Взаимосвязи показателей двигательной системы, соматических характеристик и психомоторных функций детей 8 – 10 лет

С целью отбора признаков, отражающих наиболее выраженные индивидуально – типологические особенности двигательной системы детей младшего школьного возраста, был проведен анализ факторной структуры показателей, зарегистрированных в процессе исследования.

В результате применения факторного анализа из 104 показателей мы выделили 30 основных, отражающих особенности двигательного поведения детей младшего школьного возраста, и 9 дополнительных, характеризующих индивидуально-типологические особенности физического развития детей данной выборки.

На основе проверки нулевой гипотезы было показано, что лишь 7 показателей (табл.1) имеют близкое к нормальному распределение: время ПЗМР, время реакции в условиях помех, значения костного компонента, скорость движений в тесте «смена положений» и показатели энергообеспечения (W40 и W900). Поскольку большинство показателей, полученных в ходе исследования, не имеют нормального распределения, возникла необходимость использования непараметрических методов анализа.

Для определения различий в структуре координации движений младших школьников в несвязанных группах, соответственно полу, возрасту, соматотипу, типу нервной системы, особенностям энергообеспечения, применяли непараметрический критерий Манна – Уитни. По полу дети были разделены на группу мальчиков и девочек, по возрасту – на группу младшую (7 – 8,5 лет) и старшую (9 – 10,5 лет). По типу телосложения нами были выделены две группы детей: лептосомная и эурисомная.

По влиянию типа нервной системы на показатели двигательной системы детей разделили на две группы: 1) со средней силы и сильной нервной системой и 2) со средне – слабой и слабой. По типу энергообеспечения дети были разделены на 2 группы: с преобладающим аэробным или анаэробным энергообеспечением.

Результаты анализа по критерию Манна - Уитни показали, что тип нервной системы, телосложения и энергетики детей данной выборки не оказывает влияния на показатели сферы управления движениями, которые, видимо, не вписываются в модель конституциональной (кондиционной) обусловленности двигательных качеств.

Таблица 1.

Описательные статистики показателей соматической сферы

и двигательной системы детей 8 – 10 лет (n=89)

Показатели Х σ CV% Ме Квартили Асиммет. Эксцесс
25% 75%
Антропологическое обследование
Жировой компонент (F) 4,66 1,92 41,19 4,50 3,00 6,00 0,53 -0,39
Мышечный компонент (M) 4,92 1,25 25,35 4,75 4,13 5,63 0,78 0,64
Костный компонент (L) 2,52 1,44 57,08 3,00 1,00 3,50 -0,16 -0,69
Возраст, лет 9,06 1,00 11,06 9,00 8,00 10,00 0,01 -1,23
Индекс массы тела 13,41 2,41 18,00 12,64 11,85 14,81 1,39 2,41
Психофизиологическое исследование
Треморометрия, кас/с* 1,96 1,41 71,85 1,50 0,87 2,53 1,14 0,60
Координациометрия, кас/с 4,41 2,11 47,80 4,29 2,72 5,69 0,80 0,31
ПЗМР, мс 262,26 24,12 9,20 260,00 244,00 276,00 0,34 -0,03
Ош. РДО, мс 22,07 3,59 16,25 22,20 20,30 24,00 -0,47 0,73
ВР в условиях помех, мс 337,49 21,88 6,48 340,00 321,00 352,00 -0,21 -0,51
Теппинг-тест, Гц 5,25 1,39 26,55 5,00 4,47 5,77 1,06 1,33
Психомоторное тестирование (КИД-3)
ПД, % 69,03 23,28 33,72 79,07 56,70 84,21 -1,23 0,83
ДЦД, с 0,62 0,15 24,11 0,60 0,50 0,71 0,78 0,39
ПДУ, циклы 1,35 0,91 67,36 0,95 0,70 2,13 0,90 -0,68
ОК, % 15,78 4,28 27,16 16,23 13,13 18,99 -0,31 -0,51
Стабилография (тест «Мишень»)
V, мм/с 15,85 5,66 35,69 15,00 12,00 18,00 1,15 1,78
Ells, мм2* 237,23 196,51 82,83 181,00 102,00 290,00 1,49 1,73
LFS, 1/мм 1,92 1,05 54,67 1,70 1,10 2,70 0,79 -0,17
Очки 83,94 9,52 11,34 84,00 78,00 91,00 -0,56 -0,33
Двигательное (координационное) тестирование
Ош. «воспр. времени бега», с* 0,32 0,26 81,06 0,30 0,11 0,44 1,21 1,18
Ош.«прыжка в длину на ½», см* 7,19 6,38 88,73 5,50 2,83 10,33 1,67 3,46
«Координационный комплекс»* 7,00 4,80 68,59 5,00 4,20 8,34 2,10 4,53
«Бег к цифрам», с 12,16 1,18 9,73 12,00 11,22 12,84 0,88 1,00
«Смена положений», циклы 4,79 0,80 16,74 5,00 4,25 5,50 -0,27 -0,15
Разница гладкого и челн. бега,с 8,08 3,31 40,93 6,80 5,90 8,10 1,47 1,04
Статическое равновесие (ГЗ), с* 17,42 18,08 103,83 10,00 7,00 20,00 2,20 4,41
Метание в цель, попадания* 0,81 0,80 98,39 1,00 0,00 1,00 0,64 -0,32
«Бег за 10с», шаги 42,40 6,39 15,06 43,00 40,00 46,00 -0,35 1,30
Характеристики энергообеспечения
W40, м/с 3,62 0,36 10,05 3,66 3,36 3,85 -0,23 -0,48
W900, м/с 2,42 0,36 14,83 2,43 2,13 2,71 -0,01 -0,34

Cтруктура двигательной системы младших школьников, по нашим данным, не различается у представителей разных типов нервной системы, типов телосложения, особенностей энергообеспечения, но отлична в зависимости от пола и возраста.





Среди показателей, достоверно различающихся по U-критерию у мальчиков и девочек, были уровень мануального тремора и ошибка пространственного дифференцирования. Влияние возраста выявлено по следующим показателям: уровень тремора в координациометрии, время реакции (ВР) в условиях помех, длительность цикла движения (ДЦД), ошибка коррекции (ОК), количество набранных очков в тесте «Мишень», скорость согласования движений, скорость ориентации в пространстве, статическое равновесие, качество выполнения «координационного комплекса», пространственное дифференцирование и уровень меткости. И половые, и возрастные различия получены по показателю времени ПЗМР.

Анализ взаимосвязей показателей двигательной системы детей в двух группах различных по возрасту (мальчики - n=51, девочки - n=38) и полу (дети 7-8,5 - n=39 и 9-10,5 лет - n=50) проводили на основе вычисления коэффициентов ранговой корреляции Спирмена. Цель корреляционного анализа состояла не только в выявлении внутренних и внешних связей между показателями двигательной системы (рис.1), но и их изменения с возрастом и в зависимости от пола младших школьников.

Большинство корреляционных связей между показателями двигательной системы детей являются средними и слабыми по силе (рис.1), в то время как их количество (рис.2) достаточно велико (72 значимых связи, p<0,05, причем в группе мальчиков – 43, девочек – 54, детей 7-8,5 лет – 28, детей 9 – 10,5 лет – 44 связи). С возрастом (от 8 к 10 годам) и в группе девочек наблюдаем нарастание силы и количества корреляций среди ряда показателей двигательной системы.

Взаимосвязи показателей двигательной системы, соматических характеристик и психомоторных функций детей 8 – 10 лет - student2.ru Взаимосвязи показателей двигательной системы, соматических характеристик и психомоторных функций детей 8 – 10 лет - student2.ru

1 - Треморометрия,кас/с, 2 - Координациометрия,кас/с,3 - ПЗМР, мс, 4 - Ош.РДО, мс, 5 - Время реакции в условиях помех, мс, 6 - Теппинг-тест, Гц, 7 - ПД, %, 8 - ДЦД, с, 9 - ПДУ, циклы, 10 - ОК, %, 11 - V,мм/с, 12 - Ells,мм², 13 - LFS,1/мм, 14 - Очки "Мишень", 15 - Ош."воспр. времени бега", с, 16 - Ош."прыжка в длину на 1/2", см,17 - "Координационный комплекс", 18 - "Бег к цифрам", с, 19 - "Смена положений", циклы, 20 - Разница гладкого и челн. бега, с, 21 – Статическое равновесие (ГЗ), с, 22 - Метание в цель, попадания, 23 - "Бег за 10 с", шаги.

Рис.1. Корреляционная диаграмма взаимосвязей показателей двигательной системы детей 8 – 10 лет

Наши рекомендации