Анализ системных механизмов целенаправленного поведения

Цель работы: проанализировать системные механизмы целенаправленного поведения.

Содержание работы. Изучите основные принципы по­строения функциональной системы целенаправленного поведе­ния. Начальной стадией поведения является афферентный син­тез. За ней следуют стадии принятия решения и формирования программы действия; формирования аппарата предвидения и контроля исполнения (акцептор результатов действия); эффе­рентного синтеза с его соматовегетативным обеспечением и ста­дия контроля исполнения (обратная афферентация).

Афферентный синтез — процесс сопоставления, отбора и объединения различных по функциональному значению афферент­ных потоков возбуждения в ЦНС, на основе которых строится всё последующее поведение. Выделяют четыре основных компонента афферентного синтеза: мотивационное возбуждение, обстановочную афферентацию, аппарат памяти (прошлый опыт) и пусковую афферентацию (пусковой стимул).

Ведущая роль в формировании стадии афферентного синтеза принадлежит биологическим и со­циальным мотивациям, которые формируются на основе внутрен­ней или внешней потребности, сохраняются вплоть до завершения поведенческого акта и выступают как фактор, направляющий по­ведение.

Обстановочная афферентация определяется действием разнообразных внешних раздражителей, которые позволяют организму ориентироваться во времени и пространстве и оценивать воз­можности реального удовлетворения доминирующей мотивации. Системные механизмы памяти способствуют совершенствованию поведения по мере повторных и однотипных удовлетворений той или иной мотивации.

Пусковой стимул (конкретный раздражитель, определенная ситуация или сама доминирующая мотивация) обо­значает начало поведенческого акта.

Принятие решения и формирования программы действия. Стадия является развитием предыдущей, когда на основе "перебора" информации происходит формирование определенного, конкрет­ного способа действия (линия поведения). Параллельно формиру­ется акцептор результатов действия.

Формирование аппарата предвидения результатов (акцептор результатов действия, АРД). Благодаря наличию АРД животное или человек направленно выполняет опреде­лённые этапы поведения, достигая необходимого результата, свое­временно переключается с одного действия на другое. В акцепторе результатов действия происходят отражение свойств, предстоящих результатов в процессах опережающего возбуждения, а также срав­нение параметров реально полученных результатов с параметрами ожидаемых. В случае их несовпадения возникает ориентировочно-исследовательское поведение, которое приводит к формированию нового, более совершенного афферентного синтеза.

Стадия эфферентного синтеза. Сущность эфферентного син­теза — согласованное взаимодействие соматических, вегетатив­ных и гуморальных исполнительных механизмов. Соматическими называются все виды деятельности, связанные с выполнением произвольного мышечного движения: перемещение тела в пространстве (ходьба), перемещение частей тела относительно друг друга, манипуляции руками, жестикуляция, разговор и др. Вегетативные компоненты представляют совокупность реакций со сторо­ны внутренних органов (в том числе желез внутренней секреции), деятельность которых направлена на удовлетворение доминирую­щей потребности. Взаимодействие соматических, вегетативных и гуморальных компонентов эфферентного синтеза в конечном счёте направлено на получение определённого полезного результата. Выделяют три группы результатов. Первую группу составляют относи­тельно простые результаты (осмолярность, уровень сахара, газовый состав крови и др.), достижение которых обеспечивается деятель­ностью функциональных систем гомеостатического уровня. Вторая группа результатов, направленная на сохранение вида и продолже­ние рода, является следствием полового и родительского поведе­ния. Третья группа — наиболее сложные результаты общественной жизни человека или зоосоциального поведения животного.

Обратная афферентация обеспечивается импульсацией от рецепторов зрительного, слухового, обонятельного и прочих видов анализаторов, проприорецепторов внутренних органов и сосудов, а также гуморальной сигнализацией по принципу "feed back" — обратная связь. В ходе реализации целенаправленного поведения через обратную афферентацию осуществляется постоянная оцен­ка реально полученного результата с тем, который был запрограммирован в акцепторе результатов действия. Результат этой оценки и определяет дальнейшее поведение человека или животного.

Оформление протокола. Законспектируйте этапы поведенческого акта и приведите примеры.

Ситуационные задачи для определения конечного уровня знаний студентов:

Задача №1

Любая функциональная система поведенческого уровня начинается со стадии афферентного синтеза, на которой решаются вопросы: «Что делать?», «Когда делать?», «Как делать?». Какие функции выполняет доминирующая мотивация, память, пусковая афферентация? Что представляет собой эфферентный синтез? Приведите пример акцептора результатов действия.

Задача №2

Основными компонентами афферентного синтеза являются память и доминирующая мотивация. В чём состоит роль памяти и доминирующей мотивации на стадии афферентного синтеза?

Задача №3

Механизмы функциональной системы поведения формируются в определённой логической последовательности. Какую информацию в функциональной системе поведенческого акта несёт обратная афферентация? Что предшествует формированию акцептора результата действия?

Задача №4

Любая функциональная система строится по единому принципу и включает универсальные узловые механизмы, взаимосодействующие достижению конечного полезного результата поведения. Какие функции выполняет афферентный синтез, принятие решения, акцептор результата действия?

Задача №5

Эмоции – сильнейший биологический фактор, направляющий, корригирующий, усиливающий или прекращающий поведенческий акт, это субъективно окрашенное положительное или отрицательное состояние человека отражает оценку им результативности поведения. На какой стадии функциональной системы поведения возникают эмоции? Возбуждение какой структуры мозга обязательно при формировании эмоции? Назовите функции эмоций.

ЗАНЯТИЕ №23

Коллоквиум. Тестированию и обсуждению подлежат все вопросы предыдущих тем (18 – 22).

Наши рекомендации