У пресноводной гидры, медузы и кораллового полипа
1) тело состоит из двух слоёв клеток 2) органы состоят из тканей
3) замкнутая кровеносная система 4) тело имеет лучевую симметрию
5) в наружном слое тела располагаются стрекательные клетки
а) только 1, 2, 3; б) только 1, 4, 5 в) только 1, 3, 5 ; г) только 2, 3, 4, 5; д) 1, 2, 3, 4, 5.
Характерными особенностями рыб являются
1) наличие роговых чешуй 2) двухкамерное сердце 3) дыхание с помощью жабр
4) наружное оплодотворение в воде 5) два круга кровообращения
а) только 1, 2, 3; б) только 2,3, 4; в) только 1, 3, 5; г) только 2, 3, 4, 5; д) 1, 2, 3, 4,
Чем характеризуется оплодотворение у покрытосеменных растений?
1) происходит слияние ядер женской и мужской гамет
2) яйцеклетка окружается большим числом сперматозоидов
3) гаплоидное ядро гаметы сливается с диплоидной центральной клеткой
4) процесс может происходить вне организма
5) происходит в зародышевом мешке взрослого организма
а) только 1, 2, 3; б) только 2,3, 4; в) только 1, 3, 5 ; г) только 2, 3, 4, 5; д) 1, 2, 3, 4, 5.
Особенности, характерные для лишайников,
1) представляют самостоятельную группу организмов
2) занимают промежуточное положение между царствами растений и животных
3) чувствительны к загрязнению окружающей среды
4) нетребовательны к влажности, теплу, плодородию почвы
5) состоят из сросшихся с корнями растений гифов
а) только 1, 2, 3; б) только 1,3, 4; в) только 2, 3, 4 ; г) только 3, 4, 5; д) 1, 2, 4, 5.
6.Растения семейства капустных (крестоцветных) можно узнать по следующим признакам:
1) цветок четырёхчленного типа 2) соцветие кисть
3) цветок пятичленного типа 4) соцветие корзинка
5) плод стручок или стручочек
а) только 1, 2, 4; б) только 2,3, 4; в) только 1, 3, 5; г) только 2, 3, 5; д) 1, 2, 5.
7.Симпатический отдел вегетативной нервной системы человека
1) контролирует реакцию у организма в стрессовой ситуации
2) вызывает сужение кровеносных сосудов
3) усиливает потоотделение
4) усиливает выделение желудочного сока
5)учащает частоту сердечных сокращений
а) только 1, 4; б) только 2,3, 5; в) только 1, 3, 4; г) только 1, 2, 3, 5; д) 1, 2, 3, 4, 5.
Через пуповину зародыш может получать от матери
1) кислород 2) глюкозу 3) мочевину 4) углекислый газ 5) токсины
а) только 1, 2; б) только 1, 2, 5; в) только 1, 2, 4; г) только 2, 3, 4, 5; д) 1, 2, 3, 4, 5.
Оптическая система глаза состоит из
1) хрусталика 2) стекловидного тела 3) зрительного нерва
4) жёлтого пятна сетчатки 5)роговицы
а) только 1, 5; б) только 1,2, 3; в) только 1, 2, 5 ; г) только 2, 3, 4, 5; д) 1, 2, 3, 4,
Каковы свойства и функции воды?
1) высокая теплопроводность 2) высокая теплоёмкость
3) источник ионов водорода при фотосинтезе 4) обеспечивает тургор клетки
5) между атомами в молекуле ковалентные полярные связи
а) только 1, 5; б) только 1,3, 5; в) только 2, 4,5 ; г) только 2, 3, 4, 5; д) 1, 2, 3, 4, 5.
Задание 3 (15 баллов).
Определите правильность суждений. Поставьте знак «+» рядом с номерами правильных суждений.
1. Делением размножаются только клетки, но не органоиды.
2. Птицы произошли от пресмыкающихся.
3. У большинства позвоночных животных в эмбриональном состоянии закладывается хорда, которая далее замещается хрящевым или костным скелетом.
4. Сожительство клубеньковых бактерий и бобовых растений — пример конкурентных отношений в биоценозе.
5. Высшие центры кожного анализатора находятся в теменной доле больших полушарий головного мозга.
6. Вены, расположенные ниже уровня сердца, имеют полулунныеклапаны.
7. Печень – железа внешней секреции.
8. Мышцы лица образованы гладкой мышечной тканью.
9. Стебель обладает положительным геотропизмом.
10. Для наездников, пилильщиков и рогохвостов характерно развитие с полным превращением.
11. Аскарида и бычий цепень обитают в анаэробной среде.
12. Печень выполняет барьерную функцию в организме человека, так как в ней вырабатывается желчь.
13. Живые системы отличаются от неживых составом химических элементов.
14. Химическая основа хромосомы – это дезоксирибонуклеиновая кислота.
15. Гликокаликс – это наружный слой бактериальной клетки.
Задание 4 (8 баллов: 0,5 балла – за каждый правильный ответ).
1.Установите соответствие между функцией и органом человека, который эту функцию выполняет.
| ||||||||||||||||||||||||
А | Б | В | Г | Д | ||||||||||||||||||||
2.Установите соответствие между грибом и характером его питания. | ||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
А | Б | В | Г | Д | Е | ||||||||||||||||||||
3.Установите соответствие между органоидом эукариотической клетки и особенностью его строения.
ОРГАНОИДОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ
А) хлоропласт 1) одномембранный
Б) эндоплазматическая сеть 2) двумембранный
В) лизосома
Г) митохондрия
Д) комплекс Гольджи
А | Б | В | Г | Д |
ШИФР УЧАСТНИКА ОЛИМПИАДЫ______________________________________________
БЛАНК ОТВЕТОВ. Перенесите ответы в матрицу
Задание 1 (всего 30 баллов).
Задание 2 (20 баллов).
Задание 3(15 баллов).
№ | |||||||||||||||
да | |||||||||||||||
нет |
Задание 4 (8 баллов: 0,5 балла за каждый правильный ответ).
А | Б | В | Г | Д |
2.
А | Б | В | Г | Д | Е |
А | Б | В | Г | Д |
Ответы к заданиям школьного этапа олимпиады по биологии
Класс. Всего 73 балла.
Время проведения олимпиады 120 минут
Задание 1(30 баллов)
За каждый вопрос – 1 балл
Задание 2 (20 баллов)(по 2 балла за каждое тестовое задание).
В | Б | Б | В | Б | Д | Г | Б | В | Д |
Задание 3 (15 баллов)
За каждый правильный ответ – 1 балл(учащиеся определяют правильные и неправильные суждения, оценивается каждое утверждение)
№ | |||||||||||||||
да | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | |||||||
нет | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х |
Задание 4 (8 баллов)
За каждый правильный ответ 0,5 балла
1.
А | Б | В | Г | Д |
2.
А | Б | В | Г | Д | Е |
А | Б | В | Г | Д |
Максимальное количество баллов – 73 балла