Взаимодействие кожного (тактильного) и двигательных анализаторов

В суставных сумках, коже, скелетных мышцах и сухожилиях находятся рецепторы, адекватно раздражаемые растяжением. Возникающие в них афферентные импульсы поступают в мозг и вызывают ощущения движения и положения (кинестезия). Совершенство движений в значительной степени достигается за счёт афферентной сигнализации.

Цель работы: доказать взаимодействие кожного двигательного анализаторов.

Оснащение: лист бумага, два цветных фломастера или гелевых стержня. Исследование проводят на человеке.

Содержание работы. Выполните упражнения, показы­вающие роль афферентных импульсов от периферии двигательно­го аппарата в воспроизведении движений. Работают два студента, один из них является испытуемым.

Первая проба. Попросите испытуемого встать перед столом, на котором лежит лист бумаги, взять в правую руку карандаш и за­крыть глаза (глаза должны оставаться закрытыми на протяжении всего опыта). Возьмите руку испытуемого и установите её в исход­ное положение, которое отметьте на бумаге точкой. Затем оторвите от бумаги руку испытуемого, перенесите её на некоторое расстоя­ние от исходной точки вправо или влево, опустите, задержите на 5 с, отметьте это место и возвратите руку в исходное положение.

Дважды после этого — через 10 с и 60 с испытуемый должен воспроизвести пассивное движение, заданное вами. При этом сделайте отметку на бумаге и возвратите руку испытуемого в исходное положение. Таким же образом исследуйте воспроизведение пассив­ных движений руки испытуемого снизу вверх и сверху вниз. Измерьте расстояние между точкой, поставленной после пассивного движе­ния, и точками, отражающими активные движения испытуемого.

Вторая проба. Слегка прикоснитесь к ладони испытуемого, глаза которого закрыты, тонким фломастером или гелевым стерж­нем. Испытуемый должен другим фломастером отметить место прикосновения. Проделайте то же самое, нанося тактильное раз­дражение на кожу плеча и предплечья. Измерьте расстояния ме­жду точками — заданными вами и указанными испытуемым. Точ­ность локализации прикосновения к различным участкам кожной поверхности не одинакова. Она определяется временными свя­зями в коре большого мозга человека между кожно-тактильными и двигательным анализаторами.

Оформление протокола. Сравните точность воспро­изведения движений у разных лиц в группе, а также зависимость запоминания положения и движения от времени после пассивно­го перемещения руки.

Практическая работа №5

Определение порога обоняния в возникновении вкусовых ощущений

Цель работы: определить порог обоняния в возникновении вкусовых ощущений.

Оснащение: репчатый лук. Исследование проводят на человеке.

Содержание работы. Обследуемый кусает кусочек лука вначале при закрытых носовых путях (зажав ноздри пальцами), а затем при открытых и сравнивает ощущения.

Оформление протокола. 1. Опишете результаты исследования. 2. Сделайте вывод, указав, почему при насморке частично утрачивается чувство вкуса.

Практическая работа №6

Опыт Аристотеля

В процессе неоднократных воздействий на человека комплексных раздражителей в ЦНС формируется интегральный сенсорный образ этих раздражителей. Например, при взятии рукой карандаша его специфический сенсорный образ формируется в результате сочетанного поступления в ЦНС тактильной, проприоцептивной, зрительной информации. В последующем человек обучается бы­стро выделять знакомые комплексы раздражителей даже в ситуа­ции ограничения сенсорного поступления возбуждений в ЦНС. Например, не глядя на предмет, на основании лишь ощущений прикосновения и давления человек в состоянии идентифицировать качественные характеристики пред­метов воздействия. Необходимо учесть, что идентификация свойств предметов при ограничениях объёма сенсорного воздейст­вия должна протекать в условиях стандартного, т. е. обычного, воздействия предмета на органы чувств, в противном случае воз­можны ошибки, что можно иллюстрировать опытом Аристотеля.

Оснащение: металлический шарик диаметром 5—7 мм или горо­шина.

Содержание работы. Закройте глаза, зажмите малень­кий шарик (горошина) между указательным и средним пальцами. При этом возникает ощущение воздействия на кожу пальцев од­ного шарика. Перекрестите пальцы так, чтобы шарик был зажат между медиальной стороной указательного пальца и латеральной стороной среднего пальца. При этом создается ощущение воздей­ствия на кожу пальцев двух шариков. Последнее связано с тем, что обращенные друг к другу кожные поверхности перекрещенных пальцев в обычных условиях одновременно раздражаются различ­ными предметами, что приводит к образованию в ЦНС соответ­ствующей ассоциативной связи.

Оформление протокола. Опишите свои ощущения при проведении опыта.

Ситуационные задачи для определения конечного уровня знаний студентов:

Задача №1

На основании каких признаков человек судит о направлении и скорости движения предметов, удаляющихся от него?

Задача №2

Расставьте ниже перечисленные участки кожи по степени возрастания чувствительности её к прикосновению: предплечье, спина, подошва, нос, кончики пальцев рук, губа, лоб.

Задача №3

У больного повреждены канальцы внутреннего уха. Может ли он дать отчёт о положении головы в пространстве?

Задача №4

На человека действует болевой раздражитель. Можно ли, не спрашивая отчёта об его ощущениях, узнать, что он чувствует боль?

Задача №5

Где легче определить направление источника звука – в воздухе или в воде?

Задача №6

Почему мы не ощущаем кольцо, которое постоянно носим на пальце, но отчётливо чувствуем, что на этот палец села муха?

Задача №7

Как изменяется слух, если овальное окно в костной капсуле улитки закрыть жёсткой мембраной?

Задача №8

Назовите вещества, снижающие болевую чувствительность?

Задача №9

В процессе эволюции, как полагают, с развитием более совершённых воспринимающих аппаратов и проводящих путей, сформировались два вида боли – протопатическая и эпикритическая. Но наряду с ноцицептивной системой, обеспечивающей болевые ощущения, в организме присутствует и антиноцицептивная система. Назовите основные признаки протопатической и эпикритической боли. Какую функцию выполняет антиноцицептивная система? Какие вы знаете опиатные пептиды?

ЗАНЯТИЕ №20

Наши рекомендации