Тема: сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных.
Цель: сравнить процессы развития половых клеток растений и животных
Оборудование: материал учебника, таблицы «Гаметогенез у животных» и «Двойное оплодотворение покрытосеменных растений»
Ход работы
1. сравните между собой сперматогенез и оогенез.
2. Данные занесите в таблицу.
Стадии развития половых клеток | Тип деления, набор хромосом, количество ДНК | Сперматогенез | Оогенез |
1.Размножение 2.Рост 3. Созревания 4. Формирование |
3. В чем суть двойного оплодотворения у покрытосеменных растений? Какой набор хромосом в клетках эндосперма покрытосеменных растений?
4. В чем сходство и различие в развитии половых клеток растений и животных?
5. Сделайте вывод по работе.
Лабораторная работа № 14.
«Изучение изменчивости у особей одного вида»
(построение вариационного ряда и вариационной кривой)
ЦЕЛЬ: ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ СО СТАТИСТИЧЕСКИМИ ЗАКОНОМЕРНОСТЯМИ МОДИФИКАЦИОННОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ, ВЫРАБОТАТЬ УМЕНИЕ СТРОИТЬ ВАРИАЦИОННЫЙ РЯД И ГРАФИК (ВАРИАЦИОННУЮ КРИВУЮ) ИЗМЕНЧИВОСТИ ИЗУЧАЕМОГО ПРИЗНАКА.
Оборудование: линейка или сантиметр.
Ход работы:
1. Измерьте рост каждого школьника в классе с точностью до сантиметра, округлив цифры. Например, если рост составляет 167, 5 см, запишите 168 см.
2. Сгруппируйте полученные цифры, которые отличаются друг от друга на 5 см (150- 155см, 156 - 160 см, и т.д.) и подсчитайте количество учеников, входящих в каждую группу. Полученные данные запишите:
Количество учащихся …. 2
Рост учащихся, см …. 145- 150
3. Постройте вариационный ряд изменчивости роста учеников, а так же вариационную кривую, откладывая по горизонтальной оси рост учащихся в миллиметрах, а на вертикальной оси количество учащихся определённого роста.
4. Вычислите средний рост учеников вашего класса путём деления суммы всех измерений на общее число измерений.
5.Вычислите и отметьте на графике средний рост девочек и мальчиков.
6. Ответьте на вопросы:
Какой рост учеников в вашем классе встречается наиболее часто?
Какой рост учеников в вашем классе встречается наиболее редко?
Какие отклонения встречаются в росте учеников?
Каков средний рост девочек и мальчиков в вашем классе?
Какие причины отклонения в росте?
Тема: изучение фенотипов растений.
Цель: сформировать знания о модификационной изменчивости, умение описывать растения по фенотипу и сравнивать их между собой.
Оборудование: гербарные экземпляры растений одного сорта (пшеницы, ржи, ячменя и др.).
Ход работы
1.Рассмотрите два экземпляра растений пшеницы (ржи, ячменя и др.) одного сорта. Сравните эти растения.
2. Опишите фенотип каждого растения (особенности строения листьев, стеблей, цветков).
Наблюдаемые признаки | Название сорта растения | |
1-е растение | 2-е растение | |
1.Вид стебля 2.Длина стебля 3. Длина междоузлей 4. количество листьев 5. Форма листьев 6. Колос: А) наличие остей Б) длина колоса В) количество колосков Г) количество зерновок 7. Тип корневой системы |
3.Выявите признаки, возникшие в результате модификационной изменчивости и обусловленные генотипом.
4.Сделайте вывод о причинах модификационной изменчивости, ее значении.
Лабораторная работа № 16
Тема: «Составление родословной»
Цель работы: научиться использовать генеалогический метод для анализа наследования различных заболеваний.
Пробанд – лицо, с которого начинается исследование семьи и составляется родословная.
Сибсы – в генетике человека братья и сёстры, но не гомозиготные близнецы.
Задание 1. Наследование глухонемоты в ряду поколений.
В медико-генетическую консультацию обратился юноша (пробанд), страдающий глухотой. У него есть сестра с нормальным слухом. Мать и отец пробанда также имеют нормальный слух. У матери пробанда пять сестёр с нормальным слухом и один брат, страдающий глухотой. Три сестры матери замужем за здоровыми мужчинами. У одной сестры матери пробанда растёт здоровая дочь, у второй – здоровый сын, у третьей – здоровая дочь и глухой сын. Бабка пробанда по линии матери и её муж были здоровы. У бабки пробанда по линии матери есть три здоровые сестры и два брата, один здоровый, другой – глухой. Здоровые сёстры бабки по линии матери имели здоровых мужей, а здоровый брат был женат на здоровой женщине. У первой сестры бабки пробанда четыре здоровые дочери и один глухой сын. У второй сестры бабки здоровая дочь и глухой сын. У третьей сестры бабки здоровая дочь и два сына, один здоровый, другой глухой. Отец и мать бабки пробанда по линии матери здоровы.
Заболевание наследуется по рецессивно-аутосомному типу.
Определить какова вероятность рождения здоровых детей в семье пробанда, если он женится на здоровой женщине, отец которой страдает тем же недугом, что и пробанд. Составить генеалогическое древо, определить вероятность рождения здоровых детей.
Примечание. Глухонемота связана с врождённой глухотой, которая препятствует усвоению речи. Глухота может быть звуковоспринимающего и звукопроводящего типов. Наследственно обусловлено около половины всех заболеваний глухонемотой.
Задание 2. наследование рахита в ряду поколений.
В медико-генетическую консультацию обратилась молодая пара, собиравшаяся вступить в брак, но обеспокоенная здоровьем будущих детей. Их тревога объясняется тем, что молодые люди – троюродные брат с сестрой. Юноша (пробанд) страдает рахитом, который не излечивается обычными дозами витамина D. эта форма рахита наследуется по доминантному типу, сцеплено с полом. Сестра пробанда здорова, мать больна рахитом, отец здоров. У матери пробанда двое братьев – оба здоровы. Дед пробанда по лини матери болен, бабка здорова. Дед имел двух братьев: здорового и больного. У здорового брата деда от здоровой жены было два здоровых сына. У больного брата деда жена была здорова, от их брака родились две больные дочери и здоровый сын. У одной больной дочери брата деда пробанда от здорового мужа родилась здоровая дочь; у другой больной дочери, состоящей в браке со здоровым мужчиной родилось два сына, один из которых болен, и больная дочь. У здорового сына брата деда пробанда жена здорова, здоровы и их дети – мальчики-близнецы.
Составьте родословную, определите вероятность рождения здоровых детей в семье пробанда, если он вступит в брак со своей здоровой троюродной сестрой.
Примечание. Рахит, не поддающийся лечению витамином D, наследуется по доминантному типу, сцепленному с полом. Клиническая картина сходна с рахитом. Характерно искривление длинных трубчатых костей, голеностопные и коленные суставы деформированы. При отсутствии лечения дети утрачивают способность ходить.
Таблица 5. Сравнение естественного и искусственного отбора
Вопросы для сравнения | Искусственный отбор | Естественный отбор |
Какое свойство организмов служит источником отбора? | ||
Каков отбирающий фактор? | ||
Какие признаки отбираются? | ||
Каковы результаты отбора? |