Как люди заботятся о своем здоровье весной

(беседа)

З а д а ч и: развивать представления о человеческом теле, о назначении (функциях) отдельных его частей и органов; понимание, что все органы важны для человека (он здоров и хорошо себя чувствует, если они нормально работают); представления о том, что организм надо укреплять и развивать (заниматься физкультурой, закаляться, поддерживать чистоту и порядок в помещении, проветривать его, ухаживать за растениями, так как они улучшают воздух и создают красоту; что организм весной ослаблен, поэтому больше надо бывать на свежем воздухе, потреблять продукты, богатые витаминами); воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

Ход занятия

1. И г р о в о й с ю р п р и з н ы й м о м е н т.

В группу к детям приходит доктор Айболит.

Доктор Айболит. Я хочу проверить, что вы знаете о своем теле, о своем здоровье. Какие части тела вы знаете? Для чего они вам? (Ведет диалог с детьми.) Все органы, ребята, нужно беречь и заботиться о них.

2. З а г а д к а.

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает? (Весной.)

Доктор показывает детям картинки (фотографии ребят из другого детского сада, которые заболели), на которых изображены примеры нарушения детьми режима закаливания организма, ношения сезонной одежды и т. п.

– Почему заболели дети? (Под дождем без зонта, босиком по лужам, в распахнутом пальто на ветру.)

3. С о с т а в л е н и е п а м я т к и по укреплению здоровья.

Дети вместе с доктором Айболитом составляют правила для укрепления и развития организма (см. задачи).

4. Дети п о к а з ы в а ю т доктору Айболиту выращенный на подоконнике зеленый лук, рассказывают, как вырастили, угощают доктора луком.

П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.

– Беседы с детьми об их здоровье.

– Рассматривание иллюстраций.

ПЕРВЫЕ ЦВЕТЫ НА УЧАСТКЕ
(сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике)

З а д а ч и: создать условия для ознакомления детей с первыми весенними цветами, их названиями, с особенностями строения стебля, цветков, листьев; развития наблюдательности – умение замечать, что в первую очередь цветы появляются на хорошо прогреваемых солнцем местах, где быстро сошел снег; установления причинно-следственных связей (растет лучше, где больше тепла, влаги, света); прививать бережное отношение к первоцветам.

Ход занятия

1. И г р о в о й с ю р п р и з н ы й м о м е н т.

В группу к детям прилетает Божья Коровка и приглашает детей на весенний лужок. (В группе создается план-макет.) Божья Коровка показывает детям, как красиво на лужку, и загадывает загадки:

Он и мачеха, и мать,

Как цветочек этот звать? (Мать-и-мачеха.)

В белой шапке стоит дед,

Если дунешь – шапки нет. (Одуванчик.)

2. А н а л и з р а с т е н и я.

Дети р а с с м а т р и в а ю т мать-и-мачеху и описывают: невысокий стебель, покрытый мягким легким пушком, защищающим цветок от холода, к стеблю прижаты бурые острые листья.

– Почему оно так странно называется? (Нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. Если погладишь ее рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно приласкала мама. А верхняя часть листа – гладкая, холодная. Словно прикосновения суровой мачехи.)

Цветы собраны в соцветие. Когда растение отцветет, то превратится в пушистую шапочку.

– Где быстрее зацветет, в тени или на солнце? Почему? Цветы открываются утром, а закрываются перед непогодой или на ночь.

– На что похож цветок одуванчика? (Рассуждения детей. Описывают по картинке.)

– Кто любит прилетать на одуванчиковый луг? (Пчелы, шмели, бабочки). Зачем? Чем похожи и чем отличаются?

3. И г р а - и м и т а ц и я «Соберем нектар с цветов».

4. И г р а «Отгадайте – почему?».

Ярко-желтый одуванчик!

Ты зачем сменил кафтанчик?

Был красивым, молодым,

Стал, как дедушка, седым!

5. Ч т е н и е с т и х о т в о р е н и й д е т ь м и.

Дети садятся на лужок и р а с с к а з ы в а ю т Божьей Коровке стихи, выученные заранее:

В камышах гнездятся цапли,

Дремлет сонная река,

Солнце расплескало капли

На речные берега.

Стали капельки цветами,

Озарили все вокруг!

В новом желтом сарафане

Одуванчиковый луг!

На проталинке – первый цветок.

Как же он беззащитен и мал!

Резкий ветер его трепал,

Пригибал стебелек к земле,

Леденил в предрассветной мгле,

Но отважный цветок устоял!

Опущусь перед ним на колени,

Прикоснусь к лепесткам рукой –

Сколько мудрости и терпения

В этой капельке золотой!

Божья Коровка тоже дарит детям стихотворение:

Я иду по зеленому лугу,

Высыхает на листьях роса,

Ветер травы качает упруго,

И я слышу цветов голоса.

Они шепчут: не рви нас, не надо!

Наши гибкие стебли не мни!

Мы для глаз и для сердца – отрада,

Украшенье родимой земли.

– Что понравилось (запомнилось) в стихотворении?

П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.

– Наблюдение за растениями на участке.

– Работа в дневнике наблюдений и фенологическом календаре.

– Чтение познавательной литературы.

– Заучивание стихов и загадок.

ЭКСКУРСИЯ В ЛЕС

(беседа о лесе)

З а д а ч и: способствовать: ознакомлению детей с весенними явлениями природы в лесу (распускаются листья на кустах и деревьях, оживают муравейники, появляются первоцветы, просыпаются животные, насекомые, все устраивают свои норы, гнезда, выводят потомство); развитию представлений о том, что лес – это «многоэтажный дом» (сообщество), в котором на разных «этажах» (ярусах) живет много растений и животных, которые нужны друг другу; воспитанию правильного поведения в лесу, не нарушая его жизни; воспитывать интерес к природе, умение видеть ее красоту, желание сохранять все живое; развивать чувство «дома»: лес – это дом для человека, где он отдыхает, любуется красотой природы, собирает дары леса (грибы, ягоды, орехи).

П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.

– Рассматривание иллюстраций, картин.

– Чтение познавательной литературы.

– Рассматривание рисунка «Дуб – многоэтажный дом», беседы.

– На занятии используется схема «Лес – многоэтажный дом».

ЭКСКУРСИЯ НА ПРУД
(беседа)

З а д а ч и: ознакомить детей с прудом – природным водоемом, в котором живут рыбы, лягушки, насекомые, есть водные растения (по берегам пруда растут деревья, кустарники, травы, которые очень любят влагу; в пруду живут караси, они поедают мелких рачков, водных насекомых; по воде плавают дикие утки; утка и селезень весной в тихом месте пруда выводят потомство: устраивают гнездо, утка выводит яйца и насиживает их, потом все семейство плавает в пруду и кормится тем, что есть в воде; возле пруда люди отдыхают, любуются водой, растениями, животными, рыбаки ловят рыбу; пруд не следует засорять: в грязной воде и растениям, и животным плохо – они начнут умирать); обобщить представления об основных факторах водной среды: природный слой почвы, вода, камни, растения и различные растения, которые приспособились жить в воде (рыбы – обтекаемая форма тела, тело покрыто слизью и чешуей, это помогает им быстро плавать; есть жабры, так как рыбка дышит воздухом, содержащимся в воде, мечут икру или рождают живых маленьких рыбок, живут).

П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.

– Рассматривание иллюстраций, картинок.

– Беседы с детьми о водной среде.

– Чтение познавательной литературы.

– Занятие проводится возле картины или рисунка «Пруд» Н. В. Рыжовой.

Ход занятия

1. Р а с с м а т р и в а н и е к а р т и н ы «Водоем».

Воспитатель предлагает рассмотреть картину и обнаружить на ней как можно больше обитателей.

О б с у ж д е н и е:

– Кто живет на берегу? А кто в воде?

– Кто умеет хорошо плавать, кто бегать, прыгать по берегу или летать над водой?

– Могут ли они обитать в других местах? Например, в пустыне?

– Может ли лягушка жить под землей, а щука – в лесу? Почему?

2. И г р а «Создай свой водоем».

Детям предлагаются картинки (рогоз, щука, бобр, лягушка, зимородок, водомерка, жук-плавун, улитка и контур – рисунок водоема). Дети сами расселяют жильцов водоема, а потом сравнивают с настоящей картинкой. Обсуждают, кого куда поселили.

3. Б е с е д а.

– Как озерные жители связаны друг с другом? (Растения – пища и дом для животных, одни животные едят других и т. п.)

– Что произойдет в озере, если исчезнут растения? Щуки? Другие жители?

– Какое животное больше всего понравилось? Где оно живет: только в воде или в воде и на берегу? Почему именно в озере? Где у него квартира: на берегу, на дне? Чем или кем оно питается? Где прячется и для чего?

– Что будет, если в это озеро люди начнут бросать мусор? Мыть в нем машины? Стирать белье? Понравится ли это его обитателям? Что они будут делать?

4. И г р а «Подражание».

Один ребенок подражает движениями, мимикой какому-нибудь животному или водному растению, а остальные отгадывают. Кто отгадал, тот выходит подражать.

5. К о н к у р с «Кто готов сохранить водоем?».

Придумать и нарисовать серию знаков, которые помогут сохранить водоем и его обитателей.

Наши рекомендации