Тема: Нашипроекты: «Богатства, отданныелюдям»

Цель:дать представление о людях, наделенных богатым вну­тренним миром и отдающих эти богатства другим.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить пути решения поднимаемой проблемы, работать в группах, сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации, пользоваться результатами собственной деятельности.

Оборудование: портрет Леонардо да Винчи, репродукции его картин, рисунки его изобретений.

Ходурока

I. Организационныймомент

II. Актуализациязнаний. Проверкадомашнегозадания

Фронтальный опрос

(Проверка домашнего задания.)

- Что происходит в вашей Вообразилии? Расскажите.

- Какие ступеньки познания вам помогли выполнить зада­ние № 4?

- Расскажите, чем человек отличается от других живых су­ществ.

III. Самоопределениекдеятельности

- Из чего складывается внутренний мир человека? (Из мыс­лей, желаний, интересов, мечтаний, характера, человеческих качеств.)

- Расскажите о ваших желаниях, мечтах.

- Расскажите о человеческих, душевных качествах вашего друга (подруги). В какой жизненной ситуации проявились эти качества?

Многие люди, наделенные богатым внутренним миром, щед­ро делятся этими богатствами с другими. Это проявляется в их по­ступках в семье, в общении с друзьями, в профессиональной деятельности, в подвигах, которые они совершают. Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми из этих людей.

IV. Работа по теме урока

1.Беседа Леонардо да Винчи

Я расскажу вам о великом Леонардо да Винчи, которым гор­дится все человечество. Свои знания, талант и внутренний мир он развил титаническим трудом и терпением. В нем соединилось все самое лучшее, на что способны люди. Это яркий пример того, каким может и должен быть человек.

Леонардо да Винчи был очень красивым, здоровым и необык­новенно сильным человеком. Ни одна работа не могла его уто­мить. Его друзья, жившие с ним в Италии пятьсот лет назад, гово­рили, что он был одним из самых сильных людей своего времени.

Уже в двадцатипятилетнем возрасте Леонардо стал не только выдающимся живописцем и скульптором, но и замечательным ученым и изобретателем.

Он хотел познать все и мечтал создать грандиозную энцик­лопедию «Вещи природы», в которой бы говорилось обо всей Вселенной.

Какими бы науками ни занимался этот человек, везде он делал открытия. Математика, физика, астрономия, геометрия, анатомия, ботаника, геология, военное дело, архитектура - все интересовало Леонардо.

Изучая полет птиц, он разработал летательный аппарат и па­рашют; наблюдая за водоплавающими, изобрел ласты. Благодаря ему появились водолазный костюм, шлюзы для прохода кораблей по рекам, двойные борта на случай пробоины. И наконец, Леонар­до да Винчи оставил нам бесценные живописные полотна, глядя на которые нельзя не воскликнуть: «Как прекрасен человек!»

(Учитель показывает детям портрет Леонардо да Винчи, ре­продукции его картин, рисунки изобретений.)

В.А. Сухомлинский

— Откройте учебник на с. 16. Прочитайте текст.

— Кем работал В.А. Сухомлинский? Чему посвятил свою жизнь?

— Какими людьми он хотел вырастить своих учеников? (Учитель читает детям сказки В.А. Сухомлинского.)

Криница

На лугу, под раскидистым дубом, много лет была криница. Она дава­ла людям воду. Под дубом подле криницы отдыхали путники.

Как-то раз к дубу пришел парень. Он любил баловаться. Вот он и по­думал: «А что будет, если я возьму вот этот камень и кину его в криницу? Вот, наверное, булькнет сильно!»

Поднял камень, кинул его в криницу. Булькнуло сильно. Парень засмеялся, побежал и забыл про свой поступок.

Камень упал на дно и закрыл жерло.

Вода перестала наполнять криницу.

Криница засохла.

Засохла трава возле криницы, и дуб засох, потому что подземные ручейки потекли куда-то в другое место.

На дубу перестал вить гнездо соловей. Он полетел на другой луг.

Замолкла соловьиная песня.

Грустно стало на лугу.

Много лет миновало. Парень стал дедом. Однажды пришел он на то место, где когда-то был зеленый луг, стоял раскидистый дуб, била про­хладная криница. Не стало ни луга, ни дуба, ни соловья, ни криницы. Только песок, ветер вздымает тучи пыли.

«Куда ж оно все подевалось?» — подумал дед.

Девочкаиромашка

Прекрасным солнечным утром маленькая девочка вышла поиграть на зеленой полянке. Вдруг слышит: кто-то плачет.

Прислушалась девочка и поняла: плач доносится из-под камня, ко­торый лежит на краю поляны. Камень небольшой, как голова кролика, но очень твердый. Спрашивает девочка:

— Кто там плачет под камнем?

— Это я, Ромашка, — послышался слабый голос. — Освободи меня, девочка, давит меня камень...

Откинула девочка камень и увидела нежный бледный стебелек Ро­машки.

— Спасибо тебе, девочка, — сказала Ромашка, расправив плечи и вздохнув полной грудью. —Ты освободила меня из-под Каменного Гнета.

— Как ты попала под камень? — спросила девочка.

— Обманул меня Каменный Гнет, — ответила Ромашка. — Была я ма­леньким ромашкиным семенем. Осенью искала теплый уголок. Дал мне приют Каменный Гнет. Обещал оберегать от жары и холода. А когда мне захотелось увидеть Солнышко, он чуть не задавил меня. Я хочу быть тво­ей, девочка.

Девочка приходила к Ромашке, и они вместе встречали солнце.

— Как хорошо быть твоей, девочка! — часто говорила Ромашка.

— А если бы ты выросла в лесу или у края дороги? Ты была бы ни­чья? — спросила девочка.

— Я бы умерла от горя, — тихо сказала Ромашка. — Ничьих цветов не бывает. Они всегда чьи-то. Вон та Огненная Маковка — она дружит с Солнышком.

Солнышко шепчет ей: «Ты моя, Огненная Маковка». Я слышу этот шепот, когда восходит Солнышко и Маковка раскрывает лепестки. А воттот Василек - друг весеннего Ветра. Он первым каждое утро прилетает к Васильку, будит его и шепчет: «Проснись!» Цветок не мог бы жить, если бы он был ничей.

(Ученики обмениваются впечатлениями от прослушанных сказок.)

Работа над проектом

Наш проект называется «Богатства, отданные людям».

- Есть ли среди ваших знакомых, земляков такие люди? Рас­скажите о них.

(Учитель делит класс на команды по 5—8 человек.Дети разра­батывают правила работы в группах.)

Правила работы в группах

1. Работай в группе дружно, помни: вы одна команда.

2. Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.

3. Не бойся высказывать свое мнение.

4. Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других членов группы.

5. Работай сам, не рассчитывай на других.

6. Отвечай у доски громко, четко, кратко.

7. В случае неправильного ответа не вини никого, отвечай за себя. Помни: каждый человек имеет право на ошибку.

8. Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то используйте считалку или жребий.

- Прочитайте в учебнике задание на с. 17. Составьте план работы над проектом.

(Учащиеся в группах обсуждают план работы.)

- Расскажите, по какому плану вы будете работать. (Учитель помогает учащимся составить план работы.)

План работы над проектом

1. Аналитический (подготовительный) этап.

Определим, о ком и в какой форме будем рассказывать; по­смотрим, какая информация у нас есть, где можно найти недо­стающие сведения; распределим, кто и за что будет отвечать; со­ставим план работы каждого члена группы.

2. Практический (технологический) этап.

Выполнение запланированной работы; внесение изменений.

3. Презентационный этап.

Подготовка презентационного материала, презентация, вы­ступление перед другими учениками, родителями.

4. Рефлексивный (контрольно-оценочный) этап.

Анализ результатов работы над проектом каждого члена груп­пы, самооценка.

(Учащиеся в группах обсуждают, о ком будут рассказывать, как оформят презентацию своего проекта (газета, книжка-раскла­душка, устный журнал, альбом и т. д.); распределяют роли (жур­налист, художник, издатель, докладчик, музыкальный редактор и т. д.).Учитель помогает группам, испытывающим затруднения.)

— Расскажите, о ком будет ваш проект, какую форму презен­тации вы выбрали.

(По ходу обсуждения учитель составляет план проекта.)

План проекта

1. Краткая биография человека.

2. Богатства, отданные людям.

V. Физкультминутка

Чтоб все выполнить заданья,

Чуть-чуть нам надо отдохнуть.

Ну, ребята, дружно встанем.

Надо косточки встряхнуть.

Руки вверх, назад прогнулись.

Сейчас сделаем наклоны.

Все к упражнению готовы?

Раз, два, три, четыре, пять!

Теперь спинки держим ровно,

На месте будем мы шагать.

Тихо все на место сядем

И закроем глазки.

Вспомним все, что повторяли,

Без моей подсказки.

VI. Рефлексия

— Вам понравился урок? Чем?

— Заинтересовала ли вас тема проекта?

VII. Подведениеитоговурока

— Что нового вы узнали на уроке?

Домашнеезадание

В течение недели подготовить проект и выступить с ним на уроке-презентации.

Дата:

Тема: Общество

Цель: дать представление об обществе.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять ме­сто человека в окружающем мире; узнают, что такое общество, из каких частей оно состоит; научатся аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.

Оборудование: карточки с заданиями; политическая карта мира; листы бумаги с контуром человека (для трех команд).

Ходурока

I. Организационныймомент

II. Актуализациязнаний. Проверкадомашнегозадания

1. Индивидуальные задания

(Учитель раздает учащимся карточки с утверждениями.)

1) Что относится к природе? Подчеркни правильный ответ.

• Тетрадь, здание школы, самолет, автомобиль, дорога, стадион — это все природа.

• Растения и животные, человек, моря и пароходы, фабрики и за­воды — это все природа.

• Болото, камни, бактерии, грибы, растения, животные — это все природа.

Подчеркни зеленым карандашом объекты живой природы, синим — объекты неживой природы, красным — объекты, сде­ланные руками человека.

2) Что свойственно объектам живой природы? Подчеркни правильный ответ.

• Дышат, разговаривают, питаются, растут, развиваются, дают по­томство, умирают.

• Дышат, питаются, растут, развиваются, дают потомство, умирают.

• Дышат, питаются, растут, дают потомство, умирают.

3) Приведи примеры объектов живой и неживой природы.

Фронтальный опрос

— Назовите ступеньки познания, дайте их характеристику. (Ответ.Восприятие — способность обнаруживать, прини­мать, различать, усваивать явления внешнего мира, форми­ровать их образ. Память — способность сохранять и воспро­изводить в сознании прежние впечатления, опыт, знания. Мышление — способность сравнивать, классифицировать, делать выводы. Воображение — способность представить себе что-то мысленно.)

Наши рекомендации