Какобразовалисьизвестнякимрамор

Жили когда-то в древнем море-океане маленькие рачки, улитки и собственном домике-раковинке. И когда они умирали, их раковины падали на дно моря. И так тысячи лет без перерыва сыпался ракушечный дождь: скелеты разных морских существ, панцири рачков.

Весь этот слой перемешивался водой и слеживался, превращаясь в камень, потому что его сдавливали мощные толщи воды.

Шли годы, столетия, тысячелетия. Там, где когда-то было морское дно, возникала суша. Поверхность нашей планеты то поднималась, то опускалась, собиралась в огромные складки - горы. И сегодня мы можем путешествовать по горам, которые состоят из белого камня — известняка.

Если положить крупицу известняка под микроскоп, то можно увидеть в нем обломки ракушек.

Мрамор тоже когда-то «плавал» в океане. Он близкий родственник известняка-ракушечника, но гораздо тверже ракушечника и мела. На дне морских глубин и в толще земной коры с ними происходили особые из­менения. Мрамор бывает разноцветный: серый, розовый, с красивым узором. Используется для отделки зданий, станций метро.

Откудаберетсяжелезо

Железо не делают, оно сотворено самой природой, как вода, песок, глина. Больше всего железа в железных рудах. Из них-то и добывают этот металл. Бывает, что рудные пласты залегают глубоко в толще Земли, и тогда приходится строить шахты. Но нередко такие пласты лежат всего в нескольких метрах от поверхности. Как же добывают руду?

Пробурят горняки в земле скважины, заложат в них взрывчатку. Как грохнет взрыв - тонны земли, камней взметнутся в воздух, разлетятся вокруг и откроется спрятанная под ними руда. Бывает, что и саму руду приходится дробить взрывами.

Наконец стихли взрывы. Зачерпнет экскаватор руду ковшом-черпа­ком, повертится - и нагружен целый вагон или гигант-самосвал, который несет руду на завод.

В огромных печах (домнах) день и ночь бушует пламя. Вот на самый верх одной из таких домен по наклонной дороге поползли вагонетки. Поднимутся, опрокинутся, высыплют груз в печь - и вниз.

Жарко горит огонь, но не расплавить ему руду. Чтобы он горел еще жарче, нужно постоянно раздувать его, нужен воздух горячий, раскаленный. Вот почему рядом с домной стоит еще несколько башен. В них-то и нагревается воздух. Могучие вентиляторы гонят по трубам воздушные потоки, непрерывно раздувая в домнах огненную бурю. Бушует пламя, плавится и оседает руда, капли металла — железа — оседают на дно печи. Все лишнее, что было в руде, поднимается пузыристой пеной. Это шлак. В расплав добавляют углерод, чтобы получить чугун.

Наконец мастер подает сигнал: «Чугун готов!» Жидкий металл хлы­нет в ковш. Дальше чугун отправляется в соседний цех. Тут его выльют в формы. В них жидкий металл застынет. И станет чугун и вагонными колесами, и тяжелыми причальными тумбами, к которым канатами при­вязывают океанские корабли. Сделают из чугуна и ребристый панцирь, в который одеты туннели метро, и стенки-короба огромных паровых тур­бин, автомобильные двигатели, электромоторы.

Но большая часть чугуна отправляется в мартеновский цех к стале­варам, чтобы они сварили из него сталь. Сталь бывает разная: для гвоз­дей — одна, для плугов — другая, для подшипников — третья. Для ножей, напильников, других инструментов нужна сталь, которая не гнется, для пружин — которая пружинит. Есть сверхтвердая сталь. Из нее делают резцы, которые на станках легко режут собственно сталь. Много разных сортов стали, и у каждого свое важное дело.

Нефть

Люди знали о существовании нефти еще в глубокой древности. Иногда при рытье колодца вместо воды из земли выступала темная мас­лянистая жидкость с острым запахом. У нее было замечательное свойство — она прекрасно горела. Нефтью стали заправлять светильники. Пропитывали ею паклю «огневых» стрел, смазывали колесные оси. Из нее готовили целебные мази от различных заболеваний.

Однако до тех пор, пока не был изобретен двигатель внутреннего сгорания, большой нужды в нефти не было. В середине XIX в. из нефти выделили керосин. Его стали широко применять для освещения. А бен­зин, который получали попутно, спускали в море: его считали бесполез­ным. Иное дело теперь!

— Нефти! — требуют автомобили и самолеты, пароходы и теплово­зы, тракторы и комбайны, электростанции и заводы. Их двигатели, печи и топки работают на бензине, керосине, мазуте и других видах жидкого топлива, получаемого из нефти.

— Нефти! — требуют машины и механизмы, скользящие и вращающиеся части которых нуждаются в постоянной смазке. Смазка делается из нефти.

— Нефти! — требуют химические заводы: из нее производят синте­тический каучук, эластичные волокна, пластмассы, краски, взрывчатые вещества, лекарства.

Ученые установили, что нефть состоит из углеводородов, серы, азота и кислорода.

Чаще всего нефть залегает очень глубоко. Чтобы ее добыть, приходится бурить скважины глубиной несколько километров.

В своих подземных хранилищах нефть находится под огромным давлением сопутствующих ей газов. Поэтому, когда скважина пробурена, нефть сама устремляется вверх.

Из скважины нефть по трубам направляют в хранилища, а затем за­минают в железнодорожные цистерны, перевозят через океаны и моря в огромных нефтеналивных судах — танкерах. Но лучше всего перекачивать ее по нефтепроводу — трубам, проложенным под землей и под водой.

Тема: Растениеводство

Цель:познакомить с растениеводством как отраслью сельского хозяйства.

Планируемые результаты:учащиеся научатся сравнивать культурные растения и описывать их по плану, объяснять, что такое растениеводство и для чего люди им занимаются, работать и парах, анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания.

Оборудование:карточки с заданиями; картинки с изображени­ем растений (кукуруза, береза, пшеница, рис, шиповник, ромашка, гречиха, яблоня); образцы культурных растений из гербария; картинки с изображением культурных растений или карточки с их изображениями.

Ходурока

LОрганизационныймомент

llАктуализациязнаний. Проверкадомашнегозадания

1.Индивидуальныезадания

(Учитель раздает ученикам карточки с заданиями.)

1) Дополни схему. Напиши названия полезных ископаемых к каждой группе.

Полезные ископаемые

Строительные

1.

2.

3.

Металлические

(Ответ.Рудные: железная руда, магнитный железняк, нике­левая руда. Горючие: нефть, газ, торф. Строительные: известняк, песок, гранит.)

2) Выбери свойства полезных ископаемых. Напиши цифрами соответствующие свойства напротив каждого полезного иско­паемого.

• Нефть

• Газ

• Железная руда

1) жидкое5) имеет резкий запах

2) горючее6) легче воды

3) газообразное7) твердое

4) маслянистое

(Ответ.Нефть: 1, 2, 4, 5, 6; газ: 2, 3, (5); железная руда: 7.)

Фронтальный опрос

— Что такое полезные ископаемые?

— Для чего их добывают?

— Назовите способы добычи полезных ископаемых.

— О каком полезном ископаемом вы приготовили сообщение. Расскажите.

— Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?

Наши рекомендации