Из споры папоротника развивается
Часть 1. Вопросы с одним правильным ответом.
На каждый вопрос этой части выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Правильный ответ – 1 балл, ошибка – 0.
Из споры папоротника развивается
А. коробочка на ножке
Б. новое спороносное растение папоротника
В. протонема
Г. заросток +
Растения в фитоценозе являются средообразователями потому, что они
А. выделяют кислород
Б. являются продуцентами
В. синтезируют крахмал
Г. создают условия жизни другим организмам +
Цветок считают видоизменением побега потому, что он имеет
А. осевые и листовые части +
Б. лепестки и чашелистики
В. цветоножку и цветоложе
Г. пестик и тычинки
К отделу Голосеменные растения относится
А. магнолия | В. селагинелла |
Б. гинкго + | Г. верблюжья колючка |
Шампиньоны можно выращивать на перегное, потому что они
А. не образуют микоризу
Б. почвенные паразиты
В. сапротрофы +
Г. микоризообразователи
Клетки корневого чехлика
А. мёртвые с толстыми оболочками
Б. живые с толстыми оболочками
В. живые с тонкими оболочками +
Г. мёртвые с тонкими оболочками
Комнатные цветковые растения, которые размножили вегетативным способом, имеют корневую систему
А. придаточных корней (мочковатую) +
Б. смешанного типа
В. стержневую
Г. типичную для своего класса (однодольных или двудольных)
Соплодие формируется у
А. ананаса + | В. подсолнечника |
Б. ежевики | Г. мака |
Основным продуктом фотосинтеза является
А. кислород | В. энергия |
Б. крахмал + | Г. углекислый газ |
10. Органы выделения насекомых:
А. мальпигиевы сосуды и почки
Б. легочные мешки
В. почки
Г. мальпигиевы сосуды +
Непереваренные остатки пищи удаляются у простейших через
А. порошицу
Б. поверхность тела или порошицу +
В. сократительные вакуоли
Г. пищеварительные вакуоли
К классу ракообразных относятся
А. скорпионы | В. циклопы + |
Б. клещи | Г. нереиды |
По три пальца на ногах имеют копытные животные
А. носороги + | В. тапиры |
Б. зебры | Г. ослы |
Эхинококк может жить в организме человека в состоянии
А. только финны
Б. только взрослого организма
В. финны и взрослого организма +
Г. яйца
Половые органы у костных рыб открываются наружу
А. самостоятельным отверстием +
Б. мочеполовым отверстием у самцов, половым отверстием у самок
В. анальным отверстием
Г. отверстием клоаки
Пресмыкающееся гаттерия относится к отряду
А. чешуйчатых | В. черепах |
Б. клювоголовых + | Г. крокодилов |
Эпидермис кожи человека образован
А. однослойным плоским эпителием
Б. многорядным реснитчатым эпителием
В. многослойным ороговевающим эпителием +
Г. плотной неоформленной соединительной тканью
На какой орган воздействует тиреотропный гормон?
А. гипофиз | В. щитовидная железа + |
Б. надпочечники | Г. поджелудочная железа |
Форму уха обеспечивает
А. эластический хрящ +
Б. кость
В. плотная неоформленная соединительная ткань
Г. кожа
НЕ является железой внутренней секреции
А. щитовидная железа | В. гипофиз |
Б. поджелудочная железа | Г. печень + |
Фибриноген превращается в фибрин под действием
А. тромбина + | В. протромбина |
Б. протромбиназы | Г. гепарина |
Переваривание белков начинается
А. в ротовой полости | В. в тонкой кишке |
Б. в желудке + | Г. в толстой кишке |
Болезнь ботулизм вызывается попаданием в желудочно-кишечный тракт
А. простейшего
Б. бактерии
В. токсина, выделенного бактерией +
Г. вируса
24. Наибольшей оптической силой обладает следующий элемент светопреломляющего аппарата глаза:
А. роговица | В. хрусталик + |
Б. водянистая влага | Г. стекловидное тело |
25. Вид ткани, образующийся только из эктодермы:
А. эпителиальная | В. мышечная |
Б. соединительная | Г. нервная + |
Не имеют жесткой клеточной стенки клетки
А. дрожжей | В. листьев березы |
Б. костной ткани + | Г. туберкулезной палочки |
Открытие клеточных мембран стало возможным после
А. изобретения светового микроскопа в XVII веке
Б. усовершенствования светового микроскопа в XIX веке
В. изобретения электронного микроскопа в ХХ веке +
Г. появления методов клеточной инженерии в ХХ веке
Хлоропласты есть в клетках
А. всех эукариот
Б. растений и грибов
В. растений и части простейших +
Г. растений и части прокариот
Гены – это участки молекул
А. белков | В. РНК |
Б. ДНК | Г. ДНК или вирусных РНК + |
К бесполому размножению НЕ относят
А. деление амебы
Б. образование спор у бактерий
В. размножение паразитических червей-гермафродитов +
Г. высадку тюльпанов луковицами
Мейозом у животных делятся
А. зигота
Б. любые клетки под действием половых гормонов
В. половые клетки
Г. клетки гонад – яичников и семенников +
Споры растений
А. гаплоидны и образуются в результате мейоза +
Б. диплоидны и образуются в результате мейоза
В. гаплоидны и образуются митозом
Г. диплоидны и образуются митозом
К эукариотам относятся
А. риккетсии | В. мукор + |
Б. микоплазмы | Г. сине-зеленые водоросли |
42. Родопсин – это :
А. нуклеиновая кислота
Б. жироподобное вещество
В. сложный белок +
Г. сложный углевод
43. К реакциям биосинтеза не относится процесс образования
А. белков
Б. углеводов
В. воды и углекислого газа при дыхании +
Г. нуклеиновых кислот
Выберите верные суждения.
1. Пищеварение у гидры полностью проходит в кишечной полости. 2. У всех млекопитающих зубы разделены на резцы, клыки, коренные. 3. Усики насекомых – органы обоняния. 4. Ноздри рыб не сообщаются с ротоглоткой. 5. Все рыбы нерестятся весной. 6. Ушные раковины имеются только у млекопитающих. | А) 1, 2, 6 Б) 3, 4, 6 + В) 2, 3, 5 Г) 1, 3, 5, 6 |
Часть 3. Задания на сопоставление.
1. Соотнесите названия структур с веществами, входящими в их состав: (3 балла)
СТРУКТУРЫ | ВЕЩЕСТВА |
1. Мышцы 2. Рибосомы 3. Клеточные стенки 4. Мембраны 5. Хромосомы 6. Микротрубочки | А. Белки и РНК Б. Белки и ДНК В. Белки и липиды Г. Белок тубулин Д. Белки актин и миозин Е. Белки и полисахариды |
2. Распределите названные ниже растения по семействам (7 баллов)
СЕМЕЙСТВА | ВИДЫ РАСТЕНИЙ | |
А. Крестоцветные Б. Бобовые В. Паслёновые Г. Сложноцветные Д. Розоцветные Е. Злаковые Ж. Лилейные | 1. Клевер луговой 2. Овёс посевной 3. Рябина сибирская 4. Лапчатка гусиная 5. Белена чёрная 6. Картофель 7. Ромашка аптечная | 8. Тюльпан лесной 9. Мятлик луговой 10. Фасоль посевная 11. Подсолнечник 12. Пастушья сумка обыкновенная 13. Лук репчатый 14. Капуста огородная |
3. Распределите представителей червей по Типам (5 баллов)
ТИПЫ | ПРЕДСТАВИТЕЛИ | |
А. Тип Плоские черви Б. Тип Круглые черви В. Тип Кольчатые черви | 1. Бычий цепень 2. Дождевой червь 3. Пескожил 4. Эхинококк 5. Свиная аскарида | 6. Кошачья двуустка 7. Острица 8. Молочная планария 9. Стеблевая нематода 10. Медицинская пиявка |
4. Найдите в списке термины, наиболее точно описывающие объекты, отмеченные цифрами на рисунке.
Определите, что это за процесс.(4 балла) А. м-РНК Б. т-РНК В. кодон Г. антикодон Д. рибосома Е. аминокислота Ж. полипептид Запишите название процесса на рисунке. |
Часть 4. Задачи и задания по рисункам.
Задание 1. Анатомия человека(9 баллов) | |
Рисунок 1 | Рисунок 2 |
Рассмотрите рисунок 1. Назовите все представленные на нем кости. К какому отделу скелета они относятся? | Рассмотрите рисунок 2. Какие кости на этом рисунке аналогичныкостям 3, 4, 5 рисунка 1?. |
Что способствует большей подвижности кисти в сравнении с подвижностью стопы? |
Задание 2. Зоология позвоночных.(7 баллов)
Череп 1 | Череп 2 | Череп 3 |
1) Определите систематическое положение животных, чьи черепа изображены на рисунках (от типа до отряда). Для животного с черепом №2 определите также и подотряд. 2) Что является основным систематическим признаком, позволяющим по черепам определить принадлежность этих животных к отрядам? 3) Опишите те особенности этого признака у данных черепов, которые позволили вам определить отряды. |
Задание 3. Физиология растений(8 баллов) | |
1) К какому царству относится организм, чьи клетки изображены на рисунке? Обоснуйте свой ответ. 2) Клетки №1 и №2 помещены в разные растворы. Предположите, чем отличаются эти растворы? 3) Что произошло с клеткой №2? Как называется это явление? 4) Что нужно сделать, чтобы клетка №2 перешла в состояние клетки №1? Как называется явление, которое произойдет тогда с клеткой? 5) Что произойдет, если поместить клетку №1 в спиртовой раствор йода, а затем заменить раствор йода на 1М раствор сахарозы? Чем объясняются ожидаемые явления? | |
Клетка 1 Клетка 2 |
Задание 4. Решите задачу.(4 балла)
Интенсивность метаболизма у тюленей и китов в 2 раза выше, чем у наземных животных. В чем физиологический смысл этого?
Есть ли у китов и тюленей другие особенности строения (анатомические или физиологические), которые позволяют решить ту же проблему их существования?
ОТВЕТ
В воде теплопотери больше, чем в воздухе – 1 балл
Поэтому китам и тюленям приходится вырабатывать дополнительное количество тепла, что достигается усилением метаболизма – 1 балл
Другие особенности:
1) толстый подкожный слой жира в качестве теплоизоляции – 1 балл
2) крупные размеры тела (уменьшается соотношение поверхность/объем, а значит, уменьшается теплопотеря). – 1 балл
Получается баллов
1 часть – 48 2 часть – 20
3 часть – 3 + 5 + 7 + 4 = 19
4 часть – 8 плазмолиз + 9 кости + 7 черепа + 4 задача = 28
____________
сумма – 115
Часть 1. Вопросы с одним правильным ответом.
На каждый вопрос этой части выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Правильный ответ – 1 балл, ошибка – 0.
Из споры папоротника развивается
А. коробочка на ножке
Б. новое спороносное растение папоротника
В. протонема
Г. заросток +