Оценка подвижности нервных процессов

29. Стремлюсь скорее начать и закончить выполнение всех учебных и общественных поручений.

30. Спешу, поэтому допускаю много ошибок.

31. К выполнению заданий приступаю сразу, не всегда хорошо обдумывая их.

32. Легко изменяю привычки и навыки, а также легко их приобретаю.

33. Быстро привыкаю к новым людям, к новым условиям жизни.

34. Люблю быть с людьми, легко завожу знакомства.

35. Быстро втягиваюсь в новую работу.

36. Легко перехожу от одной работы к другой.

37. Люблю, когда задания часто меняются.

38. Легко и быстро засыпаю и встаю.

39. Легко переключаюсь от переживания неудач и неприятностей к деятельности.

40. Чувства ярко проявляются в эмоциях, в мимике и вегетативных реакциях (краснею, бледнею, бросает в пот, дрожь, ощущаю сухость во рту и др.).

41. Часто и по любому поводу меняется настроение.

42. У меня быстрые речь и движения.

Оформление протокола. 1. Подсчитайте число баллов при предложенным вопросам. 2. Ответы, выраженные в баллах, занесите в таблицу.

Таблица 2. Ответы на вопросы, выраженные в баллах

  Сила   Уравновешенность   Подвижность
  Номер вопроса   Оценка   Номер вопроса   Оценка   Номер вопроса   Оценка
Сумма баллов со знаком "+" Сумма баллов со знаком "-" Сумма баллов, %   Сумма баллов со знаком "+" Сумма баллов со знаком "-" Сумма баллов, %   Сумма баллов со знаком "+" Сумма баллов со знаком "-" Сумма баллов, %  

3. Анализ ответов. Сложите в каждой графе баллы со зна­ком "+" и отдельно со знаком "-", переведите их в проценты. За 100 % примите общее число оценок (14), умноженное на макси­мальный балл (3).

4. На основании полученных данных сделайте заключение о вы­раженности силы, уравновешенности, подвижности нервной сис­темы, придерживаясь следующих ориентировочных границ: 50 % и более — высокая, 49—25 % — средняя, 24—0 % — низкая. Соответ­ствующие границам цифры со знаком "+" характеризуют высо­кую, среднюю или низкую выраженность силы, уравновешенно­сти и подвижности нервной системы, со знаком "-" — слабость, неуравновешенность, инертность.

5. Определите тип вашей нервной системы и составьте его ха­рактеристику.

Практическая работа №4

Определение типа темперамента (ВНД) методом психологического тестирования

Цель работы: определить тип темперамента.

Содержание работы: Испытуемый знакомится со списком качеств, присущих тому или иному темпераменту (см. ниже) и, обнаружив у себя в характере данное качество, ставит знак + в соответствующую графу таблицы. Если данное качество отсутствует, не ставит никакого знака.

Таблица 3. Черты характера, присущие типам темперамента

Черты Холерик Флегматик Сангвиник Меланхолик
характера (X) (Ф) (С) (М)
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
Общее Ах= Аф= Ас= Ам=
количество        
присутствующих (например 5) (например 10) (например 15) (например 5)
качеств        

После анализа (с помощью списка) всех качеств каждого темперамента, подсчитывают количество «+» в каждой графе (Ах, Аф, Ас, Ам); и рассчитывают А=АХ+Аф+Асм. Затем, приняв, что А=100%, рассчитывают значение Ах,Аф,Асм в %.

Например: А=Ах+Афсм=5+10+15+5=35

35-100% Ах=14% Аф=28%

5-х% Ас=42% Ам=14%

Оформление протокола. Укажите какие черты преобладают у испытуемого?

Черты характера, присущие каждому темпераменту:

Холерик:

1. неусидчивость, суетливость

2. невыдержанность, вспыльчивость

3. резкость, прямолинейность в отношениях с людьми

4. решительность, инициативность

5. упрямство

6. находчивость в споре

7. привычка работать рывками

8. склонность к риску

9. незлопамятность и необидчивость

10. сбивчивая, быстрая, эмоциональная окрашенная речь

11. нетерпимость к недостаткам

12. склонность к грубым шуткам

13. выразительность мимики

14. неустанное стремление к новому

15. резкость, порывистость движений

16. настойчивость в достижении цели

17. склонность к резким сменам настроения

Флегматик:

1. умение сохранять спокойствие и хладнокровие в любых обстоятельствах

2. последовательность и обстоятельность в делах

3. осторожность и рассудительность

4. способность ждать

5. молчаливость

6. спокойная, равномерная речь с остановками, без резкого выражения эмоций

7. умение доводить начатое дело до конца

8. склонность не растрачивать попусту силы

9. умение придерживаться выработанного порядка жизни, системы в работе

10. малая восприимчивость к одобрению и порицанию

11. незлобивость, снисходительное отношение к колкостям в свой адрес

12. постоянство интересов

13. неумение быстро включаться в работу и переключаться с одного дела на другое

14. ровное отношение ко всем

15. аккуратность и опрятность во всём

16. трудная приспосабливаемость к новой обстановке

17. собранность

Сангвиник:

1. энергичность

2. склонность переоценивать себя

3. способность быстро схватывать новое

4. неустойчивость интересов и склонностей

5. лёгкая переносимость неудач и неприятностей

6. высокая приспособляемость к разным обстоятельствам

7. увлечённость любым новым делом

8. склонность быстро «остывать», если дело перестаёт интересовать

9. нежелание заниматься однообразной, будничной, кропотливой работой

10. общительность, отзывчивость, лёгкость в общении с новыми знакомыми

11. высокая выносливость, работоспособность

12. громкая, быстрая, отчётливая речь, сопровождающаяся живыми жестами, выразительной мимикой

13. способность сохранять самообладание в неожиданной, сложной обстановке

14. умение сохранять всегда бодрое настроение

15. способность быстро засыпать и пробуждаться

16. несобранность, поспешность в решениях

17. склонность к поверхностным суждениям

Меланхолик:

1. склонность теряться в новой обстановке

2. неумение быстро устанавливать контакты с незнакомыми людьми

3. неверие в свои силы

4. лёгкая переносимость одиночества

5. склонность уходить всегда в себя

6. быстрая утомляемость

7. тихая речь, переходящая иногда в шепот

8. склонность невольно приспосабливаться к характеру собеседника

9. впечатлительность до слезливости

10. чрезвычайная восприимчивость к одобрению и порицанию

11. предъявление высоких требований к себе и окружающим

12. склонность к подозрительности, мнительности

13. болезненная чувствительность и ранимость

14. скрытность и необщительность

15. малая активность и робость

16. склонность подчиняться чужой воле

17. стремление вызвать сочувствие у окружающих

Ситуационные задачи для определения конечного уровня знаний студентов:

Задача №1

Возможно ли образование условных рефлексов у новорождённого ребёнка?

Задача №2

Исчезнет ли условный рефлекс, если нарушена ассоциативная связь меду отделами в коре головного мозга, участвующими в образовании этого условного рефлекса?

Задача №3

Как узнать, может ли животное отличить круг от эллипса?

Задача №4

Животному введена большая доза аминазина, который блокирует восходящую активизирующую систему ретикулярной формации мозгового ствола. Как при этом меняется поведение животного и почему?

Задача №5

Можно ли у человека образовать условный рефлекс, не прибегая к многократному сочетанию искусственного условного сигнала и безусловного раздражителя?

Задача №6

У собаки выработан условный рефлекс на слово «звонок». Проявится ли условный рефлекс, если теперь дать в качестве условного сигнала настоящий звонок?

Задача №7

При каких условиях происходит срыв высшей нервной деятельности?

Задача №8

Что произойдёт со слуховыми условными рефлексами после удаления затылочной или височной долей мозга?

Задача №9

Рефлекс на слово – это условный рефлекс? Если да, к какому виду торможения относится?

ЗАНЯТИЕ №21

Наши рекомендации