, что одной из форм, позволяющей ребенку обогатить свой индивидуальный социальный опыт, является игра. Поэтому все чаще педагоги-новаторы в своей работе прибегают к игровым программам.

Известный ученый А. В. Мудрик определяет индивидуальный социальный опыткак «синтез различного рода запечатленных ощущений и переживаний; знаний, умений и навыков; способов общения, мышления и деятельности; стереотипов поведения; интериоризированных ценностных ориентации и социальных установок».

Игровая программа позволяет в доступной форме обеспечить получение ребенком индивидуального социального опыта, а так как игра - это еще и занимательное времяпровождение, она позволяет ребенку с удовольствием отдохнуть. Именно с такой игровой программой, где гармонично сочетаются педагогические задачи по получению ребенком социального опыта и задача полноценного, здорового отдыха, нам удалось познакомиться летом 2003 года. Эта программа называется «Следопыт» и является одной из популярнейших программ общественного объединения «Коллекция приключений» (г. Москва). Создателем программы «Следопыт», является Дмитрий Савельев.

Как и у любой другой игровой программы, у «Следопыта» существует своя изюминка. В данном случае это игра в индейцев. Это не случайно: образ индейца романтизирован произведениями Ф. Купера, привлекателен своей необычностью и загадочностью. Мир сильных, отважных, благородных воинов, дух свободы и единства с природой, мир подвигов.

Легенда

В первый день реализации программы на вечернем сборе у общего костра инструкторы рассказывают легенду, которая погружает детей в необычную атмосферу, создает определенный настрой участников на игру:

«Для большого перехода к Великим Озерам собрались лучшие воины и скво из различных племен. Каждый из них, несомненно, в своем племени являлся величайшим героем, совершившим немало подвигов. Теперь же им всем придется жить вместе, есть у одного костра, жить в одном типи, словом, они долясны стать новым племенем. Сейчас у этого племени нет имени, о нем не знают старейшины, какое оно. Лишь от воинов и скво этого нового племени будет зависеть, какая легенда сложится о них, какими словами будут говорить о них потомки. Ведь большой переход - это не просто поход к Озерам, это - поход за подвигами. У каждого будет шанс проявить себя. Только сам воин определит для себя, что для него подвиг, а что - просто поступок. Но только все племя примет решение о награждении воина пером. А теперь, племя без имени, мы начинаем жить...»

Место

Программа «Следопыт» небольшая по количеству участников, в ней участвуют тридцать детей от двенадцати до семнадцати лет и четыре взрослых инструктора, а также два работника национального парка: проводник и экскурсовод. Проводится программа во время летних каникул, площадкой «Следопыта» выбран национальный парк «Марий Чадра», (Республика Марий Эл). Окружение дикой девственной природы создает условия для более глубокого погружения в контекст программы, учит участников жить в гармонии с природой, ценить и уважать лес и его дары.

«Лес наш друг. Он сделал шаг нам навстречу, он дал нам дрова для костра, материал для наших луков. Пришло время сделать шаг навстречу лесу. Так говорю вам я - Шаман, чье имя неизвестно ни одному воину племен».

Имя

Интересным моментом программы является момент выбора воином или скво имени. В «Следопыте» участники живут и называют друг друга игровыми именами. Но в отличие от других программ, в «Следопыте» выбор имени превращен в настоящий ритуал, имеет большой смысл для ребенка, и иногда для принятия решения, какое же имя взять, участнику требуется прожить всю программу. Но это,скорее, исключение из правил, нежели закономерность. Практически все дети выбирают себе игровое имя на второй-третий день программы.

Происходит это во время путешествия к соснам - огромному участку парка, засаженному мачтовыми соснами. В этом месте, на берегу реки Шаман (один из взрослых инструкторов) рассаживает детей в круг и рассказывает легенду о безымянном воине, который не мог отвечать за свои поступки, так как не знал, кто он. Потом он предлагает участникам первое в программе испытание - вернуться в лагерь (это путь около трех километров) по одному, причем во времени не ограничивает, но просит внимательно наблюдать за лесом, рекой, тропой, слушать природу.

«Природа знает все о нас. Природа может ответить на любой наш вопрос. Главное - увидеть знаки, которые она подает. Задайте себе вопрос, воины и скво, и когда будете готовы, направляйтесь обратно в лагерь. Если вы будете чутки и внимательны, то обязательно получите от природы ответ на свой вопрос. Так говорю вам я - Шаман, чье имя неизвестно ни одному воину племен».

Вечером дня первого испытания на вечернем совете у общего костра участники по кругу представляются именами, которые выбрали.

«Я - Барсук, Стремящийся К Победе. Я выбрал себе тотемного животного барсука, потому что слышал, что они, попав в ловушку, отгрызают себе хвост, но не сдаются. А почему Стремящийся К Победе? Потому что я в жизни игрок. И как любой игрок, я стремлюсь побеждать. Стремящийся к победе проигрывает тогда, когда останавливается. Я не люблю проигрывать». Степан, 15 лет.

«Я выбрала себе имя Птица, Скользящая Над Водой. Когда я возвращалась от великих сосен, то вышла на песчаную косу, к самой воде. Там река расширяется, и течение у нее замедляется, вода тихая и прозрачная. Я остановилась и долго смотрела на речную гладь, а потом заметила птицу, которая летела над самой водой. Она даже не летела, а именно скользила, плавно и неторопливо. Мне очень понравилось это зрелище, в нем, мне показалось, было много спокойствия и гармонии с природой. Я тоже в жизни очень спокойный, уравновешенный человек. А гармонии с лесом я научусь здесь. Поэтому я выбрала себе такое имя». Наталья, 17 лет.

Свобода

Участнику предоставляется практически полная свобода выбора: в приготовлении пищи, выборе палатки, занятий. Инструкторы здесь выступают более в качестве консультантов, нежели организаторов жизнедеятельности. Один из принципов программы - участник свободен в выборе деятельности. Свобода выбора понимается в «Следопыте» не как вседозволенность, а как понимание последствий выбора и готовность ребенка нести ответственность за эти последствия. Второй принцип «Следопыта» в отношении свободы выбора: свобода выбора заканчивается тогда, когда это перестает быть безопасным для жизни.

Свобода выбора проявляется и в том, что в программе не существует определенного распорядка дня, нет подъемов и отбоев, как в традиционных лагерях, есть так называемое «тихое время», которое наступает после одиннадцати вечера, когда участников просят соблюдать тишину. Можно сидеть у костра, общаться, но не допускается громких возгласов и криков.

План

У «Следопыта» нет плана-сетки смены, в привычном ее понимании. Существует план проведения программы, состоящий из трех частей:

  • заезд, первая стоянка лагерем (4 дня);
  • пеший переход к Великим Озерам (5 дней);
  • вторая стоянка лагерем, отъезд (5 дней).

Нет в программе расписаний мероприятий и дел. Конечно, существует ряд моментов, которые специально организуются, планируются инструкторами заранее, например: военные игры на местности или психологические тренинги на сплочение группы. Но и они не навязываются, а предлагаются как один из возможных вариантов деятельности, неких испытаний для племени.

Испытания

Остановимся на этих испытаниях подробнее, так как мы с данной формой получения ребенком индивидуального социального опыта встретились впервые, и она показалась нам довольно интересной. Итак, военные игры на местности. В программе «Следопыт» эти игры называются тактическими играми и, можно сказать, именно они являются стержнем программы, делают ее столь привлекательной для подростков. В основу тактических игр положены игрь:, реально существовавшие в индейских племенах Дикого Запада. Нам удалось познакомиться с такими играми, как «Три тотема», «Караван», «Граница», «Найди вождя», «Озерные и лесные» и т. д. Эти игры реализуют две возрастные потребности подростков: двигательную и комму­никативную. В процессе игры участникам приходится довольно много общаться друг с другом, разрабатывать тактику своей деятельности.

Несмотря на то, что взрослые тоже участвуют в играх, вся инициатива отдана детям. Участие в играх взрослых нисколько не уменьшает активность детей, скорее наоборот, увеличивает их желание победить. Победа над более сильным противником, который тоже, надо заметить, играет в полную силу, намного приятнее. Особый восторг у детей вызвала игра «Найди вождя», где, по правилам, им необходимо было найти взрослых в лесу. Каждый инструктор имел при себе опознавательный знак (платок определенного цвета, веточку какого-нибудь дерева на поясе и т.п.), участники, разделенные на команды (количество команд равно количеству вождей), знали про опознавательный знак вождя, которого они должны найти, но не знали, у кого из четырех он находится. Задача их усложнялась еще и тем, что сперва они должны были найти нужного им вождя, а потом попытаться поймать его, но никто из взрослых, имеющих достаточный опыт укрывания в лесу, не собирался им поддаваться. Однако, как было уже сказано, чем сложнее задача, тем слаще вкус победы.

Дети, после нескольких неудачных попыток поймать вождей микрогруппами, собрались и разработали, как оказалось впоследствии, очень эффективную тактику. Они объединились в одну большую команду, и все вместе решили прочесывать лес, отлавливая вождей по одиночке и передавая их потом тем, чей опознавательный знак оказывался у пойманного. Сообща, они в течение получаса нашли и поймали трех вождей. Избежать плена удалось лишь одному Великому Вождю (руководитель программы). На вечернем совете у общего костра после игры прошел «проговор», где дети рассказали о своей тактике, передали свои эмоции, а вожди поведали о том, где и как они прятались, что видели, какие ошибки были у юных следопытов, и предложили еще несколько вариантов различных тактик для решения подобных игровых задач. В том, чтобы дети видели варианты тактик, различные способы взаимодействия друг с другом, различные способы решения поставленных перед ними задач, заключается смысл тактических игр на местности.

Также во время совета после игры один из участников заявил, что он достоин пера (то есть он совершил подвиг, достойный того, чтобы племя заметило его). Здесь мы остановимся подробнее, так как фраза «поход за подвигами» может расцениваться как основная идея программы «Следопыт».

Поход за подвигами

Начнем с того, что такое подвиг. Подвиг - это выдающийся по своей значимости поступок, при совершении которого человек делает нечто, ему не свойственное, проявляет некие незаурядные способности. В жизни человека не так часто имеют место подвиги. В программе «Следопыт» подвиг - это тоже нечто выдающееся, яркое, необычное. И все зависит от того, что ребенок считает для себя подвигом, а что для него - просто хороший поступок, так сказать, норма жизни. Например, для мальчика тринадцати лет, который ни разу не готовил себе даже бутерброда, приготовление завтрака, обеда и ужин для тридцати пяти человек на костре может быть подвигом. Для более взрослого и самостоятельного подростка это может быть просто хорошим поступком.

Несмотря на то, что можно было «заявляться на получение пера» каждый день каждому ребенку, подвигов было совершено немного. Точнее сказать, поступков было совершено много, достойных пера - мало.

«Я, Веселая Черепаха - вождь бигфутов, хочу сказать племени слово. Племя, помните, что это - поход за подвигами, а не за перьями». Александр, 12 лет.

За время программы вообще у многих детей изменилось собственное понимание подвига. На одном из последних вечерних советов Великий Вождь спросил воина, которому в самом начале программы было выдано перо, почему он его не носит на своей кушеногаре (национальный индейский головной убор). На что ребенок ответил, что теперь, пройдя сложный переход к Великим Озерам, посмотрев на других, он понял, что то, что он считал раньше подвигом, на самом деле просто хороший поступок. И перед всем племенем он вернул перо Великому Вождю.

Помимо игр и тренингов, участники учатся многим полезным вещам. Кроме игровых задач им приходится решать массу бытовых проблем: самостоятельно готовить себе пищу, ставить палатки, заготавливать дрова. Здесь не обходится без помощи взрослых, но инструкторы никогда не будут делать за детей то, что те вполне могут сделать самостоятельно.

Из разговора на поляне, во время установки лагеря.

- Вождь Лесной Муравей (игровое имя одного из инструкторов), помогите нам поставить палатку, - просит двенадцатилетняя девочка. Лесной Муравей, занятый в это время установкой собственной палатки, обводит взглядом поляну и говорит:

- У нас что, воинов мало?

И, заметив двух ребят, которые уже поставили свою палатку, продолжает:

- Нужны герои, которые смогли бы помочь своим скво установить их типи. Есть среди нас герои?

И спустя пять минут девочки довольны натянутой палаткой, а юноши - тем, что их поступок замечен».

Программа накладывает на всех участников без исключения сильный отпечаток: и на детей, и на взрослых. Проживая вместе в достаточно экстремальных условиях, поддерживая друг друга в трудные минуты, играя друг с другом, участники сплачиваются в единый коллектив, у многих меняется мироощущение, у некоторых даже манеры разговора и поведения. Все это говорит о том, что задачи по приобретению детьми индивидуального социального опыта выполняются в полной мере.

Степанов П.В.,

к.п.н., с.н.с. Центра теории воспитания ИТИГ1РАО

ВСОТЫЙ РАЗ ОВОСПИТАТЕЛЬНОМ
ПОТЕНЦИАЛЕ ТУРИЗМА, ИЛИ
К ВОПРОСУ О МУЖСКОМ ВОСПИТАНИИ

Этот вопрос волновал людей всегда, и сегодняшние дни не являются исключением. Педагоги и психологи, философы и священники, политики и деятели культуры уделяют ему все более пристальное внимание - взять хотя бы фильм А. Звягинцева «Возвращение», придавший спорам о мужском воспитании новую остроту. Проблема действительно актуальна - как воспитать мальчиков настоящими мужчинами: выносливыми, надежными, способными защитить и выручить, умеющими работать не языком (чему, увы, немало способствует современная школа), а, как говорил герой все того же фильма, «ручками, ручками»?

Странно, но почему-то в таких ситуациях взоры многих людей (и педагогов в том числе) обращаются к армии. Вот-де место, где становятся настоящими мужчи­нами. Вот где юноши смогут окрепнуть - и физически, и духовно. Вот где они и самостоятельными станут, и от инфальтильности их не останется следа. Сторонникам такого воспитания я посоветовал бы взять рюкзак и сходить недельки на две в горы, в тайгу или еще куда подальше - да не рыбку половить и костерок пожечь, а постараться пройти сотню-другую километров в режиме «автономного плавания». А по возвращении - подумать: обязательно ли для того, чтобы воспитать мужчину, учить его убивать и терпеть унижения своего человеческого достоинства?(А то, что в вооруженных силах оно имеет место быть, не видит толькослепой). В конце концов, защищать и подставлять плечо во все времена считалось уделом свободных и гордых людей, а не униженных и озлобленных.

Данная статья является попыткой рассмотреть школьный туризм как одно из действенных средств настоящего мужского воспитания - воспитания гуманного, но не тепличного, воспитания испытанием, но не жестокостью, воспитания дисциплиной, но не армейской муштрой.

Как вы, наверное, уже понимаете, речь здесь пойдет не об экскурсионном туризме (на автобусе по достопримечательным местам) и не о «матрасном» туризме (на пикник, на берег реки или вокруг школы с ночевкой). Мы поговорим о самодеятельном пешеходном туризме - довольно непростом, трудоемком, но бесконечно интересном и полезном способе организации детского досуга. Такой туризм:

  • приучает детей переносить бытовую неустроенность, трудности и лишения;
  • сдерживает развитие их инфантилизма, эгоизма и капризности;
  • способствует развитию их самостоятельности и формирует навыки самообслуживающего труда;
  • учит брать на себя и нести ответственность за общее дело и других людей;
  • учит бережному отношению к родной природе и родной культуре;

учит рациональному использованию своего времени, сил, имущества.

Поход - явление многостороннее, и рамки статьи не позволят нам описать

все его возможные воспитательные аспекты. Остановимся здесь лишь на тех составляющих школьного туризма, которые в той или иной мере связаны с проблемой, обозначенной в названии.

Первое. Нормы.

Начиная туристскую работу со школьниками, любой педагог обычно начинает с введения ребят в систему походных норм и ценностей. Перед началом первого туристского путешествия проводится вводный инструктаж, касающийся как техники безопасности, так и некоторых неписаных туристских правил, традиций, форм поведения. Например:

  • Вещь, положенная в рюкзак, на время похода перестает быть абсолютной частной собственностью. Приветствуется совместное пользование имуществом и умение отдать последнюю сухую рубашку нуждающемуся товарищу.
  • В походе все принадлежит всем и все делится поровну. Осуждаются «индивидуальные домашние пайки» или «междусобойчики». Зато поощряются неучтенные завхозом по продовольствию «заначки», припрятанные в собственном рюкзаке для всех.
  • Нежелательно совершение индивидуальных покупок в попадающихся по пути населенных пунктах. Во-первых, не у каждого могут оказаться с собой карманные деньги, а имущественное неравенство в туристской группе крайне нежелательно. Во-вторых, это противоречит принципу автономности туристского путешествия. А в-третьих, ничего так не изнеживает мужчину, как плоды цивилизации.
  • Рюкзаки девочек должны быть на порядок легче мальчишечьих. Основной груз общественного снаряжения должна взять на себя мужская часть группы. Приветствуется оказание помощи девочкам в облегчении их рюкзаков, в преодолении трудных участков пути, а также моральная их поддержка. То же самое касается и помощи младшим членам туристской группы.
  • Приветствуется благоустройство и поддержание чистоты всех посещаемых туристами природных и культурных объектов. Было бы хорошо не просто следить за собственной чистоплотностью, но и, по возможности, уничтожать чужой мусор - расчищать туристские стоянки, парки, родники, берега рек.
  • В походе приветствуется красивая и правильная русская речь. Ругань, грубость, пошлость, тюремный жаргон - крайне нежелательны. Вступать в конфликты с местными жителями, отвечать грубостью на грубость с их стороны, вести себя вызывающе запрещается.
  • На маршруте группа передвигается компактно, отрыв вперед или отставание от группы не разрешается. Тот, кто чувствует, что не в силах поддерживать заданный темп движения, должен незамедлительно сообщить об этом дежурному командиру группы или кому-то из взрослых.

Предъявление начинающим туристам этих неписаных правил имеет особое значение в плане воспитания. Рано или поздно они станут традицией, которую сами же школьники и будут поддерживать. Они укоренятся в группе или даже ритуализируются, и «старички» (туристы со стажем, опытные, знающие, одним словом - «бывалые») станут предъявлять эти правила начинающим. А те, в свою очередь, желая идентифицировать себя с более взрослыми и авторитетными в их глазах парнями, естественным образом станут воспроизводить их в собственном поведении. Главное условие - взрослый должен сам последовательно воспроизводить эти неписаные правила в собственном поведении и личным примером побуждать к этому ребят.

Наши рекомендации